$ 63.39
68.25
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


11 апреля 2015, 12:23

plotina.net

Переговоры по ГЭС в Монголии: Москва сдает Байкал

Результат российско-монгольских переговоров в Улан-Баторе рождает подозрение, что Москва фактически признала за Монголией право строить ГЭС на крупнейшем притоке Байкала вообще без всякой оглядки на российские и международные нормы.

Согласно достигнутым договоренностям, Монголия и Всемирный банк могут прямо сейчас активно привлекать финансирование под строительство ГЭС на Селенге – Россия им уже не помеха.

Как сообщает «Плотина.нет», в конце марта в Улан-Батор из Москвы прибыла представительная делегация из 20 человек во главе с заместителем министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации, председателем «Экспертной группы по участию в оценке воздействия на экосистему озера Байкал проектов строительства ГЭС «Шурэн» и иных гидротехнических сооружений, планируемых к реализации на р. Селенга и ее притоках в Монголии» Семеном Леви. Вторым «тузом» в делегации была глава Росводресурсов Марина Селиверстова – и это показывает, что в Минприроды России понимали всю ответственность предстоящего мероприятия.

Задача стояла – немедленно приступить к экологической оценке опасных для российской природы проектов строительства крупных плотин в бассейне реки Селенга, которая является крупнейшим притоком Байкала. Эти проекты сейчас лихорадочно готовятся как самими монголами, так и Всемирным банком, Азиатским банком развития и другими доброхотами, изображающими, что они знать не знают, что Селенга впадает в священный Байкал – объект всемирного наследия ЮНЕСКО.

Однако удивительным образом российско-монгольская рабочая встреча с представителями экспертной группы по Шурэнской ГЭС и иным гидротехнических сооружениям в бассейне Селенги превратилась в «российско-монгольское совещание по обмену информацией по оценке воздействия на окружающую среду проекта ГЭС «Шурэн» на реке Селенга».

- То есть вместо того, чтобы оценивать воздействие всех планируемых ГЭС (Монголия, напомню, нацелена на широкомасштабное освоение бассейна Селенги: строительство плотин планируется как на главном русле, так и на притоках Орхон, Тола, Дэлгермурэн и Эг) российская сторона сразу же согласилась обсуждать частность – один-единственный проект строительства Шуренской ГЭС на Селенге, причем даже без его увязки с водоотводным проектом Орхон-Гоби (строительство водохранилища на главном притоке Селенги – реке Орхон – и водовода в пустыню Гоби), - подчеркнул российский координатор международной экологической коалиции «Реки без границ» Александр Колотов

Селенгу «в целом» договорились обсуждать в рамках «Единой межгосударственной концепции охраны и рационального использования водных ресурсов трансграничного бассейна р. Селенга» – но вся беда в том, что ни один банк-инвестор, межгосударственная конвенция или международная организация не признавала и не признает какую-то домотканую «единую концепцию» как основание для ограничения деятельности в целях защиты Байкала. Даже в лучшем своем варианте «Единая концепция» никого ни к чему не обяжет – тем более, что и монголы с 2005 года практически бойкотируют ее создание.

Но с другой стороны, монгольская сторона великодушно согласилась на «проведение регулярных консультаций и встреч экспертов со стороны России и Монголии, в том числе, на этапе подготовительных исследований, стадии ТЭО намечаемой хозяйственной деятельности».

Подготовительные исследования по данному проекту завершены еще в прошлом году, с тех пор так и не представлены российской стороне для оценки, зато уже получили одобрение Монголии и Всемирного банка. То есть без отмены этих уже принятых решений такие договоренности выльются в посиделки свадебных генералов, плавно переходящих в поминки то ли по Селенге, то ли уже по всему Байкалу…

Или вот еще одна строчка из финального протокола российско-монгольского совещания: «Монгольская сторона выразила готовность привлечения российских экспертов к рассмотрению выполненного ОВОС».

