β
μ


26 августа 2016, 15:39

Infpol.ru: "Московский режиссёр расскажет о погибающей «жемчужине Сибири» всему миру"

Документальный фильм «Без Байкала» увидит свет уже в следующем году: его покажут по телевидению и на кинофестивалях.

Таким образом создатель картины – выпускник ВГИКа Александр Горновский – намерен привлечь внимание к экологическим проблемам озера.

Сбор средств на создание фильма стартовал ещё минувшей весной. Московский кинематографист не случайно заинтересовался судьбой Байкала, ведь он вырос на его берегах.

- Возможно, я никогда не реализовал бы этот проект, если бы не случилась беда… Всем известно, что Байкал – крупнейшее пресное озеро планеты, уникальный памятник природы. И просто не верится, что вся эта красота может исчезнуть, – написал он в мае на сайте российской краудфандинговой платформы «Планета». – Но то, что казалось невозможным или очень далёким, сейчас становится реальностью. Так, самое большое соленое озеро Арал практически исчезло за 50 лет. Там, где ходили корабли, сейчас выжженная пустыня… Наш фильм о том, что мы имеем и что можем потерять. От участия всех и каждого зависит, быть или не быть Байкалу. Это призыв ко всем неравнодушным людям. Только вместе мы можем одолеть эту беду.

Работа над проектом началась в июне. А на днях в интервью иркутской «Областной газете» Александр Горновский рассказал, как возникла идея фильма и почему людям не выжить без Байкала.

Замкнутый круг

Режиссёр признался: мысль снять документальный фильм возникла у него давно, но руки «не доходили». Всё изменилось несколько лет назад, когда стали появляться тревожные статьи об озере.

- Я подумал, что медлить больше нельзя. С одной стороны, хотелось рассказать о том, как там живут люди, как они взаимодействуют с природой, как она влияет на их характер, а с другой – уделить внимание самому Байкалу, показать, что его экосистеме угрожает опасность. Она медленно подбирается к нему, но, к сожалению, становится всё реальнее, – отметил Горновский.

Все «болевые точки» на Байкале, по его словам, появились недалеко от крупных населённых пунктов, которые сбрасывают в него сточные воды.

- Это Северобайкальск, Листвянка, Байкальск, Бабушкин. Именно оттуда спирогира распространяется по всему озеру. Кстати, самое удивительное, что водоросль – это не угроза, а ответ экосистемы на загрязнение. Спирогира вбирает в себя фосфаты, которые попадают в озеро вместе с порошками, моющими средствами и всеми остальными стоками из населённых пунктов. Она их консервирует, а Байкал «выбрасывает» её на берег, но потом она снова попадает в воду. Получается замкнутый круг, – пояснил Александр Горновский.

Он добавил: сегодня назрела необходимость установки очистных сооружений.

- Мы об этом говорили с разными учёными из Иркутской области и Бурятии. Большинство из них утверждают, что это вообще не проблема. Это возможно сделать буквально за два года, ведь государство выделяет немалые средства на установку очистных сооружений. Но почему-то проблема не решается многие годы, поделился кинематографист.

Не узнал Ольхон

Александр признался: за те годы, что он не был на Байкале, многое изменилось.

- У меня противоречивые чувства. В Листвянке поразила архитектура – безумная и безвкусная, которая становится еще более нелепой в сравнении со строгой аскетичностью Байкала. В этом плане порадовали Большие Коты, но, видимо, там просто нет активного строительства в связи с отсутствием дороги. Ольхон я вообще не узнал – настолько он вытоптан и изъезжен квадроциклами, застроен турбазами, которые даже не соблюдают санитарную зону, – подчеркнул режиссёр. – А когда на Малом Море мне сказали, что пить воду нельзя, я испытал шок. Оказывается, что следом за спирогирой в озере появляются сине-зеленые водоросли, которые насыщают воду канцерогенами. А я ведь взял на съёмки сына и обещал ему: «Федор, мы приедем на озеро, где можно прямо с берега пить воду». Но, оказалось, что это не совсем так. Хорошо, что были участки, где это ещё возможно.

Люди, живущие на побережье озера – герои картины – чувствуют с ним неразрывную связь.

- Они его иначе как морем не называют и относятся к нему как к одушевленному существу, – признался создатель фильма. – Это удивительные люди. Они в большинстве своём язычники, хотя я сам – православный человек. Видимо, дело в том, что они, находясь в поле влияния Байкала, становятся гораздо ближе к природе. Например, последние две недели нас сопровождал Евгений – молодой человек, который всё лето проводит на Байкале. Он с воздуха снимает различные проблемные точки – пожары, свалки, дороги, которые нарушают экосистему, и сообщает об этом. Если он встречает голодных собак, останавливается и варит им, например, гречку, чтобы покормить. Нищему дает деньги. Он очень светлый человек. И он такой не один.

Как в храме

Александру удалось собрать небольшую сумму на фильм благодаря краудфандинговой платформе. Остальные деньги вложил сам.

- Это мой первый опыт как продюсера, когда я сам продвигал идею, искал средства. Поэтому если у кого-то возникнет желание поддержать проект, то мы будем рады любой помощи, – рассказал он.

Съёмки картины проходили в основном на территории Иркутской области.

- Мы проехали до реки Кочериково, потом были мыс Покойники, Ушканьи острова, мыс Заворотный. В Бурятии были в дельте Селенги. Там есть удивительная песчаная коса, где река впадает в Байкал. Там много-много мелких озер, это место было очень похоже на лунный пейзаж. Говорят, не всегда так бывает, эти озёра то исчезают, то появляются. Снимали в Байкальском заповеднике, – поделился Горновский.

Режиссёр признался: для него Байкал – буквально подтверждение присутствия Бога на земле.

- На его берегах я чувствую себя как в храме. Может, Байкал без нас и обойдётся, а вот мы без него – нет. И если мы считаем себя людьми, то обязаны его сохранить, иначе мы теряем право называть себя мыслящими существами, – уверен Александр Горновский.

Кинематографист отметил: при выборе профессии «без Байкала не обошлось».

- В детстве мы с мамой часто путешествовали по озеру, а в 14 лет она сводила меня в кинотеатр на фильмы «Зеркало» и «Солярис». И картины природы Байкала, которые я видел во время наших поездок, мистическим образом наложились на фильмы Тарковского. Так меня захватила стихия кино, – подчеркнул он.

Источник: Infpol.ru


© 2004-2018 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Св-во о регистрации СМИ Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г. выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес: 670000 респ. Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина д.54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info@baikal-media.ru


Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг" 

Главный редактор: Будаев Валерий Николаевич

Политика обработки персональных данных

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.





^