$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


17 апреля 2013, 15:42

burinfo.org

Послание Главы Республики Бурятия

Полный текст послания Главы Республики Бурятия Уважаемые жители Республики Бурятия! Уважаемые депутаты! 2012 год был для Бурятии удачным по большинству ключевых экономических показателей программы СЭР. По 123 показателям из 135 были достигнуты плановые значения. По 12 показателям есть отставания, которые не носят системного характера и должны быть достигнуты в 2013 г. В течение всего года в напряжении нас держал Улан-Удэнский авиационный завод, который из-за задержки комплектующих не мог осуществлять поставки вертолетов. В четвертом квартале положение изменилось, в результате была отгружена основная часть продукции. Увеличился ремонт электровозов на ЛВРЗ. Таким образом, по итогам 2012 г. рост индекса промышленного производства составил 4,7% к уровню 2011 г., несмотря на небольшое снижение производства на Улан-Удэстальмост. Вырос и такой важнейший показатель, как объем отгрузки товаров собственного производства, и выполнение работ и услуг собственными силами. За прошлый год по темпам промышленного роста республика вышла на 3 место в СФО и 32 место по России. Уважаемые депутаты! За последние годы республика добилась определенных успехов. Стартовали основные проекты в добыче полезных ископаемых. Практически завершено строительство инфраструктуры особой экономической зоны «Байкальская гавань». Наряду с реализацией крупных инвестиционных проектов в сельском хозяйстве ведется финансирование программы по поддержке малых сел. Началось массовое строительство дорог и благоустройство территорий муниципальных образований. Среди тенденций развития последних лет можно отметить: возрастание роли реального сектора экономики, рост доли внебюджетных инвестиций, снижение инфляции, рост доходов и рост занятости населения на рынке труда. В 2012 г. наблюдались самые низкие за последние 20 лет показатели инфляции (6,8%) и уровня безработицы (7,9%). По отношению к 2011 году средняя зарплата по Республике Бурятия выросла на 8% и составила 22,9 тыс. рублей, реальные денежные доходы увеличились на 3,7 процента. Ускорение роста доходов населения привело к росту оборота розничной торговли. Положительную динамику социально-экономического развития подтверждают и результаты социологических опросов. К примеру, безработица среди наиболее актуальных проблем сместилась с первого на шестое место. Уважаемые коллеги! Убежден, что в Республике Бурятия созданы необходимые условия для поступательного успешного развития, поэтому деятельность Правительства и депутатов Народного Хурала Бурятии должна быть направлена на то, чтобы максимально раскрыть и реализовать наши возможности. Считаю, что основные приоритеты в экономике в ближайшие годы можно обозначить словами: Идеи, Люди, Инвестиции. Идеи лежат в основе любого развития. А идеи, воплощенные в инновации и реализованные в конкретном товаре, лежат в основе развития экономики. В последние годы благодаря государственной поддержке мы увеличили количество малых инновационных предприятий, хотя надо признать, что пока инновационный сектор в Бурятии еще слаборазвит. А без развития новых инновационных технологий республика всегда будет среди территорий, догоняющих другие регионы России. После вхождения России в ВТО нам придется конкурировать не только с российскими компаниями, но и с мировыми корпорациями. Поэтому только повсеместное внедрение инноваций, их развитие в новых и традиционных отраслях, позволит выдержать эту конкуренцию и обеспечить прорывной рост. Инновации важны и при реализации программы энергосбережения, реформирования и модернизации ЖКХ. В связи с этим нам нужен тесный союз реального сектора экономики и науки, необходимо выявлять проблемы и смелее подключать к их решению наших ученых. Правительству необходимо создать инфраструктуру для продвижения инноваций от идеи до внедрения, в которую входят: бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования научным оборудованием, технопарки, биржи высоких технологий. Одним из элементов инновационной инфраструктуры Бурятии должен стать технопарк «Биотехнополис». Его работа должна быть сосредоточена на трех основных направлениях: медицинские технологии, информационные технологии, энергосбережение и энергоэффективность. Проект «Восточно-Сибирского научно-образовательного комплекса» по форме должен воплотиться в инновационный кластер, который свяжет вместе ученых, промышленников и студентов. Пора превратить его в конкретный бизнес-план с точными расчетами по количеству лабораторий, центров коллективного пользования оборудованием, производственных площадок и примерным перечнем проектов. Еще одним элементом инновационной инфраструктуры должен стать авиационный кластер, программа по созданию которого разработана и будет представлена на конкурс в Минэкономразвития уже в этом году. Во всем мире самыми перспективными являются разработки в области биотехнологий, которые в ближайшее время заменят существующие традиционные технологии во многих отраслях экономики. Правительству республики также необходимо определить для себя задачи в этой области, которые могут быть реализованы в Бурятии. Одна из таких разработок – это производство фармпрепаратов на основе рецептуры тибетской медицины. Бурятским научным центром получено около 80 патентов на уникальные препараты. На первом этапе можно было бы организовать производство БАДов на базе создаваемого технопарка и отработать технологию производства. Одновременно БНЦ должен провести клинические испытания четырех препаратов, которые в дальнейшем должны получить лекарственную лицензию для начала их серийного производства. Но заниматься инновациями без людей, которые эти идеи генерируют, невозможно. Между тем, уже сегодня на рынке трудовых ресурсов Бурятии наблюдается дефицит кадров. А в дальнейшем в связи с демографической ямой численность экономически активного населения в целом по России и, в том числе в Бурятии, будет уменьшаться, что еще больше усугубит ситуацию. В городе Улан-Удэ в настоящее время число вакансий в два раза превышает количество безработных. С дефицитом рабочей силы сегодня сталкиваются две трети предприятий. Промышленности требуется масштабный приток молодых квалифицированных специалистов, восприимчивых ко всему новому. Нужно переориентировать наши ссузы и вузы на подготовку высококвалифицированных специалистов. Необходимо, чтобы работодатель мог влиять на содержание образовательной программы и