$ 63.92
67.77
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


25 июн€ 2013, 16:16

vtinform.ru

»нформ ѕолис: "ƒепутаты ’урала отказались обсудить закон об образовании"

»зучение бур€тского €зыка в школах республики перестанет быть об€зательным предметом - его будут изучать только желающие. ƒепутаты перенесли этот неудобный вопрос сначала на июньскую сессию, а потом решили вообще не портить себе выборы†

» преспокойно отфутболили вопрос на осень. “ам уже будет новый состав ’урала, в который большинство нынешних депутатов хочет пролезть любой ценой. Ќо после 8 сент€бр€ 2013 года можно еще п€ть лет не задумыватьс€ об этом.

÷ель насто€щей статьи – проанализировать реальные факты и внести €сность в этот вопрос. Ќалицо и другой факт. ќба государственных €зыка Ѕур€тии равноправны и оба должны изучатьс€ в школах, считают одни родители. Ќаши дети итак перегружены и в жизни им бур€тский €зык не пригодитс€, утверждают другие. Ёта на первый взгл€д чисто образовательна€ проблема грозит перерасти в политическую.

ѕо сути, обсуждаетс€ не равноправие двух государственных €зыков, а проблемы €зыка титульной нации.

«√алопом по ≈вропам»

- Ёто как надо было преподавать бур€тский €зык, что нашлись бур€ты, готовые отказатьс€ от обучени€ своих детей родному €зыку? Ц восклицает отец двух школьников Ёдуард Ѕазаров. - „то уж говорить про тех, дл€ кого он неродной?

 огда ———– распалс€, «акон, прин€тый в республике в соответствии с новым «аконом –‘, определил, что государственными €зыками в Ѕур€тии €вл€ютс€ бур€тский и русский. Ётот статус двух €зыков закрепили в  онституции –Ѕ. ¬се это на какое-то врем€ создало иллюзию, что на €зыковом Ђфронтеї все благополучно. Ќо, как всегда, гладко было на бумаге. Ѕеда в том, что Ѕ√” выпускал учителей только дл€ преподавани€ бур€тского как родного. ќбучать ему как государственному следовало по методике изучени€ иностранных €зыков. ≈е не было. ¬ итоге страдали все, от учителей до детей и родителей.

- я учил к каждому уроку бур€тского несколько новых слов. Ќо построить простое предложение не могу, кроме приветствий. ’от€ и с английским точно така€ же ситуаци€, Ц озвучивает самую распространенную претензию к урокам бур€тского госслужащий ƒенис ƒанилов.

—равнение с английским здесь весьма уместно, поскольку на этом примере можно пон€ть, как трудно, даже с методикой, изучить чужой €зык с нул€.

- ѕоставьте себ€ на наше место. ѕредставьте, что вас об€жут обучить русскому €зыку иностранца. Ѕез методики и с учебником дл€ русско€зычных людей. ” нас было еще хуже. ¬ 90-е годы учебники бур€тского €зыка еще были со стихами про Ћенина. ћы буквально охотились за новыми учебниками, более-менее приспособленными к обучению русско€зычных детей. ƒоходило до того, что копировали на ксероксе один учебник всему классу, Ц вспоминает бывший учитель ƒарима Ѕудаева.

Ќе надо забывать, что такие учебники бур€тского как иностранного создавались впервые. », безусловно, имели свои минусы.

- ≈сли вам попалс€ не самый лучший учитель и вы только начали изучать €зык, нельз€ судить сразу о ненужности предмета, Ц заступаетс€ за коллег ƒарима. - ”сугубило ситуацию безденежье 90-х годов. ѕреподаватели, не только бур€тского €зыка, уходили из школ торговать на рынок. Ќовые учител€ не спешили зан€ть их места.

¬ итоге даже в сельских школах начали переходить с изучени€ бур€тского как родного на бур€тский как государственный. ѕусть с большим опозданием, но по€вились методика и учебники. Ќо все меньше и меньше выпускников, прошедших курс обучени€ бур€тскому €зыку как родному.

- ¬о всем виноваты новые образовательные стандарты. ѕо ним все отдали на откуп директорам школ. ѕоэтому уроки национально-регионального компонента вычеркивают из школьных расписаний, Ц считает ƒарима.

 стати, она давно работает на рынке и только поэтому не побо€лась высказать вслух все проблемы нынешних учителей бур€тского €зыка. ќни же запуганы настолько, что согласны дать интервью только анонимно. ќни плачутс€, что многим пришлось получать второе образование и преподавать, например, историю. ’от€ общероссийский учебный план предусматривает обучение русскому и родному €зыкам.†

ѕолный текст:†»нформ ѕолис

© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^