β
$ 59.36
69.72
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Эхо Москвы" "Русское радио"


12 ноября 2013, 14:00

Молодежь Бурятии: "Удастся ли избежать транспортного кризиса?"

Уже с первого января 2014 года с дорог нашей республики должны исчезнуть все «Истаны», осуществляющие перевозку пассажиров. На замену им придут новые современные автобусы, соответствующие всем установленным нормам и стандартам. И как будто всё правильно: «Истаны» морально устарели, можно сказать, «отжили» своё. Но вместе с тем возникает и целый ряд вопросов: а успеют ли все перевозчики обновить свой транспорт? И что ждёт тех, кто не успеет уложиться в срок? Чем может обернуться нововведение для жителей Бурятии? Не ждёт ли нас очередной транспортный коллапс? Попробуем разобраться.

 

А ВРЕМЯ-ТО ПОДЖИМАЕТ

 

Решение о замене старых микроавтобусов было принято правительством республики  ещё несколько лет назад. Но из-за многочисленных проблем с приобретением нового транспорта дата эта не один раз переносилась. Однако на этот раз никаких послаблений правительство делать не намерено. Первое января – крайний срок и точка.

 

Только вот осталось чуть меньше двух месяцев до даты Х, а ситуация в автопарке республики по-прежнему выглядит весьма печально.

 

Хотя стоит отметить, что в отличие от городского автопарка в парке межмуниципальных и пригородных маршрутов картина складывается более радужная. На сегодняшний день, по данным  Комитета по развитию транспорта администрации города Улан-Удэ, он обновлён почти на 80 процентов (причём 46 из 96 маршрутов обновлены уже полностью). А к концу года этот показатель достигнет 100 процентов, с уверенностью заявляют в Комитете. Но если у некоторых перевозчиков всё-таки возникнут проблемы с обновлением автопарка, то им предлагается внедрить «особые» меры. Речь идёт об объединении рентабельных и нерентабельных маршрутов. Но как это отразится на пассажирах тех самых нерентабельных маршрутов? Количество автобусов после такого объединения, естественно, сократится в несколько раз, что, скорее всего, приведёт к тому, что отдалённые микрорайоны будут попросту заброшены. Хотя, как объяснили в Комитете, такая мера будет принята лишь в крайнем случае, поэтому сегодня делать какие-либо прогнозы ещё рано и причин волноваться нет.

 

Теперь посмотрим, как обстоят дела с городскими маршрутами. И здесь всё гораздо сложнее. Согласно последним подсчётам на дорогах столицы насчитывается  около тысячи маршрутных автобусов, из которых в настоящее время обновлено только 60 процентов. Но, если честно, складывается такое ощущение, что цифра эта всё же слегка завышена. Даже невооружённым взглядом видно, что на дорогах столицы количество «Истан», если и снизилось, то совсем не на много.         

 

- Мы сейчас перевозчиков торопим. На некоторых маршрутах иногда сразу по четыре новых автобуса в неделю вводят, а бывает, что и ни один автобус не введён, - сообщили в Управлении транспорта и связи администрации города Улан-Удэ. - Самыми отстающими в обновлении парка можно назвать маршруты № 17, 25, 33, 63, 64, 70 и 97.

 

А ведь время-то поджимает. И, знаете, глядя на происходящие события, уже сейчас можно сказать с уверенностью, что заменить все «Истаны» до Нового года водители не успеют при любом желании.  

 

«ЧЁ  ПОЧЁМ»?

 

Так почему же водители «тормозят»? Как бы банально это не звучало, но причина, как и обычно, упирается в деньги, точнее в их отсутствие.  Большинство перевозчиков сетуют на то, что просто напросто не потянут приобретение нового автомобиля.  

 

- Сами посудите: если уж и брать новый автобус, то - «Hyundai County». Он и больше пассажиров вмещает, да и с запчастями проблем в нашем городе не возникнет. Вот только ценник у него – около двух миллионов рублей. Если я кредит на пять лет возьму, то получается, что в месяц мне надо будет отдавать примерно 55 тысяч. А сколько я интересно зарабатывать в таком случае должен? – поделился своими невесёлыми подсчётами с нашей газетой Вячеслав Яньков, водитель маршрута №  63. – А покупать более дешёвую сертифицированную машину, например, ту же «Газель» - это то же самое, что выбросить деньги на ветер. Бензина жрёт много, запчасти дорогие, а разориться на них придётся, потому что ломается машина очень часто. Поэтому прослужит она год-два, не больше. Смысла в её приобретении не вижу.