заказывать эксклюзивных специалистов, ориентированных на конкретное предприятие, а вуз – иметь полигон, на котором в процессе обучения можно "опробовать" качество и степень подготовки своих студентов. Нужно вернуться к принятию государственных планов и сбалансированных прогнозов потребности в специалистах, увязанных с экономическими планами республики. Кадров не хватает и в медицине, и в сельском хозяйстве. Необходимо дать новое дыхание целевому обучению с обязательной 5 годичной отработкой. С планами размещения трудовых ресурсов нужно увязать реализацию программы «Переселение соотечественников». Дальнейшее развитие Бурятии невозможно без роста производительности труда, постоянного увеличения объема инвестиций и активной поддержки инвестиционной деятельности. Первые результаты в 2012 году мы получили от деятельности института проектных менеджеров, созданного на базе Фонда регионального развития. При сопровождении Фонда реализуются одновременно 12 проектов на сумму 35,7 млрд. рублей, под которые уже рассчитаны бизнес-планы, оформляется земля, разрабатывается проектно-сметная документация, совместно с инвесторами выстраивается финансовая схема. Эффективность работы Фонда говорит сама за себя: на 1 рубль бюджетных средств привлечено 9 рублей частных инвестиций. Надо признать, что не все формы поддержки, разработанные Правительством Бурятии, оказались востребованы бизнесом. Поэтому нужно еще раз проанализировать эффективность работы существующих форм поддержки и продолжить работу над их совершенствованием, вводя новые механизмы. Первоочередной задачей Министерства промышленности и торговли должно стать создание и развитие региональных особых экономических зон и промышленно-производственных парков, используя для этого, в первую очередь, незадействованные площади действующих и бывших предприятий, а также земельные участки, обеспеченные инфраструктурой. Именно они должны стать «точками роста». Нужно реализовать наши планы по созданию подобных зон на территории Заиграевского, Северо-Байкальского районов и в городе Гусиноозерске, где уже сегодня планируется разместить производство теплоизоляционных материалов, розлив питьевой воды, автотранспортное предприятие по международным грузовым автомобильным перевозкам. Необходимо создать региональный инвестиционный фонд, средства которого пойдут на строительство инженерной и транспортной инфраструктуры для площадок, не обеспеченных ими. Эти республиканские средства могут быть использованы очень эффективно на условиях софинансирования с федеральным центром. Правительством России принято решение о льготном налогообложении с 2014 г. новых производств на территории Бурятии. Учитывая короткий срок налоговых каникул, Правительству Бурятии нужно до конца 2013 года подготовить площадки с инфраструктурой для потенциальных инвесторов с конкретными предложениями по проектам, в которых заинтересована в первую очередь Бурятия. Пора нам перейти от слов к делу в государственно-частном партнерстве. У нас уже есть примеры, когда бизнесмены строят спортивные объекты, объекты здравоохранения и ЖКХ, ТОСЫ – детские сады и клубы. Государство не должно быть сторонним наблюдателем реализации таких проектов. Мы должны активно участвовать в них, поддерживая и приумножая, таким образом, инициативу. Минерально-сырьевой комплекс В 2012 году в республике продолжились работы по строительству ГОКа на базе Озерного месторождения полиметаллических руд. Основной объем инвестиций в строительство предприятия по добыче урана вложило ОАО «Хиагда». Почти 2 млрд. руб. было вложено в «Разрез Тугнуйский». Основными задачами развития минерально-сырьевого комплекса Бурятии на 2013-2014 г. являются сдача в эксплуатацию опытно-промышленной установки на Озерном месторождении полиметаллических руд и увеличение объема добычи угля на Окино-Ключевском месторождении для обеспечения Гусиноозерской ГРЭС топливом. На Хиагде должны быть продолжены работы по строительству предприятия с увеличением объема добычи и переработки урана и выходом на проектную мощность 1800 тонн в год в 2019 году. Должны быть завершены работы по разработке технического проекта освоения Никольского месторождения, что позволит ОАО «СУЭК» приступить к добыче каменного угля на опытно-промышленном участке месторождения. Промышленность, малый и средний бизнес Основная задача крупных промышленных предприятий – это продолжение технологической модернизации, которая должна привести к увеличению производительности труда. Правительству республики нужно оказать всю возможную государственную помощь нашим промышленным предприятиям в реализации их планов. В том числе Улан-Удэнскому авиационному заводу при создании производства малых и скоростных вертолетов; «Улан-Удэнскому приборостроительному производственному объединению» - в организации центра субконтрактации для производства комплектующих. На Улан – Удэнском ЛВРЗ необходимо продолжить реализацию инвестиционной программы по модернизации электромашинного и литейно - механического производства. Совместно с «Улан – Удэстальмост» Минпрому необходимо отработать вопрос организации производства типовых малых мостов для региональных и муниципальных дорог, а также организации производства легковозводимых металлических строительных конструкций и надземных пешеходных переходов. В 2013-2014 г. необходимо закончить строительство промышленного парка на площадке бывшего авиаремонтного завода общей площадью 33 тыс. кв.м. На его площадях будет размещен текстильный комбинат для производства крашеной полушерстяной пряжи, включающий полный цикл переработки: от шерсти до текстильных изделий. Создание комбината позволит полностью использовать собственное сырье. Чтобы облегчить жизнь предпринимателям в условиях роста страховых платежей и оказать им поддержку, мы пересмотрели ставки патентов, но этого явно недостаточно. Министерству промышленности необходимо внести комплексный пакет предложений, позволяющий сохранить действующие рабочие места предпринимателей. Конечно, в такой ситуации государственная поддержка приобретает еще более актуальный характер. Поэтому, если в 2007 году на поддержку предпринимателям было выделено из консолидированного бюджета Бурятии с учетом федеральной помощи 51,2 млн.руб., то на 2013 год поставлена задача выделить 567,3 млн.