$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


2 апреля 2009, 18:21

Новая система оплаты труда заставляет учителей обращаться в суд

Расхваленная чиновниками система подушевого финансирования дает сбои. Педагоги стали получать меньше, а нагрузки при этом не убавилось. Уже год заработная плата учителей зависит не от количества урочных часов, а от числа учащихся в школе. За обучение каждого школьника государство платит 12600 рублей в год. Но денег на всех педагогов катастрофически не хватает.


Приговор образованию

Объем выделяемых средств на одного ученика рассчитывается каждым регионом самостоятельно, исходя из возможностей собственного бюджета. В Бурятии на каждого учащегося выделяют 12600 рублей в год. Это так называемый «финансовый норматив», действующий для всех школ города, независимо от профиля учреждения: будь то гимназия, лицей или обычная школа. Однако сами учителя норматив уже давно окрестили «смертным приговором» всей системе образования.

Ведь зарплата педагогов за год почти не выросла, а у некоторых даже, наоборот, упала. А нет достойного заработка - нет и стимула для качественного обучения школьников. «Зарплата не поднялась, а у ряда других учителей, к примеру, иностранных языков, понизилась. Повысилась она только у педагогов начальных классов, да и то всего на 400 рублей», - рассказывает Евгений Миронов, директор Российской гимназии № 59.

Вторит коллеге и завуч лицея № 27 Людмила Кожевникова. По ее словам сумма в 12600 настолько мизерная, что ее не хватает даже на зарплату учителям, дающим необходимый школьный минимум знаний или, иначе, «учебный базисный план». «Качество работы, которое требуют от учителя, финансами не подкреплено, поскольку эти финансы не предусмотрены в нормативе 12600. Мы подсчитали, каким должен быть норматив. У нас получилось для общеобразовательных учреждений 23843 рубля. Для инновационных учебных заведений - лицеев и гимназий - 28508 рублей», - рассказывает председатель Профсоюзной организации работников образования Наталья Федотова.

Пока же за дополнительные, углубленные знания, которые учащимся дают в гимназиях и лицеях, учителям не доплачивают. Такая ситуация сложилась и в гимназии №59 - одном из ведущих учебных заведений Бурятии – ученики которой регулярно берут призовые места на различных олимпиадах. Без преувеличения можно сказать, что все это - заслуга учителей, которые готовили ребят. Причем последний год педагоги делали это на голом энтузиазме. «Государство не задумалось над тем, что разрушает веками отлаженную систему воспитания и обучения», - сетует учитель русского языка и литературы гимназии № 59.

Чтобы финансы не пели романсы…

Из больших школ деньги нужно отдавать маленьким - решили в Комитете по образованию Улан-Удэ. В результате сегодня средства из многочисленных школ уходят в школы малокомплектные, где обучается немного учеников. А значит, и зарплата учителей там оставляет желать лучшего. Часть средств идет в гимназии и лицеи, чтобы те не превратились в общеобразовательные школы. Однако это не выход, считают педагоги. Ведь это напрямую нарушает сам принцип подушевого финансирования, приводит к урезанию зарплат в больших школах. «У нас есть школы-доноры, а есть учебные заведения, которым дополнительно выдаются финансы за счет вот этих самых школ. Как вы думаете, если школа является донором, отдает из своего фонда оплаты труда деньги другой школе, с зарплатой учителей в этой школе что должно произойти? Она в лучшем случае останется на прежнем уровне, в худшем - понизится», - встает на защиту педагогов Наталья Федотова.

Слово президента

В правительстве сегодня видят один выход – директора школ должны оптимизировать расходы, проще говоря, провести сокращение штата. «В 1998 году общая численность учащихся с 1 по 11 классы в России составляла 22 миллиона. В 2008 году эта цифра уменьшилась до 13 миллионов человек. А количество учителей за это время не изменилось. Просто задумайтесь над этим, экономическая целесообразность вполне понятна», - утверждает министр образования и науки Бурятии Алдар Дамдинов.

Глава Республики, Вячеслав Наговицын считает, что можно сократить и количество часов, выделяемых для преподавания каждого предмета, проще сказать урезать базисный план. «Учебный базисный план - это настолько гибкая вещь, он есть только рекомендованный, его нет обязательного, и директор вправе его корректировать. Равно как у директора есть и право перейти на пятидневную рабочую неделю», - сообщил президент Бурятии.