Налицо еще одно значительное дипломатическое достижение российской стороны. Вы только вдумайтесь: российские (и монгольские) природоохранные организации последние пару лет требуют учета природоохранных интересов России на всех стадиях проектирования и при проведении оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) ГЭС на территории Монголии. Это требование (см. нашу официальную жалобу) прочно зиждется на собственных правилах Всемирного банка, кредитующего проектирование ГЭС. Если бы аналогичное требование было выдвинуто не только экологами, но и Россией как членом совета директоров Всемирного банка - монголы были бы вынуждены проводить на территории России слушания всех этапов ОВОС, начиная еще с проекта технического задания на ее разработку.

И вот, вполне осведомленная об этом московская официальная делегация, приехав в Улан-Батор, смиренно соглашается на некое беззубое «экспертное рассмотрение» уже выполненной экологической оценки – причем выполненной единолично монгольской стороной без участия российского населения и общественных организаций!

Результат переговоров в Улан-Баторе рождает подозрение, что «экспертное рассмотрение» для Москвы служит синонимом «согласования» и фактически признания за Монголией права строить свою ГЭС на крупнейшем притоке Байкала вообще без оглядки на российские и международные нормы. Во всяком случае, предварительное согласие Москвы на такой карт-бланш получено – цитирую финальный протокол совещания: «Итоги согласования ТЭО строительства Шурэнской ГЭС направить на рассмотрение Уполномоченным Правительства Российской Федерации и Монголии по реализации Соглашения по охране и использованию трансграничных вод и сопредседателям Смешанной Российско-Монгольской Комиссии по реализации Соглашения по охране окружающей среды».

Всё, «согласовали» и отправили «на рассмотрение», фактически признав, что уже прямо сейчас Монголия и Всемирный банк могут активно привлекать финансирование под готовое технико-экономическое обоснование строительства ГЭС. Россия им для этого уже не нужна. «Согласование» и «рассмотрение» - любимый сленг российской бюрократии, прикрывающий полный провал в отстаивании российских государственных интересов.

Теперь у официального Улан-Батора развязаны руки: своей подписью под протоколом двухстороннего совещания Москва удовлетворилась ролью пассивного наблюдателя за реализацией на территории Монголии проектов ГЭС, напрямую угрожающих Байкалу. Да-да, так в официальном коммюнике и было заявлено: «Одновременно монгольская сторона готова привлечь к участию в качестве наблюдателей представителей российской стороны в Профессиональном совете при Министерстве окружающей среды, зеленого развития и туризма Монголии».

Понимали ли высокопоставленные российские переговорщики, что отныне эта пассивная позиция Москвы будет приводиться Улан-Батором как универсальное оправдание при рассмотрении вопроса строительства ГЭС «Шурен» в любых надгосударственных органах – что в Комитете по защите объектов всемирного наследия (Байкал, напомню, один из основных объектов наследия ЮНЕСКО), что при разборе жалобы российских и монгольских экологов во Всемирном банке?

Наверняка понимали все последствия, обязаны были понимать. Но чернила не краснеют, бумага стерпит всё. Формулировки итогового протокола российско-монгольского совещания льются, как божья роса: «Заседание проходило в атмосфере традиционного взаимопонимания, дружбы и сотрудничества», «Российская сторона выразила удовлетворение тем, что Монгольская сторона уделяет должное внимание вопросам необходимости бережного отношения и сохранения уникальной экосистемы озера Байкал». То есть еще и поцеловали напоследок соседнее государство, которое все последние годы выказывает прямое небрежение вопросами экологической безопасности как вод Байкала, так и земель Бурятии – а ведь именно эти места первыми пострадают от последствий возведения ГЭС на Селенге.


Комментарии (35)

  • 11 апреля 2015, 12:50

    гость   Ответить

     

    Варианты:

    1 получен подарок

    2 строит "своя" компания

    3 будет доля в будущем предприятии

    4 территория войдёт в состав РФ

    5 крыть нечем. Сохраняем братские отношения. Получаем заверения что пендосов не будет.

    13 апреля 2015, 08:41

    Читатель   Ответить

     

    6. На территории Монголии монголы могут делать все что захотят.

  • 11 апреля 2015, 12:54

    Все херня. Главное, что за 20 лет так высоко и резко встали с колен, что уже и Байкала не видно, ну а людишки с таких высот - это просто надоедливые тараканы.