рублей. При этом нужно вводить новые современные формы финансовой поддержки, в том числе субсидирование текущих лизинговых платежей, частичный возврат капитальных затрат инвестора за счет поступивших в первые 5 лет в республиканский бюджет налоговых платежей от деятельности этих предприятий. Данные механизмы отработаны и уже применяются в субъектах центральной части России. Особое внимание необходимо уделить реализации проектов по поддержке предпринимательства в моногородах республики, используя для этого специальные программы и формы поддержки. Агропромышленный комплекс В 2012 году наблюдался рост производства всех основных видов сельскохозяйственной продукции. По темпам роста среди регионов Сибирского федерального округа республика заняла 2 место. В 2012 году наблюдалась высокая инвестиционная активность агробизнеса. Объем субсидируемых инвестиционных кредитов превысил планируемый уровень на 47,4%. В растениеводстве после трех лет, неблагоприятных по климатическим условиям, был собран хороший урожай. При этом важную роль сыграли требования проведения полного комплекса агротехнических мероприятий, которые предъявлялись к участникам республиканских целевых программ. 15% от общей посевной площади было засеяно элитными семенами. Кроме того, возросли посевные площади, в том числе за счет ввода в оборот 11,5 тыс. га залежных земель. В прошлом году была продолжена модернизация технической базы сельского хозяйства. Всего сельхозтоваропроизводителям республики поставлено на условиях лизинга и по договорам разовых сделок сельскохозяйственной техники и оборудования на общую сумму более 500 млн. рублей. Построено более 24 новых откормочных площадок на 7,2 тыс. голов скотомест. Значительно увеличен закуп молока в хозяйствах населения (125,6%), удой на фуражную корову в сельскохозяйственных организациях увеличился на 5,5% и составил 3479 кг. Отремонтировано 5 молочно-товарных ферм. Открыты новые и реконструированы действующие предприятия по переработке молока в Кижингинском, Баргузинском, Курумканском, Еравнинском районах. Ключевыми задачами на 2014 год в АПК республики являются: - увеличение уровня продовольственной обеспеченности региона, - поддержание достаточного уровня доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, - комплексное развитие социальной сферы села. Для выполнения этих задач в 2013-2014 г. необходимо начать реализацию таких крупных инвестиционных проектов, как вторая очередь свинокомплекса и бройлерной птицефабрики в Заиграевском районе, строительство птицефабрики яичного направления в Иволгинском районе, трех молочно-товарных ферм на 400, 1200 и 1400 голов в Джидинском и Кабанском районах, тепличного комплекса «Сибирь-Агро», реконструкция ОАО «Молоко Бурятии». Очень важно сохранить уровень государственной поддержки в АПК. Новые формы поддержки должны стимулировать увеличение посевной площади и рост объемов реализованного молока и мяса. Нужно продолжить техническое перевооружение хозяйств через лизинговые механизмы. Наконец, нужно уделить внимание поддержке развития малых форм хозяйствования (фермерских и личных подсобных хозяйств). Для этого в республике создана программа развития малых сел, а в настоящее время определены механизмы ее поддержки за счет федерального финансирования. Задача министерства сельского хозяйства - максимально эффективно воспользоваться этими программами. Лесопромышленный комплекс В обработке древесины отмечена положительная динамика производства с индексом 105,6%. В 2012 г. наши службы неплохо справились с лесными пожарами, количество очагов возгорания сократилось почти в 2 раза. За счет средств федерального и республиканского бюджетов была обновлена лесопожарная техника. Продолжалась реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденных приказами Минпромторга России. Так, в рамках программы был запущен завод Байкальской лесной компании в Ильинке, ведется модернизация картоно-делательного оборудования на Селенгинском ЦКК. За счет господдержки выполнено несколько предпринимательских проектов. В Баргузинском районе построен цех по производству пеллет и топливных брикетов, в Заиграевском районе - топливных гранул. Что касается перспектив развития лесной промышленности, то здесь необходимо вести работу по нескольким направлениям. Во-первых, заниматься интенсивным лесовосстановлением и, в частности, уже в 2014 году начать создание центра лесовосстановления. Во-вторых, необходимо реализовать проект по отработке новой методики лесоустройства и созданию электронной карты, которая позволит в режиме реального времени иметь информацию о лесных ресурсах. Это также даст больше возможностей бороться с лесными пожарами и черными лесорубами. В-третьих, необходимо более четко отслеживать сроки выполнения инвесторами соглашений о реализации проектов, включенных в перечень федеральных приоритетных. Эти проекты не должны быть «воздушными замками», выдуманными лишь для того, чтобы получать льготу при заготовке круглого леса. Свои обязательства должны выполнить Лесная биржа, которая планирует построить в Заиграевском районе завод по производству OSB-плит и Форест-инвест, реализующий проект по производству пиленой древесины в Северо-Байкальском районе. Необходимо до конца разобраться с проектом ООО «Байкал-Нордик» и определить его дальнейшую судьбу. Нужно принять законодательную инициативу о включении понятия «лесная дорога» в федеральное законодательство для того, чтобы на средства бюджетов можно было начать строить дороги к неиспользуемым сегодня спелым лесам. Туристско-рекреационный комплекс Количество туристских прибытий из всех регионов России и более чем из 60 стран в 2012 г. составило 740 тысяч. Объем платных услуг достиг одного миллиарда семисот миллионов рублей, инвестиции увеличились в 4 раза, по сравнению с 2008 годом. Заданными темпами осуществляется строительство объектов туристической особой экономической зоны «Байкальская гавань». Строится дорога вдоль Байкала, мост и подходы к нему через реку Баргузин, ведется строительство ВЛ-220. По программе развития туристических кластеров в 2013 году завершится строительство линии электропередач ВЛ 35 кВ «Оймур-Сухая» с подстанцией, 2 объектов водоснабжения в Кяхтинском и Иволгинском районах, подъездной дороги к местности Вышка в Тункинском районе. Но нам нужно двигаться дальше, мобилизовать наши усилия по созданию «культуры гостеприимства» и «культуры отдыха» в Республике Бурятия. Вот поэтому 2013 год мы посвятили одному из приоритетных направлений социально-экономического развития республики – развитию туризму. Мы должны, принимая гостей, работающих в сфере туризма, учиться у них делать эту работу на хорошем конкурентном уровне. В течение 2013 года во всех муниципальных