$ 63.39
68.25
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


16 декабря 2014, 14:22

фото: www.lipetsk.ru

Почти половина проданных по утилизации машин вернулось на вторичный рынок

Недобросовестные утилизаторы и автодилеры используют правительственную программу обновления автопарка страны для незаконного обогащения.

В ассоциации переработчиков лома и отходов черных и цветных металлов, утилизации транспортных средств «Руслом.ком» заявили, что до 44% проданного по утилизации автотранспорта вернулось на вторичный рынок. 

- Машины оформляются как утилизированные, но вместо пунктов приема металлолома они либо целиком попадают на вторичный рынок, если они в более-менее работоспособном состоянии, либо идут в так называемые гаражные разборки с последующей продажей на запчасти, — говорит руководитель департамента аналитики ассоциации «Руслом.ком» Михаил Родионов.

В организации считают, что недобросовестные утилизаторы и автодилеры используют правительственную программу поддержки автобизнеса и обновления автопарка страны (на 2014 год на нее выделено 12,9 млрд рублей) для незаконного обогащения.

В Минпромторге России наличие такой проблемы признали.

По словам Родионова, исходя из статистики министерства за сентябрь–ноябрь, непосредственно в утиль отправилось 70 тыс. автомобилей. Из их числа до членов организации «Руслом.ком» по состоянию на 9 декабря добралось лишь 39,5 тыс. автомобилей (56%). Остальные 30 тыс. машин ушли к компаниям, которые не входят ни в одно профессиональное сообщество. В «Руслом.ком» подчеркивают, что только его члены и кандидаты на вступление в ассоциацию обладают 100% шредерных мощностей (13 промышленных шредеров) России. Таким образом, те, у кого дробилок нет, вынуждены перерабатывать старую технику с помощью пресс-ножниц, резать автогеном либо пускать под пресс, а затем продают лом сталеплавильным комбинатам — это гораздо более трудоемкий процесс и менее выгодный бизнес.

Прямых фактов недобросовестности «черных утилизаторов» у ассоциации «Руслом.ком» нет, но в качестве дополнительного довода в компании утверждают, что в некоторых областях (Кировская область, регионы Южного федерального округа) дилеры накапливали на складах автохлам. По нынешней программе некоторые автомагазины в добровольном порядке взяли на себя обязанность свозить утиль на переработку, машины в ГИБДД для снятия с учета везти не обязательно. Однако до утилизаторов этой области автохлам так и не доехал, уверен Родионов.

- Если везут машины на утилизацию в другой регион, то вообще непонятна экономическая целесообразность такого проекта. Нам жаловались и подмосковные утилизаторы: стоит на приемке зазеваться, подъезжают люди то ли с брянскими, то ли с орловскими номерами, о чем-то быстро договариваются с автовладельцем и направляются в каком-то другом направлении, - считает он.

По его словам, «черные утилизаторы» соблазняют автомобилистов, пожелавших воспользоваться госскидкой, тем, что, помимо справки (которая предъявляется при покупке нового автомобиля в рамках госпрограммы), они получают за старую машину хоть какие-то деньги.

Продавцы, в свою очередь, эти документы наряду с копиями договоров купли-продажи отправляют в Минпромторг, который ведет лишь документарный контроль утилизации. В Минпромторге признают наличие проблемы, но не видят в этом большой опасности, считая масштабы злоупотреблений незначительными.

- К сожалению, нам известны факты недобросовестного поведения утилизаторов, которые вместо утилизации машин вновь выпускают их на рынок. Но эта проблема относится к сфере уголовного права, и такие компании должны нести ответственность в уставленном порядке, — сообщил заместитель министра Минпромторга Андрей Дутов. Документы на такие авто фабрикуются, а номера двигателей перебиваются — это наказывается по ст. 326 УК о подделке/уничтожении идентификационного номера транспортного средства

В ведомстве, однако, убеждены, что такие случаи носят единичный характер. По словам Дутова, в России действует порядка 13,5 тыс. организаций, которые имеют действующие лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности, а также оснащены и подготовлены для обращения с ломом черных и цветных металлов.

При утилизации автомобиля мы рекомендуем обращаться в местный вторчермет — там автомобиль гарантированно утилизируют по всем правилам, — порекомендовал замминистра Минпромторга. Напомним, стимулирующую авторынок программу автоутилизации продлят на 2015 год, выделив на нее еще 10 млрд рублей.

В ГИБДД России полагают, что машины, отправленные в утиль, уже не могут оказаться на дорогах.

Такого не может быть. Утилизируемая машина снимается с регистрации и регистрационных знаков у нее нет. Либо ее только собственник может восстановить. Скорее всего, это автомобили с перебитыми VIN-номерами. Выявление подобных автомобилей — обычная регулярная работа сотрудников ГИБДД, — отреагировал замглавы ГИБДД России Виктор Кузин.

В то же время оказалось, что и перебивать VIN-номера двигателей продавцам автохлама не нужно. Возможность поставить на учет псевдоутилизованный автомобиль появилась у граждан недавно, поясняет автомобильный юрист Сергей Радько.

У нас до недавнего времени в правилах регистрации транспортного средства было предусмотрено, что автомобили сняты с учета для утилизации и не подлежат повторной постановке на учет. Примерно год назад Верховный суд России признал эту норму незаконной. В нормативных документах МВД никаких изменений нет, так что и преград для вторичной постановки на учет «утильмашины» формально нет, — объяснил Радько. 

По мнению адвоката, аферисты при должных объемах могут использовать связи в ГИБДД для легализации таких машин, потому что для постановки ранее отправленного на утилизацию автомобиля на учет достаточно доверенности, причем даже не обязательно нотариально заверенной.

Они могут просто подделывать эти доверенности и выступать от имени владельца. В дальнейшем, если автомобиль не засветится на штрафах, то бывший собственник даже не узнает, что его автомобиль получит вторую жизнь. После продажи и обновления регистрационных данных в ГИБДД такие машины вполне легально могут эксплуатироваться новыми собственниками, — заметил Радько.

В «Руслом.ком» отмечают, что легализация автохлама для России явление не новое. Аналогичные проблемы возникли и в прошлую программу утилизации (2009–2011 годов), сообщают «Известия».


© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^