$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


7 января 2005, 00:35

Перспективы Бурятии в новой Забайкальской области. Мнение политолога Бориса Крянева

Инициативы президента о назначении губернаторов заставили забыть на время проблему укрупнения регионов. Между тем процесс губернизации продолжается.


Объединение Пермской области и Коми-Пермяцкого округа свершилось. А объединение Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа фактически уже произошло. Об этом сообщил депутат Государственной думы РФ от Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Валерий Кузин на пресс-конференции 4 декабря в Ангарске. По его словам, последние два года происходило объединение федеральных служб Иркутской области и Усть-Ордынского округа. В 2005 году округ лишится последнего атрибута, который присущ субъекту Федерации, — бюджета. При этом финансовая обеспеченность округа может пострадать.


Референдума в двух субъектах по поводу объединения еще не было, наверху все решили и без гласа народа. Ликвидация самостоятельности округа неизбежно усилит миграцию бурятского населения округа в республику, в том числе и элиты. Например, Леонид Хутанов, бывший председатель окружной Думы и член СФ РФ, уже устроился в мэрии Улан-Удэ. По слухам, собирает чемоданы Петр Хахалов, недавний соперник Валерия Малеева на пост главы округа.


Судя по всему, сценарий «ползучей губернизации» уготован и для других субъектов. Грозит ли Республике Бурятия роль сырьевого придатка богатого соседа?


На сегодня существуют два основных варианта укрупнения с участием Бурятии. Первый — это объединение Иркутской и Читинской областей, Республики Бурятия и двух бурятских автономных округов в образование с условным названием Прибайкальский край. Здесь Иркутску отводится роль экономического локомотива, Улан-Удэ — политически стабильный центр, а Чита — военно-геополитический форпост России. Второй, альтернативный вариант — это возможность объединения Бурятии, Читы и Аги в субъект с условным названием Забайкальская область. Его рассматривает сегодня Борис Крянев, кандидат исторических наук, доцент БГУ.


Почему Забайкалье?


Переход на новые экономические рельсы потребовал от России изменения региональной политики. Понятно, что Москве трудно разобраться одновременно с 89 разными по силе и весу субъектами Федерации. Утвержденные российским правительством восемь ассоциаций («Большая Волга», «Северо-Запад», «Урал», «Дальний Восток и Забайкалье», «Сибирское соглашение» и др.) очень велики. Они являются добровольными объединениями субъектов Федерации, пытающихся вместе решать свои проблемы. Однако до сих пор ни одна из ассоциаций не сформировалась в единое экономическое пространство.


В этой ситуации целесообразнее выделить новые крупные районы, нечто среднее между ассоциациями и отдельными субъектами Федерации, считает Борис Крянев. Вопрос о выделении Забайкалья в качестве самостоятельного экономического района стал актуальным сразу после распада СССР и перехода страны на рыночные отношения. Здесь, в отличие от Прибайкалья, другие проблемы, а значит, и другие способы их решения. Не случайно забайкальские субъекты Федерации принимают участие в работе межрегиональных ассоциаций и Сибири, и Дальнего Востока. А само Забайкалье как регион включено и в уже принятую президентскую программу «Дальний Восток и Забайкалье», и в подготовленную программу «Сибирь».


Забайкалье может и должно использовать выгоды своего приграничного положения в развитии внешних связей России со странами Юго-Восточной Азии, утверждает в своем проекте Крянев.


Это же географическое положение Бурятии и Читы поможет обрести сферу специализации в экономике страны. Четко определив направления хозяйственного развития Бурятии, будет легче разработать и механизм компенсации в связи с экологическими ограничениями хозяйственной деятельности в зоне озера Байкал. Сельскохозяйственный сектор также должен претерпеть изменения и превратить район в основную базу овцеводства Сибири. Кроме того, Бурятия и Чита должны укрепить свой топливно-энергетический комплекс и завершить хозяйственное освоение зоны БАМа.


Прогноз политолога


Таким образом, Забайкалье займет определенное место в экономическом пространстве России. Но независимо от изменения статуса связи между Прибайкальем и Забайкальем не только сохранятся, но и усилятся. Залогом будет четкое определение места Забайкалья в экономике России и в экономической системе Азии.


Приграничное положение Читы, Бурятии и Аги учитывалось всегда, но основное внимание при этом уделялось его роли с точки зрения укрепления обороноспособности СССР, а в отдельные годы и укрепления безопасности сопредельных государств — Китая и Монголии. При этом выполнение роли буферной зоны не имело особенных экономических последствий. В постсоветские годы обстановка принципиально изменилась. Определяющим стало геополитическое и прежде всего экономическое значение Забайкалья. Однако многолетнее пребывание в Восточно-Сибирском экономическом районе пока затрудняет вхождение региона в новую роль. Специализация Забайкалья в современных условиях имеет два взаимосвязанных, но принципиально различных аспекта. Это развитие экономики самого Забайкалья за счет интенсивной внешнеторговой и сервисной деятельности. А также укрепление роли России за счет повышения конкурентоспособности транссибирского транспортного коридора, связывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона с Европой.


Буферная зона и транспортный коридор


Искусственное исключение Бурятии из состава Забайкалья как экономического района ослабит его, даже если в состав района будет включена Амурская область. Республика останется периферией в Ангаро-Енисейском районе и многое потеряет от недооценки роли ее приграничного положения.


Но пока основное внимание уделяется Читинской области. Через нее проходит в настоящее время до 60 процентов всех грузов между Россией и Китаем. После создания международного транспортного коридора Чита — КВЖД — Владивосток должно формироваться направление Улан-Удэ — Монголия — Китай — Вьетнам и другие страны Юго-Восточной Азии. И вот здесь Бурятия получает большое преимущество. Если транспортный коридор через Харбин взял бы на себя связи северо-восточной части Китая, Кореи и Японии с Европой, то транспортный коридор Улан-Удэ — Улан-Батор — связи центральной и южной частей Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. И работа в этом направлении уже началась.


Борис Крянев достаточно убедительно изложил выгоды создания Забайкальской области. Но сам он, как ни странно, является сторонником Прибайкальского края с условием, что столица края будет не в Иркутске, а в Улан-Удэ, как в географическом центре гипотетического образования. К какому варианту в итоге склонится чаша весов, сейчас трудно сказать. Путинская политика выстраивания партий, губернаторов и субъектов должна получить логическое завершение. Похоже, в этой вертикали власти не будет сотни удельных княжеств, их место займет десяток легко управляемых территориальных образований.


Александр Махачкеев, «Информ полис», 05.01.2005

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^