$ 64.15
68.47
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


24 марта 2005, 19:50

ƒалай-лама XIV публично отказалс€ от борьбы за суверенитет “ибета. » повысил свои шансы на приезд в Ѕур€тию

“акое решение ≈го —в€тейшества, вызвавшее живейший отклик среди буддистов, способно серьезно повли€ть на развитие религиозной ситуации в Ѕур€тии как в ближайшее врем€, так и в долгосрочной перспективе.

—енсаци€ мирового масштаба

Ёто за€вление было сделано 14 марта в эксклюзивном интервью, опубликованном в гонконгской газете «South China Morning Post». ƒалай-лама согласилс€ с тем, что “ибет остаетс€ частью  ита€, но при условии «сохранени€… культуры, духовности и окружающей среды». ѕо его мнению, это позволит тибетцам извлечь выгоду из стремительного экономического роста  ита€.

“акое за€вление ”чител€, который дл€ многих уже превратилс€ в символ борьбы за независимость, не могло не вызвать отрицательную реакцию многих тибетцев, живущих по всему миру. “ибет был оккупирован  итаем в 1950 году. „ерез дев€ть лет ƒалай-лама вынужден был бежать в »ндию, где возглавил тибетское правительство в изгнании. ѕомимо шести тыс€ч монахов, из “ибета бежали 100 тыс€ч человек. Ѕольшинство из них оказалось в »ндии, меньшее число — в Ќепале, Ѕутане и других странах.

Ѕур€ти€ уже на прот€жении более дес€тка лет €вл€етс€ центром тибетской эмиграции в –оссии.   нам приезжают в основном монахи или бывшие монахи, часть из которых имеет российское гражданство. Ќесмотр€ на свою малочисленность, их здесь не более двадцати человек, они приобрели большое вли€ние в Ѕур€тии.

¬ первую очередь, это ≈ше-Ћодой –импоче, построивший дацан на Ћысой горе, и √еше “инлэй, стро€щий ƒхарма-центр в 102-м квартале, имеющий многочисленных учеников из числа интеллектуалов во многих городах –оссии и стран ближнего и дальнего зарубежь€. ѕо некоторым данным, в ”лан-”дэ, в районе Ћевого берега, тибетец Ўираб-√ъ€цо начинает строительство еще одного центра.

Ќа просьбу «»ѕ» прокомментировать за€влени€ ≈го —в€тейшества “ензин-лама, помощник ≈ше-Ћодой –импоче, ответил отказом.

√еополитика с участием Ѕур€тии

ћежду тем за€вление ƒалай-ламы может серьезно повли€ть на религиозную ситуацию в Ѕур€тии и соседних регионах. ¬ св€зи с наметившимс€ сближением позиций тибетского правительства в изгнании и  ита€ возрастает веро€тность приезда ≈го —в€тейшества в –оссию, в том числе и в Ѕур€тию, где его на прот€жении долгих лет ждут верующие.

— ћы обратили внимание на интервью ƒалай-ламы, — сказал представитель ћ»ƒ  Ќ– Ћю ÷з€ньчао, сообщает «»нтерфакс».

ƒо сих пор —ангха –оссии успешно играла на противосто€нии между ѕекином и резиденцией ƒалай- ламы в »ндии. ¬ »ндии учатс€ бур€тские хувараки, туда же езд€т многочисленные паломники. ќдновременно —ангха поддерживает св€зи с Ѕуддийской ассоциацией  ита€, очередной визит делегации которой ожидаетс€ нынче летом. Ќо веро€тное возвращение тибетцев в лоно  ита€ ограничивает бур€тским буддистам свободу дл€ маневра. —корее всего, поток паломников и монахов из республики развернетс€ в традиционном направлении — в Ћхасу, столицу “ибета, наход€щуюс€ под контролем ѕекина. ¬ результате в Ѕур€тии и «абайкалье к мощному экономическому присутствию ѕоднебесной прибавитс€ и религиозное.

