$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


2 марта 2009, 17:35

Николай Будуев: Ключевым фактором стала явка

Итоги избирательной кампании по выборам в горсовет Улан-Удэ ИА «Байкал Медиа Консалтинг» прокомментировал известный политолог Николай Будуев.


- Николай Робертович, как Вы оцениваете результаты прошедших выборов?

- Пока официальные данные еще не опубликованы, есть только предварительные. Но некоторые выводы уже можно делать. Сейчас я уже неоднократно сталкивался с точкой зрения, что, мол, прошедшие выборы, стали провалом «Единой России». Категорически не согласен. Давайте рассуждать вместе. Что такого радикального произошло? Да, «Единая Россия» набрала несколько меньше, чем в прошлом году. Действительно, есть некие психологические границы в восприятии результатов выборов – 40%, 50% и так далее. Я и сам ожидал более высокого результата от «Единой России», на уровне минимум 55%.

Но с другой стороны, давайте посмотрим на ситуацию под иным углом. Ничего кардинально негативного не произошло. Да, в отношении «ЕР» сработал синдром завышенных ожиданий. Но таков удел лидеров, от них всегда ждут новых рекордов. Однако, если проанализировать состав горсовета, то мы увидим, что как минимум 14-15 депутатов из 26 будут единороссами. И если бы и набрала «ЕР» по спискам более 50%, это означало бы только прирост фракции ЕР на два депутата. Разница есть, но она не особо принципиальная. В любом случае депутатов от «ЕР» будет примерно 2/3, что позволит проводить любое решение.

С другой стороны результаты прошедших выборов о многом заставляют задуматься.

Во-первых, ключевым для этих выборов стал фактор низкой явки, это очевидно всем. Можно по-разному объяснять ее - и влиянием кризиса, и социальной апатией, и недостаточной мобилизацией. Скорее всего, сыграл свою роль комплекс из перечисленных факторов. В любом случае, на избирательные участки пришло очень много людей старших возрастов, протестный электорат, и очень мало людей от 25 до 40 лет, это было явно заметно. Поэтому КПРФ получила неплохой шанс. И даже при такой явке «ЕР» сумела победить. Если бы явка была обеспечена на уровне хотя бы 50%, результаты бы заметно отличались. Почему это не было сделано, другой вопрос. Просто обычно, делая прогноз о результатах выборов, фактор явки всегда держишь в голове, предполагая, что партия власти сможет обеспечить ее высокие показатели.

Во-вторых, острая конкуренция на самом деле была не только между «ЕР» и другими партиями. Острое противостояние также наблюдалось между «Справедливой Россией» и КПРФ за протестный электорат. Поясню подробнее. Электорат «ЕР» очень устойчивый, за время кампании он не рос и не уменьшался, достигая отметки примерно 50-60% при условии явки на уровне 50-55%. В то же время, доля избирателей, которые бы не стали голосовать за «ЕР», составляла порядка 40%. Примерно 10% от общего числа позиционировали себя в качестве сторонников КПРФ. По 5-7%, грубо говоря, делились между «СР» и ЛДПР, доля не определившихся избирателей была около 25%. Учитывая высокий антирейтинг ЛДПР, за эту часть и шла борьба между «СР» и КПРФ. Поэтому, если бы «СР» провела вялую кампанию, результаты КПРФ на этих выборах были бы вполне сопоставимы с результатами «ЕР», по крайней мере, КПРФ показала бы результат с такой явкой точно выше 30%. В результате «СР» сыграла роль абсорбента протестных настроений. Как следствие, мы видим в горсовете выраженную оппозицию в лице 4 депутатов КПРФ, 1 депутата от ЛДПР и 4 - от «Справедливой России», вписанной в существующую систему власти партии, от которой явно трудно будет ожидать деструктивных действий. Так что Горсовет будет вполне конструктивным органом.  

- Сейчас также многие критикуют работу команды пиарщиков из Иркутска, которые вели «ЕР». Что вы думаете по этому поводу?

- В работе любого можно найти немало недостатков, тем более, когда эта работа идет в условиях перманентного стресса и нехватки ресурсов, прежде всего, времени. Поэтому я бы не увлекался критикой коллег, я и сам в этом плане, мягко говоря, не святой. Но некоторые огрехи есть. Прежде всего, заявлял это неоднократно публично, были явные недоработки в идеологии кампании «ЕР». Была неплохо отработана позитивная составляющая, все эти лозунги - «Развитие города», «Движение вперед» и т.д. - достаточно явно давали понять избирателям, что мэрия работает и довольно неплохо. Но нужно было отрабатывать и другое направление.

Кампания «Единой России» впервые прошла в условиях серьезного экономического спада. За прошедшие месяцы с начала кризиса, под влиянием как ухудшения социально-экономической ситуации, так и временами истеричной интерпретации СМИ происходящего, произошла глубокая коррекция массового сознания населения.