    13 апреля 2015, 08:42

    Читатель   Ответить

     

    Не высоко и не резко, а главное не все. Решения принимают не все, а лишь кучка людей у власти.

  • 11 апреля 2015, 13:41

     

    Пускай строят, что хотят, потом сами будут пыль глотать ... ядерную. Посмотрим. что выйдет из этого шантажа.

    13 апреля 2015, 08:43

    Читатель   Ответить

     

    А где шантаж, тут вопрос то не в политике, а в экологии. Кстати, в данный момент сливаю Байкал не монголы, а наши иркутяне... им тоже денег заплатили.

  • 11 апреля 2015, 14:07

    СССР   Ответить

     

    Питерские барыги из Кремля - самые жадные и готовы продать все ,что продается...

    13 апреля 2015, 08:45

    Читатель   Ответить

     

    А что нам войска чтоль ввести? Не дурите, понимайте положение и свои возможности. И то что все хотели плевать на Байкал.

  • 11 апреля 2015, 16:50

    дэн   Ответить

     

    Не пинайте меня, но я считаю, что монголы все-таки имеют право и возможность построить ГЭС. Конечно при соблюдении определенных условий. Так же как и Иран на собственную ядерную программу. Выигрыш Монголии несомненный. Как в энергетике, так и в мелиорации.

    Ну а Байкал. Москве в последнее время иные новомодные настроения, не имеющие отношения к экологии и защите Байкала. Байкал превратился в разменную полушку не только для иркутских энергетиков и омулевых царьков (я просто в курсе масштабов незаконного вылова), но и сенатора от Бурятии Слепенчука, проталкивающего смягчения закона об охранной зоне.

    Байкал. Байкал так и останется заботой Шапхаева. Ну и конечно артистичным заламыванием рук г. Наговицина и г. Сафьянова.

    13 апреля 2015, 08:47

    Читатель   Ответить

     

    дэн, вы меня пугаете... точнее сам пугаюсь, но опять соглашусь с вами. Монголы имею все права делать то что ни хотят, а все наши попытки влиять на это - похоже на действия США во всем мире. Но вот на счет Шапхаева не соглашусь - этот товарищ просто удачно отрабатывает гранты и не более.

  • 11 апреля 2015, 16:55

    Эдвард   Ответить

     

    В России царствует авторитарная система управления,при которой все проблемы не решаются без ведома Путина. Мало того,что он выкинул Бурятию из всех программ развития Сибири и ДВ,дал возможность иркутянам продолжать работать над обмелением Байкала то,сейчас, бросил в жертву монголам Байкал,великое мировое наследие. Последствия строительства ГЭС на Селенге непредсказуемы,поскольку она не так многоводна как Ангара и Енисей. Скорее всего ,она пересохнет совсем.

    Путин и Медведев выжимают все соки из Бурятии,люди помнят как недавно на обращение Наговицина об установлении равновеликих тарифов,с теми же иркутянами,по э-энергии,медведевский чиновник по фамилии Новак,ответил категорическим отказом,мотивируя тем,что,дескать,мы не будем возвращаться в социализм,сейчас у нас-капитализм и пр. глупость.

    Судя по данному сообщению,путинские посланники (переговорщики) напоследок даже "поцеловали" монголов,дескать,какие вы молодцы, продолжайте ваше дело...........

    11 апреля 2015, 19:26

    писатель   Ответить

     

    вы думаете много соков можно выжать из Бурятии?? Делать вот нечего Путину и Медведеву= задумали они каплю сока из бурят выдавить)))) Не спят не едят - бурят давят))))

    13 апреля 2015, 08:49

    Читатель   Ответить

     

    хех, и с вами соглашусь, про Бурятию 100% и не вспоминали когда принимали решения. Сейчас политика стоит выше экологии.

  • 11 апреля 2015, 19:23

    писатель   Ответить

     

    Сдается мне, что монголам просто нужна дармовая энергия, и они шантажируют Россию. Не дадите энергию, байкал перекроем. Так что не не паникуйте.

