По оценкам экспертов, до 90 процентов всех очистных сооружений в стране изношены. Для системного решения проблемы, считают они, необходима целевая федеральная программа по модернизации очистных сооружений, а также настройка всей системы ЖКХ, пишут в материале газета «
Известия».
Руководитель направления «Народный фронт. Аналитика» Ольга Позднякова замечает, что жалобы поступают регулярно из самых разных регионов страны.
— Например, в Смоленской области в деревне Сметанино в 2021 году завершены работы по очистным, которые до сих пор не введены в эксплуатацию. В результате сточные воды попадают в озеро, рядом с которым берётся забор для питьевой воды, — рассказала она «Известиям». — В Карелии в посёлке Чупа канализация течёт прямо в Белое море, хотя в 2021 году были построены новые очистные и даже получено решение на ввод в эксплуатацию. В Сочи рядом с муниципальными пляжами в море впадают канализационные стоки по реке Псахо, а сроки завершения работ по реконструкции очистных затягиваются с 2021 года.
Член комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов отмечает, что большинство российских очистных сооружений было построено ещё в 60–70
–х годах прошлого века и износилось в среднем на 80 процентов, а в некоторых регионах до 90 процентов. Заместитель председателя комитета Госдумы по экологии, природным ресурсам и охране окружающей среды Александр Коган отметил, что около 20 процентов населения страны проживает в условиях отсутствия централизованных или локальных очистных сооружений.
Износ очистных сооружений не просто ухудшает состояние воды (сбросы неочищенных стоков способствуют размножению цианобактерий, ведут к гибели рыбы и подводной флоры, отравлениям людей и так далее)., но и увеличивает затраты на водоподготовку в тех случаях, когда питьевая вода берётся из водоёмов, говорит Александр Коган.
Заместитель министра строительства и ЖКХ России Александр Ересько на пленарном заседании Всероссийского водного конгресса рассказал, что сейчас минстрой ведёт работу по строительству и реконструкции объектов очистных сооружений в рамках федеральных проектов «Чистая вода», «Оздоровление Волги», «Сохранение озера Байкал», «Сохранение уникальных водных объектов». Есть механизмы и в рамках проекта «Инфраструктурное меню».
Сейчас идёт формирование нового федерального проекта по модернизации коммунальной инфраструктуры. Однако, по словам Александра Ересько, есть также инициатива, согласно которой в проект должны войти регионы, которые сами заботятся о своих небольших объектах и в рамках собственных программ строят и модернизируют небольшие очистные сооружения объёмом до трёх тысяч кубометров в сутки.
— Это огромное количество объектов, которые рассыпаны по всей стране вокруг всех водных объектов. Без наведения порядка там решить задачу глобально не получится, — сказал заместитель министра строительства. — Понятно, что строительство огромных объектов объёмом в 50 тысяч кубометров в сутки и выше субъекты потянуть сами не могут, но такие малые очистные сооружения тоже очень важны.
Илья Вольфсон отмечает, что раньше вопросы решались инвестиционными программами обслуживающих организаций в регионах в рамках утверждённых тарифов — и этого едва хватало, чтобы «латать дыры». В 2019 году благодаря национальным проектам ситуация начала сдвигаться с мёртвой точки, но федеральные проекты не распространялись на всю территорию страны. По словам депутата, нынешние 4,5 триллиона рублей — это огромные деньги, но и они смогут решить только самые горящие проблемы. Поэтому, считает он, нужно создавать условия для повышения инвестиционной привлекательности системы ЖКХ в целом.
Председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский также указывает на трудности финансирования, но предупреждает: если ничего не делать, то страна придёт к «полноценному водному кризису и дефициту питьевой воды». Проблема, конечно, не только в очистных сооружениях, но они вносят весомый вклад.
— Изменить ситуацию может, например, федеральный проект именно в сфере очистных сооружений — субсидирование модернизации с повышением требований к водоочистке может способствовать более активной работе регионов в этом направлении, — считает эксперт. — Также к вопросу можно попытаться привлечь и частный бизнес. Сегодня в стане заключаются концессии в сфере освещения, отопления, однако к водоочистке инвесторы пока привлекаются не так интенсивно.
При этом есть и другие сложности, говорит депутат Илья Вольфсон: например, в малых населённых пунктах, где нет централизованной канализации, активно пользуются услугами ассенизаторов — а те нередко сливают содержимое выгребных ям в овраг или ручей, не довозя до очистных. За каждой машиной следить не получается. Александр Коган отмечает при этом, что проблема нарастает, потому что малоэтажное строительство увеличивается именно на территориях, где центральных канализаций нет. Системные решения здесь нужно принимать как можно быстрее, говорит он: например, создавать какие
–то локальные очистные сооружения.
В городах, напротив, есть проблемы с ливневой канализацией: дождевые стоки нужно очищать до рыбохозяйственных нормативов, но это ложится на муниципалитеты исключительно как расходное обязательство, потому что никакого тарифа за водоотведение тут не предусматривается, говорит Илья Вольфсон.
— Система ЖКХ требует перенастройки, это очевидно. Нам необходимо двигаться в сторону создания цивилизованного рынка ЖКХ — а потенциал здесь в сотни миллиардов рублей — с прозрачными правилами игры, когда вложенные инвестиции будут работать эффективно, а построенные на эти средства объекты будут выполнены по проекту и на совесть, — заявил он «Известиям». — Необходимо внедрение практик энергоэффективности, энергосбережения и учёта, жесточайшего строительного надзора. Только тогда с учётом повышения качества управления и подготовки кадров мы сможем превратить инфраструктуру ЖКХ в один из драйверов экономики, — сказал изданию председатель комитета Госдумы по строительству и жилищно
–коммунальному хозяйству Сергей Пахомов.
Полный текст материала по ссылке выше.
↓