$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


30 октября 2014, 17:14

Молодежь Бурятии: "Запас прочности"

Участники публичных слушаний по бюджету сочли его чересчур «экономным»

В прошедшую пятницу в республиканском парламенте провели традиционную общественную экспертизу подготовленного правительством проекта бюджета на 2015 год и последующий двухлетний период. Мнения при этом разошлись – если профессиональные экономисты и хозяйственники пришли к выводу, что документ в целом сохраняет разумный баланс между доходной и расходной частями, то некоторые муниципалы и общественники заявляли о необходимости пересмотреть параметры финансирования аграрного сектора, а также малого и среднего бизнеса, сферы молодежной политики и спорта и некоторых других отраслей.

Жить по средствам

В этот же день Госдума приняла проект федерального бюджета на 2015-2017 годы в первом чтении. А поскольку подавляющая часть субъектов РФ при формировании бюджетов вынуждена ориентироваться на Москву, многие показатели в представленном на слушаниях документе будут еще неоднократно корректироваться.

Так, например, в проекте бюджета нет ряда инвестиций и субсидий, которые определяются правительством России в течение года. Именно этим объясняется снижение безвозмездных поступлений и расходов по сравнению с текущим годом.

Но даже с учетом возможных поправок и корректировок вряд ли регионы ( и в том числе Бурятия) смогут рассчитывать на существенное увеличение доли безвозмездных поступлений из федерального бюджета. Не случайно два министра финансов - российский Антон Силуанов и республиканский и.о. министра Всеволод Мухин – практически в унисон говорили о возможной дальнейшей оптимизации расходов. Там же в Москве глава Счетной палаты Татьяна Голикова назвала самой острой проблемой 2015 года долги регионов.

- Бюджет сложный, - заключил Всеволод Мухин. – Формирование его осуществляется в условиях снижения возможностей бюджета. Именно поэтому соответствующие макроэкономические параметры, используемые для составления проекта республиканского бюджета на 2015-2017 годы, ниже предыдущих показателей прогноза СЭР.

Цифры и факты. Как и бюджет предыдущего года, нынешний будет составлен по программно-целевому принципу. В 2015 году будет реализовано 18 госпрограмм, финансирование которых составит 36,4 млрд. рублей.

Доходы бюджета Бурятии в 2015 году составят 37,8 млрд. рублей, расходы - 39,8 млрд. рублей. Дефицит составит почти 2 млрд. рублей.

В 2016 году доходы составят 36,5 млрд. рублей, расходы - 38,5 млрд., дефицит составит 2 млрд.рублей.

В 2017 году доходы составят 38,1 млрд., расходы - 40,3 млрд., дефицит - 2,1 млрд. рублей.


В этих условиях и.о.министра главной целью бюджетной политики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов назвал обеспечение его долгосрочной сбалансированности и устойчивости. Для этого проект республиканского бюджета на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов сформирован с дефицитом в размере 10 процентов прогноза объема налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета на соответствующий год, что позволит остаться в рамках предельного дефицита и даже создаст своеобразную «подушку безопасности» на случай форс-мажорных обстоятельств.

Вместе с тем бюджет ориентирован на возврат старых долгов и, в частности, на исполнение «майских» указов президента России Владимира Путина от 2012 года. Так, на повышение зарплат определенным категориям работников в 2015 году предлагается потратить 2,1 млрд. рублей. На переселение из аварийного жилищного фонда в 2015 году будет направлено 962 миллиона рублей. Наконец, на развитие сети многофункциональных центров по предоставлению государственных и муниципальных услуг в 2015 году будет потрачено 124 млн рублей.

Что имеем, не храним…

Как и все предыдущие годы, «львиную долю» доходной части бюджета составят так называемые безвозмездные поступления из федерального бюджета, которые в будущем году превысят восемнадцать миллиардов рублей. Это прежде всего дотации бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, а также средства, направляемые на обеспечение сбалансированности региональных бюджетов.

В целом эти средства составляют чуть меньше половины от всей суммы доходов бюджета. И хотя в последующие два года объем безвозмездных поступлений несколько снизится, этот показатель по-прежнему характеризуют наш регион как глубоко дотационный.

Во время публичных слушаний некоторые из участников обращали внимание на то, что в последние годы мы сами фактически «подпиливали сук», на котором сидели. Речь прежде всего идет о сокращении доходной базы республиканского бюджета, вызванного недобором налогов со стороны крупных налогоплательщиков.

