$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


17 декабря 2012, 10:35

Молодёжь Бурятии: "Мгновения искусства"

Ну, вот и подошло время подводить итоги. Не в том смысле, что конец света все-таки будет. А в том, что конца года 2012 нам точно не миновать. До праздника осталось только две колонки, темы в которые уже «забиты», так что самое время обобщить все то, что произошло на просторах искусства за, канцелярски выражаясь, истекший период.

Скандал года было бы правильнее назвать истерикой года. Ее главные участники – бывший худрук театра оперы и балета и театр песни и танца «Байкал». «Герои» отличились умением истерить долго, масштабно, и со вкусом. С привлечением духовных иерархов, просветленных пенсионерок, депутатов, и газет, в которых возможен заголовок типа «вселенский вой потухших звезд». Сделать скандал целой кампанией длиной в несколько месяцев – это надо уметь! В итоге же один удовлетворился статусом победителя, но с жалостным довеском – гонимый. Другими здание, брутально требуемое в течение нескольких даже не месяцев, а лет, вдруг, как-то одномоментно, девически легкомысленно позабылось. А ведь воинственные кличи, которыми «борцы» сотрясали воздух, были во славу высокого искусства и национальной культуры, но то ли цели оказались недостаточно высоки, то ли вовсе не высокие материи были целями. В общем крику было на миллион, а «навару» на копейки.

К счастью, не только нехудожественными событиями был богат уходящий год.

Самым амбициозным проектом, безусловно, стала постановка «Летучего голландца» в БГАТОиБ. Из Москвы доносятся слухи, что театр заявил спектакль в конкурс «Золотой Маски», и, что вроде бы даже в январе «Голландца» покажут экспертам-отборщикам. Принимая во внимание те оперные спектакли периферийных театров, которые пришлось увидеть на «Маске» весной, будь я экспертом национальной премии, отправила бы нашу постановку, несмотря на все ее серьезные недостатки, в конкурсный пул не глядя! Жаль, номинации «За резкое повышение профессионального уровня спектакля в отдельно взятом театре» в конкурсе нет. Но если слухи правда, то если бы театр серьезно подготовился к экспертному показу, то объективно на пару номинаций «Золотой Маски» мог бы притязать.

Самыми масштабными событиями стали фестивали: «Голос кочевников», «Песня Булата на Байкале», «Звуки Евразии», «Путь кочевника». Одна только география участников  впечатляет, не говоря уже о художественных впечатлениях, полученных благодаря фестивалям. Вообще, фестивали это, конечно, замечательное дело, и замечательно, что они у нас такие разные, и такие актуальные. Это не значит, что над ними не надо работать, но нам всем решительно повезло, что в нашем культурном пространстве есть не только скандалисты, но личности, обладающие творческой пассионарностью. А ведь PR-скандал, который мог бы закатить театр «Ульгэр», организатор «Пути кочевника», по поводу своего здания, где нет даже репетиционного зала, театру «Байкал» в волшебном сне не приснится. Однако, не затрачиваясь на лозунги «Ульгэр» принял у себя около сотни гостей.

А «Голос кочевников», который «Байкал» во время своего летнего «крестового похода» склонял чуть ли не в каждой статье, и, обобщил в некие проекты, которые «не работают на положительный имидж сферы культуры ни в своей республике, ни на российском уровне, ни в мировом масштабе», организовывают два человека! И делают это чуть ли не на коленке.

А за организацию и работу «Звуков Евразии» семь лет подряд отвечает один человек. Не в пример, бывшему худруку оперного, который неудачи своей непродолжительной работы объяснил отсутствием в театре команды специалистов. Это я к тому, что для хороших дел в первую очередь необходимо качество посыла, а не статус-кво, количество людей и квадратных метров.

Самым же художественным по посылу событием года стала «АртЭрия» - лаборатория молодых драматургов и режиссеров, прошедшая в ГРДТ в августе. На самой лаборатории я, к сожалению, не была, и сужу только по тем лабораторным спектаклям, которые вроде бы вошли в репертуар театра. Но в какой-то степени, мое мнение от этого только ценнее, потому что сформировано не под обаянием сопричастности, а на основе главного, истинной ценности события, –  изменения профессионального качества некоторых артистов ГРДТ, которые я увидела спустя время после лаборатории. Артисты, как говорится, прыгнули выше своей головы, того потолка, который выстроили над ними годы, а то и десятилетия всей прошлой жизни в театре. Этот процесс преображения особенно впечатляет тем, что проявляется и не в лабораторных спектаклях, ведь этот означает, что изменилась к лучшему сама актерская ментальность. И это самый замечательный эффект от лаборатории.

Уходящий год был насыщен не только отмеченными здесь событиями, но все здесь просто невозможно оценить. Важно, чтобы и следующий год был более богат на созидательные посылы, и мгновения искусства, преображающие нас к лучшему.

Туяна Николаева
Молодёжь Бурятии, №50

Источник:

Молодежь Бурятии

Комментарии (5)

  • 17 декабря 2012, 15:39

    мда   Ответить

     

    Довольно жёстко Туяна про "Байкал". Но всё правильно - большие артисты не всегда бывают большими людьми.

  • 18 декабря 2012, 15:18

    Артист Байкала   Ответить

     

    Туяна Николаева просто очень пристрастна к Байкалу. А вообще как любой профессиональный критик пишет очень высокомерно-заумно с претензией на истину в последней инстанции. Пусть журналисты пишут о культуре не так профессионально как Николева, но читать их намного интереснее. Даже по комментариям и их числу можно судить. Взять те же заметки Балтатаровой. С ней можно не соглашаться и спорить, но всегда вызывает эмоции и отклики. Кстати, Балтатарова как-то очень точно выразилась о творчестве Николаевой. Ничего кроме раздражения этот высокомерный и пафосный тон не вызывает.

  • 19 декабря 2012, 08:09

    temnik   Ответить

     

    Балтатарова -это vox populi, а Николаева - это vox Dei.Мне,например, мнения дилетантов совершенно не интересны, а вот Туяне респект.

    20 декабря 2012, 02:17

    Артист Байкала   Ответить

     

    Только вы сравните сколько читает и комментирует Балтатарову и сколько вашу Николаеву. Что-то я не видел уважаемую критикессу на последнем концерте "Баргуджин тукум". Опять с чужих слов напишет свое высокомерное фи?

  • 20 декабря 2012, 07:12

    temnik   Ответить

     

    Количество комментов во многом зависит от ресурса (БМК пока не самая популярная площадка для этого).И потом: что удивительного в том, что сегодня предпочитают читать и комментить чтиво вместо нормальной публицистики? Это не показатель качества, а показатель нынешнего уровня развития читателя и зрителя.Его нужно поднимать, а не опускать, как это делает желтая пресса.

    Прошу прощения за несколько менторский тон.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^