образованиях должны быть благоустроены объекты туристского показа и места массового посещения туристов, а в ряде районов и сами туристские объекты, а также дороги, линии электропередач, водоводы. В 2013 г. будут завершены объекты инфраструктуры в Турке, а в 2014 г. там же должны появиться первые отели. До 2015 года должны быть завершены работы по строительству основных объектов инфраструктуры кластера «Подлеморье», до 2016 г. – кластеров «Кяхта» и «Байкальский». Необходимо создать базу достопримечательностей Бурятии, которые будут брендами, способными привлечь туристов наравне с озером Байкал. Это места, связанные с Чингисханом, семейскими, декабристами и др. Их нужно обустроить, включить в туристические маршруты. Транспортно-логистический комплекс В этом году должен быть дан старт реализации первого, но не последнего, в республике проекта транспортно-логистического комплекса. Его планирует выполнить Международная Транс-Азиатская Логистическая Компания, - официальный резидент зоны экономического благоприятствования в Гусиноозерске. В перспективе данное предприятие станет ядром транспортно-логистической системы перевозки грузов с зоной обслуживания до 2350 км. На сегодняшний день разработаны технико-экономическое обоснование и проектно-сметная документация на строительство инженерно-коммуникационных сетей, которая проходит государственную экспертизу. Развитие инфраструктуры Главная цель инфраструктурных проектов – сделать Бурятию местом, комфортным для проживания. А это значит без ветхого и аварийного жилья, с удовлетворительными дорогами, качественными и надежными коммунальными услугами. Жители Бурятии должны иметь возможность воспользоваться как минимум комфортным транспортным сообщением Улан-Удэ с районными центрами Бурятии, городами России и наиболее посещаемыми зарубежными странами. Для выполнения поставленной задачи за последние годы сделано немало. Проведена реконструкция взлетно-посадочной полосы аэропорта, здания аэровокзала, ведутся работы на международном пункте пропуска «Кяхта». С 2011 года расширилась география полетов в города Сибири, Дальнего Востока, за границу, появились льготные тарифы для студентов и пенсионеров. Результатом проведенной работы стал рекордный за весь постсоветский период темп роста пассажиропотока воздушного транспорта, который в 2012 году вырос и составил 144%, а на международных линиях - 452%. При участии Правительства РБ реализуется инвестиционный проект авиакомпании ПАНХ по возобновлению воздушных маршрутов на местных авиалиниях. Самолеты Цессна начали полеты в Курумканский, Окинский, Тункинский районы республики и в г.Иркутск. В ближайших планах компании полеты в Баргузинский и Еравнинский районы. В 2013 - 2014 г. начнется строительство новых железнодорожных вокзалов на ст.Мысовая, Заиграево и Улан-Удэ. Будут проведены мероприятия по переводу на круглосуточный режим работы пункта пропуска «Кяхта», а также на 7-дневный режим пункта пропуска «Монды». В дальнейших планах – включение в федеральную программу «Обустройство государственной границы» пункта пропуска «Монды». Ежегодно увеличивается количество построенных и отремонтированных дорог. Так, в 2012 г. на эти цели было направлено более 3,7 млрд. руб.: построено 33 км. дороги Улан-Удэ-Турунтаево-Курумкан, 4 моста через реки Ендондин, Бургултайку, Маракту, Долсокан, отремонтировано 53 км участков региональных автодорог и 11 мостов. Были построены подъезды к с. Холтосон в Закаменском районе и к с. Амгаланта в Хоринском районе, мост через р. Буксыкен в Баргузинском районе. Отремонтировано 205 км местных автодорог и 6 мостов в населенных пунктах. В г. Улан-Удэ осуществлен ремонт 17 улиц, введены в эксплуатацию транспортные развязки на ул. Бабушкина – ул. Трубачеева и ул. Балтахинова – ул. Куйбышева. Отремонтирована автодорога в п. Забайкальский и построена дополнительная полоса движения на ул. Бабушкина к железнодорожному переезду в п. Горьком и сам железнодорожный переезд, что позволило ликвидировать пробки в этом месте. В 2013 г. необходимо завершить строительство моста через р. Баргузин, а также ввести участки дороги Улан-Удэ – Турунтаево - Курумкан общей протяженностью 54 км. и тем самым завершить строительство дороги от Улан-Удэ до Катково. Нужно продолжить работу по комплексному обустройству участков региональных автодорог, проходящих по населенным пунктам, включая устройство освещения, тротуаров и, частично, ремонт покрытия автодорог; продолжить работы по строительству и реконструкции федеральных участков автодорог. В 2013 году получат развитие автомобильные дороги местного значения. Должны быть решены вопросы строительства моста через р.Джида у с. Хулдат в Джидинском районе; строительства подъезда к с. Копчешка в Кяхтинском районе; строительства подъезда к с. Усть-Брянь в Заиграевском районе; реконструкции моста через р. Иркут в Тункинском районе. Необходимо сохранить практику субсидирования за счет средств республиканского бюджета капитального ремонта и содержания автодорог местного значения, автодорог в населенных пунктах и городских округах; дворовых территорий и проездов к ним. Самое главное в строительстве и ремонте дорог, также как и в целом в строительстве за счет бюджетных средств, – это выполнение подрядчиками графика и качества работ. За последние годы были введены действенные меры, которые позволили обезопасить от победы в конкурах недобросовестных подрядчиков. Во-первых, это залог для принятия участия в аукционах (5%), во-вторых, оплата работ только после их полного выполнения, и в–третьих, это 30 % залог от суммы контракта как гарантия выполнения работ в срок. Аналогичные требования предъявляются и при заключении контрактов на строительство социальных объектов и это актуально для республики, так как только в 2012 году в рамках федеральных и республиканских целевых программ Минстроем РБ осуществлялось строительство 72-х объектов социальной и коммунальной инфраструктуры. Нам удалось в значительной степени снизить коррупцию и сговор при проведении торгов и исполнении контрактов, и поэтому сегодня на первое место выходят вопросы эффективности. Индикаторы эффективности строительства объектов должны стать способами оценки работы заказчиков. В 2012 году на территории Республики Бурятия построено и введено в эксплуатацию 339,4 тыс.кв. м. жилья, в т.ч. индивидуального – 237,5 тыс. кв. м. