β
$ 59.08
68
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Эхо Москвы" "Русское радио"


2 апреля 2009, 18:21

Новая система оплаты труда заставляет учителей обращаться в суд

Расхваленная чиновниками система подушевого финансирования дает сбои. Педагоги стали получать меньше, а нагрузки при этом не убавилось. Уже год заработная плата учителей зависит не от количества урочных часов, а от числа учащихся в школе. За обучение каждого школьника государство платит 12600 рублей в год. Но денег на всех педагогов катастрофически не хватает.


Приговор образованию

Объем выделяемых средств на одного ученика рассчитывается каждым регионом самостоятельно, исходя из возможностей собственного бюджета. В Бурятии на каждого учащегося выделяют 12600 рублей в год. Это так называемый «финансовый норматив», действующий для всех школ города, независимо от профиля учреждения: будь то гимназия, лицей или обычная школа. Однако сами учителя норматив уже давно окрестили «смертным приговором» всей системе образования.

Ведь зарплата педагогов за год почти не выросла, а у некоторых даже, наоборот, упала. А нет достойного заработка - нет и стимула для качественного обучения школьников. «Зарплата не поднялась, а у ряда других учителей, к примеру, иностранных языков, понизилась. Повысилась она только у педагогов начальных классов, да и то всего на 400 рублей», - рассказывает Евгений Миронов, директор Российской гимназии № 59.

Вторит коллеге и завуч лицея № 27 Людмила Кожевникова. По ее словам сумма в 12600 настолько мизерная, что ее не хватает даже на зарплату учителям, дающим необходимый школьный минимум знаний или, иначе, «учебный базисный план». «Качество работы, которое требуют от учителя, финансами не подкреплено, поскольку эти финансы не предусмотрены в нормативе 12600. Мы подсчитали, каким должен быть норматив. У нас получилось для общеобразовательных учреждений 23843 рубля. Для инновационных учебных заведений - лицеев и гимназий - 28508 рублей», - рассказывает председатель Профсоюзной организации работников образования Наталья Федотова.

Пока же за дополнительные, углубленные знания, которые учащимся дают в гимназиях и лицеях, учителям не доплачивают. Такая ситуация сложилась и в гимназии №59 - одном из ведущих учебных заведений Бурятии – ученики которой регулярно берут призовые места на различных олимпиадах. Без преувеличения можно сказать, что все это - заслуга учителей, которые готовили ребят. Причем последний год педагоги делали это на голом энтузиазме. «Государство не задумалось над тем, что разрушает веками отлаженную систему воспитания и обучения», - сетует учитель русского языка и литературы гимназии № 59.

Чтобы финансы не пели романсы…

Из больших школ деньги нужно отдавать маленьким - решили в Комитете по образованию Улан-Удэ. В результате сегодня средства из многочисленных школ уходят в школы малокомплектные, где обучается немного учеников. А значит, и зарплата учителей там оставляет желать лучшего. Часть средств идет в гимназии и лицеи, чтобы те не превратились в общеобразовательные школы. Однако это не выход, считают педагоги. Ведь это напрямую нарушает сам принцип подушевого финансирования, приводит к урезанию зарплат в больших школах. «У нас есть школы-доноры, а есть учебные заведения, которым дополнительно выдаются финансы за счет вот этих самых школ. Как вы думаете, если школа является донором, отдает из своего фонда оплаты труда деньги другой школе, с зарплатой учителей в этой школе что должно произойти? Она в лучшем случае останется на прежнем уровне, в худшем - понизится», - встает на защиту педагогов Наталья Федотова.

Слово президента

В правительстве сегодня видят один выход – директора школ должны оптимизировать расходы, проще говоря, провести сокращение штата. «В 1998 году общая численность учащихся с 1 по 11 классы в России составляла 22 миллиона. В 2008 году эта цифра уменьшилась до 13 миллионов человек. А количество учителей за это время не изменилось. Просто задумайтесь над этим, экономическая целесообразность вполне понятна», - утверждает министр образования и науки Бурятии Алдар Дамдинов.

