12 сентября 2023, 15:56

Ъ: «ОАО РЖД готовится к третьему этапу модернизации БАМа и Транссиба»

Газета «Коммерсантъ» опубликовала материал о перспективах и планах модернизации БАМа и Транссиба.

Инфраструктурное строительство

В 2024 году ОАО РЖД завершает основные работы по второму этапу расширения Восточного полигона и запускает движение. Несмотря на необходимость строить в условиях непрерывного движения, постоянного кадрового голода и многообразных капризов погоды, компания постоянно увеличивает объем работ, который в текущем году в денежном выражении превзойдет 2022-й более чем на 80%. Подрядчики ОАО РЖД ожидают старта продолжения стройки — они уже сосредоточили на Восточном полигоне значительные объемы персонала и техники, и перебазирование обойдется дороже, чем продолжение работ. В ОАО РЖД ждут скорейшего одобрения третьего этапа модернизации БАМа, который позволит к 2032 году увеличить провозную способность на Восточном полигоне до 255 млн тонн <...>

К третьему этапу

О третьем этапе БАМа руководство страны постоянно говорит как о само собой разумеющейся стадии разворота на Восток, однако пока официальный старт проекту не дан. В июле на совещании с правительством президент РФ Владимир Путин призвал не откладывать реализацию третьего этапа БАМа. «Это же экономически выгодный проект,— подчеркивал он,— это же покупаемые проекты, то, о чем мы все время говорили. Если вкладывать деньги, вкладывать нужно в то, что окупается. Это же окупается».

Третий этап на сегодня разделен на подэтапы, исходя из прогноза увеличения грузооборота. Первый — подэтап 3.1 — предполагает увеличение пропускной способности до 197 млн тонн под вывоз дополнительного угля с Эльгинского месторождения и, возможно, других месторождений Якутии. Его реализация позволит дополнительно перевозить 16,6 млн тонн грузов в направлении Ванино-Совгаванского узла. Сегодня ОАО РЖД уже начало проектировать 84 объекта этого подэтапа: по словам Андрея Макарова, в первом квартале 2024 года ожидается прохождение госэкспертизы.

ОАО РЖД даже планировало уже в следующем году начать подготовительные работы, поскольку, говорил господин Макаров, «строители уже там, на месте, и нам было бы достаточно удобно с точки зрения строительной логистики». Но пока есть вопросы с источниками финансирования: трехлетняя инвестпрограмма на 2023–2025 годы не предусматривала средств на эти цели. «Будем надеяться на то, что в инвестпрограмме 2024 года совет директоров позволит нам какие-то средства на это предусмотреть»,— добавил господин Макаров.

Оценка этого этапа существует пока в предварительном приближении. В 2021 году его стоимость оценивалась в 332,6 млрд руб., в том числе предполагалось получение 188 млрд руб. из средств ФНБ. В 2022-м оценка уже составляла 450–460 млрд руб. и включала в себя расчет на 300 млрд руб. средств ФНБ. Пока подтверждения того, что средства из фонда будут выделены, нет. Хотя в мае замминистра транспорта Валентин Иванов говорил, что выделение средств рассматривается и предварительная оценка их составляет 200–218 млрд руб. <...>

Концессионная стройка

И, наконец, третий подэтап (3.3) позволит Восточному полигону выйти на 255 млн тонн к 2032 году. Он предусматривает строительство вторых путей на БАМе и четырех крупных объектов: вторых Кодарского, Кузнецовского и Северомуйского тоннелей и моста через Амур. Этот этап предложено реализовывать за счет концессионных инициатив, с которыми в 2022-м выступили «Бамтоннельстрой-Мост» Руслана Байсарова и Газпромбанк (см. “Ъ” от 1 июня 2022 года). В «БТС-Мост» оперативных комментариев “Ъ” не дали, однако ранее там указывали на «необходимость незамедлительно приступить к реализации технологически сложных участков Восточного полигона, реализация которых займет не менее восьми лет и без которых невозможно существенно увеличить провозную мощность».

В апреле уполномоченным органом на рассмотрение предложений по концессионным соглашениям стал Росжелдор. Сейчас вопрос концессии обсуждается в правительстве. При этом, как следует из интервью Андрея Макарова на стр. 14, для ОАО РЖД принципиальны и взаимоувязка первого подэтапа со вторым (чтобы строители, которые завершают сейчас работы на западных участках БАМа, не перебазировались оттуда), и понимание ситуации с третьим концессионным подэтапом, поскольку длительные сроки строительства тоннелей означают, что для завершения работ в 2032 году уже в 2024-м следует начинать строительство.

В связи с этим важно скорейшее принятие решения о старте БАМа-3. «Останавливать работы нецелесообразно даже для самих подрядчиков: они уже развернулись, на перебазировку уйдет больше времени и денег, чем собственно на продолжение работ,— говорит Андрей Макаров.— Нам важно постоянно поддерживать подрядчиков, показывать им следующий год и грядущие горизонты. Третий этап — это тот стимул, та мотивация, видя которую они сегодня работают и планируют в 2024–2025 годах закончить все свои объемы, и неплохо было бы уже перейти на следующие объекты, которые там же находятся, с точки зрения производственной, строительной логики».

Так, Алексей Крапивин говорит, что ГК 1520 безусловно заинтересована принять участие в продолжении работы на Восточном полигоне. «Создание ГК 1520 в течение последних трех лет столь масштабного кластера ресурсов, включая людей и технику, позволит уже в следующем году приступить к развороту первоочередных работ по новым объектам Восточного полигона, обусловленных прежде всего подготовкой территорий и началом работ по искусственным сооружениям»,— добавляет он.

Для старта очередного этапа развития Восточного полигона требуется прежде всего решение правительства РФ, государства, полагает господин Крапивин. «Хорошим подспорьем для всех участников проекта стала бы долгосрочная программа развития Восточного полигона,— поясняет он.— Принятие подобного документа позволило бы планировать загрузку на несколько лет вперед, обеспечить реализацию проекта более эффективно».

Полный текст по ссылке на источник


В связи с ужесточением требований к сбору и хранению персональных данных мы были вынуждены отключить возможность оставлять комментарии к материалам на сайте. Обсудить новости можно в наших соцсетях:
https://vk.com/bmk.news

© 2004-2025 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес редакции: 670000, Республика Бурятия, 

г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 54б, помещение 3А

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru

Учредитель - ООО «Байкал Медиа Консалтинг». Главный редактор:

Озеров Игорь Викторович


Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^