$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


9 декабря 2013, 10:47

БайкалФинанс: "Чего просить у Бога, когда казна убога?"

Предполагаемый дефицитный бюджет уже вызывает критику.

Дефицит бюджета Бурятии связан с выполнением «майских» указов президента России Владимира Путина. Республика должна выйти на определённый уровень заработной платы работников бюджетной сферы; улучшить ситуацию в здравоохранении; ликвидировать аварийное и ветхое жильё, обеспечить детей в возрасте от трёх до семи лет детскими садами на 100% к первому января 2016 года.

Для покрытия дефицита будут привлечены кредитные ресурсы.

- Мы выпустим либо свои облигации, либо получим кредиты в коммерческих банках, или, скорее всего, возьмём льготный бюджетный кредит в минфине России, - отметил глава республики.

Напомним, дефицит в Бурятии в 2014 году составит 3 млрд рублей. Далее он будет расти: в 2015 году дефицит планируется в сумме 3,2 млрд рублей, а в 2016 - 3,4 млрд рублей. Бурятия жила с дефицитными бюджетами и ранее. Однако, эксперты, которых опросил «Байкал Финанс», обращают внимание на ряд обстоятельств, которые сейчас могут осложнить ситуацию.

С дефицитом принят и федеральный бюджет. В 2014 году дефицит планируется на уровне 389,6 млрд рублей, или 0,5% ВВП, в 2015 г. - 797 млрд рублей, или 1% ВВП, в 2016 г. - 487 млрд рублей, или 0,6% ВВП. Известно, что российский бюджет перенапряжён, многие социальные статьи свёрстаны с сокращением расходов, введено «бюджетное правило», согласно которому, в случае падения доходов (а это прогнозируется из-за возможного падения цен на нефть), расходы могут быть урезаны дополнительно.

О возможной рецессии экономики, стагнации, девальвации и прочих прелестях «не лучших» для экономики времён сейчас не говорят только ленивые. Добавим к этому то, что после завершения Олимпиады-2014 года в Сочи России вновь придётся финансировать «проекты престижа». Например, чемпионат мира по футболу. На самом высшем уровне заявлено и о том, что не подлежит корректировке дорогостоящая программа перевооружения армии.

Для Бурятии всё вышеперечисленное значит только одно: надеяться на помощь РФ в покрытии дефицита нашего бюджета не просто бесполезно, а вредно.

Второе обстоятельство – долги бюджета надо обслуживать. По итогам девяти месяцев текущего года госдолг Бурятии превысил 2 млрд рублей. Ожидается, что к концу года он вырастет более чем в два раза. В 2014 году на его обслуживание понадобится около 508 млн руб, в 2015- 652 млн руб, в 2016 году - 913 млн руб. Таким образом, сейчас Народному Хуралу надо принимать максимально сбалансированный бюджет, желательно с сокращением уже набранного долга.

В идеале долг надо сокращать за счёт экономического роста и расширения налогооблагаемой базы. Увы, как следует из проекта бюджета, запланированный рост его доходов укладывается в цифры инфляции. Иными словами, реального роста налоговой базы не предвидится. Темп роста налога на прибыль оценивается в 3-5 проц в год. Перспективы будущего прорыва в этом направлении очень сомнительны, ведь финансирования экономического развития в бюджете просто нет. Если исключить дороги и туризм, на всё остальное направляется немногим больше 200 млн руб, включая локальные подпрограммы поддержки малого предпринимательства и прочие. Это капля в море.

Между тем, согласно указу президента России о создании 25 млн высокопроизводительных рабочих мест, на долю Бурятии приходится 100 тысяч таких мест. Судя по специальному совещанию, проведённому Вячеславом Наговицыным по этой проблеме, мы далеки даже от чёткой оценки собственных стартовых позиций.

Ещё хуже другое. В реальном секторе экономики Бурятии практически нет ничего, чем республика управляет. Минэкономики и минпром, как всегда, рассчитывают на развитие крупных предприятий, но рычагов влияния на них у правительства нет. Будут у «флагманов» в планах модернизация и расширение производства с созданием новых рабочих мест? Ответ на этот вопрос знают только собственники, которые чаще всего находятся в Москве.

