$ 63.92
67.77
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


25 июля 2012, 17:05

www.lastfm.ru

Сколько стоит прогноз?

Для зрителей, читателей и слушателей давно стало привычным, что прогноз погоды есть в подавляющем большинстве СМИ. Информация о погоде чрезвычайно востребована на медийном рынке. Это давно поняли в фактически монопольном государственном «поставщике» прогнозов погоды для СМИ - Федеральной службе России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромете). Некоторые территориальные управления Росгидромета (УГМС), которым удалось заключить со СМИ договор об информационном обслуживании, ежемесячно получают за прогнозы погоды немалые суммы. Разумеется, не все редакции и телерадиокомпании согласны платить за прогнозы погоды. Среди неплательщиков есть те, кто экономит вынужденно - по бедности, но немало и тех, кто может заплатить, но считает запросы метеорологов непомерными и «экономит из принципа». 

Как действует Росгидромет?

В ряде регионов УГМС предприняли психологические атаки на СМИ. Представители УГМС регулярно наносили визиты в телерадиокомпании и редакции печатных СМИ и сообщали, что незаконное использование прогнозов погоды может закончиться для них уплатой компенсации за бездоговорное использование произведений в соответствии с Законом об авторском праве, либо стать законным основанием для приостановления или аннулирования лицензии на вещание СМИ из-за отсутствия у СМИ договора на получение гидрометеорологической информации с организацией, имеющей лицензию на данный вид деятельности. 


Необходимо признать, что позиция Росгидромета по вопросу об обязательности наличия лицензии у источника прогностической информации, совершенно правомерна. Действительно, в соответствии с Постановлением Правительства РФ №324 от 20.05.2002 «подготовка и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей природной среды» подлежит лицензированию. Следовательно, само СМИ не должно заниматься составлением или «корректировкой» прогноза и должно получать его от организации, имеющей соответствующую лицензию. 


Реакция различных СМИ на действия УГМС чрезвычайно разнообразна. Так, главный редактор газеты «Номер один» Андрей Аносов призвал журналистов и средства массовой информации бойкотировать Гидрометцентр Бурятии. Поводом для этого стал отказ в предоставлении информации о погоде, которая в ситуации возможного наводнения становится крайне востребованной. Более того, по информации журналистов, Гидрометцентр запрещает ведомствам (в частности, МЧС и городской администрации) передавать СМИ информацию об уровне воды в реках. 


В статье «О торговле погодой» журналист пишет: «Наплевав на эти нормы своего же собственного закона, Гидрометцентр по любому обращению к ним требует заключения договора и скорейшей оплаты - Призываю всех своих коллег бойкотировать Гидрометцентр до той поры, пока он не станет предоставлять информацию о погоде бесплатно. Если все журналисты и все СМИ присоединятся к бойкоту, Гидрометцентр самым банальным образом не сможет выполнять свои прямые обязанности по информированию населения. И тогда встанет вопрос о том, а зачем он вообще нужен». 


Некоторые СМИ решили не рисковать, заключили с УГМС требуемые договоры об информационном обслуживании и начали выплаты. Другие СМИ, продолжали брать прогнозы УГМС из открытых источников, но, опасаясь исков со стороны метеорологов о нарушении авторских прав, ссылку на УГМС из выпусков прогнозов погоды убрали. 


Сложно винить метеорологов в том, что бюджет выделяет в несколько раз меньше средств, чем необходимо для их, безусловно, полезной деятельности. С этой точки зрения их попытки «торговать» прогнозами, в том числе со СМИ, вполне объяснимы. С другой стороны, вполне справедлива позиция СМИ, которые не желают добровольно брать на себя функции государственного бюджета и за счет самостоятельно заработанных средств финансировать деятельность территориальных подразделений федерального органа исполнительной власти - Росгидромета. А ведь они требуют с региональных СМИ за подготовленные на средства налогоплательщиков прогнозы от несколько десятков тысяч до нескольких миллионов рублей в год. 


Сколько должен стоить прогноз? 


Статья 1 «конституции» метеорологов - Федерального закона «О гидрометеорологической службе» устанавливает, что информация общего назначения - это «…предоставляемая пользователям (потребителям) бесплатно информация о фактическом и прогнозируемом состоянии окружающей природной среды». При этом, та же статья того же закона устанавливает, что «специализированная информация» - это «информация, которая предоставляется по заказу пользователя (потребителя) и за счет его средств».


Итак, метеорологам крайне выгодно считать «обычные» прогнозы погоды, которые нужны СМИ не «информацией общего назначения», а «специализированной информацией», поскольку за нее в соответствии с приведенными выше нормами закона законом они имеют право взимать деньги. Однако Постановление Правительства РФ №324 от 20.05.2002 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды» не оставляет им такой возможности: «прогнозы погоды по территориям субъектов Российской Федерации на 1 - 3 суток», включающие информацию о «температуре воздуха ночью и днем, погодных явлениях (атмосферных осадках, метелях, туманах, заморозках, грозах, граде, направлении и скорости ветра, облачности)» включен в утвержденный этим Постановлением «Перечень информационных услуг общего назначения». Таким образом, ссылкой на это Постановление СМИ может отразить любую попытку УГМС отнести запрашиваемый им прогноз к категории «специализированной информации». 


Что делать? 


