$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


13 декабря 2011, 13:51

В законопроекте об универсальной карте увидели предпосылки для коррупции

«Попытка узаконить незаконное», - так оценили эксперты законопроект «Об универсальной электронной карте», разработанный министерством экономики Бурятии и принятый Народном Хуралом в первом чтении. Основанием для критических отзывов послужили статьи законопроекта, регламентирующие порядок выдачи универсальных электронных карт и выбор банка.

Напомним, на электронную универсальную карту будут устанавливаться приложения, обеспечивающие предоставление ее держателю государственных и муниципальных услуг и социальных льгот: медицинское, пенсионное, жилищно-коммунальное, транспортное и т.д. А также – банковское приложение, позволяющее осуществлять расчеты за товары и услуги и получать наличные деньги. За каждое приложение будет отвечать соответствующее ведомство, орган государственной или муниципальной власти. За банковское - банк.

Предполагается, что сначала универсальные электронные карты будут выдаваться тем гражданам, которые сами подали в уполномоченную организацию заявления с просьбой об их оформлении. Этот этап не вызывает у экспертов нареканий, поскольку предусмотрено, что активные граждане сами выберут банк, услугами которого они желают пользоваться.

Однако на следующем этапе планируется обеспечить универсальными электронными картами всех жителей Бурятии поголовно. За исключением тех, кто подаст в уполномоченную организацию заявление о своем отказе от получения карты. Сделать это, согласно законопроекту, можно будет в течение 60 дней с момента опубликования извещения в газетах «Бурятия» и «Буряад Унэн». Точно такой же срок отводится и для подачи гражданами заявлений о выборе банка.

- Если человек не озаботился получением универсальной электронной карты на первом этапе, то вряд ли он в дальнейшем будет следить за объявлениями и в установленный срок побежит в уполномоченную организацию с заявлением о выборе банка, - говорит эксперт Национального агентства социально-политических и экономических консультаций Виктор Ильин. - Скорее всего, для него это просто неактуально. Можно прогнозировать, что таких граждан будет очень много, так как масштабной разъяснительной работы среди населения республики пока не проводится.

В этой ситуации законопроект, разработанный министерством экономики Бурятии, предоставляет право выбора банка конкурсной комиссии.

- Фактически планируется решением некой комиссии навязать услуги одного банка большому числу граждан, - продолжает эксперт. - На мой взгляд, это грубейшее нарушение антимонопольного законодательства, ограничение конкуренции на финансовом рынке и прав потребителей. Иными словами, законопроект минэкономики РБ - это попытка узаконить незаконное.

В качестве примера эксперт приводит весьма распространенную ситуацию, когда работодатель пытается решать за работников, через какой банк им получать заработную плату. Не важно, как это делается, - посредством опроса, конкурса или создания на предприятии специальной комиссии. Прокуратура, Госинспекция по труду и Федеральная антимонопольная служба, а в крайних случаях - суд, неизменно признают подобные действия нарушением законодательства. Аргумент прост и очевиден: заработная плата - это личные деньги работника, а не работодателя. Только сам работник вправе решать, в каком банке их разместить.

- Банковское приложение на универсальной электронной карте также предназначено для управления личными средствами держателя карты, - отмечает эксперт. - Решение о выборе банка может принять только сам гражданин. То, что он не сделал этого за какой-то определённый срок, не является основанием для ограничения его прав, навязывания ему услуг какого-то одного банка. Человек может не читать газеты, в которых планируется публиковать объявления. Или ему вообще не нужно банковское приложение на универсальной электронной карте, - ну, не собирается он использовать её для расчётов....

По мнению эксперта, следует предусмотреть возможность свободного выбора банка самими гражданами на всех этапах внедрения универсальной электронной карты.

- Человек получает карту в уполномоченной организации, а затем, если ему это действительно нужно, идет в тот банк, который ему удобен, нравится, где он привык обслуживаться, и там активирует банковское приложение. Технически тут нет никаких проблем, - говорит Виктор Ильин.

- В законопроект министерства экономики Бурятии в его сегодняшнем виде заложена очень серьёзная коррупционная составляющая. Очевидно, что банки будут бороться за монопольный доступ к универсальной электронной карте, в том числе пытаться повлиять на решение конкурсной комиссии, на ее членов. Опыт наглядно свидетельствует: конкурсы и коррупция часто идут рука об руку. Предлагаемый законопроектом подход может полностью перечеркнуть истинные цели внедрения универсальной электронной карты. Госорганам и уполномоченной организации разумнее и этичнее дистанцироваться от проблемы выбора банка, предоставив ее решение гражданам, каждому в индивидуальном порядке. Но, к сожалению, трудно избавиться от ощущения, что весь законопроект ради того и написан, чтобы затвердить ненужную и крайне сомнительную с правовой точки зрения процедуру выбора банка конкурсной комиссией, - делает вывод эксперт.

Представители экспертно-аналитического агентства «Байкал Финанс» сомневаются в полноте и объективности критериев конкурсного отбора банков, предусмотренных законопроектом минэкономики РБ.

- Названы два критерия: инфраструктура (банкоматы, платежные терминалы и т.п.) и, цитирую, «объём средств участника, который будет направлен на развитие системы оказания государственных и муниципальных услуг в Республике Бурятия». По первому - нет особых вопросов, необходимо только уточнить, что инфраструктура должна быть «заточена» под определённый тип пластиковых карт. Что подразумевается под вторым – совершенно непонятно. Это можно толковать, как угодно, вплоть до скрытой взятки под видом спонсорской помощи уполномоченной организации, - недоумевают эксперты. - Для законодательного акта такие расплывчатые формулировки совершенно недопустимы.

В то же время в законопроекте отсутствует важнейший для населения критерий - размер банковских комиссий за обслуживание по универсальным электронным картам.

- Получается, что банк, который располагает приемлемой инфраструктурой и «откатил» наибольшую сумму непонятно кому и непонятно на что, сможет произвольно устанавливать комиссии за обслуживание по универсальным электронным картам, обогащаясь за счёт граждан и прикрываясь при этом результатами конкурса, - говорят эксперты. - Законопроект, на наш взгляд, заслуживает того, чтобы назвать его лоббистским и идущим вразрез с интересами населения республики.

Эксперты также высказали мнение, что авторы законопроекта, видимо, плохо представляют себе техническую сторону.

- Ничего не сказано об организации процессингового центра, в котором должны обрабатываться все операции. Кто будет нести ответственность за возможные сбои, за сохранность персональных данных? А при внедрении новых приложений (государственных и муниципальных услуг) почему-то планируется замена универсальных электронных карт. Что, кстати, связано с серьёзными затратами из бюджета. Хотя на современные карты с микрочипами можно устанавливать дополнительные приложения без замены самих карт и, соответственно, без затрат. Держателям карты достаточно обратиться в уполномоченную организацию, - так же, как сегодня они приходят в офисы банков для подключения новых услуг.

Примечательно, что наряду с экспертами крайне негативное заключение о законопроекте дала прокуратура Республики Бурятия. По мнению надзорного органа, «неполнота административных процедур» при оформлении и выдаче универсальной электронной карты и «неясное толкование критериев конкурса» по отбору банка создают предпосылки для коррупционных проявлений.

Источник:

ИА «Байкал-Daily»

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^