$ 63.92
67.77
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


27 января 2005, 01:43

Депутаты Народного Хурала Бурятии готовы увеличить свою численность в два раза

В минувшую среду за закрытыми дверями рабочая группа Народного Хурала Бурятии впервые собиралась для того, чтобы решить триединую задачу. По какому принципу проводить очередные выборы законодательного органа Бурятии: по смешанному или пропорциональному? В каком количестве депутатов наш народ нуждается: в 21 или в 130? Как эффективно влиять на ситуацию в республике: числом или все-таки умением?..


Вопросы непростые, хотя бы потому, что они лично касаются каждого из парламентариев. Если, конечно, каждый из них стремится остаться в Народном Хурале и в следующем созыве. Рабочая группа ни к какому решению не пришла. “Поговорили и разошлись”, – так прокомментировал в интервью “Центральной газете” результаты закрытого заседаний один из участников совещания.


Напомним, что почти два года назад депутаты по нужде внесли в закон о Народном Хурале РБ ряд поправок, приводя республиканские законы в соответствие с федеральными. В частности; законодательно закрепили смешанный принцип формирования парламента Бурятии: одна половина избирается по партийным спискам, другая половина – по одномандатным округам. Как говорится, фифти-фифти. А поскольку 65 депутатов на два не делится, временно увеличили количество парламентских мест до 66, пообещав рано или поздно вернуться к вопросу о численном составе Народного Хурала.


Депутатам очень не понравилось, что количество одномандатных округов сократится вдвое – до 33. Свое недовольство они мотивировали тем, что “в результате такой реформы, власть сделает еще один гигантский шаг назад от народа”.


Если сейчас на каждого депутата приходится примерно по 10-11 тысяч избирателей, то после ввода новой системы формирования парламента нагрузка на одного одномандатного избранника вырастет вдвое. И наоборот: если сейчас сельские районы Бурятии имеют по 1 и даже по 2 депутата, то в случае вступления в силу смешанного принципа формирования парламента, практически каждому сельскому району достанется по 1/2 народного избранника. Депутаты, избранные по партийным спискам – не в счет, поскольку персональной ответственности перед избирателями они нести уже не будут.


Соответственно в вдвое сократятся шансы каждого из нынешних депутатов Народного Хурала оказаться в числе парламентариев-одномандатников следующего созыва. Вот почему рабочая группа республиканского парламента совещалась за закрытыми дверями: чтобы, не стесняясь представителей СМИ, говорить о личном будущем.


Взять, например, два соседствующих округа, где на благо их жителей, не покладая рук, трудятся два депутата – в меру своих организационных талантов и финансовых возможностей в расчете быть избранным и в следующий созыв. Теперь, когда возникла реальная угроза объединения двух округов в один, некоторые депутаты всерьез опасаются: а не впустую ли они тратят свое время и деньги? “Вдруг в 2007 году люди выберут не меня, а моего соседа?”.


Поэтому ряд депутатов, не очень уверенных в своих силах, предлагает увеличить количество парламентских мест максимум до 130, минимум – до 82. Подчеркивая при этом, что цена мандата при 33 одномандатных округов также вырастет вдвое. “Это же сколько нужно сил и средств, чтобы “окучить” 20-22 тысячи избирателей? Не каждому по карману, особенно представителям некоммерческих профессий”.


Рассказывают, что особенно жаловались члены фракции “Единая Россия”. Не выдержав стенаний коллег, депутат Игорь Бобков “предложил” всем поголовно вступить в “Единую Россию”, а затем всем же скопом избраться в Хурал по партийным спискам. Учитывая, что Игорь Бобков является приверженцем ЛДПР, сказанное не более чем шутка. Однако коллеги восприняли всерьез и аккуратно запротоколировали слова Игоря Бобкова, что немало его позабавило. – Мне все равно, сколько будет в Народном Хурале депутатских мест и по какому принципу республиканский парламент будет формироваться. Я уверен в себе и в своих избирателях, – сказал Игорь Александрович.


По его словам, на заседании прозвучала масса предложений. В том числе – ограничиться 21 парламентарием, чтобы все они избирались по партийным спискам и работали на постоянной, профессиональной основе. Либо увеличить число депутатских мест до 82, сохранить смешанную систему выборов, и тогда число одномандатников вырастет с 33 до 41 (тоже ведь компромисс).


У депутатов есть еще время определиться – впереди как минимум 2 года работы. Некоторые наблюдатели не исключают, что в конечном итоге Народный Хурал Бурятии решит формироваться только по партийным спискам. Так называемая пропорциональная система выборов была предложена президентом страны Владимиром Путиным для Государственной Думы. Дума восприняла это как приказ. Поговаривают, что недавно Народный Хурал получил из нижней палаты парламента страны письмо, в котором бурятским депутатам поручено высказать свои соображения по поводу введения в регионах аналогичной системы выборов.


