β
$ 59.27
69.67
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Эхо Москвы" "Русское радио"


9 октября, 16:33

Фото: baikal-mir.ru

«Буряад Yнэн»: Хамбо лама. Мысли вслух.

Иволгинский дацан – это главный буддийский монастырь России и один из главных туристических объектов Бурятии. Однако есть в нём интригующая тайна – это нетленное тело Хамбо ламы Итигэлова. Чтобы увидеть бурятское чудо, поклониться ему, люди приезжают со всего света.

 

А наискосок от Дворца XII Хамбо ламы Итигэлова находится простой дом его преемника и охранника, как он себя называет, дом действующего XXIV Хамбо ламы Дамбы Аюшеева. Можно назвать его и резиденцией, но для такого термина он слишком прост. Да и к иерарху заходят запросто. У него нет приёмной, секретаря, и у него не переводятся посетители – от президента РФ до пришедшей за благословением деревенской старушки. Некоторые столичные гости приходят в оторопь от такой простоты и гостеприимства иерарха. Им невдомёк, что это в традициях кочевников.

 

Если он не на хурале (молебне) или не на выезде, то у него идёт приём. Длится он с утра и до вечера. А это весьма сложная и утомительная практика, всех надо принять, посоветовать, посочувствовать, направить или позвонить, благословить, а с некоторыми и сфотографироваться. Впрочем, если он занят переводом книг или составлением комментария к посланиям Итигэлова, ему бывает не до гостей. И дверь в таких случаях может быть заперта изнутри. Однако в моём случае все получилось как нельзя более удачно, и мне удалось задать несколько вопросов Хамбо ламе…

 

- Досточтимый Пандито Хамбо лама, как вы оцениваете основные направления работы Сангхи в последние годы? Проект «Социальная отара», конкурсы бурятского языка и так далее.

 

- Мы взвалили на себя две очень трудные задачи. Это сохранение и развитие бурятского языка и возрождение села через реализацию проекта «Социальная отара». Здесь никаких сомнений нет. Битва за язык и номадное хозяйство будет долгой и упорной. Говорить, что мы победили, будет преждевременно. Сейчас это две мои главные задачи, на решение которых не хватит всей моей жизни.

 

- Что вы скажете о ситуации вокруг выставленного на продажу недостроенного культового комплекса? Под статьями с заголовками «Дацан по дешёвке» появились комментарии: «Попробуйте, рискните в той же Калмыкии или Тыве выставить на продажу храм. Это даже представить себе невозможно. А у нас в Бурятии, которую мы представляем всем как центр буддизма, это как бы в порядке вещей».

 

- Здесь неправильно применён термин – дацан. С юридической точки зрения, там располагается буддийская община, но не дацан. В СМИ неправильно называют это религиозное сооружение дацаном. Исторически у нас было 47 дацанов, и учреждали их только Хамбо ламы. Это только их прерогатива. Поэтому нельзя построить любой дом и назвать его дуганом или дацаном. Так же и на Лысой горе располагается Тибетский культурный центр и ничего более. Это ни в коем случае не дацан.

 

- Похоже, ситуация в Мьянме стабилизиру­ется, страсти улеглись. Но дело не только в этой стране. Можно вспомнить расстрел статуй Будд в Афганистане, случай в Калмыкии и так далее. Как буддисты должны реагировать на всё это и другие подобные эксцессы? Если к тому же у буддистов могут возникнуть проблемы, так, в соцсетях гуляет ролик, где некие бородачи избивают буддиста в Москве.

 

- Я категорически против использования таких моментов на религиозной почве. Те, кто делают это, должны быть жёстко наказаны. Россия – это многонациональная и многоконфессиональная страна, и поэтому мы не можем допускать подобные конфликты.

 

Но в России мало последователей Тхеравады (направления в буддизме, распространённого в странах Южной и Юго-Восточной Азии. - авт.). Вряд ли они могут вот так свободно ходить по московским улицам. Надо уточнить, действительно ли это произошло у нас. Мы желаем скорейшей стабилизации ситуации в Мьянме. Рос­ийские буддисты выступают за диалог, цель которого – найти мирное решение, устраивающее обе стороны. При этом обе стороны должны проявить максимум сдержанности, чтобы не допустить кровопролития.

 

- Как вы прокомментируете бурные события вокруг фильма Алексея Учителя «Матильда»? Это фильм, рассказывающий о романе наследника российского престола Николая Романова и балерины императорского театра Матильды Кшесинской. Он уже два года находится в центре общественного внимания. Для буддистов эта история интересна тем, что особы российских императоров и вообще глав страны почитаются как воплощения Божества Белой Тары.

 

- Я не видел и не хочу смотреть этот фильм. Думаю, скандал вокруг него раздут специально. Такая реклама или антиреклама выгодна прокатчикам. Ведь запретный плод всегда сладок.

 

- Досточтимый Пандито Хамбо лама, в ситуации с этим фильмом проявило себя доселе неизвестное Христианское государство, название которой ассоциируется с печально известным ИГИЛ – Исламским государством (организация, запрещенная в России). Могут ли появиться радикально настроенные буддисты?

