$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


24 октября 2015, 16:22

Глава Бурятии: «Финансирование по госпрограмме развития бурятского языка увеличилось почти до 33 миллионов»

Средства в основном направляются в образование – издание и переиздание учебников, учебных пособий по бурятскому языку и литературе, а также издание и приобретение книг на бурятском языке.

23 октября Вячеслав Наговицын на торжестве, посвященном празднику бурятского языка, сообщил, что создается онлайн-школа бурятского языка, приобретена аудиобиблиотека бурятской литературы. 

- Поставлены два кабинета бурятского языка: в Бурятскую гимназию № 29 Улан-Удэ и в Цакирскую школу-интернат Закаменского района. Также ведется работа по приобретению компьютерного оборудования для пяти образовательных организаций, которые входят в Ассоциацию этнокультурного образования республики. Начался эксперимент по внедрению лексического минимума. Специалисты определили около тысячи слов, которые должен знать школьник после 8-ми лет изучения бурятского языка. Новые учебники будут составляться с учетом этого минимума, - поделился глава результатами программы поддержки бурятского языка.

Он также отметил, что в обществе давно существует запрос на улучшение ситуации с бурятским языком. 

- До начала 70-х годов прошлого века в республике работали национальные школы. В них преподавание всех предметов в начальной школе велось на бурятском языке и дети получали возможность полноценно овладеть родным языком. После перевода на русский язык обучения, бурятский язык хоть и остался одним из предметов школьной программы, но был «задвинут» на задний план. С тех пор прошло более 40 лет, негативные последствия этого решения сказываются до сих пор. Конечно, это не единственная причина того, в каком состоянии оказался бурятский язык. Особую тревогу вызывает незнание родного языка среди значительной части детей и молодежи, - сказал Глава РБ.

По словам Вячеслава Наговицына, с начала 90-х годов наметился поворот в отношении к бурятскому языку. Был принят закон о языках народов Бурятии, в Конституции республики закреплен статус бурятского языка как государственного. Однако преодолеть тенденцию постепенной утраты языка не удалось. В наше время органы государственной власти республики принимают меры для сохранения и развития бурятского языка. В 2009 году Правительством была принята Концепция развития бурятского языка. В 2010 году впервые была утверждена Государственная программа по сохранению и развитию бурятского языка. В прошлом году была принята новая госпрограмма, в которой увеличено финансирование более чем в 4 раза – с 6,7 млн. до 28,4 млн. рублей ежегодно. А в текущем году объем финансирования вырос до 32,9 млн. рублей.

- «Язык народа – лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни», – эти слова основоположника российской научной педагогики Константина Ушинского очень емко выражают мысль о языке, как о самом сильном инструменте сохранения и развития материального и духовного наследия народа. Мы всегда должны помнить, что именно родной язык способствует нравственному здоровью, символизирует самосознание народа, его самобытность и уникальность, - подытожил глава.


Источник:

Пресс-служба главы и правительства Бурятии

Комментарии (20)

  • 24 октября 2015, 20:08

    Зорик   Ответить

     

    сначала убили все и вся,а теперь вспомнили..

    24 октября 2015, 20:35

    Читатель   Ответить

     

    Кого там убили? Чо за бред несешь? Бурятский язык сама молодежь отказывается учить, тут ничего не поделаешь. Городская молодежь вообще его не знает, только сельская которая выросла в языковой среде. Еще лет 20 и бурятский будет экзотикой, а все потому что никто его учить не хочет, точнее хочет знать, но учить нет.

    25 октября 2015, 11:04

    местный   Ответить

     

    Насильно мил не будешь. Бабосы в красивые учебники вложат бестолку. Окончив школу в Бурятии многие поступают в Читу,Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Томск итд. Там нет никакого бурятского языка, где они его применять будут?! Зато есть черчение, английский язык, и многие другие! И с них уже спрашивают знания по этим предметам! А у нас в Бурятии черчения нет и на некоторые предметы могло быть отведено больше часов на изучение! Сравните : бурятский язык 2 часа, геометрия 2 часа, физика 2 часа, химия 2 часа, это ещё не все. Но вот по этим перечисленным предметам дети сдают ЕГЭ! И сдать всем хочется хорошо! Думаю, бурятский язык надо изучать только факультативно- как мы его изучали. Ненавязчиво и тогда потянутся. А вообще это время такое - век информационных технологий. Планшеты, смартфоны, нетбуки и тд сделали своё дело. И там свой язык "компьютерный", а в данное время молодежи только это и надо!