Глава Республики, Вячеслав Наговицын считает, что можно сократить и количество часов, выделяемых для преподавания каждого предмета, проще сказать урезать базисный план. «Учебный базисный план - это настолько гибкая вещь, он есть только рекомендованный, его нет обязательного, и директор вправе его корректировать. Равно как у директора есть и право перейти на пятидневную рабочую неделю», - сообщил президент Бурятии.

А вот за свой добровольно присвоенный статус, по словам главы республики, гимназиям и лицеям нужно самим и расплачиваться. «Это же сами директора присваивают себе эти звания, мы же не присваиваем. По закону написано, он сам взял, объявил себя. Пожалуйста, если у тебя есть деньги, так и объявляй. Почему какому-то учреждению мы должны предоставлять преференции? У нас есть равенство между получателями бюджетных средств, и мы должны на каждого ребенка тратить одинаковую сумму на образование. Поэтому мы и перешли на подушевой принцип финансирования. А дальше уже искусство каждого», - объясняет Вячеслав Наговицын.

- Наш президент сказал, гимназии и лицеи пусть существуют за чет родителей. Все должны одинаково индексироваться, все должны иметь равные права, - продолжает тему Евгений Миронов. - Но это же не Москва или Санкт-Петербург, это же Улан-Удэ. У нас нет таких платежеспособных родителей. Педагоги боятся, что родители просто станут переводить детей в общеобразовательные школы, где платить не надо. В итоге из гимназий произойдет отток талантливых ребят.

Достучаться до небес

Спустя почти год после введения новой системы оплаты труда педагогической общественности удалось убедить Министерство образования и науки Бурятии пересмотреть финансовый норматив. Его сейчас дорабатывают, уже известно, что он будет дифференцированным, в зависимости от типа учебного заведения и даже класса. Например, для учителей 1-4 классов норматив будет один, для преподавателей 5-9 классов - другой, для 10-11 класса - третий. «Норматив для поселковой школы будет выше, чем для городской школы, но меньше, чем для сельской.

Для лицеев и гимназий выше, чем для массовой школы где-то примерно на 15%, максимум на 15, может чуть ниже», - говорит начальник Отдела экономики и статистики Министерства образования и науки Бурятии Гарма-Доржи Базаров.

Свою неконкретность Гарма-Доржи Базаров объясняет невозможностью раскрывать перед общественностью все карты. Ведь новый норматив еще не одобрен ни парламентом республики, ни ее главой. В Министерстве образования вообще нет уверенности, что «разбухший» норматив будет принят. Ведь это повлечет за собой дополнительные расходы. «Вся проблема заключается в том, что есть желание министерства образования, есть возможности республики. Но у Бурятии этих денег нет. Если они были, проблем не было бы. Вся проблема в том, что республика дотационная, и все это должны прекрасно понимать», - объясняет Гарма-Доржи Базаров.

Утверждать финансовый норматив будут не раньше лета. Пока же недовольство учителей новой системой оплаты труда нарастает и уже дает о себе знать. По словам Натальи Федотовой, педагогический коллектив школы №2 обратился в Прокуратуру Бурятии с просьбой навести порядок, ведь часть фонда оплаты труда педагогов этой школы, как и многих других, перераспределяют в другие школы города.

Педагогическая общественность считает, что такая политика идет вразрез с национальным проектом «Образование», ставит под сомнение обещания Кремля не сворачивать социальные программы. Сокращение расходов на образование, введение ЕГЭ, иначе как развалом образования учителя не называют. Похоже правительству страны не нужны грамотные, думающие люди. Лучше уж наоборот - невежественная толпа, которая будет молчать и слепо подчиняться. Ведь быдлом всегда легче управлять.

Светлана Милославская, «Вечерний Улан-Удэ – Неделя»

© 2004-2017 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^