 

- При определённых условиях всё возможно. Например, если в стране будет хаос, то исключительно для защиты себя. Было же ведь в нашей истории теократическое государство в Кижинге. Но нужно всегда помнить, что Бурятия – неотделимая часть Российского государства, которое, несмотря на различные исторические катаклизмы, было, есть и будет.

 

- Летние учения Геше Тинлэя собирают на берегу Байкала около тысячи практикующих буддистов. В течение нескольких дней они слушают лекции и медитируют. Намерены ли в наших даца­нах практиковать подобные семинары?

 

- Если наши преподаватели, которые обучались в Гоман дацане в Индии, пожелают, то, пожалуйста. Они на высоком уровне передают свои знания студентам буддийского университета в Иволгинском дацане. Если у них будет время, мы будем только помогать. Я всегда говорю, что бурятский буддизм вполне самодостаточен на протяжении столетий и достиг небывалых высот. Пример Хамбо Ламы Итигэлова и других наших великих лам говорит сам за себя.

 

- Прошло больше года, как появилось Буряад ФМ-радио. Как вы оцениваете его работу?

 

- Нормально оцениваю. Сейчас слушаю меньше, чем в начале. Самое главное, у нас произошёл огромный сдвиг в сознании. Теперь никто не боится и не стесняется выступать на своём родном диалекте. Мужчины не должны забывать язык, впитанный с молоком матери. Если человек будет ломать свой язык, то всё равно на чужом диалекте он не сможет так же хорошо говорить, как говорят его носители.

 

- Как вам пришла в голову его уникальная кон­цепция?

 

- Испокон веков буряты делятся на пять основных групп: селенгинские буряты, хонгодоры, хоринцы, булагаты и эхириты. Чем ближе люди живут, тем больше перенимают друг у друга традиции, обычаи и язык. Поэтому ничего нового в этом нет.

 

- Вы ввели в оборот слово Сагаалха, а не Сагаалган. Как укореняется слово Сагаалха – перешагнуть время?

 

- В бурятском языке говорят Сагаалха, а не Сагаалган. Буква «н» здесь прилеплена искусственно, так же, как мы говорим хони (овца), а не хонин, мори (конь), а не морин. И когда слово Сагаалха переделали в Сагаалган, оно потеряло свой изначальный смысл – Сага алха – перешагнуть время, что мы и делаем регулярно, отмечая наш Новый год.

 

- Вы говорите, что сонгол – это избранный человек. Кем считать жителей Кяхтинского и Селенгинского районов, которые идентифицируют себя в качестве сонголов?

 

- Первый Пандито Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев назвал сонголами тех, кто отказался от своих родо-племенных делений в пользу буддизма. То есть сонголы – это те, кто живёт по буддийским правилам и понятиям. Сонгол – это избранный человек, сонгол – это человек, который отказался от своего рода. Поэтому не нужно путать два понятия: селенгинские буряты и сонголы.

 

- В 2002 году Хамбо лама Итигэлов дал знать через Бимба ламу о времени своего прихода, а спустя десять лет через вас дал знать о своей готовности давать Уче­ние. То есть проявить три обычные составляющие человека: тело, речь и ум. И вы дали задание Бимбе ламе записывать его Послания. Как Итигэлов дал вам знать об этом?

 

- В 2011 году я попросил Бимба ламу информировать о внешнем и внутреннем состоянии Хамбо ламы Итигэлова. Проявляет ли он каким-то образом радость, недовольство или ещё что-то. В 2012 году я попросил Бимба ламу узнать, сможет ли Хамбо лама Итигэлов что-то сказать нам. По буддийской практике лама сам не может проявлять своё желание. Только по просьбе выше­стоящих лам. И в 2012 году он стал давать послания, и я попросил наших преподавателей Буддийского университета комментировать их. Так, прекрасно осознавая огромное влияние духовного состояния Хамбо ламы Итигэлова на буддистов, мы получили уникальную возможность через его Чойжин ламу Бимбу Доржиева обретать ежедневное краткое и ёмкое учение. Тем самым мы можем воспринять всё знание Ламы, которое он обрёл за 12 жизней, помогая всем живым суще­ствам, находящимся в трёх мирах. Позднее я сам стал выкладывать эти послания сначала в Твиттере, а затем с 2016 года на Фейсбуке.

 

- Досточтимый Пандито Хамбо лама, что вы пожелаете нашим читате­лям?

 

- Занимайтесь духовной практикой и совершенствуйтесь. Да будет благо!

 

 

Александр МАХАЧКЕЕВ

 

Буряад Yнэн

 

 

Источник:

ИА «Байкал Медиа Консалтинг»

© 2004-2017 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия


Адрес: 670000 респ. Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Смолина д.54б

Телефон редакции: ‎‎8 (924 4) 58 90 90  

E-mail редакции: info(at)baikal-media.ru


Учредитель - ООО "Байкал Медиа Консалтинг" 

Главный редактор: Будаев В.Н.


 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^
^