А вот за свой добровольно присвоенный статус, по словам главы республики, гимназиям и лицеям нужно самим и расплачиваться. «Это же сами директора присваивают себе эти звания, мы же не присваиваем. По закону написано, он сам взял, объявил себя. Пожалуйста, если у тебя есть деньги, так и объявляй. Почему какому-то учреждению мы должны предоставлять преференции? У нас есть равенство между получателями бюджетных средств, и мы должны на каждого ребенка тратить одинаковую сумму на образование. Поэтому мы и перешли на подушевой принцип финансирования. А дальше уже искусство каждого», - объясняет Вячеслав Наговицын.

- Наш президент сказал, гимназии и лицеи пусть существуют за чет родителей. Все должны одинаково индексироваться, все должны иметь равные права, - продолжает тему Евгений Миронов. - Но это же не Москва или Санкт-Петербург, это же Улан-Удэ. У нас нет таких платежеспособных родителей. Педагоги боятся, что родители просто станут переводить детей в общеобразовательные школы, где платить не надо. В итоге из гимназий произойдет отток талантливых ребят.

Достучаться до небес

Спустя почти год после введения новой системы оплаты труда педагогической общественности удалось убедить Министерство образования и науки Бурятии пересмотреть финансовый норматив. Его сейчас дорабатывают, уже известно, что он будет дифференцированным, в зависимости от типа учебного заведения и даже класса. Например, для учителей 1-4 классов норматив будет один, для преподавателей 5-9 классов - другой, для 10-11 класса - третий. «Норматив для поселковой школы будет выше, чем для городской школы, но меньше, чем для сельской.

Для лицеев и гимназий выше, чем для массовой школы где-то примерно на 15%, максимум на 15, может чуть ниже», - говорит начальник Отдела экономики и статистики Министерства образования и науки Бурятии Гарма-Доржи Базаров.

Свою неконкретность Гарма-Доржи Базаров объясняет невозможностью раскрывать перед общественностью все карты. Ведь новый норматив еще не одобрен ни парламентом республики, ни ее главой. В Министерстве образования вообще нет уверенности, что «разбухший» норматив будет принят. Ведь это повлечет за собой дополнительные расходы. «Вся проблема заключается в том, что есть желание министерства образования, есть возможности республики. Но у Бурятии этих денег нет. Если они были, проблем не было бы. Вся проблема в том, что республика дотационная, и все это должны прекрасно понимать», - объясняет Гарма-Доржи Базаров.

Утверждать финансовый норматив будут не раньше лета. Пока же недовольство учителей новой системой оплаты труда нарастает и уже дает о себе знать. По словам Натальи Федотовой, педагогический коллектив школы №2 обратился в Прокуратуру Бурятии с просьбой навести порядок, ведь часть фонда оплаты труда педагогов этой школы, как и многих других, перераспределяют в другие школы города.

Педагогическая общественность считает, что такая политика идет вразрез с национальным проектом «Образование», ставит под сомнение обещания Кремля не сворачивать социальные программы. Сокращение расходов на образование, введение ЕГЭ, иначе как развалом образования учителя не называют. Похоже правительству страны не нужны грамотные, думающие люди. Лучше уж наоборот - невежественная толпа, которая будет молчать и слепо подчиняться. Ведь быдлом всегда легче управлять.

Светлана Милославская, «Вечерний Улан-Удэ – Неделя»

Комментарии (12)

  • 2 апреля 2009, 19:41

    песикот   Ответить

     

    А почему бы не проверить сколько получают директора школ. Насколько я знаю у них зарплата повысилась и на много.

  • 3 апреля 2009, 07:08

    Мутабор   Ответить

     

    Посмотрите на плакат на фотографии - он с ошибкой написан (может, "зарплатУ учителя").


     

    Вот так они и детей учат. И сколько себя помню - вечно недовольны зарплатой. Вечно, рассказывают ученикам и родителям, как "обирает их государство". И воспитывают поколения похожих на себя "успешных людей".

  • 3 апреля 2009, 07:43

     

    "А почему бы не проверить сколько получают директора школ. Насколько я знаю у них зарплата повысилась и на много."


     

    Вообще то они несут ПОЛНУЮ ответственность за ВСЕ, в том числе за жизнь и здоровье детей и не только во время уроков, на территории школы, но и вне ее стен! А это очень тяжелый груз.

  • 3 апреля 2009, 08:08

    песикот   Ответить

     

    [03.04.2009 12:43] das: "А почему бы не проверить сколько получают директора школ. Насколько я знаю у них зарплата повысилась и на много."  Вообще то они несут ПОЛНУЮ ответственность за ВСЕ, в том числе за жизнь и здоровье детей и не только во время уроков, на территории школы, но и вне ее стен! А это очень тяжелый груз.