Самый, пожалуй, яркий пример – ОАО «Байкалфарм». Доходная часть бюджета из-за приостановления деятельности этого предприятия не досчитается средств, которые поступали раньше в виде акцизов на алкогольную продукцию.

- Республиканский бюджет потерял за счет этого около 500 миллионов рублей, - привел красноречивую цифру глава бюджетного комитета НХ Цырен Эрдынеев. – Для сравнения: в прежние годы «Байкалфарам» переводил нам до 1,5 миллиардов рублей. В 2014 году из запланированных 449 миллионов кассовое исполнение составило лишь 66,3 миллиона рублей. Мы потеряли налогооблагаемую базу и из-за приостановки «Макбура», «Амты» и прочих крупных местных предприятий.

По мнению Ц.Доржиева, республиканским властям необходимо принять меры по поддержке местных товаропроизводителей – например, Селенгинского ЦКК, завода «Улан-Удэстальмост» и других предприятий, представляющих реальный сектор экономики республики.

Оппонентом парламентария выступил заместитель министра экономики РБ Владимир Смолин,который заявил «о положительных тенденциях по всем базовым отраслям экономики».

- Прогноз составлен на основе планов крупных предприятий республики на ближайшие три года, - считает чиновник. 

Ежегодный прирост промышленности ожидается в пределах 2,2 – 2,5%.

По словам В.Смолина, в ближайшие три года в Бурятии продолжится реализация 35 крупных инвестиционных проектов, с объёмом финансирования более 30 миллиардов рублей. Это проекты в минерально-сырьевом, перерабатывающем комплексе, производстве транспортных средств, стройматериалов, строительстве жилья.

Большое внимание на слушаниях было уделено также поддержке аграрного сектора экономики как на федеральном, так и республиканском уровнях.

- В первом чтении федеерального бюджета на программу развития АПК заложено на три млрд.рублей меньше, чем в 2013 году, - заявил председатель профильного комитета НХ Александр Попов. – А ведь от этого зависит и финансирование субъектов РФ. Поэтому уровень финансирования программных мероприятий по Бурятии в последние четыре года неуклонно уменьшается.

Так, в 2014 г. было заложено 220 млн.рублей, то в проекте бюджета на 2015 г. эта сумма сокращается на 70 млн. рублей. Наш комитет выражает обеспокоенность, что опять будет нарушен программно-целевой принцип финансирования госпрограммы, когда индикаторы подгоняются к уровню финансирования, а не наоборот. Нас также беспокоит, что в проекте бюджета 2015 г. не предусмотрено финансирование ведомственных целевых программ, подпрограмм технической модернизации и развития мелиорации земель сельхозхназначения.

Как тратить будем

Вместе с тем было бы неправильно сказать, что проект нового бюджета подразумевает сворачивание социальных программ. Говоря о режиме «затягивания поясов» и оптимизации расходов, и правительство, и законодатели рассчитывают выполнить взятые на себя обязательства.

Так, расходная часть бюджета на будущий год определена в размере без малого сорока миллиардов рублей.

Как и год назад, большая часть расходов распределена по восемнадцати государственным программам, причем две трети от этих денег приходся как раз на «социалку». При этом сохранены все действующие выплаты – субсидии по оплате жилья и коммунальных услуг, на поддержку пожилых людей, выплату республиканского материнского капитала.

Как уже говорилось, предусмотрены в проекте бюджета и расходы на повышение зарплат для отдельных категорий граждан – на эти цели будет направлено более двух миллиардов рублей. Наконец, средства будут направлены на продолжение работы по переселению нуждающихся из ветхого и аварийного жилья, на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей.

А вот муниципалов ожидает более чем полуторное уменьшение размера субсидий. Но и это уменьшение связано с тем, что с 1 января 2015 года содержание младших воспитателей, бухгалтеров, кассиров детсадов передадут с уровня МСУ на республиканский.

…Любые публичные слушания (и тем более бюджетные) – возможность привлечь внимание к проблемам общественности. Не стали исключением и нынешние – в рекомендациях было учтено более трех десятков предложений.

Так, в частности, не осталось без реакции выступление председателя комитета по госустройству НХ Бориса Ботоева, который рассказал о проблемах судейского корпуса, и, в частности, мировых судей. При дальнейшей работе над проектом предложено финансирование этой катагории судей оставить на уровне нынешнего года. Не остались без внимания и выступления представителей физкультурно-спортивной общественности – по их предложению бюджетные ассигнования в этой сфере также будут увеличены до уровня 2014 года.

Валерий Цыдыпов, «Молодежь Бурятии»


© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^