$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


16 декабря 2008, 07:19

«Нам нужна культурная революция»

Так считает Тимур Цыбиков, которого на прошлой неделе официально утвердили в должности исполняющего обязанности министра культуры Бурятии. Он рассказал в интервью «Информ Полису» о проблемах отрасли и путях развития культуры республики.


- Тимур Гомбожапович, вы работаете в министерстве всего полгода, руководили им летом, когда работало молодежное правительство. С какими проблемами пришлось столкнуться в первую очередь?

- Самая главная проблема - кадры. Они не всегда и во всем профессиональны.

- Кадры в самом министерстве или в учреждениях культуры?

- И в министерстве, и в наших учреждениях. У нас огромный дефицит звукорежиссеров, художников по свету, гримеров. Их просто в Бурятии не готовят! Есть и другая проблема: наши учреждения образования, например, училище культуры и искусств, музыкальный колледж и будущие работодатели – театры, просто не замечают друг друга, не работают с будущими выпускниками. Мы должны их сводить, чтобы выпускники находили работу здесь, в республике.

В культуру приходят люди талантливые, которые без творчества жить не могут. Мы сейчас выезжаем на энтузиастах, на людях, которые любят свою профессию. Нужно финансировать подготовку профессиональных кадров и обеспечивать жильем приезжающих специалистов. Когда мы говорим о возвратной миграции, четко видим, что многие профессионалы не возвращаются в Бурятию, потому что не могут решить жилищную проблему. В Москве они тоже не могут ее решить, но там заработок позволяет себя достойно чувствовать даже в съемной квартире.

- А можно подробнее про кадровые проблемы Минкульта?

- Не все специалисты министерства – профессионалы высокого уровня. Есть люди, которые просто занимают свои должности и не работают так, как полагается. Мало людей в министерстве, которые могут заниматься именно осуществлением государственной политики в области культуры. Есть просто статисты.

Специалисты министерства по долгу службы общаются с руководителями учреждений культуры. Поэтому чиновники по масштабу своей личности должны быть сопоставимы с деятелями культуры. Иначе нельзя. Руководитель учреждения культуры, приходя в министерство, должен разговаривать с профессионалом. Или с человеком, с которым творец может говорить на одном языке и на одном уровне, которому можно профессионально доказать необходимость каких-то изменений в области культуры. В министерстве таких людей пока единицы. Нужно, чтобы к нам пришли работать грамотные люди, которые имели бы комплексное представление и видение существующих проблем, а также пути их решения.

- Это должны быть деятели культуры или управленцы?

- И те, и другие. Но они должны приходить в министерство на реальной конкурсной основе.

- А сколько человек сейчас работает у вас?

- Министерство довольно маленькое: у нас работают 27 сотрудников. Структуру министерства мы уже начали совершенствовать. Минкульт в последнее время больше занимался своими подведомственными учреждениями, а не формированием государственной политики в области культуры. Тут есть вопрос и с финансами. Реальных денежных рычагов влияния на культуру в районах Бурятии у нас нет. Министерство оказывает только методическую помощь. По закону органы местного самоуправления сами принимают решение, будет или не будет работать у них в конкретном поселении библиотека, клуб или дом культуры.

- А в чем заключается государственная политика в области культуры?

- Главная ее цель - обеспечить равноценный доступ для граждан к культурным благам. Мы сколько угодно можем говорить о том, что у нас есть замечательные театры, но мы должны сделать так, чтобы все люди, живущие в республике, могли прийти и увидеть эти постановки. И мы обязаны гарантировать зрителю, что он посмотрит спектакли очень высокого уровня.

Вторая цель - стратегическая. Мы обязаны обеспечить право на участие людей в культурной жизни. Люди должны иметь возможность, например, научиться играть на музыкальных инструментах, прийти в клуб и попеть, потанцевать. Массовые мероприятия мы тоже проводим в городах и районах для людей, чтобы простые жители Бурятии имели свободу творчества.

 Культура - это ведь еще музеи и библиотеки. Они являются хранилищами культурных ценностей и обеспечивают сохранение самой культуры. На это тоже нацелена госполитика.

- Можно обозначить какие-то направления, где культура Бурятии может совершить прорыв уже в ближайшее время?

- Библиотеки, например, не должны быть статичными учреждениями. Надо уходить от той системы, когда в деревне сидит бабушка-библиотекарь и просто выдает книжки. Библиотеки в Бурятии должны становиться полноценными информационными центрами. Да, муниципалитетам очень сложно, у них не очень много на это денег. Но они должны внедрять в библиотеках информационные технологии и обеспечивать доступ в Интернет и к базам данных, например, к сборникам законов. Читатель должен приходить в библиотеку и знакомиться с нужными ему законами и нормативно-правовыми актами, узнавать о своих правах. В деревне больше некуда идти за этой информацией.

