β
μ


26 сентября, 16:19

Организатор «Типомании»: Дизайн - это производная от количества свободных денег в обществе

Всего через несколько дней в Улан-Удэ состоится фестиваль «Типомания», одно из самых молодых и ярких мероприятий в России по графическому дизайну, каллиграфии и видео-арту. БМК уже публиковало часть интервью о фестивале с его организатором Дмитрием Галсаном — графическим дизайнером, живущим и работающим в нашем городе. Использованные в материале фотографии и видео взяты с личной страницы Дмитрия в социальной сети и имеют отношение к предстоящему мероприятию.

Можно ли стать дизайнером, не имея профильного высшего образования, как получить опыт, занимаясь открытками с котятами и верстая глянцевые журналы, и что общего у дизайна и туризма, обо всем этом поведал Дмитрий Галсан в интервью БМК.

— Расскажи немного о себе. Как ты стал дизайнером?

Закончил школу в Иволге в 1995 году и уехал учиться в Российский университет дружбы народов. Во время учебы параллельно подрабатывал, в том числе и в типографии.  По большей части это было хобби, которое впоследствии стало главной профессией.

Дизайнером стал достаточно случайно, с одной стороны. Сложно было тогда представить, чем буду заниматься. На своей первой работе, в 1998 году, в мои обязанности входила подготовка pdf-файлов московской и федеральной прессы, для продажи через интернет. Это была работа, как сейчас сказали бы, в «интернет-стартапе» — хотя тогда даже термина как такового не припоминаю. Все было ново, а большинство вокруг даже не понимало значения слова «интернет». Кроме обработки пдф-файлов, еще было нужно делать баннеры на сайт, простенькие коллажи — анонсы того, что будет в номере. С этого освоения фотошопа для меня начался дизайн — с фотошопа шагнул на верстальные системы, а все это само собой, но постепенно превратилось в профессию.

6.jpg

По базовому образованию эколог, это следствие еще школьного интереса к биологии и экологии. Ездили на олимпиады, все такое вот школьное. Интерес к естественным наукам после РУДН эволюционировал в интерес к вопросам философии настолько, что получилось закончить аспирантуру и защититься по истории философии, но все свободное время не переставал работать — верстал книги, буклеты, каталоги всякие, параллельно стало интересно заниматься айдентикой (созданием логотипов и фирменных стилей). Когда встал вопрос о нехватке полноценных знаний в графдизайне, узнал о Высшей академической школе графического дизайна, куда пошел в Летнюю школу в 2005 году и где познакомился с ее создателем и руководителем, аксакалом российского дизайна Сергеем Ивановичем Серовым. Та школа дала мне ответ на вопрос, тем ли делом я занимаюсь. Выбор был сделан окончательно.

— В каких компаниях в Москве работал дизайнером?

Работал в разных компаниях, но в основном с одной группой людей, с которыми мы являемся фактически партнерами и по сей день. Первым же местом работы была интернет-компания «Russian Story», которая продавала российскую прессу на западе. Это был 1998 год, который запомнился своим кризисом. Из «Russian Story» уволился, где у меня были, как сейчас помню, 100 долларов в месяц, и по рекомендации соседа по общаге, ушел на другую работу, где была зарплата в рублях, как раз в кризис. Рубли резко превратились в фантики, а в «Russian Story» продолжали платить «в баксах». Тогда покусал локти конечно, но зато работа стала намного интересней. В «Russian Story» приходилось делать техническую работу, дистиллировать поскрипты скучных газет и ездить с огромным внешним хардом «SyQuest» по редакциям разных московских газет, у которых не было FTP (передачи файлов через интернет).  А на новом месте работы, в «International Music Market», мы со старшим коллегой Эдиком, который собственно и принимал меня на работу, делали и печатали флаеры, а потом по вечерам развозили их по ночным клубам, в основном техно-клубов. Все это было интересно, все-таки молодость, новая жизнь, новая музыка и тд и тп. Страна менялась стремительно, и мы вместе с ней. Кроме музыкальных флаеров, что было самым интересным для меня, занимались еще много чем — на всем, на чем тогда можно было заработать нашим учредителям, как понимаю. Были даже всякие бухгалтерские журналы, открытки с котиками и покемонами, книжные закладки и прочие «семечки».