Одним из первоочередных последствий этого стало своеобразное упрощение проблематики, сужение горизонта планирования рядового обывателя. Как следствие, представляется, что массового избирателя сейчас волнуют, в первую очередь, не столько перспективы развития города или реальные дела партии «Единая Россия». Скорее избирателей волнуют приземленные, близкие и понятные проблемы на бытовом уровне – рост цен на продукты питания, товары первой необходимости и уровень тарифов на услуги ЖКХ, безработица, снижение уровня доходов. Появился страх перед будущим, страх отсутствия стабильности, ухудшения ситуации. В обществе, определенно, силен страх перед перспективой возвращения в проблемные 90-е годы. Представляется, что люди, слушая негативную информацию федеральных СМИ о кризисе, склонны верить не в возможность близких позитивных перемен, которые им обещают с плакатов «Единой России», говоря о развитии города, а скорее негативным прогнозам. Как следствие, кампания «Единой России» в существующем формате оказалась несколько оторванной от интересов обывателей, недостаточно актуальной.  

Проще говоря, люди не верят бодрым реляциям, зная, что в условиях кризиса, все это уже неактуально. Этот подход работал бы нормально еще месяцев 6-8 назад. Но с того момента массовые настроения резко поменялись. И главной для идеологов проекта ЕР в этих условиях была очевидная задача: сделать так, что бы ухудшение социально-экономической ситуации работало на повышение рейтинга «ЕР». И выход оказался вполне очевиден: лечить страх, давать позитивный выход эмоциям.

Развитие имиджа должно было идти по направлению от сегодняшнего образа, к имиджу партии, которая является символом власти - городской, республиканской и федеральной - как единственной преграды, силы, способной избавить население от возврата к нестабильным 90-м годам. Собственно, необходимо помнить, что проект партии «Единая Россия», изначально позиционировался как общенациональный антикризисный, с которым ассоциируется выход из кризиса 90-х годов. Само название партии содержит этот смысловой код.

Основным смысловым стержнем могла бы стать фраза: «Единая Россия»: стабильность и порядок».   

Мэрия Улан-Удэ в данном случае выступила бы в глазах избирателей в качестве силы, многое сделавшей для города, и достаточно компетентной для того, что бы и в дальнейшем сохранить результаты развития, защитить горожан в условиях кризиса. И голосование избирателя за партию «Единая Россия» стало бы символом сплочения общества, власти в целом перед лицом общей проблемы. Голосование за партию «Единая Россия» на личностном уровне воспринималось бы как личный вклад горожанина в дело борьбы с кризисом. По крайней мере, это позволило бы, мобилизовать людей.

А так, сторонники «ЕР» просидели дома, справедливо полагая, что и без них есть, кому проголосовать за «Единую Россию».

Да и в целом, говоря о наглядной продукции «ЕР», складывалось ощущение, что «красивость» вытеснила смысл, дизайнер победил идеолога.

Были явные проблемы по полю, которое было «скинуто» в основном на одномандатников, которые предпочитали работать, прежде всего, на себя, а некоторые провалили и собственную кампанию, не говоря уже о партийной.

Выброс «чернухи» в отношении ЛДПР, КПРФ и «Справедливой России» в конце кампании стал настоящим подарком для этих партий. Их кампании «провисли», информационных поводов не было, а тут можно пиариться и пиариться.

Но в целом, повторюсь, ничего страшного не произошло. В обществе в любом случае сторонников «Единой России» устойчивое большинство, и прошедшие выборы в этом плане не показательны. Они говорят только об одном: протестное меньшинство оказалось несколько более активным. Хотя это серьезный повод задуматься. Мы пока имеем дело не с тенденцией, а скорее с предупреждением - с массовым сознанием нужно работать, а не отпускать ситуацию на самотек. Тем более, когда речь идет о росте протестных настроений в условиях кризиса.

ИА «Байкал Медиа Консалтинг»

Комментарии (17)

  • 2 марта 2009, 18:29

    Вася   Ответить

     

    Будуев как всегда свои измышления пытается выдать за факты. Остается вопрос: сколько заплатила ему за это ЕдРо.

    Мы сегодня на всех телевизионных каналах были свидетелями того, как они пытались сгладить поражение. А еще говорили, что результаты явки сопоставимы с общероссийскими. Но потом включились федеральные Вести и там сказали, что средняя явка была выше 50%. (может я ослышался?)


     

    Господину Будуеву. Если вы делитесь измышлениями, почему бы вам не подумать над другими измышлениями:

    Антирейтинг городской власти есть. И неслабый.

    Люди проголосовали ногами и не пришли. Наивно думать, что пришли только "протестные" избиратели, а остальные не пошли. Люди из года в год ходили на выборы и поддерживали эту партию, а в этот раз они не пришли ее поддержать вообще. В следующий раз они легко проголосуют за другую. Потому что им что-то не нравится! Неужели это не очевидно нашему замечательному политологу?