- Национальная библиотека, которая сильно модернизировалась в последние годы, готова помочь маленьким библиотекам в этом?

- Да, она уже оказывает им полную методическую помощь. Например, объясняет, как работают новые технологии, какую современную литературу закупать.

- Сложно работать с районными властями, которые теперь отвечают за учреждения культуры?

- Взаимопонимание у нас есть, но, возможно, руки у них не доходят до культуры. Они ставят акценты на других объектах. Советский принцип остаточного финансирования культуры до сих пор работает на местах. Понятно, что если главы района или органов местного самоуправления ограничены в средствах, то в первую очередь они займутся школами, а не библиотеками. Учить детей тоже их обязанность.

- Вы делали анализ опыта проведения реформ в отрасли культуры в других регионах?

- Везде пытаются приспособить сферу культуры к рыночным условиям. Есть хороший опыт Якутии, где в культуру на протяжении длительного времени вкладывали огромные деньги. Но у них были такие возможности! Музыкальный театр в Якутии превратили в театр оперы и балета. И он уже в этом году номинирован на премию «Золотая маска». Они сделали огромные вложения в людей. Помимо подготовки своих кадров в лучших училищах, они пригласили артистов, режиссеров, постановщиков.

- Реформа в культуре уже идет. Бюджетные организации переводятся в разряд автономных. В чем суть таких изменений и что они дают?

- Мы считаем, что переход учреждений культуры из бюджетных в статус автономных дает им свободу. Это позволит расширить перечень предоставляемых услуг. Мы ломаем привычку руководителей сидеть на бюджетном финансировании и ничего не делать.

Государство создает наблюдательный совет, выступает учредителем, назначает руководителей автономной организации. Мы выдаем государственное задание. Допустим, театрам говорим, что за сезон вы за те деньги, которые мы вам выделяем, обязаны показать столько-то спектаклей и создать столько-то новых постановок. Библиотекам, например, даем задание обслужить столько-то читателей, провести определенное количество просветительских или научных мероприятий. За рамками государственного задания они могут делать все, что предусмотрено уставными целями учреждения, и привлекать дополнительные средства. Театр может организовывать выезды со своими спектаклями, проводить корпоративные мероприятия по заказам.

- Как финансируется государственное задание?

- Мы даем на его выполнение субсидии. Значит, глава учреждения вместе с коллективом может решать, а нужно ли ему для реализации этого задания такое количество сотрудников. Там тоже много лишних людей, которые просто занимают ставки и получают копейки. Это не дает повышать зарплату ценным сотрудникам.

В 2009 году финансирование учреждений культуры останется на том же уровне, что и в этом году. Но главное, что мы меняем саму логику финансирования. Бюджет всей отрасли тоже не меняется. Он составит 456 млн. рублей. Это очень небольшая сумма на 25 республиканских учреждений культуры. Но, надо понимать, что мы еще ведем две большие стройки – реконструкцию театра оперы и балета и возведение нового здания театра Русской драмы. Так что консолидированный бюджет у нас более миллиарда.

Три республиканских учреждения уже в 2008 году поменяли статус. В 2009 году перейдут в статус автономных учреждений Бурятское училище культуры и искусств, Бурдрама, учебно-методический центр Минкульта, филармония и Музей природы.

- Госзаказ предполагает, что будет сохранен репертуарный театр?

-Да, конечно.

- А зачем он нужен, если зрители не ходят на эти постановки и театры просто не окупаются? Собственные доходы составляют 10 процентов от их бюджета, залы полупустые…

- Репертуарный театр - это традиция. Русская театральная школа работает именно по такому принципу. Мы никогда не сделаем в республике бродвейских театров, которым нужен большой поток зрителей. Там спектакль идет, пока на него идет зритель. Наша же задача обеспечить доступ к постановкам. Человек должен знать, что он в любой момент придет в Русский драмтеатр и посмотрит классическую постановку, в Бурятском театре драмы ему предложат пьесу местных драматургов, в театре оперы и балета тоже можно посмотреть классику.

- Что Минкульт сможет предложить туристам, тысячи которых, как ожидается, будут приезжать в Бурятию после создания туристской зоны на Байкале?

- В рамках развития туризма в Бурятии мы уже сделали три проекта. Фестиваль современной песни «Золотой голос Байкал», международный фестиваль танца «Цветок Байкала» и фестиваль «Ночь ехора». Мы планируем сделать их регулярными. Они должны стать событийными и привлекательными для туристов, для приезжих, показывать им что-то феерическое.