10.jpg

По книгам же помню, в конце прошлого тысячелетия, посадили меня на верстку энциклопедии «Лошади России», первой в моей жизни большой книги. Редакторы ее были две очень хорошие тетушки, которые многому тогда научили меня, зеленого юнца, по очевидному недоразумению прилагавшегося к компьютеру, прямо на практике. На эту книгу, конечно, сейчас и без слез не посмотришь, но на ней получил очень много нужного опыта, от цветоделения и ретуши со сканов слайдов, до кернинга и интерлиньяжа. Ретушь сканов слайдов, кстати сказать, это то еще адское «удовольствие», которое в эпоху тотальной «цифры» наверное, уже очень сложно понять.

Поэтому, если говорить о профессиональном опыте, это был скорее постепенный рост с самых азов, с кучей шишек на свою голову, перепечатками тиражей, ночными выездами на типографии и фотовыводы. Да, кстати, фотовыводы тоже были особенные места. Известные преимущественно дизайнерам и спецам — «Делай вывод», позже помнится был «Хилверсум» на Ордынке. Места ночных тусовок многих дизайнеров. Там выводили на пленки наши макеты, которые затем отправляли на типографии, где с них и печатали тиражи. Сейчас уже такой технологии нет, по сути. Но тогда там постоянно пересекались верстальщики и дизайнеры, потому что часто приходилось подолгу ждать свои «пленки».

Позже мы с моим старшим коллегой по приглашению ушли на большой журнальный проект. Нас посадили в самом центре Москвы, на Пушкинской, напротив кинотеатра «Россия», где мы набрали самой актуальной на тот момент оргтехники, верстальщиков и стали выпускать какими-то чудовищными тиражами еженедельные сканвордные журналы на всю страну. Было приятно в один из приездов в Бурятию наткнуться на них в киоске чуть ли не в родной Иволге. Один из журналов был назван по моему предложению узнаваемым в Бурятии словесным оборотом — «Ясное дело!».

7.jpg

На этом журнальном проекте состоялось мое знакомство с миром ролевой офсетной печати, с такими немаленькими штуками, как например, печатная машина Heidelberg M600. Такие машины и сейчас могут произвести впечатление — когда из ультрафиолетовой сушки и фальцовки плавно течет река высушенных и ярких 16-страничных тетрадок твоего будущего журнала.

В те же годы доводилось делать много всего — журналы по дайвингу (старый «Октопус», DiveTek), экстремальным видам спорта («Вертикальный мир»), агрессив инлайн скейтингу и граффити («CrazyСпорт»), купальникам и белью («Lingery»), журналы про Францию и прочие. Очень много проектов проходило и многим было нужно помогать, от маленького буклетика в заданном стиле до разработки журнала с нуля. С начала второй половины двухтысячных, с полноценным заходом в Россию больших транснациональных медиа и крупных сетевых агентств, забравших на себя львиную долю рекламодателей, большинство подобных частных издательских проектов благополучно сдулись, но в один момент было целое бурление таких прожектов. Но для меня в этом моменте отражается кайф дизайна как профессии, наверное — когда от проекта к проекту ты постоянно вникаешь во что-то новое, и не успеваешь застыть мозгами и законсервироваться на одном месте. Но конечно, были и неинтересные проекты, просто «за деньги» — например, каталоги всякой посуды или тяжелой техники, где слово менеджера важнее и каждый миллиметр выверяется и согласовывается по нескольку раз боссами разных уровней.  

Наш альянс в итоге дорос до создания отдельной дизайн-студии в 2005 году, где помимо полиграфии мы могли бы браться и за веб-проекты. Помню, как ошиблись с первым названием для нее. Назвались «Структурой Креата» и стали получать ухмылочки и понимающие взгляды кассиров и операционистов банков — оказалось, что «структурой» на банковском жаргоне тогда называли фирмы-однодевки, где заканчивались серые схемы всяких мутных товарищей и организаций. Поэтому снова долго выбирали название и нашли чудесное японское словосочетание iji-iji из красивого японского учебника моей младшей сестренки, студентки-японоведа. Так и появилась iji-design студия, ныне студия ijidigital.ru.

— Чем было вызвано решение вернуться в Бурятию?