С учетом всего, что было сказано выше, Федор КРАВЧЕНКО, эксперт проекта «Правовая экспертиза» приводит рекомендации, как может действовать СМИ, которому необходимы прогнозы погоды, и которое окончательно решило не платить за них столько, сколько требует УГМС: 


1. Направить в УГМС письменный запрос с просьбой ежедневно предоставлять информацию общего назначения в письменной форме в виде текстов, таблиц и графиков по сетям электрической и почтовой связи для распространения населению через средства массовой информации в режиме регулярных сообщений. В запросе нужно отметить, что запрашивается краткосрочные прогноз температуры, влажности, облачности, скорости и направления ветра, вида и количества садков (чтобы было ясно, что СМИ требуются самые простые прогнозы общего пользования и чтобы впоследствии, например, в суде, УГМС не могло сослаться на то, что справедливо требовало деньги, поскольку СМИ запрашивало некую «специализированную информацию). Кроме того, необходимо запросить УГМС о наличии иных организаций, в данном регионе, имеющих лицензию на подготовку и предоставление потребителям прогностической, аналитической и расчетной информации о состоянии окружающей природной среды; 


2. Если УГМС откажет устно - попросить направить письменный отказ, если предложит заключить договор (что наиболее вероятно) - попросить прислать проект этого договора с указанием стоимости прогнозов и калькуляцией расчета этой стоимости. Одновременно попросить у УГМС информацию об иных организациях - если вдруг такие обнаружатся - имеющие право на предоставление прогнозов по данному региону: каковы основные характеристики их прогнозов, методы их составления и статистика оправдываемости (с большой вероятностью УГМС обоснованно ответит, что его прогноз - лучший, поскольку создать сеть гидрометеостанций, аналогичную государственной, невозможно). 


3. Если указанная в договоре УГМС цена окажется «астрономической» - направить руководителю УГМС с уведомлением о вручении и описанием вложения (почта предоставляет такую услугу) свой проект договора, указав, что его следует расценивать как «оферту» и обозначив срок, в течение которого СМИ ожидает «акцепта» этой оферты - 30 дней; 


4. В случае, если УГМС будет настаивать на заключении договора исключительно на его условиях - обратиться к юристу с просьбой составить три документа: 1) жалобу в Федеральную службу России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды с просьбой проверить обоснованность расценок на прогнозы, установленную ее территориальным органом; 2) жалобу в территориальное управление МАП о злоупотреблении УГМС своим доминирующим положением на рынке услуг предоставления прогностической информации; и 3) иск в суд (арбитражный суд) о нарушении УГМС норм Федерального закона «О гидрометеорологической службе» и Постановления Правительства РФ от 15 ноября 1997 г. №1425 «Об информационных услугах в области гидрометеорологии и мониторинга загрязнения окружающей природной среды», выразившееся в установлении расценок на информацию в области гидрометеорологии и мониторинга окружающей природной среды общего назначения, намного превышающих расходы на ее подготовку, копирование и передачу по сетям электрической и почтовой связи. Основным исковым требованием целесообразно сформулировать заключение договора, условия которого соответствуют обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ). 


5. Сделать последнюю попытку примирения, крайне доброжелательно встретившись с руководителем УГМС и, ни в коем случае не угрожая, предложить ему заключить долгосрочный договор на взаимовыгодных условиях. 


6. В случае окончательного отказа УГМС от заключения договора - направить жалобы в Росгидромет и МАП. 


7. В случае, если это не возымеет действия, еще раз вместе с юристом взвесить все риски и, если СМИ сочтет это целесообразным - обратиться в суд. 


Все вышесказанное относится и к тем случаям, когда договор между УГМС и СМИ уже заключен - просто в этом случае действия, должны быть направлены на изменение условий этого договора. В некоторых случаях, когда условия договора позволяют СМИ расторгнуть его в одностороннем порядке без выплат штрафных санкций, может быть целесообразным расторжение этого договора и попытка заключить новый - на новых условиях. 


Остается надеяться, что в территориальных филиалах должны пойти навстречу представителям СМИ, тем более, что в ведомстве уже происходят перемены. В Иркутске, например, уже упразднено управление Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды. Как сообщили в ведомстве, соответствующие полномочия по контролю и надзору в установленной сфере деятельности возлагаются на Департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по Сибирскому федеральному округу.

Комментарии (7)

  • 25 июля 2012, 22:36

     

    Поддержим Аносова! Давайте троллить синоптиков! Представьте, по телеку дикторша Тивикома своим унылым голосом начнёт говорить: "по данным жадного бурятского гидрометеоцентра"!

  • 26 июля 2012, 00:26

    getmansky   Ответить

     

    А кто автор текста-то? Прогноз погоды висит на meteoinfo.ru Самый простой

  • 27 июля 2012, 03:13

    Ольга   Ответить

     

    На счет прогноза погоды ходят тысяча анекдотов. http://www.planetanikol.ru/prilozheniya/yumor/171-universalnyy-prognoz-pogody.html

  • 27 июля 2012, 03:15

    Ольга   Ответить

     

    На счет прогноза погоды ходят тысяча анекдотов. http://www.planetanikol.ru/prilozheniya/yumor/171-universalnyy-prognoz-pogody.html

  • 27 июля 2012, 03:17

    Ольга   Ответить

     

    На счет прогноза погоды ходят тысяча анекдотов.

    27 июля 2012, 08:05

    Прохожий   Ответить

     

    Ольга, ну что ты толдычишь одно и то же три раза подряд, вместо этого хоть один анекдот бы сбацала, или они все с бородой ?

  • 30 июля 2012, 15:49

     

    а че вы все возмущаетесь? вы чего хотели-то? мы же при капитализме живем, теперь всё, абсолютно всё - бизнес и ничего личного. Купить-продать можно не только ЧТО угодно но и КОГО угодно. Особенно наших чиновников - оптом и в розницу, то что финансовый капитал купил на корню государственный аппарат страны и использует этот аппарат в своих интересах - очевидно любому здравомыслящему человеку.

    А уж журналистов купить - как два пальца об асфальт. Все продаются и все покупаются.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^