    26 октября 2015, 10:39

    Читатель   Ответить

     

    Далось вам это черчение, в век компьютеров, компьютерная графика знает что это? А вы тут с карандашом... тьфу темнота. А что бурятского языка - это просто дань уважения к той земле на которой веками жили коренные жители - буряты, будь вы в Татарстане - там намного все обязательней. Согласен что отчасти учить в школе бурятский язык без языковой среды и применения - бесполезно, но что сделать. Если все оценивать сточки зрения полезности - то английский тоже нафиг не нужен, как и геометрия и физика с химией. А для детей в младшем возрасте можно и обязать - это наиболее безболезненно, а постарше - тут согласен - только факультатив.

    26 октября 2015, 22:34

    местный   Ответить

     

    Причём тут компьютерная графика? О черчении речь идёт как о предмете, который нужен тем, кто будет учиться на инженера. Жалобы от преподавателей вузов обоснованы - дети приходят слабо подготовленными. Причём здесь ущемление прав?! Речь идёт о том, что детям необходимо и полезно! Геометрию изучают- ЕГЭ сдавать, иначе аттестат не получат. Почему не ввести обязательные кружки с изучением истории, традиций- это намного интереснее и не ущемляются другие предметы. Надо о детях думать и что им нужнее им учиться дальше и становиться специалистами. А любовь к языку,к культуре надо не в уроке бурятского языка проявлять. Может быть какую то систему сделать в школе не знаю с факультативами , и кружками? Конкурсов больше устраивать на уровне Республики (рисунков, поделок, песен, чтецов итп).

    25 октября 2015, 11:04

    местный   Ответить

     

    Насильно мил не будешь. Бабосы в красивые учебники вложат бестолку. Окончив школу в Бурятии многие поступают в Читу,Иркутск, Красноярск, Новосибирск, Томск итд. Там нет никакого бурятского языка, где они его применять будут?! Зато есть черчение, английский язык, и многие другие! И с них уже спрашивают знания по этим предметам! А у нас в Бурятии черчения нет и на некоторые предметы могло быть отведено больше часов на изучение! Сравните : бурятский язык 2 часа, геометрия 2 часа, физика 2 часа, химия 2 часа, это ещё не все. Но вот по этим перечисленным предметам дети сдают ЕГЭ! И сдать всем хочется хорошо! Думаю, бурятский язык надо изучать только факультативно- как мы его изучали. Ненавязчиво и тогда потянутся. А вообще это время такое - век информационных технологий. Планшеты, смартфоны, нетбуки и тд сделали своё дело. И там свой язык "компьютерный", а в данное время молодежи только это и надо!

    25 октября 2015, 16:01

    гость   Ответить

     

    полностью согласен.больших перспектив у этого языка нет, и смысл вкладывать 33 млн?.. Заигрывание с электоратом перед выборами.

    26 октября 2015, 10:42

    Читатель   Ответить

     

    да-да, нет смысла вкладывать в воспитание, все равно все дети дибилы, да? Если не хотите волнений с нац. подоплекой, то деньги придется вкладывать, нет не для развития языка, а для национального мира и спокойствия, чем всегда славилась Бурятия.

  • 24 октября 2015, 20:55

    Писатель   Ответить

     

    ход по повышению лояльности нацменьшинства. Рискованно, но ...надо шевелиться))

    26 октября 2015, 10:24

    Читатель   Ответить

     

    Сами признаете что правильный шаг. Но небольшое уточнение, бурят никак нельзя отнести к нацменьшинствам, так как они есть коренное население. Вы терминах запутались. Национа́льное меньшинство́, или этни́ческое меньшинство́ — представители этнической группы, проживающей на территории какого-либо государства, являющиеся его гражданами, но не принадлежащие к коренной национальности и осознающие себя национальной общиной.

  • 24 октября 2015, 22:32

    местный   Ответить

     

    Подлизывается, скоро как Голков напялит национ. бур. костюм и пойдет ёхор танцевать!