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года ввод жилья составил 111,5 %. Государственная поддержка на улучшение жилищных условий оказана 285 молодым семьям. В 2012 году в соответствии с республиканским законом гражданам предоставлено 2822 бесплатных земельных участков. Всего с начала его реализации гражданами начато строительство 647 индивидуальных жилых домов, из них построено 157 домов. До 30 сентября 2017 года в республике необходимо расселить 974 аварийных многоквартирных дома (234 т. кв.м.), это те дома и квартиры, аварийность которых подтверждена актами до 1 января 2012 года. Для этого Правительству потребуется изыскать 7,4 млрд. рублей и провести активную адресную работу. В 2011 году стартовала долгожданная программа по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда в зоне Бурятского участка БАМа. В 2012 году в рамках программы были предоставлены социальные выплаты 377 семьям Муйского района, в 2013г. необходимо переселить еще 315 семей и ликвидировать 18,0 тыс. кв. метров аварийного жилья. Для более быстрого развития индивидуального жилищного строительства нужно опережающими темпами строить инфраструктуру. П редоставление субсидий из республиканского бюджета бюджетам муниципальных образований на строительство объектов инженерной инфраструктуры на предложенных условиях 50х50 неприемлемы для местных бюджетов. В свою очередь, органы МСУ готовы участвовать при софинансировании: 80% - республиканский бюджет, 20% - местный бюджет. На мой взгляд, эти условия хоть и тяжелы для республики, но являются, как показала практика, более реальными. Поэтому Правительству необходимо изыскать дополнительные средства для запуска процесса во всех районах республики и установить новые пропорции софинансирования. Для привлечения в сферу ЖКХ инвестиций в 2014 году должен быть осуществлен переход на долгосрочное тарифное регулирование, которое также позволит стимулировать энергосбережение и повысить эффективность производства и передачи коммунальных ресурсов. В то же время для сохранения уровня благосостояния граждан Правительству необходимо установить социальную норму потребления коммунальных услуг по электроснабжению, разработать и принять стандарты оплаты общедомовых расходов. В 2013 году должна начать свою работу Региональная управляющая компания жилищно-коммунального комплекса, созданная для привлечения инвестиций в коммунальную отрасль. В этом году Правительству РБ необходимо провести подготовку к участию с 2014 года в реализации программ по охране оз. Байкал и социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона. Для этого уже в 2013 году необходимо разработать и утвердить проектную документацию, сформировать земельные участки, внести необходимые изменения в программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований, в утвержденные схемы теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Общий объем инвестиций в электроэнергетику региона в 2012 году составил 2,66 млрд. рублей. На Улан-Удэнской ТЭЦ-1 проведена реконструкция котлов высокого давления №№8,9. Во всех республиканских и муниципальных учреждениях проведены обязательные энергетические обследования. В рамках развития энергетического комплекса республики в 2013 году завершится реконструкция энергоблока № 4 на Гусиноозерской ГРЭС, строительство ВЛ 35 кВ «Оймур – Сухая» с ПС 35 кВ «Сухая», строительство I очереди 2-х цепной ВЛ 220 кВ «Татаурово-Горячинская-Баргузин» с ПС 220 кВ «Горячинская». В течение года руководству города Улан-Удэ необходимо завершить актуализацию Схемы теплоснабжения, после чего будет продолжена работа по обоснованию получения федеральных средств на завершение строительства первого пускового комплекса Улан-Удэнской ТЭЦ-2 и на строительство водогрейного котла среднего давления на Улан-Удэнской ТЭЦ-1. Также в 2013 году необходимо начать работы по реконструкции ПС «Октябрьская». Р уководителям районов надо продолжить работу по привлечению инвесторов в развитие энергетических объектов, работающих на основе возобновляемых источников энергии. В связи со строительством 2-го пути на БАМе Правительству необходимо возобновить переговоры с потенциальными инвесторами по строительству Мокской гидроэлектростанци. Завершить строительство линии ВЛ 220 «Татаурово – Горячинская – Баргузин» до Баргузина со строительством ПС 220 кВ «Баргузин», проработать схему выдачи мощности со станции ТЭЦ-2, которая будет работать после завершения ее строительства. Социальное развитие За последние годы в республике устойчиво растет численность жителей республики. В Бурятии, в отличие от многих регионов России, наблюдается естественный прирост населения, который только за пять лет составил 20987 человек. За этот же период выросла и продолжительность жизни с 64,3 (2007г.) до 66,1 (2011). Снизилась младенческая смертность. В 2,2 раза увеличилось количество занимающихся спортом. С 2007 г. в Бурятии было возведено и отремонтировано более 700 социальных объектов. В ближайшее время нам необходимо кардинально изменить ситуацию с заработной платой в социальной сфере, обеспечив достойную оплату труда занятым в ней работникам, в обмен на эффективные и качественные услуги населению. Именно это должно стать основным направлением в работе всех министерств социального блока. Таким образом, первая задача – это повышение средней заработной платы в бюджетной сфере. Так, у медицинского персонала в 2014 г. зарплата должна составить 76,2% от средней по республике, у учителей - 100%, у воспитателей детсадов – 70%, у педагогов дополнительного образования – 80%, у соцработников – 66,6%, у работников культуры – 65%, у врачей - 130,7%. Выполнение этих показателей потребует дополнительно изыскать в бюджете республики только в 2013 году 3 млрд. 859 млн. рублей, а всего дополнительно потребуется до 1 января 2018 года – 49 млрд.