$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


31 июля 2013, 16:44

strelchik.livejournal.com

Толон: "Гвардейский монах Баир лама"

В российской армии произошло знаковое событие: появился первый в истории нашей страны военный лама – буддийский священник. 23 мая 2013 года министр обороны России Сергей Шойгу подписал исторический приказ о назначении на должность помощника командира Отдельной гвардейской Будапештской Краснознаменной ордена Красной Звезды мотострелковой бригады имени Е.А. Шаденко по работе с верующими военнослужащими Баир ламу, в миру Баира Михайловича Батомункуева.

Это случилось спустя ровно 100 лет, когда впервые был поднят вопрос о введении в армии должности буддийского священника. В 1913 году глава российских буддистов хамбо лама Даша-Доржо Итигэлов специально ездил в Санкт-Петербург с просьбой к военному министру царской России о введении должности особого ламы в бурятских казачьих полках, где основную часть личного состава составляли буддисты. Но начавшаяся вскоре Первая мировая война так и не позволила сделать этого. То, что ровно через век в российской армии официально появился первый лама, безусловно, важное, знаковое событие. Теперь на постоянной основе проводить в этой воинской части богослужения, воспитывать солдат и сержантов будет буддийский монах. И в том, что бригада по итогам 2012 года признана лучшим соединением Восточного военного округа, есть безо всякого преувеличения, и заслуга Баир ламы.

Дело в том, что сотрудничество священнослужителя, находящегося недалеко от Кяхты Мурочинского дацана «Балдан Брэйбун» Баир ламы с военными, началось в 2009 году. В тот год в бригаде за несколько месяцев произошло 7 смертельных случаев: суицид, отравление, на полигоне взорвался танк, в котором погибло сразу трое военнослужащих. И командование части обратилось к Баир ламе за помощью.

В районе полигона много святых мест, и я первым делом объяснил, что делать там можно, а что – нет. После религиозного гадания вышло число 9, то есть могли произойти ещё две смерти. Я сразу же обратился к хамбо ламе с просьбой провести важный обряд огненного подношения «Жинсериг». Для этого приехали опытные ламы, и мы провели обряд на месте взрыва танка. После этого смертельные случаи прекратились. Я же стал постоянно приезжать в часть, чтобы проводить обряды и лекции, – рассказывает Баир лама. – Командование части с самого начала пошло мне навстречу – выделило рабочее место, собирает по необходимости личный состав. К религиозным вопросам с пониманием относился бывший командир бригады гвардии полковник Валерий Асапов, и нынешний гвардии полковник Сергей Мильчаков поддерживает во всех возникающих вопросах. Неоценимую помощь оказывает мне заместитель командира по работе с личным составом гвардии подполковник Олег Олейников, уроженец Бичурского района Республики Бурятия, хорошо понимающий, насколько важна работа с национальными кадрами. В связи с переходом к территориальному принципу комплектования войск в нашей бригаде количество призывников из числа местного населения доходит до 40 процентов. У нас налажен контакт со всеми дацанами и ламами в районах Бурятии, откуда в нашу бригаду призываются солдаты. Уже в части я всем им стараюсь доходчиво объяснять, чтобы они не нарушали нормы буддизма, российские законы и требования общевоинских уставов.
Большую методическую помощь оказывает Управление по работе с верующими военнослужащими при Министерстве обороны Российской Федерации, которому мы непосредственно подчиняемся.

В конце февраля – начале марта мы вместе с Баир ламой Аюшиевым из дацана Верхней Березовки, что в пригороде Улан-Удэ, в Екатеринбурге приняли участие в учебно-методическом сборе должностных лиц по работе с военнослужащими Вооруженных сил Российской Федерации, на который со всей страны, от Калининграда до Курил, прибыли священники, являющиеся штатными помощниками командиров соединений по работе с верующими военнослужащими. В работе сборов участвовали врио начальника Главного управления Министерства обороны РФ по работе с личным составом генерал-майор М.Смыслов, заместитель командующего войсками Центрального военного округа по работе с личным составом – начальник управления генерал-майор А.Цыганков, председатель Синодального отдела Русской Православной церкви Д.Смир­нов, начальник управления по работе с верующими военнослужащими Министерства обороны РФ Б.Лукичев и другие должностные лица. В работе сбора в широком аспекте обсуждались вопросы совершенствования духовного и нравственного воспитания личного состава – солдат, сержантов по призыву и контракту, офицеров, все выступающие говорили о необходимости введения в армии и на флоте института военного духовенства. Всего планируется более 200 военных священников, в том числе и пять буддийских лам. Я – первый. Моё выступление об опыте работы в бригаде вызвал положительные отзывы и неподдельный интерес у участников сбора.