  • 2 марта 2009, 18:46

    Аноним   Ответить

     

    Настоящий политолог, эксперт  не пляшет под дудку партии власти, не говорит, что ей угодно, а выдает объективную информацию, исходя из анализа существующей ситуации. Платон мне друг,но истина дороже.А, Вы господин Будуев, так не считаете?

  • 2 марта 2009, 19:28

    Кобра   Ответить

     

    Отставить критику!

    Поиграли до 1 марта в очередную рулетку-лотерею и ладно: реальные дела надо делать, а их вершить на пользу городу без партии власти в пору кризиса на дворе - никак!

  • 2 марта 2009, 20:41

     

    Никогда особо не прислушивался к Будуеву,а здесь разделяю его настроение,молодежь практически не голосовала,тепло,все на природе-пофигу выборы,про СР-они ставят ставки,ч\з год умрет или два,за комуняк-пенсионеры,жириновцы-за них неудачники и обозленные маргиналы

  • 3 марта 2009, 04:11

    Мутабор   Ответить

     

    Не согласен с Будуевым. Вот мне от 25-40, я раньше ходил на все выборы и на прошлых голосовал за ЕР. Я не пришел, не потому что "и без меня хватит желающих голосовать за ЕР". А потому что не поддерживаю региональное ЕР и с каждым годом это настроение становится только сильнее.

    Меня вполне устраивает, как работают Путин и Медведев. Но вот Айдаев и даже Наговицин - извините. И в следующий раз я может и дойду до избирательного участка. Только за местное ЕР - 100% голосовать не буду.

  • 3 марта 2009, 05:00

    akela   Ответить

     

    А вот я полностью согласен. Только определения мои будут жестче. Низкий результат явки - это очевидная вина горе-технологов и штабных чинуш, которые, как оказалось, только щеки могут надувать. Первые были обязаны разработать идеологию кампании, составить план мероприятий, разработать наглядку и "задружить" со всеми СМИ. Вторые - осуществить грамотное проведение этих мероприятий и мобилизовать всю едросовскую элиту, а также их сторонников. Однако на деле и те, и другие показали свою полную беспомощность, отсюда и результат! Понятное дело, что горсовет будет дееспособен и нужные решения будет приняты, не об этом речь. Сейчас, конечно все будут говорить об очередной победе ) Вот только кого они победили, хотелось бы уточнить...

  • 3 марта 2009, 05:21

    temnik   Ответить

     

    Будуев - помощник депутата Госдумы от "ЕР".Ожидать от него объективного анализа выборов вряд ли возможно. Он и так проявил чудеса политкорректности по отношению к "единороссам".

  • 3 марта 2009, 05:45

    лег   Ответить

     

    При отсутствии кандидата "против всех" не вижу смысла ходить на выборы.

  • 3 марта 2009, 08:45

    Зорик   Ответить

     

    Зорику нравица Будуев, но жалко что Коля только один известный политолог в Бурятии, больше видать нет. Умлер, Колю пиарит за бабки или нет, мне интересно. Умлер попиарь меня тоже бесплатно за откат. Чего не спросил у Березина, Левашова, или Панова, или у Бутюгова как им выборы? показал бы полную картину, ленишься видать. Давай работай, не впадай в депресняк от кризиса.

  • 3 марта 2009, 11:22

     

    До чего Будуев пишет долго и нудно. Ну написал бы просто - облажались пиарщики ЕР, идеология слабая, не цепляет, денег разворовали, все что можно про...али. Ну как можно было партию власти в Улан-Удэ так про...ть?

  • 3 марта 2009, 12:20

    Мутабор   Ответить

     

    Левашов, Панов и Бутюгов - реально работают на выборах и рубят бабло на этом. Им нет смысла делиться своими выводами. Они ими даже с друзьями не делятся Well

    А Коля мечтает зарабатывать на выборах и поэтому пиарится своими "гениальными" статьями. Но пока Коля мечтает - другие работают Well

  • 3 марта 2009, 12:41

     

    Мутабор, сразу видно, что не знаешь о чем пишешь. Насколько я знаю, он сразу в нескольких проектах на этих выборах поучаствовал

  • 4 марта 2009, 09:43

    Мутабор   Ответить

     

    Поучаствовал Well Well

    Три указанные товарища на выборах работали, когда Будуев еще историю изучал в университете.

    Я это к тому, что им не нужно писать вот такие вот "аналитические" статьи, чтобы у них были клиенты.

  • 4 марта 2009, 13:47

    вчвммс   Ответить

     

    Те пацаны чистые практики, а Коля наверное пока больше теоретик, хотя практики у него с каждым годом становится больше.

  • 4 марта 2009, 16:12

    ПРО   Ответить

     

    Мутабору//

    А ты сам случаем не Панов? По возрасту вроде подходишь? Т.е теоретически мог работать пока Коля в люльке качался и мамкину титьку сосал.

  • 5 марта 2009, 06:34

    Ишь...   Ответить

     

    Долой Будуева!

  • 4 ноября 2011, 13:33

    Красавица   Ответить

     

    Молодец Будуев,все правильно пишет!!!

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^