Так что с одномандатниками, возможно, будет покончено. И, очевидно, не без активного участия “Единой России”, которой принцип формирования региональных законодательных органов по пропорциональной системе наиболее симпатичен. Например, один из членов фракции “Единой России” в Народном Хурале на рабочей группе прямо предложил отказаться от одномандатников и избирать парламент исключительно по партийным спискам.


Чтобы скрыть свою растерянность перед столь сложной задачей, депутаты сошлись на том, что в оставшееся до истечения полномочий время им нужно детально изучить опыт других регионов, где выборы законодательных собраний состоятся раньше или уже состоялись (Иркутская, Читинская, Тульская, Калужская области, Сахалин, Хакасия).


Станислав Белобородов, «Центральная газета», 26.01.2005


СПРАВКА “ЦГ”:


Чем беднее регион и чем меньше в нем жителей, тем больше депутатов.


Сколько регионов – столько и парламентов. И далеко не всегда численный состав законодательных органов субъектов федерации определяется количеством населения. Например, по числу жителей Республика Тува занимает в Сибирском Федеральном округе 11 место, а по количеству депутатов – 1. На 305 тысяч тувинцев приходится 162 народных защитника! А, скажем, на 546 тысяч хакасов – 75 депутатов, что тоже немало (данные на 2005 год). В Красноярском крае, в котором проживает около 3 миллионов граждан (1 место по населенности в СФО) – далеко не самое большое количество депутатов. Всего – 42, что ставит Красноярский край по числу парламентариев на в место из 16 регионов СФО. В Кемеровской области примерно с таким же числом жителей с законотворческой деятельностью успешно справляется 35 депутатов. В Новосибирской области, занимающей 3 место по числу населения (2 миллиона 700 тысяч), законы пишут 49 депутатов.


Иными словами, прослеживается пугающая закономерность: чем меньше в субъекте федерации проживает людей, и чем ниже уровень социально-экономического развития, тем больше там депутатов. И – наоборот. Бурятия по количеству жителей (менее 1 миллиона) стоит на 9 месте, а по числу парламентариев – на 3 (65 парламентариев). В соседней Иркутской области проживает более 2,5 миллионов человек (5 место), чьи интересы в законодательном округе отстаивает всего 45 парламентариев (6 место). В Читинской области на 1,150 тысяч граждан (7 место) приходится 39 депутатов (10 место).


Опыт густонаселенных регионов показывает, что эффективно работать могут и небольшие по числу парламентариев законодательные собрания: справляются же, несмотря на то, что, например, на одного кемеровского депутата приходится 58 тысяч избирателей, красноярского – 53 тысячи, иркутского – 42. А вот на хакасского или тувинского депутатов – в среднем по 5-7 тысяч избирателей. При этом вряд ли хакасы или тувинцы чувствуют себя счастливее красноярцев или кемеровчан. Скорее – напротив. Объем внутреннего регионального продукта в Туве составляет 7,3 миллиарда рублей, в Хакассии – 28 миллиардов рублей, в Красноярском крае – 271 миллиард рублей, в Кемеровской области – 166. В Бурятии этот показатель не дотягивает до 58 миллиардов.


Во сколько обходятся жителям их законодательные собрания? Например, в Туве расходы каждого жителя по содержанию парламента оцениваются в 188 рублей. А в Омской области всего в 20 рублей. Чувствуете разницу? Житель Красноярского края “отстегивает” на содержание законодательного органа по 28 рублей в год, в Кемеровской области – по 10 рублей, Иркутской и Читинской – по 28 и 26 соответственно.


Что касается Бурятии, то расходы на одного жителя по содержанию Народного Хурала составляют здесь почти 66 рублей – третье место среди 16 регионов СФО после Республики Алтай (100 рублей) и Тувы. Наименее заметным для кошелька граждан является законодательный орган Алтайского края – 6 рублей 60 копеек на одного жителя.


Между тем расходы по содержанию Народного Хурала в 2005 году по сравнению с 2004 годом увеличились почти на 5 миллионов рублей – с 59 до 64 миллионов. Что поставило республику по сумме расходов на законодателей на 5 место среди регионов СФО.


Исполнительная власть в силу своей многочисленности, конечно же, обходится нам гораздо дороже. Скажем, в Бурятии каждый житель тратит на исполнительную власть почти 252 рубля в год. В Туве и того больше – 675 рублей. Менее обременительна исполнительная власть для налогоплательщиков Алтайского края (122 рубля), Омской области (220 рублей), Красноярского края (261 рубль), Иркутской области (249 рублей), Кемеровской области (169 рублей).

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^