рублей. Вторая задача – это совершенствование механизма эффективного осуществления бюджетных расходов на оказание государственных услуг. В государственных и муниципальных учреждениях необходимо внедрить систему «эффективного контракта», четко определяющего сроки контракта, условия оплаты труда, меры социальной поддержки и гарантии работнику в зависимости от качества и количества выполняемой им работы. Результатом должно стать повышение качества предоставляемых услуг на конкурентной основе. Наконец, третья задача – возрождение нравственных ценностей. Общество не может развиваться без цели и задач. А эта цель не может быть только материальной. Семейные ценности, уважение к старшим, любовь к ближним – все это наши предки веками создавали, как мерило правильной жизни, стремление к духовному богатству. Сегодня многие из хороших традиций находятся в запустении. Пришло время их возродить. И я уверен, что в Республике Бурятия это возможно сделать, потому что у нас сильны традиции нравственности и добра. Нужно вернуть славу и почет человеку труда, уважение и заботу о старших не на словах, а на деле. Благотворительность и сострадание должны стать обычным явлением в нашем обществе, в деятельности успешных компаний и предпринимателей. Социальная защита населения В 2012 году на социальную защиту из республиканского бюджета выделено около 5 млрд. рублей. Гарантированными социальными льготами в республике охвачено более 380 тыс. человек. Своевременно и в полном объеме предоставляются ежемесячные денежные выплаты ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным гражданам, квалифицированным специалистам сельской местности, инвалидам. 9% семей получают субсидии на оплату жилья, коммунальных услуг и твердого топлива. С этого года для поддержки тех жителей республики, у которых рост платы за коммунальные услуги превысил 12% по сравнению с декабрем 2012 г., республиканским законом предусмотрены компенсации и многие другие действующие льготы. Продолжается работа по расширению количества оказываемых социальных услуг, среди них: пожизненная рента, социальный туризм, университеты третьего возраста, выездные приемы. Развивается система социальных контрактов и так далее. Капитальный ремонт был проведен в 10 учреждениях социальной защиты, 15 учреждений приобрели технологическое и реабилитационное оборудование, автотранспорт. Жильем обеспечено 3870 ветеранов Великой Отечественной войны. В 2011-2012 годах денежные выплаты для приобретения жилья выданы 33 семьям с семью и более несовершеннолетними детьми. В 2013-2014 годах такие выплаты получат семьи, в которых шестеро и более детей. С 2013 г. при рождении третьего ребенка адресно выплачивается региональный материнский капитал в размере 50 тыс. рублей. Одна из основных задач на ближайшие годы – обеспечить нуждающиеся многодетные семьи земельными участками. Для этого необходимо определить места под такие участки и провести туда инфраструктуру. В 2014 году нужно начать строительство пансионата для престарелых, создание которого позволит реализовать новый вид социального обслуживания – заключение договоров пожизненного содержания с иждивением. Этот проект будет реализован на условиях частно-государственного партнерства в п. Забайкальский. Семья и дети В сфере социального сиротства упор должен быть сделан на работу с семьей. За 2012 год более 2 тыс. детей прошли социальную реабилитацию, из них более 76 % вернулись в родные семьи. Также в результате системной профилактической работы вышли из состояния кризиса почти 600 семей. Однако этого недостаточно, учитывая, что всего в детских домах и реабилитационных центрах Бурятии находится более 920 детей. Необходимо развить новое направление работы с семьями, готовыми стать приемными или замещающими родителями. Нужно создать банк данных кандидатов, готовых в любой момент принять на воспитание сирот. Необходимо развивать школы для кандидатов в замещающие и приемные родители и службы сопровождения таких семей. Разработать стандарт подготовки приемной или замещающей семьи, рассчитать затраты на эту работу и передать ее на аутсорсинг уже в 2013 году. Это позволит большинству детей, находящихся сегодня в детских домах и реабилитационных центрах, найти новую семью. Еще одна долгосрочная задача в этой сфере – приобретение жилья для детей-сирот. В 2012 году более 200 млн. руб. было направлено на приобретение жилья детям-сиротам. На эти средства получили сертификаты 290 детей. На 2013-2014 г. общая сумма составит не менее 400 млн. руб. Но этого крайне недостаточно, чтобы кардинально изменить ситуацию. Правительству необходимо найти новые подходы, позволяющие построить все необходимое жилье сейчас, а рассчитаться за него в рассрочку. Здравоохранение За 2011-2012 г. Республика Бурятия получила от федерального центра и вложила в медицину почти 4,5 млрд. рублей. На эти средства проведен ремонт 226 объектов здравоохранения, приобретено и смонтировано более 2 тысяч единиц оборудования в 59 лечебно - профилактических учреждениях. Ведется строительство крупных республиканских объектов: Онкодиспансера, 2-й очереди республиканской детской больницы, Центра по профилактике и борьбе со СПИД, Республиканской клинической больницы. В настоящее время одной из серьезных проблем в здравоохранении является дефицит кадров. Особая нехватка ощущается в высококвалифицированных специалистах и в старших сестрах. Для исправления ситуации нужно эффективно использовать соглашение о целевой подготовке, модернизировать и расширить лечебный факультет БГУ, повышать квалификацию младших медицинских работников, стимулировать их на продолжение учебы. Сегодня одним из успешных примеров работы здравоохранения является создание системы оказания высокотехнологичной медицинской помощи. Благодаря федеральному и республиканскому финансированию многие люди, нуждающиеся в такой помощи, могут получить ее и в Бурятии и в других клиниках России. Необходимо продолжить работу по расширению количества видов высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой в республиканских клиниках. Кроме того, мы должны иметь эффективно работающие программы, снижающие основные причины смертности населения в Бурятии. Так, создаваемые в Улан-Удэ и в районах республики травматологические и сосудистые центры должны снизить смертность от ДТП и болезней кровообращения. Новый онкологический диспансер после ввода позволит уменьшить показатель смертности от новообразований. Строительство перинатального центра даст возможность снизить младенческую смертность. Нам нужны такие же эффективные меры по профилактике суицидов и снижению заболеваемости туберкулезом. Еще одна важная задача, которая стоит перед здравоохранением, - это построение трехуровневой системы оказания медицинской помощи. На первом уровне – общие врачебные практики. Необходимо довести количество врачей общей практики до 646, при 108 имеющихся сегодня, предоставив право всем жителям республики иметь своего семейного доктора. Второй уровень – диагностические межрайонные центры, оснащенные самым современным оборудованием. И третий уровень - это республиканские учреждения, оказывающие специализированную и высокотехнологичную медицинскую помощь. Надо продолжать начатые процессы по реформированию, но не нужно забывать, что самое главное в здравоохранении - это пациенты. Важно, чтобы результат