$ 63.92
67.77
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


21 мая 2013, 15:14

Молодежь Бурятии: "Пора и Вас употребить"

В конфликте с частными перевозчиками власти готовы «пожертвовать» горожанами

На заседании тарифной комиссии администрации Улан-Удэ поддержано предложенное маршрутчиками повышение стоимости проезда до 17 рублей днем, и до 20 – в вечернее время. Если депутаты горсовета утвердят такое повышение, то они фактически распишутся в своей неспособности воздействовать на решение одной из самых наболевших проблем муниципалитета.

Дорога с односторонним движением

Предыдущий пересмотр тарифа произошел девять месяцев назад. А вообще за последние семь лет плата за проезд в маршрутных такси поднималась четырежды.

Но никогда реакция общественности на такой шаг не была столь острой, как сейчас. В социальных сетях на днях появилась группа «Мы против повышения стоимости проезда в Улан-Удэ», в которой зарегистрировалось несколько сот человек. Руководители группы даже планировали провести митинг в центре города, но не получили, по их словам, разрешения мэрии.

Практически одновременно прошел профсоюзный пикет в поддержку коллектива МУП «Городские маршруты», на котором его участники сформулировали свои требования к управлению транспорта администрации г.Улан-Удэ.

Одновременно мэр столицы республики Александр Голков заявил по поводу повышения стоимости проезда, что депутаты горсовета имеют право рассмотреть этот вопрос только после первого июля. При этом он заинтриговал общественность своим заявлением о «появлении совершенно новой методики определения экономически обоснованного тарифа». Правда, что из себя эта методика представляет и чем обернется для горожан ее использование, он не пояснил.

Нужно отдать должное председателю рескома профсоюза работников транспорта Владимиру Микулинскому и его коллегам-предпринимателям, которые вот уже который год проводят массированную обработку общественного мнения по поводу «различных притеснений» со стороны муниципальных властей и невозможности сводить концы с концами из-за низкой стоимости проезда в маршрутках. Эту «разъяснительную работу» можно признать вполне удачной, поскольку значительная часть горожан в различных опросах отчасти признает справедливость требований частных перевозчиков.

Но так уж ли безгрешны последние и насколько все-таки справедливы их претензии к властям?

Лишний раз усомниться в искренности улан-удэнских маршрутчиков заставила последняя информация о том, что цену на проезд (до 15 рублей, кстати) снизили их коллеги в Челябинске. Вместо повышения тарифов владельцы маршруток решили вернуться к прежним ценам. А в соседнем Иркутске стоимость проезда в маршрутном такси вот уже продолжительное время держится на уровне 12 рублей.

Эти и другие примеры показывают, что повышение тарифов на маршрутках – это вовсе не улица с односторонним движением. Между тем, еще год-полтора назад местные перевозчики с пеной у рта доказывали, что себестоимость одной поездки в маршрутном такси составляет 35 рублей! И в подтверждение своих слов трясли бумажками с расчетами, где после различных сложений и умножений и была нарисована названная цифра.

К слову, некоторые депутаты горсовета усомнились в точности тех расчетов, поскольку вызвала вопросы сама их методика.

Теперь мэр города утверждает, что объективная методика определения экономически обоснованного тарифа наконец-то появилась. Может быть, перевозчикам все-таки стоило немного подождать и при расчетах использовать именно ее?

Пока же в результате своей последней инициативы они добились только того, чтобы журналисты и наиболее активные общественники взялись за калькуляторы и попытались перепроверить представленные расчеты хотя бы на уровне здравого смысла.

Вот такая арифметика

Чем водители мотивируют очередной рост цен?

Прежде всего необходимостью приобретения новых транспортных средств, которые с первого января будущего года должны заменить не соответствующие новым техническим требованиям машины.

Многие владельцы маршруток действительно поставлены перед такой необходимостью и вынуждены брать кредиты в коммерческих банках под достаточно большие проценты.

Помимо этого, с 1 января нынешнего года маршрутчиков обязали также страховать пассажиров, устанавливать навигаторы ГЛОНАСС и тахографы.
Еще одной причиной необходимости повышения тарифов называется подорожание бензина и других горюче-смазочных материалов и запчастей, а также общая инфляция, которая съедает часть доходов.

Но признавая изначальную обоснованность вышеназванных пунктов, в объективности расчетов перевозчиков все-таки многие эксперты усомнились. По их мнению, нынешний уровень тарифов на проезд на уровне 15 рублей имеет под собой достаточный «запас прочности» и вполне позволяет «свести дебет с кредитом».

В действительности, только за счет повышения тарифов решать все проблемы невозможно.