Очень большой вопрос к нашим рекламистам, людям, которые занимаются привлечением зрителей. Мы тут до сих пор работаем по старинке. Это надо менять. Раньше туристов водили в театры, музеи. Я говорю руководителям учреждений культуры: «Что вы сделали, чтобы туристы, гуляющие по центру города, пришли к вам?». Они должны понять, что нужно ставить такие спектакли и проводить выставки, которые привлекут зрителя. Конечно, не надо устраивать балаган и показывать непристойности, но можно создавать продукт, который будет востребован.

- А Минкульт будет заниматься повышением общего уровня культуры в Бурятии?

- Да, в этом нам нужна культурная революция. Мы выходим на улицу и видим, что многие люди ведут себя бескультурно. Задача образования и учреждений культуры прививать детям интерес к культуре, показывать, что такое хорошо и что такое плохо. Это и есть воспитание. Приобщение к прекрасному – это один из элементов воспитательного процесса. Посещая музей, театр, библиотеку, ребенок социализируется и становится достойным членом общества. Человек, который часто ходит в театр, как правило, бросает бумажку в урну, а не на асфальт. Приобщение к культуре в любом случае дает свои положительные результаты.

- Один из путей финансирования культуры – частно-государственное партнерство, меценатство. Как у нас с этим обстоят дела?

- Спектакль Бурдрамы «Максар» - это пример частно-государственного партнерства. Но тут многое зависит от самих меценатов. Если человек любит и понимает, например, театр, то он будет давать на него деньги на взаимовыгодных для его бизнеса условиях. А у нас, как правило, бизнесмены и чиновники очень редко приходят в театр для души.

Культура не должна ходить с протянутой рукой и просить деньги. Тогда у бизнесмена создается впечатление, что его средства уйдут в черную дыру. Предпринимателю нужно предлагать четко продуманный культурный продукт с конкретной программой его раскрутки. Сейчас же наши учреждения просят деньги на спектакли, но не отвечают на самые главные вопросы: «Кому нужен этот спектакль?", "Для чего он нужен?", "Кто его посмотрит?».

Когда мы говорим о стратегической безопасности страны, мы тоже не должны забывать о культуре. Чтобы ограничить влияние того же Запада, мы должны показывать и воспитывать людей с детства на своих культурных традициях.

- Насколько вообще велик творческий потенциал наших культурных деятелей? Достойны ли они господдержки?

 - Я не критик, не искусствовед, поэтому мне сложно отвечать на этот вопрос. Это дело, в том числе и личного вкуса, каждого. Творческий потенциал, как мне видится, в Бурятии огромен. Об этом говорят и результаты этого года. Например, «Золотая маска-2008», которую получил театр кукол «Ульгэр», и пять номинаций спектакля Бурдрамы на «Золотую маску-2009». Сами по себе деятели культуры разрознены, не все друг с другом общаются, у каждого есть своя точка зрения. Минкульт должен уважать их, относиться ко всем с большим вниманием и помогать им осуществлять творческие замыслы.

- А будете ли вы поддерживать современное искусство?

- Сейчас целенаправленной поддержки таким направлениям республика не оказывает. Но нет ничего невозможного. Если у кого-то есть новые идеи, то приходите, пожалуйста, в наши учреждения, в само министерство, предлагайте проекты.

Константин Гетманский, «Информ полис»

Комментарии (26)

  • 16 декабря 2008, 12:24

    дор   Ответить

     

    Кажись парень не понимает что от него хочет Наг. Смысл всего базара такой: все хреново дайте денег. Хотя бы по госзаказу для министертсва срубить. А за это мы тут пореформируемся с легонца.

  • 16 декабря 2008, 13:03

    Ваня   Ответить

     

    Так его исполняющим обязанности или министром утвердили? Разве он до этого не исполнял обязанности.

    Такое ощущение, что желание дать интервью было, а вот говорилось все, что пришло в голову Well

  • 16 декабря 2008, 14:12

    lexer   Ответить

     

    "Человек, который часто ходит в театр, как правило, бросает бумажку в урну, а не на асфальт"

    Еще один Будуев выискался

  • 16 декабря 2008, 14:47

    Ваня   Ответить

     

    Откуда такие данные? Он исследования проводил, опрашивал бросающих урны, ходят ли они в театр? Well

  • 16 декабря 2008, 22:31

     

    так-то правильно человек говорит, другое дело что всегда найдутся такие люди, как прокомментировавшие выше, которые обосрут любое хорошее дело.