— На самом деле никогда не хотел оставаться в Москве. Кратко говоря, пришлось там задержаться, пока скорость и цена интернета не стали доступны для удаленной работы. Переехали мы из Москвы в самом конце 2010-го года, наш второй сын родился через пару месяцев уже в Улан-Удэ. Стало возможным работать на аутсорсе  без особых последствий и нарушений студийного рабочего процесса. У нас полстудии разъехалось в тот год, кто-то на Бали, кто-то в Испанию, кто-то в Грузию, но это не мешало вести рабочие проекты. Сейчас мы работаем с моими московскими коллегами на проектной основе. У нас есть проект PrintLeto.ru, это типография, на которой мы все выпускаем. Кстати, они по-дружески поддержали улан-удэнский фестиваль «Типоманию» и помогли отправить плакаты и кучу дизайнерских книг из Москвы, это круто. С ними мы делаем книги и разные многостраничные издания. Так что, в какой-то степени, можно выразиться, что профессионально никуда и не уезжал из Москвы. Во времена фейсбука место твоего проживания становится всего лишь строчкой в разделе «био».

— Ты говорил, что «Типомания» в Улан-Удэ делается в том числе и для того, чтобы у местных дизайнеров была возможность учиться у крутых спецов, не выезжая далеко. Кого именно ты бы пригласил?

В России сегодня много интересных проектов и людей. Дизайн для России профессия молодая, поэтому развитие креативных дисциплин до сих пор идет бурным ростом, как мне кажется.

Кроме Саши Васина, Натальи Вельчинской, Татьяны Альтаповой, которые уже скоро будут у нас, конечно, в первую очередь нужно привезти сюда нашего гуру российского дизайна, Сергея Серова. Его плакатная биеннале «Золотая Пчела» — событие мирового значения, без преувеличений. Мы с ним обсуждали год-два назад возможность проведения выборочных выставок «Золотой Пчелы» в Улан-Удэ, но все упирается в отсутствие в нашем городе большого и современного выставочного пространства. Но из головы это конечно не выкидываем, при первой же возможности мы попробуем этот более рискованный, чем фестиваль, формат плакатной биеннале. Посмотрим, как отреагирует наш город на «Типоманию», и многое станет ясно.

9.jpg

Из других проектов есть «Дизайн-выходные», когда в разные города (пока преимущественно в Центральной России) на два выходных едут толпы дизайнеров на конференции, есть проект «Designworkout» от «Мастерской» Дмитрия Барбанеля, напрямую причастного к дизайну российского глянца с конца 1990-х (Esquire, Playboy, «Секрет фирмы» и мн. др.). Списывались с ним не так давно по одной необычной, но интересной образовательной идее. Может быть, созреют причины и условия, и получится довести эту идею до практических результатов в нашем городе.

Есть и идеи проведения летних дизайнерских школ в Бурятии, не только на Байкале. Наши соседи из Иркутска уже осваивают этот формат, жалко, что пока еще не случилось познакомиться с ними лично. Надеюсь, если кто-то будет читать это из Иркутска — приезжайте к нам на фестиваль 28-30 сентября, будем рады знакомствам!

Существует и проект дистанционной школы, bang bang education. Мы получили от них возможность показать абсолютно бесплатно на фестивале «Типомания» большой документальный фильм «100 лет дизайна», который только сейчас прокатывается по разным городам России. Саша Васин обещает нам подготовить вступительное слово, так что одно это могло бы стать само себе событием, отдельным информ-поводом, так сказать.

Также нам очень хотелось привезти Кристину Губер, это очень клевый дизайнер, музыкант и преподаватель дизайна из Германии. В последнее время живет и работает во Франкфурте. Мы познакомились в прошлом году в Черногории, в серовской школе «Golden Bee Academy» на базе арт-центра Марата Гельмана, где она была нашим преподавателем. У нее есть искренний интерес к нашему региону и культуре, большое желание доехать до нас. Очень жалко, что не случилось привезти ее саму в этом году, но она уже прислала нам свою плакатную выставку BE-RU.DE, абсолютно чумовой «отвал башки», где Кристи пытается демонтировать границы языковых систем, в данном случае между латиницей и кириллицей, между русским и немецким языками. Кристи работает с такой звездой дизайна, как Айке Кёниг из берлинской студии HORT, которого также было бы невероятно круто встретить в нашем аэропорту.

