β
$ 59.36
69.72
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Эхо Москвы" "Русское радио"


21 июля, 10:41

НГ: Ленин, ламы и Байкал

Владимир Разуваев – обозреватель отдела региональной корреспондентской сети федерального сетевого издания «Независимая газета» рассказал о своем путешествии в Бурятию. C завидной регулярностью подобные статьи выходят в самых разных изданиях нашей бескрайней страны, путешественники едут, затем пишут о том, что видели, прочувствовали и что больше всего запомнилось. 


Первое, что бросается в глаза – в буквальном смысле – по прилете из пасмурной Москвы в Улан-Удэ – это солнце. Распространенный эпитет «солнечная» по отношению к Бурятии – просто констатация факта: как-никак 300 дней в году почти что безоблачного неба. Дожди настолько редки, что, как рассказывают, воспринимаются местными с удивлением: люди не прячутся, а выходят на улицу и наслаждаются льющимися с неба потоками воды. 

Летняя жара вполне терпима, единственный минус – «сгораешь» моментально. Кажется, что кроме солнца в Бурятии сегодня всего две константы. Одна из них – обещающий чуть ли не с каждого третьего билборда «Время перемен» врио главы республики Алексей Цыденов.

Впрочем, после осенних выборов эта однотипная наружная реклама должна исчезнуть. А вот буузы, или, на русский манер, «позы», – ароматное мясо в тесте, отдаленный родственник пельменей, – всегда были, есть и будут. Это самое ходовое блюдо местной кухни, оно тут повсюду: от рядовых забегаловок до престижных ресторанов. Бурятия – вообще рай для мясоеда: мясо едят на завтрак, обед и ужин.

 В остальном Бурятия очень переменчива. Покрытые лесами горные сопки неожиданно уступают место голым, простирающимся до горизонта полям. Не менее разнообразен и культурный ландшафт: это уже не Европа, но еще не «полноценная» Азия. На домах встречаются то по-восточному загнутые к небу крыши, то русские резные наличники, а вдоль дорог буддистские ступы чередуются с православными поклонными крестами. 

Дороги, кстати, тоже контрастные: бывает, полчаса-час прыгаешь по ямам, зато потом выезжаешь на идеально ровную федеральную трассу. Что буряты, что русские подчеркнуто толерантны и гостеприимны: о межнациональной и межрелигиозной дружбе здесь говорят с большой охотой и, очевидно, вполне искренне. Русские перенимают многие коренные традиции, в чем они шутя находят меркантильную подоплеку: праздники друзей-бурятов требуют от гостей очень большой щедрости, вот и приходится устраивать аналогичные гулянья, чтобы «отбить» за счет ответных подарков хотя бы часть предыдущих затрат.

 Верующие жители зачастую посещают как дацаны, так и церкви, заодно соблюдают и национальные религиозные обычаи – вплоть до обращения к шаманам. Впрочем, в этом синкретизме они, наверное, мало отличаются от многих остальных россиян. Повсеместно распространена традиция бурханить, то есть делать подношения божествам – бурханам. Подарки могут быть самыми разными – крупы, сладости, сигареты, алкоголь, священные пестрые ленты, которыми увешивают деревья (подчас так, что самих деревьев уже не видно).

Как и во многих сибирских местах, здесь много потомков казаков и старообрядцев. Староверскими называют целые села. В них приезжих знакомят с бытом семейских, как их здесь называют, староверов. Но подлинных ревнителей дониконовского благочестия найти оказалось не так просто. Во всяком случае, в одном из таких сел, где довелось побывать проездом и возникло желание купить мед у стоящих на обочине торговок, о них никто не слыхал. И словно в качестве подтверждения продали не только отменный мед, но и бутылку мягкого, сброженного на перге самогона (закрутка сладких хрустящих огурцов – в подарок). 

В туристическом отношении Бурятия пока среди россиян не очень известна – тот же Байкал ассоциируется скорее с Иркутской областью. Но путешественников все равно много. В том числе зарубежных: в основном монголов (добираться близко, виз нет, почти один язык, можно выгодно закупиться из-за разницы валютных курсов), а также вездесущих китайцев и немецких пенсионеров. 

В маршруте любого туриста присутствуют минимум три остановки. Обязателен визит в Иволгинский дацан, расположенный на некотором удалении от Улан-Удэ. Сотни и тысячи паломников ежедневно совершают здесь ритуальный обход гороо, крутят по пути многочисленные священные барабаны хурдэ, заходят в храмы-дуганы, оставляют рис, деньги и другие разнообразные подношения на ступах (на одной заметил даже православную иконку). Но в основном сюда едут, чтобы побывать у нетленного тела почитаемого подвижника хамбо-ламы Даши-Доржо Итигэлова. Старец сидит в алтаре главного храма монастыря в позе лотоса и, как уверяют местные, хоть и умер 90 лет назад, в каком-то смысле все еще жив и даже потеет. 

И, конечно, «славное море – священный Байкал». Ехать сюда летом лучше в рабочие дни. На выходные, как говорят, вся прибрежная линия забита автомобилями, палатками и загорающими туристами. А в будни можно без тесноты наслаждаться солнцем, прохладной водой, пейзажем «как на картинке» и знаменитым байкальским омулем. Ощущения – будто действительно на море, разве что ветер не соленый.

Полная версия статьи по ссылке

Источник:

baikal-media.ru

  • Московско-бурятская пастораль.
  • А ещё позорище "фамоус оф зэ уорлд" - человек который ДОБИЛ экономику и население субъекта, по мнению авторов билборда "время перемен" должен быть посажен в кресло СовФеда, а не на кол, причём осиновый.

© 2004-2017 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^