Остаются столь популярные у федерального центра механизмы софинансирования. На первый взгляд, здесь всё нормально: предполагается привлечь до 10 млрд рублей федеральных денег. Но вот парадокс. Структура этих средств не ведёт к созданию новых рабочих мест, так как деньги уйдут на дороги и социальные объекты. Ни одного проекта в области реальной экономики нет. Следовательно, и здесь республика не развивает налогооблагаемую базу. Напротив, таким образом закладывается увеличение будущих расходов бюджета.

Защитники этого проекта могут возразить, что Бурятия последовательно вкладывается в развитие туризма. Это верно. Расходов на эти цели много. Впрочем, если присмотреться к ним, то выяснится – финансируются командировки за рубеж, приём многочисленных делегаций, презентации на выставках и т.д. Мотивировка таких трат однообразна: «Бурятию должны узнавать на мировом туристическом рынке». Замечательно. Однако, не забываем ли мы о другой аксиоме: нельзя продвинуть туристический имидж бедному и малоразвитому региону. Признаемся честно, что пока у нас нет ничего: ни благоустроенного гостиничного фонда на побережье, ни индустрии развлечений, ни экскурсионных программ и т.д. Для развития всего этого требуются серьёзные вложения.

А что есть? Есть более четырёх миллиардов рублей государственных инвестиций, вложенных в «Байкальскую гавань». Все средства направлены на строительство инфраструктуры на участках «Турка» и «Пески». О том, что строительство инфраструктуры здесь практически завершено, правительство в очередной раз известило общественность нынешней осенью. Вроде бы, на этот раз три резидента турзоны приступили к строительству отелей, которое переносилось, как минимум, года три. Глава Бурятии Вячеслав Наговицын сохраняет задачу - довести цифры ежегодного посещения туристами республики до двух миллионов человек в год. Между тем, методики их подсчёта пока весьма далеки от прозрачности. Числом турприбытий официальные лица явно жонглируют, как хотят. Нестыковки в статистике не раз замечали СМИ.

Но и это полбеды. Совсем недавно министр экономики Татьяна Думнова сообщила как нечто само собой разумеющееся, что полное открытие турзоны ожидается в 2026 году, так как «запустить все участки одновременно невозможно». Ранее все показатели развития турзоны привязывались к 2020 году, как своеобразному «дедлайну». И это не может не вызывать вопросов.

Один из них весьма тревожен: где гарантии того, что при напряжённом российском бюджете ближайшего трёхлетия федеральный центр продолжит вложения в строительство инфраструктуры оставшихся трёх участков «Байкальской гавани», где пока нет почти ничего?

Итак, можно ли говорить о том, что основное содержание проекта бюджета Бурятии сейчас очень мало нацелено на развитие республики? Практически все эксперты, опрошенные «Байкал Финанс», сходятся именно в однозначном утвердительном ответе на этот вопрос. А также в том, что любые кредиты на погашение дефицита опасны, так как будут означать увеличение госдолга республики.

- Да, Бурятия активно развивает туризм, но надеяться на него, как на экономическую панацею, наивно. Замечательно, что успешно работает Улан-Удэнский авиазавод, но фактическая зависимость бюджета от успешной работы одного предприятия опасна, ведь У-УАЗ в свою очередь сильно зависим от конъюнктуры именно на мировом рынке. А надёжность нашему бюджету может гарантировать не экономика предложения, а экономика внутреннего спроса, - говорит в интервью доктор экономических наук, депутат Народного Хурала Бурятии, профессор, проректор Восточно-Сибирского государственного университета технологий и управления Екатерина Цыренова.

А что, по оценкам экономистов, может помочь сэкономить бюджетные средства и использовать их более эффективно?

Вот несколько возможных вариантов, выбранных нами из более десятка называвшихся экспертами для бюджетной политики мобилизационного (в связи с сокращением расходов) типа.