С востока, конечно, хотелось бы пригласить в первую очередь очень сильного и заметного дизайнера из Внутренней Монголии, Тэнгиса Хасбагана — его шрифтовые опыты по монгольскому письму впечатляют. К сожалению, в этом году у него не получается выехать к нам, но он обещал подготовиться к следующему году.

Из Улаанбаатара к нам уже едут такие клевые дизайнеры, как Идо Нямсурэн, Тамир Баярсэхан, Mongol Dook, и много других ребят, кто подготовил кучу плакатов для нашего города. Кроме дизайнеров, из Монголии к нам едут очень крутые каллиграфы, Цэгмид Тамир, Ганбаатар, Энхбаяр и другие. Они грозятся привезти целые инсталляции к нам, своих работ. То, что мы видели у них в мастерских в Улаанбаатаре, конечно, производит серьезное впечатление.

8.jpg

Но вообще конечно, данный список имен почти бесконечен — мир большой, крутых ребят везде много, мне кажется, важнее наладить сам механизм, площадку для приема таких людей у нас в регионе.

— Насколько важно развивать дизайн для территорий в целом и таких регионов, как Бурятия?

— Дизайн это производная от количества свободных денег в обществе, от наличия конкурентых условий в тех или иных сферах производства и услуг. А если денег в обществе нет, то и массовая надобность в дизайне отпадает. Но у нас есть другое — мы волею судеб живем в географически очень привлекательном месте, где помимо очевидного Байкала, есть отворот на Транссиба в сторону Монголии. Соответственно есть туристы, количество которых, кажется, растет вопреки, а не благодаря.

Приведу пример. В Черногории ездили в город Цетинье, он находится в горах, там нет никакого моря, он достаточно холодный. По сути, делать там нечего, город маленький, но это культурная столица страны. На каждой улице, через каждую сотню метров по галерее, там отличная арт-школа, там клевые бары с клевой музыкой. Благодаря этому возникает туристическая привлекательность, возникает момент, когда искусство и дизайн начинают сами становиться ценностью. По сути, в случае Улан-Удэ задача искусства и дизайна — задерживать проезжающего туриста хотя бы еще на полдня или день. Это ведь деньги в живом виде. Возможно, должна быть единая концепция развития как Республики, так и Города. Например, правильная идея набережной по Селенге и Уде, конечно, должна развиться до идеи кольца, где конечной точкой мог бы стать перепрофилированный Центральный рынок, исчерпавший себя собственно как рынок сельхозпродукции (к нему после постройки развязки сложно подьехать, припарковаться, все улочки вокруг перегружены). Его можно было бы без особых перестроек переформатировать в арт-пространство, с большим выставочным залом в центральном корпусе и продуманным арт-кластером вокруг, куда смыкались бы в итоге все туристические маршруты по центру города. А рынок конечно нужен, но в более удобном для всего города месте.

В той же Туле например (мы очень много лет работали со старейшей в России тульской типографией «Лев Толстой»), уже три арт-кластера наподобие «Винзавода», а в городе проживает 540 тысяч человек. В этом плане мы отстаем даже от Иркутска. Насколько понимаю, владельцы рынка в не самой привлекательной части города выкупили франшизу московского арт-кластера «Флакон», и там действительно уже можно заниматься вопросами организации контента, а не инфраструктуры.

Так что мы можем спокойно эту тему прорабатывать, это свободная ниша, вопрос только в качестве. Хочется видеть свой город уютным, прикольным, позитивным, чтобы в нем людям реально было чем заняться. С другой стороны за эти семь лет я вижу все больше и больше туристов, и этот поток растет вопреки. Этим надо пользоваться. Нужно создавать инфраструктуру.


С 28 по 30 сентября в Улан-Удэ впервые пройдет фестиваль графического дизайна «Типомания». Это региональная площадка международного дизайнерского фестиваля «Типомания», который проходит ежегодно уже шесть лет в Москве. В программе фестиваля: мастер-классы по каллиграфии, шрифтовому дизайну, плакатные выставки и просмотры лучших типографических фильмов. 

© 2004-2018 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес: 670000 респ. Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина д.54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru


Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг" 

Главный редактор: Будаев Валерий Николаевич

Курение вредит Вашему здоровью!

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^