    Как бабы кудахчут ..)))А может они и пишут??

    13 апреля 2015, 08:50

    Читатель   Ответить

     

    А что не имеют право? По-моему вполне правомочны принимать решения по собственной территории.

    13 апреля 2015, 09:06

    писатель   Ответить

     

    ну вам конечно виднее... кто что имеет. Я же по простоте своей считаю, что построить ГЭС с голой жопой- это большая проблема- во первых это долги огромные, кто строить будет.... и когда долги отобьются-неясно.Не считая испорченных отношений с Россией... А так- все просто , как всегда у вас)))

    13 апреля 2015, 09:58

    писатель   Ответить

     

    И еще огромная проблема- затопляемые площади, там кто-то живет, скот пасет. Читал как-то о этой проблеме с другой стороны. Один экономист посчитал, коммунарики какую-то гэс замострячили на равнине..волховская что ли. .Так оказалось, что если бы сжигать ТРАВУ с затопленных площадей ..электроэнергии можно было получить в два раза больше, чем с этой гэс......

    13 апреля 2015, 10:56

    писатель   Ответить

     

    разжую до конца... ведь ни хера не пойме же. Наши чиновники все это мной перечисленное видят и говорят монголам- пожалуйста- стройте, как с подростком- телефонным вымогателем. Или покупайте по нашим ценам. Ну может скидку дадим. Если...... Вот и весь расклад.

  • 11 апреля 2015, 19:34

    писатель   Ответить

     

    Буряты по идее тоже могут москву на колени поставить .- не дадите тарифоф, построим ГЭС на Селенге. Американцев порпосим. Но не могут догадаться))) туповаты

    11 апреля 2015, 21:19

    писатель видно сам..тупоВАТА)))

  • 11 апреля 2015, 22:32

    читатель   Ответить

     

    Вот подумайте - мы постоянно возмущаемся, что у иркутян тариф на электроэнергию гораздо ниже чем у нас, хотя Байкал, который для них гидротехническое сооружение для каскада ГЭС, общий. Т.е. по нашему мнению они пользуются нашим ресурсом, но не делятся с нами. Они же там коттеджи электричеством отапливают.

    Монголы думают абсолютно также. Байкал формируется из стока р. Селенги, водосборный бассейн которой находится на территории суверенной Монголии. А электричество им экспортируют из РФ за не хилые бабки. Так что это не наши жалкие и безуспешные терки с иркутянами. Они другое целое государство и наверняка сделают как им надо. А все вопли про мировое наследие тот же Всемирный банк будет на известном месте вертеть.

    И если бы наши дебилы на ответственных постах раньше не просчитали эту ситуацию, то сейчас бы не выглядели так жалко. И то что ездил на эту тусню не министр, а его зам уже говорит, что наши все прекрасно поняли, потому что сами бы также же сделали в такой же ситуации.

    Так что, друзья, скоро будем в брод через селенгу на левый берег ездит с богородского.

    12 апреля 2015, 01:03

    совок   Ответить

     

    а чо тут просчитывать-то? сами построили два комбината на "священном озере", десятилетиями засирали его, а теперь монголам свою заботу о его чистоте будем впаривать?

  • 12 апреля 2015, 08:16

    Ганя   Ответить

     

    Че орать-то? БМК недавно писала что на месте Байкала скоро будет океан.Так что мы с монголами будем на дне океана. И че переживать?

    13 апреля 2015, 08:54

    Читатель   Ответить

     

    Глубоко вперед мыслите, на самом деле лет через 500 Байкал будет разломом, разделяющим два материка.

  • 12 апреля 2015, 18:55

    Эдвард   Ответить

     

    Да я уже забыл про свой пост,как неожиданно здесь возник "писатель" и стал защищать Путина,мол, он такой занятой и до Бурятии ли ему,он ведь такой хороший и всё делает для блага россиян. Ты чо совсем тупой,не видишь какая у нас жизнь? Видимо сидишь на кухне и наслаждаешься путинским зомбоящиком ине видишь кругом ничего. А ты заведи себе "дело" и когда начнёшь управлять у нас бизнесом,тогда поймёшь,какие соки выжимает Путин из предпринимателей и сельхозпроизводителей. Мой бизнес,например,держится на ниточке из-за дороговизны э-энергии,отопления,впрочем,не буду перечислять,всё равно не поймёшь. Только тогда,когда ты окунёшься в реальную жизнь,узнаешь о каких соках идёт речь.