Конечно, было бы неплохо, если бы часть затрат перевозчиков (хотя бы на социально значимых и малоприбыльных маршрутах) взял на себя муниципалитет – например, за счет дотирования или каких-то налоговых льгот. Но учитывая сегодняшнее финансовое состояние города, пока такой вариант поддержки представляется маловероятным.

Резерв для улучшения ситуации сейчас лучше все-таки (и справедливее ) было бы искать внутри самих организаций, занимающихся пассажирскими перевозками.

По расчетам самих перевозчиков, одно маршрутное такси обслуживает примерно 63 тысячи пассажиров в год. Оборот с одной машины в месяц, таким образом, составляет 70 тысяч рублей. Предположим, половина этих денег уходит на зарплату водителя, примерно пятая часть – расходы на топливо и техническое обслуживание. А остальное? Неужели только на выплату взятых кредитов?

По некоторым сведениям, примерно половину дневной выручки водитель передает администратору (бригадиру маршрута). Куда расходуется эта часть выручки – уже покрыто большим мраком. Вполне возможно, что помимо административно-управленческих расходов часть «общака» уходит на различные «вознаграждения» нужным людям, «откупные» для братков и «откаты» для чиновников.

Без декриминализации этой сферы деятельности, без прозрачных бюджетов предприятий-перевозчиков у общественности всегда будут сомнения в справедливости требований перевозчиков по очередному повышению цен за проезд.

Важна и демонополизация этой сферы деятельности. Пока несколько бригад маршрутчиков будут диктовать свои условия муниципалитету, ни о каком наведении порядка, экономически обоснованных тарифах говорить не приходится. Пока же (во всяком случае, складывается такое впечатление), что муниципальные власти пошли на поводу у организаторов частных общественных перевозок.

Язык ультиматумов, на который с некоторых пор перешли маршрутчики – яркое тому подтверждение.

Давай, до свидания!

На днях они пригрозили (уже не в первый раз) коллективной акцией протеста. С помощью шантажа перевозчики хотят заставить горсовет проголосовать за повышение стоимости проезда в маршрутном такси.

Но так ли уж стоит бояться этой забастовки?

Нисколько не сомневаюсь, что при необходимости городские власти сумеет справиться с пассажиропотоком даже с имеющимися в наличии муниципальными автобусами и трамваями. Опыт других городов, где маршрутчики избрали такой опыт борьбы за свои права, свидетельствует, что никакого коллапса не наступит.

Да, на первых порах горожанам (особенно из отдаленных микрорайонов) придется туго. Но зато это наверняка сподвигнет власть к принятию каких-то кардинальных решений. А сами маршрутчики в случае такой акции протеста получат совершенно обратный эффект. Помимо проклятий со стороны пассажиров их почти наверняка ждет разрыв всех ранее заключенных договоров и контрактов. Заместитель главы администрации Улан-Удэ Алексей Хандархаев однажды уже пригрозил, что «свято место пусто не бывает»» и что эту нишу в городе вполне могут занять другие. Тем более что желающие есть.

А то, что в выигрыше останутся муниципальные пассажирские предприятия, мечтающие об исчезновении маршруток, и говорить не приходится….
В общем, не нравятся условия? Давай, до свидания!

Повышать нельзя

Возможное повышение цен на проезд в маршрутках больнее всего ударит по так называемым неимущим слоям населения. Многие семьи (особенно с двумя-тремя детьми школьного возраста) и без того тратят на общественный транспорт весомую долю своего небогатого семейного бюджета. Еще одна прибавка в расходах по этой статье пробьет в нём еще одну солидную брешь.

Простят ли они это депутатам и чиновникам, большой вопрос.

Валерий Цыдыпов, 


Полный текст: "Молодёжь Бурятии" №21.
 

Источник:

«Молодежь Бурятии»

Комментарии (1)

  • 23 мая 2013, 14:53

    Прохожий   Ответить

     

    Автор прав на 100%. С такими фактами и такой логикой просто так не поспоришь. Но вот читают ли такие статьи в мэрии? Что-то сомнительно... В последнее время маршрутов развелось предостаточно, многие просто дублируют друг друга, а власть на это смотрит сквозь пальцы, ничего не может предложить. Сам я редко езжу на маршрутках, только при крайней необходимости и вот что заметил: нужный маршрут для пос.Энергетик № 95 обслуживают Истаны. Их довольно много на линии, но в период времени с 9 до 11 часов они идут из города в этот поселок полупустыми. Сегодня я вообще ехал один от ост. Драмтеатр в сторону Энергетика. При такой организации движения тариф в 20 рублей и более не спасёт водителя. Для подобных отдалённых поселков нужно установить дробный тариф: внутри собственно Улан-Удэ - 15 рублей, а до поселка - раза в два больше.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^