почувствовали люди не только в виде отремонтированных помещений, современной диагностики, отсутствии очередей, но и в качестве общения с врачами, людям нужны сострадание, доброта и участие. Нужно сделать рейтинг поликлиник, больниц, основанный на мнении людей, внедрить общественный контроль здравоохранения, на который бы ориентировались и люди и страховые компании. Образование Главная задача в образовании на ближайшие годы - это решение проблемы дошкольного образования. Уже сегодня в шести муниципальных образованиях эта работа близка к завершению. Так, в Заиграевском, Мухоршибирском и Муйском районах дошкольным образованием охвачено свыше 90 процентов. Тем не менее, эта проблема в республике есть, и мы должны решить её к 2016 году. За 2013-2015 г. должно быть создано 22 тысячи образовательных мест. Эту задачу невозможно решить только за счет строительства детских садов. Поэтому особое внимание нужно уделять альтернативным формам дошкольного образования. В общем образовании необходимо продолжить работу по ремонту и модернизации школ, приобретению нового оборудования для лабораторных классов, учебников для школьных библиотек. В 2013-2014 г. нам необходимо построить школы в с.Усть-Эгита Еравнинского р-на, в. с.Баянгол Закаменского р-на, школу №65 в г.Улан-Удэ, в с. Красный Яр Кабанского р-на, школу №2 в с.Хоринск и реконструировать школу №2 в г.Улан-Удэ, школу №92 в п.Гусиное Озеро Селенгинского района. Одновременно необходимо работать над повышением качества образования. Об этом я говорю не первый год. Однако на фоне незначительного роста среднего тестового балла по отдельным предметам (русский язык, литература, география) увеличилась доля выпускников, не получивших аттестат по итогам сдачи экзаменов. Анализ результатов ЕГЭ и регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников также обнажил проблему недостаточного внимания к физико-математическим и естественно-научным дисциплинам. Таким образом, начиная с 2013-го года, улучшение качества образования становится одной из приоритетных задач, особенно в части усиления подготовки обучающихся по точным наукам. Министерству образования республики необходимо больше внимания уделять развитию вузов Бурятии. Вместе с вузами нужно работать над обновлением научных школ, приглашением именитых преподавателей со стороны, повышением имиджа университетов. Культура и искусство Синтез европейской и восточной традиций делает уникальной культурную ситуацию в Бурятии. Мы должны эффективно использовать этот мощный гуманитарный ресурс. Ведь именно благоприятная культурная среда является важнейшим условием качества жизни жителей республики. За последние годы удалось значительно улучшить материально-техническую базу республиканских учреждений культуры. Отметим, прежде всего, крупные инвестиции в развитие театрального дела, что, несомненно, отразилось на обогащении культурной жизни региона. В 2012 году продолжалась реконструкция театра оперы и балета, русского драматического театра, завершено строительство пристроя Национальной библиотеки. В 2013-2014 г. предстоит серьезная работа по развитию учреждений культуры на селе. Это касается, прежде всего, реформирования сети муниципальных учреждений культуры, обновления квалификационных требований к работникам культуры. Нужно сделать анализ востребованности и качества услуг, предоставляемых учреждениями культуры на селе, и принять меры по их оздоровлению. Другое важное направление работы связано с объектами культурного наследия. Необходимо активизировать работу по их учету и охране. Поскольку Улан-Удэ входит в число немногих российских городов, где удалось сохранить целостные фрагменты исторической деревянной застройки, необходимо признать важность работ по их комплексной реконструкции, реставрации и регенерации. Проведение полномасштабной инвентаризации земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости в кварталах исторической застройки, подготовка «дорожных карт» на каждый объект культурного наследия, – это основные пути возрождения исторического облика столицы как составного элемента туристического продукта. Особое внимание необходимо уделить созданию условий для одаренных детей, в частности по оснащению учебного процесса и оборудованию помещений колледжа искусств им. Чайковского. Продолжить реконструкцию Национальной библиотеки. Необходимо обеспечить доступ к историко-культурным ценностям путем информатизации отрасли, стимулирования выставочной деятельности музеев, организации экскурсионных туров и передвижных выставок в муниципальных районах. Все библиотеки республики, включая школьные и вузовские, должны быть объединены единым информационным пространством. Физическая культура и спорт Основная задача в сфере физкультуры и спорта - это увеличить количество систематически занимающихся физической культурой и спортом. В 2012 году число занимающихся составило 230 тысяч человек или 23,7% всего населения. К 2017 г. их число должно быть доведено до 32,4% или 315 тыс. чел. Данную задачу невозможно решить без строительства и реконструкции спортивных объектов. В 2011-2012 году введены в эксплуатацию стадион, крупнейший за Уралом физкультурно-спортивный комплекс, 16 спортивных залов, 78 спортивных площадок, 2 бассейна. В 2013-2014 годах должно быть начато строительство спортивного комплекса в Курумкане, завершено строительство спортивных комплексов с универсальными игровыми залами в Закаменске, Иволгинске, Гусиноозерске, Максимихе, стрелковый тир на Центральном республиканском стадионе, будут построены 10 спортивных залов в сельских поселениях и Улан-Удэ при школах республики. Очень важно существенно повысить эффективность эксплуатации построенных сооружений: более активно использовать ведомственные спортивные сооружения, школьные спортзалы, места массового отдыха взрослого населения и молодежи. Наша общая цель заключается в том, чтобы практически в каждом дворе были созданы возможности для занятия спортом. Поэтому мы должны целенаправленно развивать наши спортивные клубы и секции, увеличивать количество детей и взрослых, которые приходят туда заниматься, развивать институт дворовых инструкторов. Нужно способствовать модернизации физического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях, исходя из необходимости обеспечения им не менее 8 часов двигательной активности и не менее 3 обязательных занятий физической культурой в неделю. Нужно возродить массовую утреннюю зарядку. Открыть в утренние часы свободный доступ людей на все спортивные арены