 

Редакция нашей газеты решила выяснить у перевозчиков: автобусам каких марок они отдают предпочтение и почему. На основании их ответов мы составили своего рода «хит-парад».  

 

Итак, помимо Hyundai County, о котором уже говорилось выше, в лидеры выбились: Toyota Hiace (средняя стоимость – один миллион 600 тысяч рублей) и Merсedes/Iveсo/Volkswagen» (обойдётся он почти в два миллиона).

 

Среди аутсайдеров оказались: Ford Transit (в среднем – 1700 тысяч рублей). Главным недостатком машины водители назвали то, что уже при -10° завести её удаётся с трудом.  Автобусы Peugeot Boxer/Citroen Jumper/Fiat Ducatoтакже признали ненадёжным. К тому же найти запчасти для данного автомобиля, по словам перевозчиков, в Улан-Удэ довольно проблематично. Цена же машины - полтора миллиона. Самой дешёвой (примерно 200 тысяч рублей) в нашем «хит-параде» оказался ПАЗ-3205 «Аврора». Однако, несмотря на приемлемую цену, водители в один голос говорят о том, что автомобиль часто ломается, а запчасти на отечественные машины стоят приличных денег.

 

- Брать дешёвую машину не хочется, ведь ещё неизвестно, сколько потом придётся потратить на её ремонт. А качественные машины и стоят соответствующе. Вот и получается какой-то замкнутый круг, - подытожил Вячеслав Яньков.

 

Недавняя надбавка за проезд в маршрутном такси в размере двух рублей решить проблему не в силах.

 

- Ну что это - два рубля? Капля в море, никакой роли в обновлении автопарка она, конечно, не сыграет, - заявляют маршрутчики.

 

Ещё один вопрос, который волнует всех без исключения перевозчиков: что делать с их «Истанами»? Спросом они не пользуются, даже для индивидуальных нужд сегодня приобретают микроавтобусы других марок, а если и выбирают «Истану», то предлагают за неё сущие копейки. Видимо, пойдут микроавтобусы на запчасти.  

 

А ДАЛЬШЕ ЧТО?

 

Вызывает тревогу среди маршрутчиков и возможное сокращение в их рядах. За счёт того, что автобусы нового типа вмещают большее количество людей, планируется общее сокращение парка автомобилей на 20 процентов. Добавьте сюда тех, кто просто не успеет поменять свой транспорт. Да, количество безработных в Улан-Удэ резко возрастёт.

 

Ходят слухи о том, что недовольные нововведением владельцы «Истан» подумывают устроить забастовку. Мол, пусть горожане увидят, что произойдёт, если микрики не выйдут на маршруты.

 

А некоторые водители всерьёз задумываются о смене сферы деятельности. Озабочены дальнейшей судьбой водителей и в мэрии.

 

- Мы думаем над тем, куда трудоустроить перевозчиков, которые не смогут заменить машины. Может быть, они пойдут на два наших муниципальных предприятия: «Управление трамвая» и «Городские маршруты», - рассказал Юрий Ткачёв, начальник Управления транспорта и связи администрации города Улан-Удэ.  

 

К слову, об этих муниципальных предприятиях. Не секрет, что находятся они не в лучшем состоянии, а, если выразиться более точно, то на грани выживания. И многие эксперты полагают, что сложившаяся ситуация вокруг замен «Истан» может сыграть им только на руку и помочь «возродиться». Поживём, увидим.

 

МНЕНИЕ ГОРОЖАН

 

Вопросов по поводу обновления автопарка по-прежнему гораздо больше, чем ответов, что не может не волновать улан-удэнцев.

 

- Перевозчики покупают автобусы большей вместимости, соответственно, автобусов на маршрутах станет меньше, но это, я думаю, даже к лучшему - пробок в городе станет меньше, а значит, до места можно будет добраться быстрее, - считает Надежда Мальцева.

 

Хотя таких, как Надежда - положительно настроенных -единицы. Большинство горожан возможное уменьшение количества автобусов наоборот настораживает.

 

- Сейчас-то с утра, да в час пик творится что-то невообразимое, в отдалённые микрорайоны уехать невозможно – по полчаса приходится стоять на остановке! Может быть, «Истаны» и не самые надёжные, зато удобные и быстрые. А уберут их,  потом как нам ездить? Даже представить не могу, что будет, – возмущается Ольга Матвеева.

 

А вот что будет, пока неизвестно никому. Только время покажет, к чему приведёт нововведение, а нам остаётся лишь терпеливо ждать, благо осталось совсем недолго.

 

Татьяна Пушкарева, «Молодежь Бурятии», № 46

© 2004-2017 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^