    25 октября 2015, 10:13

    тоже местный   Ответить

     

    И что плохого? Павлов в углу Хурала тихонечко с коммунистом Цыреновым на бурятском языке щебечет-никто из посторонних не понимает. И оба делают политику.

    26 октября 2015, 10:26

    Читатель   Ответить

     

    Наговицын уже наш в доску, а то что сам не учит и не разговаривает на бурятском, так это хорошо. Потому что терпеть невозможно тех кто коверкает бурятский язык, пытая что-то на нем говорить... это как американец на плохом русском.

  • 25 октября 2015, 10:44

    местный   Ответить

     

    Надо установить контроль над преподаванием бурятского языка! Дети с 5 по 9 класс изучали два часа(урока) в неделю и даже 10 слов на бурятском сказать не могут. Я, как родитель - не за пустую трату времени! И сами учителя бурятского должны быть заинтересованы в первую очередь. Надо как- то мотивировать детей, уроки интересно проводить, а то дети приходят со школы все рассказывают что они делают на бурятском языке - и я понимаю сколько бы денег не вкладывали - бурятский язык не выживет. Учитель должен сделать все чтобы его предмет полюбили дети.

  • 25 октября 2015, 19:54

    местный чел.   Ответить

     

    Мне кажется насильно заставлять учить язык Бурятии нельзя.Это больше относится так сказать к коренному населению Бурятии.Дети бурят должны хотя бы ориентироваться в своём языке что бы не забывать культуру.А насчёт 33 млн это много.

    25 октября 2015, 22:19

    вышесказанному   Ответить

     

    Когда насильно заставляют изучать бур.язык, это ведёт к противодействию. Ну зачем русским детям изучать никому ненужный (кроме самих бурят) язык. Многие буряты не знают своего языка и их насильно заставляют изучать. Все народы мира говорят на своём родном языке, который впитывают с молоком матери и только буряты не могут говорить на родном языке, а потом устраивают митинги. 33 млн. - огромная сумма, потраченная на ерунду. Согласна, чтобы изучение было факультативным.

  • 25 октября 2015, 22:42

    гость2   Ответить

     

    Ну вот в кои то времена выделили норм. деньги и опять не то и не так. И где написано, что бур. яз. введён как обязательный? Можно и без слюней обойтись по-ушинскому, а только исходя из элементарного здравого смысла: язык это прежде всего идентификация и индивидуума и народа. Так почему надо отказывать не одной сотне тысячь людей и экономить на таковой да ещё и в республике которая номинирована как Бурятия?

    26 октября 2015, 09:56

    гостю2   Ответить

     

    "идентификацию и индивидуумы" нужно взращивать с рождения и говорить на родном языке с молоком матери, а не приказами и выбиванием денег, чтобы научиться говорить номинированным из Бурятии. Эти немалые деньги могли бы пригодиться в дополнительном образовании всех детей (кружках, секциях)

    26 октября 2015, 10:31

    Читатель   Ответить

     

    Вот опять... не выделили - плохо, местные возмущаются, выделили - тоже плохо, неместные возмущаются. Точнее все местные, но для кого-то бурятский язык дорог, а кто-то его просто не понимает. Но есть золотая середина - деньги нужно выделять на поддержание национальной культуры, так как без нее у местных будет формировать ощущение притеснения и неуважения, отсюда рост национализма - как попытки усиления самоидентификации, а оно нужно? Это как религия, ты можешь не верить, но храмы должны быть... так как это часть культуры и истории.

    26 октября 2015, 22:59

    местный   Ответить

     

    Я не поняла.В семье значит бурятской прививать язык с детства детям не хотят родители, потому как многие его не знают приходя в школу. И ждут когда его чадо научат бурятском языку в школе? Не заговорит такой ребенок на бурятском языке все равно! Это должно идти из семьи! А о культуре знать, уважать, любить это обязательно для всех в Бурятии. К культуре проживающие в Бурятии очень трепетно относятся. Причём здесь бурятский язык и притеснение, неуважение и рост национализма. Я к тому что лучше в культуру вложить, где нужнее важнее может быть, чем снова в учебники. А дети при двух часах в неделю изучая язык с пятого класса по девятый не могут и десяти слов сказать, а так хочется вы не поверите?! Учебники кстати по бурятском языку в школе есть.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^