     

    Не говорите ерунды. Где, кто и когда ответил за наших детей? Если сам не позаботишься, то нафиг ты ни кому не нужен, тем более твои дети.

  • 3 апреля 2009, 08:49

    Геолог   Ответить

     

    Проблема не в том сколько получают чителя а в том что данный закон принятой эрдосами с путиным полностью некорректен для вузов и школ, дет садов и интернатов, какие нах стимулирующие надбавки и статьи под них учителю просто некогда этим заниматься он детей учить должен, закон гавно, а учителя рядовые расхлёбываются, зато пусть знают теперь как на выборах за едросов ишачить да в ихную партиию без оглядки бежать.

  • 3 апреля 2009, 08:58

    Федя   Ответить

     

    зарплата учителей реально понизилась и стала какая-то аморфно-непонятная.Надо эту методику отработать на правительстве, в целях повышения эффективности. А то на населении экспериментируют, а себе стабильно повышают 2раза в год и аккуратно премии выдают друг другу. А вообще каков % КПД влияния министерств и ведомств на улучшение жизни республики. Кто нибудь задавался этим вопросом?

  • 3 апреля 2009, 20:11

    мкчтрян   Ответить

     

    голодный учитель - плохой ученик - нищая республика

  • 4 апреля 2009, 13:34

    тихая оппозиция   Ответить

     

    всё верно, но и - новый министр образования, честно говоря, слаб. Даже возникает мысль, что именно слабых подбирает себе в команду высокопоставленный варяг из Томска...

  • 5 апреля 2009, 13:27

    Вася   Ответить

     

    При всем неуважении к Едру. Чем вам плох закон? Учителям наконец-то показали, кто в школе главный. Ученик. Это ему они оказывают образовательную услугу и его итоги ЕГЭ, если хотите, это Продукт школы.

    Будет школа хорошо учеников учить - они потянутся в такую школу и за собой поведут и ее финансирование. Правильно? Правильно!


     

    Если не создать между школами конкуренцию, и если учителя не поймут - что они не "зряплату" получают - а должны учить так, чтобы из уст в уста ходило - как зашибенно в этой школе ведут физику, а тут химию.

    Министр конечно слабоват и возможно коэффициент за ученика применили неправильно. Но учителя со своими амбициями - достали. Учить нужно нормально, а не на трибунах выступать уже десятилетиями.


     

    Если вам так плохо - ну смените работу. Вы ж умеете "учиться". Или не умеете? Нет же, и ходить на работу будем и бастовать тоже. А учить нормально - способны единицы! И все об этом прекрасно знают. И эти единицы, которые реально учат, - хоть раз протестовали? В самые лихие 90-е они вели уроки и очень тихо замечали, что недостойно учителя - протестовать.

  • 6 апреля 2009, 05:50

    Геолог   Ответить

     

    Эх Вася, Вася!

    Вот так думают у нас те кто проталкивают такие законы. "штампованно", не дальновидно, бездароно!

  • 6 апреля 2009, 07:32

    Мутабор   Ответить

     

    Геолог, что тебе не нравится в логике Васи?


     

    Правильно все. Как раз дальновидно.

    Та школа, которая есть сейчас - устарела. Нет психологии, нет экономики. Зато в избытке литературы и химии.

    Благо хоть информатика появилась.


     

    И правильно, что платят за учеников. А не учителям зарплату просто так, просто потому, что они учителя. Это верный подход и единственно правильный.

    Как сейчас учителя заинтересованы в результатах своего труда? Их мышление, что они главные в школе - нужно ломать. Эволюционно это восприятие учебного процесса не меняется.

    Верно Вася сказал, что они оказывают образовательную услугу (а не "учить" на работу ходят).


     

    Геолог, ты пойдешь лечить зубы к зубному, который "просто лечит", но его мало хвалят и часто после него идут к другому зубному?


     

    А дети наши без выбора. Они идут в школу по месту жительства и их там "учат". Есть, конечно, продвинутые родители, которые пытаются пристроить ребенка в хорошую школу.


     

    Этот процесс должен стать массовым. Хорошие учителя примыкать к хорошим сильным педколлективам. А родители, которым "не все равно" - отдавать детей в такие школы.

    Вот и будет всем хорошо. И профессионалы-учителя будут получать по достоинству. А остальные - сколько останется Well

  • 26 марта 2010, 15:04

    Учитель   Ответить

     

    И действительно, оставить несколько школ с сильными учителямии достойной зарплатой и учить там 5% детей, а остальные 95% пусть будут быдлом. Таким мечтают видеть наше образование наша власть.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^