“ибетский вызов —ангхе

— ѕриезд в Ѕур€тию ƒалай-ламы возможен только при условии совместных усилий —ангхи –оссии и тибетской администрации, — за€вил пандито хамбо-лама Ѕуддийской традиционной сангхи –оссии ƒамба јюшеев. — –ешение об этом было прин€то на хурале 28 феврал€ текущего года.

’амбо-лама говорит, что —ангха готова прин€ть его в любое врем€, но при условии согласи€ ћ»ƒ –‘. √ораздо большую озабоченность бур€тского иерарха вызывает неподконтрольна€ де€тельность тибетских св€щеннослужителей в республике. ¬ свое врем€ большинство из них были приглашены —ангхой дл€ преподавани€ по направлению ƒалай-ламы. ќсвоившись здесь, тибетцы создали свои независимые и довольно богатые общины.

—уществование храма на Ћысой горе и слухи о строительстве второго дацана в районе Ћевого берега јюшеев расценил как вызов —ангхе: «¬ыделение участков под строительство тибетских храмов — это результат недальновидности наших чиновников. ¬ будущем они станут форпостом китайского вли€ни€. ¬  итае буддизм не делитс€ на китайский или тибетский и находитс€ под полным контролем властей. ћы ведь не имеем дацанов в “ибете, ¬нутренней ћонголии и ѕекине. ѕочему они могут строить их у нас? » вообще, ¬ерхнеудинск всегда был традиционно православным городом. Ѕур€ты строили монастыри в сельской местности, а строительство дацана на ¬ерхней Ѕерезовке согласовано с православной церковью».

ѕо сути хамбо-лама ƒамба јюшеев обвинил местные власти в покровительстве приезжим ламам.

— Ёто внутренние противоречи€ среди буддистов, — за€вил јлександр ≈лаев, заместитель председател€  омитета по межнациональным отношени€м и св€з€м с общественными и религиозными организаци€ми и информацией правительства –Ѕ. — ћы не вправе регулировать, рекомендовать и вмешиватьс€ в их отношени€. ƒл€ нас они все равны.

ѕривет с “ибета

ј вот как оценивает тибетский вопрос применительно к Ѕур€тии јндрей —трелков, кандидат исторических наук, докторант —анкт-ѕетербургского филиала »нститута востоковедени€ –јЌ. Ќа дн€х он вернулс€ из своей четвертой поездки в “ибет, где обошел все крупнейшие буддийские монастыри.

— ” ƒалай-ламы есть один выход — возвратитьс€ на родину и воссоединитьс€ с народом. Ёто неизбежно, он в возрасте и не может умереть в изгнании. » вернетс€ он не на пустое место, те ламы, которые остались там, спасли ”чение и народ. «а годы китайского господства –импоче (учител€-перерожденцы) пусть и в узком кругу, но сумели сохранить былой уровень знаний. Ќапример, мой друг в течение дев€ти лет с 9 утра до 9 вечера находитс€ в состо€нии созерцани€. “ибетцы не стали китайцами, они не сломлены и они не смирились. ƒуховное величие “ибета сохранилось. –азвитие религиозных св€зей с ними не представл€ет опасности, оно может быть плодотворно, но оно должно быть отделено от политики.

¬прочем, относительно будущего ≈го —в€тейшества есть и другие мнени€.

— ¬р€д ли ƒалай-лама и ѕекин быстро сблиз€тс€, — считает ≈вгений  ислов, председатель республиканского правозащитного центра, достаточно долго отслеживающий ситуацию в религиозном мире Ѕур€тии и имеющий р€д серьезных публикаций на эту тему. — Ёто за€вление серьезное и важное, но оно готовилось давно. „то касаетс€ вли€ни€ тибетских проповедников в Ѕур€тии, здесь оно не так высоко по сравнению с  алмыкией и “увой. ¬ дальнейшем, с прибытием обученных бур€тских лам из »ндии, оно будет только снижатьс€, хот€ они и сохран€т свою небольшую нишу в религиозной палитре республики. ¬ этой св€зи, € думаю, позици€ хамбо-ламы јюшеева объ€снима. ј его роль как лидера будет только возрастать.

јлександр ћахачкеев, «»нформ полис»

© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^