С армейской жизнью и службой Баир лама знаком не понаслышке. В 1988—1990 годах, после окончания электротехникума, он служил срочную службу связистом в заполярном гарнизоне Тикси. Там с ним и произошел случай, круто повернувший его жизнь.

Я служил в отдельном батальоне радиоразведки. Мы отслеживали полеты американ­ских самолетов-разведчиков «Аваксов». Честно признаюсь, до армии я не считал себя верующим. Просто во время службы возникла ситуация, после которого я задумался о многих вещах, в том числе и о вере.

Однажды я заблудился в пургу и, честно говоря, начал прощаться с жизнью. Я был дежурным по командному пункту, решил пообедать раньше своей смены. Поэтому на обед отправился один, хотя по инструкции в непогоду передвигаться на улице одному не разрешалось. Сначала всё было спокойно. Но на полдороге началась пурга, и в итоге я потерял дорогу. В тот момент я вспомнил все буддийские молитвы, которые раньше слышал, и повторял их друг за другом. Несколько часов ходил наугад, молился, проваливался в сугробы, из которых не мог выбраться. Но в один момент почувствовал запах жилья. Как оказалось позже, я находился на крыше 5-метрового дома. В итоге после армии это привело меня в буддийский дацан, куда меня взяли хувараком (послушником), и я попал в первый набор открывшегося при Иволгинском дацане буддийского института «Даши Чойнхорлинг».

После трёх лет учебы он поехал в Монголию, где продолжил образование. Окончив улан-баторский буддийский университет им. Д. Занабазара, приехал на родину и стал ламой недавно возрожденного дацана «Балдан Брэйбун». С тех пор проводил молебны, встречи и лекции, втом числе и по приглашению военных. Сам, прошедший военную службу в армии, сержант запаса Баир лама хорошо знает, насколько высоко ценят солдаты духовную помощь. Всё, что нужно им для достойной службы, у них есть, но вместе с тем все они нуждаются в духовном образовании и поддержке. Баир лама по себе знает, насколько тяжело, особенно на первых порах, приходится в армии вчерашнему школьнику. И здесь, в этой ситуации, очень важна некая отдушина. И религия способна её создать. Когда он проводит молебны и обряды, никогда не встречал недовольных, а наоборот, — заинтересованность всех присутствующих.

Институт капелланов в российской армии появился в конце 2009 года. Должность священнослужителя в бригаде предусмотрена только одна, но, помогать он старается всем военнослужащим, независимо от их веры и национальности. Когда Баир лама впервые пришёл в эту воинскую часть проводить молебен, у личного состава были большие проблемы с воинской дисциплиной, множество нарушений и преступлений. Происходили случаи откровенного вымогательства с тех, кто прибыл из западных регионов. По этому поводу он проводил много бесед с местными военнослужащими, устраивал молебны. И солдаты его послушались. Сегодня количество правонарушений сократилось в разы. В этом есть и большая заслуга гвардии подполковника Олега Олейникова, который в своей работе умело учитывает местный фактор и менталитет.

Часто Баир ламу приглашают располагающиеся в гарнизоне воины-пограничники для проведения с личным составом обрядов и молебен за хорошую службу. Ведь охрана границы – задача государственной важности.

В прошлом году перед началом на полигоне «Бурдуны» активной фазы международного монгольско-российского учения «Селенга-2012» Баир лама проводил молебен и на нём присутствовали монгольские военнослужащие, также являющиеся буддистами, но, реакция у них была больше любопытствующая. Позже после успешного завершения учения и подведения итогов монгольский генерал лично подошёл к Баир ламе и поблагодарил его за молебен и создание благоприятной морально-нравственной атмосферы среди участников учения.

Теперь рядом с ними надёжной опорой в гвардейском строю будет стоять, вселяя воинам-забайкальцам уверенность и надежду, буддийский священник Баир лама.

Источник: "Толон"




Комментарии (1)

  • 1 августа 2013, 13:55

    ЖИТЕЛЬ БУРЯТИИ   Ответить

     

    Классно! Сына отправлю служить в эту часть))

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^