Первое. Заморозить расходы на развитие туризма до появления ясности в вопросе о том, будет ли федеральный центр в дальнейшем софинансировать строительство инфрастуктуры «Байкальской гавани» и получения реальных результатов на двух первых участках - «Турка» и «Пески».

Одновременно безотлагательно разработать программу развития медицинского и рекреационного туризма, для которых не нужны развлечения, экскурсии, а также – программу развития фармакологического производства по типу алтайского «Эвалара». Это один кластер с ориентацией на восточную медицину. В отличие общетуристического у этого направления уже есть все имиджевые наработки, есть результаты, позволяющие рассчитывать на успешную деятельность. Не говоря уже о том, что развитие этого кластера позволит сбалансировано решить проблему развития производства, науки, образования и здравоохранения.

Второе. Выделить 5-6 млн рублей на разработку проекта многопрофильного градообразующего агропромышленного хозяйства с полным производственным циклом на 1000 рабочих мест. Предусмотреть строительство посёлка городского типа на 5000 человек для этого производства с многоквартирными доходными жилыми домами (поскольку только такое жильё сейчас является доступным) и ЖКХ пионерного типа. Такой проект позволит апробировать решение задачи по созданию высокопроизводительных рабочих мест и решению жилищной проблемы. И, самое главное, будет способствовать увеличению налогооблагаемой базы за счёт местного предприятия, а не встроенного в вертикальные холдинги, на денежные потоки которых республика по определению никакого влияния иметь не может.

Третье. С целью повышения зарплат бюджетникам вернуть тарифную систему оплаты труда, исключив стимулирующую надбавку, так как нет системы критериев, позволяющей объективно решать, кто лучше работает. Это не позволит первым лицам назначать себе большие зарплаты, соответственно, больше денег достанется исполнителям. Запретить всякие непрофильные расходы: строительство зданий и сооружений, приобретение баз отдыха и т.д. Эти деньги должны, по крайней мере, на период стагнации экономики, идти на оплату труда.

Ну, и, наконец, есть ещё одна тема, которая отмечается всеми экспертами. Это крайне высокие расходы бюджета Бурятии на государственное управление. Деньги на содержание бюрократического аппарата составляют более 10 процентов от собственных доходов: 2,179 млрд руб в 2014 году, 2,195 млрд руб – в 2015 году, 2,198 млрд – в 2016 году.

Как показывают цифры, не планируется даже символического сокращения этих расходов. Между тем, возможности для экономии есть. Командировки внутри страны всем без исключения чиновникам оплачивать только экономклассом. Максимально сократить представительские расходы, в том числе, на приём делегаций и организацию форумов, которых летом в Бурятии проходит множество. Если уж речь зашла о жесткой экономии, то в первую очередь, надо урезать свои амбиции.

Временно, но полностью, заморозить крупные закупки, а также оптимизировать структуру правительства. В частности, предлагается минэкономики слить с минпромом и выяснить, какая есть польза от постпредства Бурятии в Монголии.

В конце концов, когда при рассмотрении бюджета смело режутся едва ли не все социальные статьи, то на этом фоне становится неприличным финансирование персональных доплат к пенсиям чиновников республики.В эту статью бюджета закладывается рост с 258 млн рублей в 2014 году до 273 млн рублей в 2016 году. От критики в адрес этой практики руководители парламента привычно открещиваются тем, что доплаты законны, так как это подтверждено решением Верховного суда РФ. Однако, при этом забывают сказать, что Верховный суд РФ рекомендовал республике приостановить доплаты к пенсиям до того, как экономика Бурятии и её бюджет будут находиться в лучшем состоянии.

Сейчас, когда рядовым жителям Бурятии предлагается привыкать к жёсткой экономии, сохранение пенсионного «рая» для одной социальной категории граждан, выглядит по меньшей мере вызывающе. Бюджетная политика, при которой налогоплательщику придётся жить скромно, доверия не вызывает.

Источник: ИА «Байкал Финанс».


Комментарии (1)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^