$ 63.92
67.77
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


23 августа 2010, 15:49

В Хурале Бурятии обсудили актуальные вопросы местного самоуправления

В минувшую пятницу в Бурятии состоялась II-я межрегиональная научно-практическая конференция «Об опыте реализации Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» на примере Республики Бурятия». В Улан-Удэ для обсуждения животрепещущих вопросов съехались руководители представительных органов многих регионов Сибирского федерального округа.

Особую «популярность» среди населения федеральный закон № 131 получил в последнее время - в период интенсивного обсуждения судьбы выборов мэра города.

На самом же деле прошло уже более полутора лет с момента вступления в полную силу на всей территории страны федерального закона, определяющего принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации. Поэтому уже сегодня, как отметили участники конференции, можно анализировать достоинства и недостатки сложившейся модели местного самоуправления, четче представлять перспективы развития российской муниципальной системы для выработки пакета мер по совершенствованию существующей муниципальной практики.

В свое время при разработке, принятии и введении в действие Федерального закона № 131-ФЗ в качестве основных целей реформы обозначались приближение власти к населению за счет повсеместного создания на территории Российской Федерации муниципальных образований низового уровня, четкое разграничение полномочий, а также закрепление доходных источников в соответствии с объемом расходных полномочий. Сейчас же, по происшествии некоторого времени, уже можно говорить о том, что закон требует серьезных корректировок с учетом полученного опыта.

Для решения поставленных задач с момента принятия закона различными уровнями публичной власти была проделана большая работа. Так, были внесены системные изменения в отдельные федеральные законы, прежде всего в Налоговый и Бюджетный кодексы Российской Федерации, а также принят ряд новых законов, развивающих положения Федерального закона № 131-ФЗ, таких, как «О муниципальной службе в Российской Федерации», «О государственной регистрации уставов муниципальных образований» и др. Эти процессы и составили нормативный базис муниципальной реформы.

В Бурятии же Народным Хуралом с 2003 года приняты 22 базовых закона, обеспечивающие функционирование местного самоуправления в целом, формирующие избирательную систему местного самоуправления, регулирующие вопросы муниципальной службы, наделяющие органы местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.

Как отметил в своем выступлении спикер бурятского парламента Матвей Гершевич, именно сейчас «от нашей согласованной и конструктивной позиции зависит эффективное функционирование самого близкого к населению уровня власти - местного самоуправления и его качественное взаимодействие с властью государственной, от чего во многом зависит управляемость всего государства».

Однако, по словам председателя Народного Хурала, «мало того, чтоб принять закон, надо проконтролировать, как он выполняется, и если есть какое-то узкое место, то необходимо быстро вмешаться, подготовить дополнительные поправки к закону или какое-то распоряжения правительства. «И тогда, я думаю, что любые вопросы по закону будут решаться быстро и эффективно», - сказал Матвей Гершевич.

Как рассказал депутат местного парламента Федор Чебунин, еще в начале года проводилось социологическое исследование, одним из вопросов которого был вопрос о проблемах местного самоуправления. Как выяснилось, на первом месте - недостаточное бюджетное финансирование на реализацию полномочий, вторая проблема – низкая активность населения.

- Поэтому цель этой конференции не только на республиканском уровне выявить проблемы, но и на опыте других регионов посмотреть. Доклады показывают, что проблемы в основном везде одинаковые. Закон начал работать, есть недоработки, и задача конференции – выработать рекомендации, которые могли бы потом лечь в основу законодательной инициативы по внесению изменений в закон.

Как отметил Федор Чебунин, у Бурятии по этому вопросу тоже есть своя специфика. В первую очередь - фактор протяженности.

- Когда поселение компактное – решать проблему легче, а если МО растянуто на значительной площади – становится намного сложнее. И еще: поселения за редким исключением не самодостаточные. Им требуется поддержка государства, но и возможности государства ограничены по этим вопросам. Поэтому очень большой потенциал кроется в самом населении, часть проблем можно решить на основе общественных начал, - отметил депутат. - Я бы очень хотел, чтобы и население, и формируемые населением органы власти, и выборные должностные лица действовали сообща. И когда власть будет поддерживать население, а население власть. Тогда мы имеем возможность двигаться вперед.

Глава комитета Хурала Бурятии по госустройству Анна Скосырская рассказала, что активная работа по закону в Бурятии проводится достаточно давно, и уже есть вполне конкретные результаты:

- В 2009 году Народный Хурал Республики Бурятия провел II съезд депутатов всех уровней республики, вот теперь состоялась межрегиональная конференция, посвященная опыту реализации 131 ФЗ. В Хурале постоянно работает совет представительных органов, где решаются проблемы местного самоуправления, - отметила она.

Главный больной вопрос на сегодня – нехватка денег. По словам Анны Скосырской, методика расчетов сейчас такова, что далеко не все расходы учтены, и поэтому муниципальные образования страдают от недостатка финансов. Депутат также отметила особую важность в процессе самоуправления активности самого населения. Глава комитета по госустройству убеждена, что и Бурятия вполне может поделиться опытом с соседними регионами.

- Важный вопрос - структура органов местного самоуправления. К ее формированию везде подходят по-разному. Например, представительный орган выбирается на общих выборах, но в Муйском районе представительный орган создан из глав поселений и депутатов поселений. Подход разный. К выборам главы района тоже разный подход. Обычно глава района возглавляет местную администрацию. В 5 районах Бурятии, однако, – в Курумканском, Прибайкальском, Муйском, Селенгинском и Тарбагатайском – там глава района возглавляет представительный орган власти. Естественно, тогда мы выбираем по конкурсу на контрактной основе сити-менеджера, руководителя местной администрации. Вот и разберемся, какой опыт положительный, какой отрицательный. Сейчас поднимается статус представительного органа местного самоуправления, контроль со стороны представительного органа, - рассказала Анна Скосырская.

Однако, по мнению депутатов, есть и отрицательные моменты, например, двоевластие – «два медведя в одной берлоге». Однако при наличии достаточного количества финансов, кадровом потенциале и активной позиции граждан – местное самоуправление может быть вполне самодостаточным.

Что касается опыта других регионов, то он, безусловно, весьма полезен – как положительный, так и отрицательный.

В итоге работы конференции принят ряд рекомендаций для всех ветвей власти как на федеральном и республиканском уровне, так и на уровне самих муниципальных образований. В частности, Народному Хуралу РБ предлагается рассмотреть вопрос «О практике реализации Закона Республики Бурятия «Об установлении предельных максимальных цен кадастровых работ, выполняемых в отношении земельных участков, расположенных на территории Республики Бурятия», а также уделить особое внимание подготовке и переподготовке кадров для муниципальных образований Республики Бурятия. Правительству РБ необходимо будет предусмотреть в проекте закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2011 год» выделение субсидий из средств республиканского бюджета местным бюджетам муниципальных образований в на проведение кадастровых работ по формированию земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также оказывать всяческое содействие органам местного самоуправления при проведении работ по расширению границ населенных пунктов. Самим органам местного самоуправления рекомендовано обеспечить разработку и утверждение градостроительной документации; принимать решения о включении земель ликвидированных сельскохозяйственных предприятий, владевших земельными участками на праве постоянного бессрочного пользования, в фонд перераспределения для своевременного внесения изменений в плановые статистические отчеты о наличии земель и распределении их по формам собственности, категориям, угодьям и пользователям; проводить работу по выявлению невостребованных земельных долей; осуществлять муниципальный земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения в соответствии со статьей 72 Земельного кодекса Российской Федерации.

Источник:

ИА «Байкал Медиа Консалтинг»

Комментарии (0)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^