республики и организовать на них зарядки с ведущими спортсменами Бурятии. Молодежная политика Продолжается реализация Республиканской целевой программы «Молодежь Бурятии». В качестве приоритетных направлений реализации государственной политики в отношении молодежи выделены: «образованность», «обеспеченность» и «патриотичность». Молодежная политика на ближайшие годы должна быть направлена на: 1. Развитие профессиональной ориентации молодежи; 2. Обеспечение жильем молодежи; 3. Поддержку молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации; талантливой молодежи; молодежных общественных и добровольческих инициатив, волонтерского движения. В Республике Бурятия успешно развивается добровольчество, в деятельность которого по итогам прошлого года было включено свыше 19000 молодых людей. Важной формой работы с молодёжью должно стать внедрение альтернативных форм обеспечения жильем молодежи – создание жилищных строительных кооперативов, распространение на территории республики молодежных жилищных комплексов. Данный проект реализуется пока только на территории г. Улан-Удэ (113 квартал), в рамках которого члены МЖК получают социальные выплаты на первоначальный взнос по ипотеке за счет средств республиканского и местного бюджетов. Аналогичную работу необходимо распространить на все районы нашей республики. Межнациональные отношения Межнациональное согласие — это не просто результат хорошей и грамотной пропаганды толерантности и дружбы народов, это своеобразный социальный капитал, который зарабатывается веками. Но и он может быть легко и быстро растрачен. Понимая это, Президентом и Правительством Российской Федерации была принята Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года. Правительству Республики Бурятия в рамках данной Стратегии необходимо продолжить реализацию мероприятий, направленных на формирование толерантности и гармонизацию межнациональных отношений. Отдельным направлением работы Правительства должен стать постоянный мониторинг межнациональных и межконфессиональных отношений, который позволит принимать органам власти всех уровней эффективные и взвешенные решения. Одним из способов поддержки национально-культурных центров станут новые грантовые программы. Выделение субсидий на реализацию творческих и социальных проектов в сфере межнациональных отношений даст стимул для развития творческих этно-коллективов и общественных организаций в целом. Общественная безопасность. В 2012, как и в предыдущие годы, количество зарегистрированных преступлений продолжало снижаться. Снизилось количество убийств и покушений на убийство, умышленных причинений тяжкого вреда здоровью, изнасилований и разбойных нападений. Всё это резонансные преступления, и за каждым из них стоят человеческие судьбы. Благодаря установленным видеокамерам и аппаратно-программному комплексу «Безопасный город» снижалась и уличная преступность В прошлом году введена в эксплуатацию первая очередь видеофиксации нарушений правил дорожного движения. Эта мера, наряду с другими, позволила сократить на 7 процентов количество дорожно-транспортных происшествий и, самое главное, снизить более чем на 10 процентов количество погибших в них. По итогам 2012 года на территории Республики Бурятия выявлено на 2,7 % меньше преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Указанная положительная динамика достигнута в результате комплекса мероприятий, и в первую очередь в результате системного уничтожения конопли. Сложнее обстоит ситуация в Республике с пьянством. Бурятия входит в число десяти худших регионов России по удельному весу преступлений, совершенных в состоянии алкогольного опьянения! Решить проблему алкоголизации можно только путем комплексного, но индивидуального подхода. Нет такого универсального решения, в результате которого население бы бросило пить. Человеку надо дать надежду на лучшую жизнь, и это может сделать только окружающее его неравнодушное общество. Запреты и ограничения, как мы видим, не приносят ощутимых результатов. Именно в этом вопросе главную роль должны сыграть руководители поселений и ТОСов. И такие примеры по республике есть. Ждать, что эту работу выполнит кто-то другой, – это большое заблуждение, и усугубление и так непростой ситуации. Главная задача Правительства Республики Бурятия совместно с МВД и Федеральной службой по контролю за оборотом наркотиков - в течение ближайших трех лет выйти по количеству совершенных преступлений на 100000 населения в сфере общественной безопасности на средний уровень в Сибирском федеральном округе. Для этого надо продолжить реализацию принятой Республиканской программы профилактики преступлений и иных правонарушений и добиться результата. Государственное управление И в заключение несколько слов о той работе, которая предстоит по совершенствованию государственного управления. С 2014 г. Бурятия вместе со всей Россией перейдет на размещение заказов по федеральной контрактной системе. В связи с этим нужно подготовить все органы власти к ее внедрению и установить более жесткий внутренний контроль с обязательным обнародованием результатов. Правительству необходимо совершенствовать межбюджетные отношения, стимулировать районы на развитие инвестиционной деятельности, рост собственных налоговых доходов. Уходя от «уравниловки», в то же время постоянно совершенствовать методику и учитывать особенности отдельных групп районов. Нужно внедрять новые формы взаимодействия с экспертным сообществом, начать работу Общественной палаты, более полно использовать возможности общественных советов при министерствах. Необходимо опираться и активно сотрудничать с территориальным общественным самоуправлением. Уважаемые депутаты! Все задачи развития Бурятии в 2014 году определены принятой еще в декабре 2007 году Программой социально-экономического развития, которые дополнены и расширены с учетом принятых в 2012 году майских указов Президента Российской Федерации. Перед нами стоят сложные и напряженные задачи, решить которые мы сможем, только объединив усилия Правительства и депутатского корпуса. Нам нужна слаженная, стабильная работа, несмотря на то, что в этом году предстоят выборы в Народный Хурал. Уверен, что большинство из действующих депутатов продолжат работу в новом созыве и обеспечат стабильность и поступательное движение республики вперед. Желаю Вам успехов в Вашей выборной кампании. Спасибо за внимание.

Источник:

Пресс-служба президента и правительства Бурятии

Комментарии (0)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^