    А что касается твоих слов,что монголы шантажируют Россию и что буряты могут поставить Москву на колени,то здесь видится элементарная дурость. Да тебе в Кащенко пора,писатель!

    12 апреля 2015, 19:44

    писатель   Ответить

     

    какой сильный плач ярославны))) Вас извиняет ваша простота конечно. Я же , когда пишу или читаю слово Путин- понимаю под этим человека. А вы понимаете уже другое- для простого обывателя с недалекой умственной базой Путин- это нечто огромное, злобноагрессивное существо которое ВСЁ. И понять вы бедный большее не способны и лаете , как шавка на всех , кто не так посмотрел в вашу сторону))) Душит вас совсем не Путин ВВ, а конкретный чиновник. С конкретной фамилией. И тариф вам втрюхивает тоже он. А вам идиоту кажется, что это Путин, вам легче от этого, лаять то можно))))

  • 12 апреля 2015, 20:56

    гостья   Ответить

     

    Ну... и .... где.. возмущения, пикеты, митинги, протесты? Молчим, просе...нем главную артерию Байкала... Зато за личные амбиции бывшего физрука и его кормушку устроили такую бучу!

    Хотя, при таком раскладе, новым мост через Селенгу не нужен будет - это ж какая "экономия"

    13 апреля 2015, 08:52

    Читатель   Ответить

     

    Бред пишите, не путайте политику и экологи. Селенга никуда не денется, поначалу будет мало ее, но потом снова потечет как прежде.

    13 апреля 2015, 11:18

    Читателю и всем остальным   Ответить

     

    А вы хоть раз были на ГЭС, чтобы так категорично утверждать о пересыхании реки Селенга? Я вот был на Волге, там этих ГЭС целый каскад и ничего, река не пересохла, более того, она судоходная в отличие от Селенги. ГЭС - это не просто плотина с водохранилищем, а сооружение, пропускающее воду и вырабатывающее электричество. Так что вода в нашей Селенге никуда не исчезнет при любом раскладе.

    13 апреля 2015, 14:05

    дэн   Ответить

     

    Ключик от ларца в чужих ручонках.

    14 апреля 2015, 10:17

    Сергей   Ответить

     

    Ну наверное как прежде уже не потечёт, т.к. логично предположить что при разливе водохранилища какая-то часть воды уйдёт в почву и атмосферу...

  • 13 апреля 2015, 14:40

    Будамшу   Ответить

     

    Сравнил вилку с бутылкой. По своей наполняемости водой Селенга составляет 100-ую часть Волги да ещё при том,что у нас засушливый климат,не сравнить его с европейской частью России. Поэтому пересох неизбежен,поскольку поставив преграду в виде плотины,часть монгольских степей будет затоплена.

    Тут некоторые утверждают,что водосборный бассейн Селенги находится на территории Монголии. Ничего подобного,Селенга там течёт в одиночестве. Весь водосборный бассейн её а также Байкала находится на территории Бурятии,тысячи мелких рек и речушек,подобных р.Сухая и р.Загза,где я провёл детство,впадают в Селенгу и Байкал.Их даже нет на карте. Поэтому утверждение дилетантов о том,что Селенга придёт к нам полноводной-от недостатка ума. В лучшем случае,она будет похожа на современную Уду - по колено в самом глубоком месте. Не надо соглашаться,надо им построить атомную станцию и дело с концом.

  • 14 апреля 2015, 10:14

    Сергей   Ответить

     

    Она же там (Селенга в Монголии) и так -то малюханькая, какая там плотина-то? Что-то братья монголы затевают недоброе... По-моему просто хотят тупо заработать на строительстве ГЭС, об экологии не думают... Куда жаловаться на вороватых чиновников?

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^