    Не то что мусор до урны донести, лишь бы насрать в комменты.

  • 17 декабря 2008, 03:59

    Ёxcel   Ответить

     

    >у нас работают 27 сотрудников.


     

    А на кой столько людей в министерстве? Я как понимаю оно управляет учреждениями а там свои управленцы. 25 республиканских учреждений культуры, это что по одному сотруднику над директором одного учреждения?

  • 17 декабря 2008, 04:47

    песикот   Ответить

     

    Вот теперь так и хочется мимо урны бросить. Парень хочет организовать работу министерства культуры, а культура на бытовом уровне не зависит от его наличия или отсутствия.

  • 17 декабря 2008, 05:02

    Мутабор   Ответить

     

    Парень хочет карьеру сделать. Очень слабо говорит о политике в области культуры. План своих действий никакой не представил. А ругать "старые кадры" - это его не красит.

    Не нравится мне это назначение.

  • 17 декабря 2008, 05:26

    массы   Ответить

     

    Этот парень лучше, хотя бы в той части, когда говорит сколько и что по сравнению с предыдущей молчаливой тетенькой. Однозначно.

  • 17 декабря 2008, 05:48

    НАГ   Ответить

     

    нужно поддержать товарища, через год посмортим результаты

  • 17 декабря 2008, 05:51

    akela   Ответить

     

    ваще протиф всяких министерств культуры

  • 17 декабря 2008, 06:11

    дор   Ответить

     

    654: "такие люди, как прокомментировавшие выше, которые обосрут любое хорошее дело".


     

    А какое дело? Где дело, если отбросить его мысли о вечном? Есть мысли о финансировании культуры через Госзадание. Замечательно. Но ведь это получается прямое субсидирование, по словам ио министра. И чем это отличается от социализма? Мы вам денег, вы нам хрен знает какой спектакль, на который люди не пойдут.


     

    Ты раскрывай тему как собираешься с бюджетом работать. По какому принципу будет бабло на культутру идти? Ни хрена пока нету. Только лозунг -- "спектакли через госзадание".


     

    Не надо цифр -- время у министра мало было, механизм хотя бы расскажи, как деньги налогоплательщиков будут использоваться.


     

    А он -- денег мало, их будем тратить, но их мало. Их всегда будет у тебя мало, пока ты не объяснишь и защитишь, как ты их собираешься тратить. Минсельхозу деньги не дают, потому что те не могут объяснить на хера им вообще деньги нужны. И это логично сцуко.

  • 17 декабря 2008, 07:18

     

    да все будет хорошо. не буду больше мимо урны кидать. надо баннеры повешать "Не кидайте мимо урны и все будет хорошо" и всем кто не кинул мимо урны дарить билеты в театр. вот такое промо сделать нужно. на это деньги конечно нужны.

  • 17 декабря 2008, 07:26

    винд   Ответить

     

    не понял а если заполняемости нет, может тогда бесплатно выдавать билеты, раз уже финансируется театр. детям, студентам. зачем играть в пустом театре. дарите радость людям. при покупке билета в театр подарок билет в другой театр на любое число.

  • 17 декабря 2008, 09:06

    akela   Ответить

     

    2 wind : вот это я понимаю, по государственному мыслишь.)) На какой ниве трудишься, мож в Советники?

  • 17 декабря 2008, 09:10

     

    Видал как-то этого и.о. министра в кафе "Аппетит" что за Буркоопсоюзом. Сидел и в зубах ковырялся.

  • 17 декабря 2008, 13:55

     

    2 akela: да не вопрос.

    Просто нужно хорошо убирать. и следить не только за чистотой и бумажками мимо урны. а в целом за внешним видом улиц. вот http://elementy.ru/news/430941?page_design=print

  • 17 декабря 2008, 22:47

     

    я его как то видела в одном московском образовательном учреждении, ну такой гламурный мальчик одетый унисекс.


     

    по моему у республиканского минкультуры нет даже предмета ведения. достаточно отдела в 3-5 человек в каком нибудь минобразе или минсельхозе ну или в мэрии, поскоку все эти учреждения сосредоточены в у-у.

  • 18 декабря 2008, 05:30

     

    Его брат Чина работает в Байкалбанке, от культуры далек и бумажки мимо урны кидает.

  • 18 декабря 2008, 08:58

     

    да ладно чо вы! ну бросает мимо урны, так кто у нас не бросает то? кто не бросает, тот пусть первый в меня бросит!

  • 18 декабря 2008, 10:49

    akela   Ответить

     

    Я не бросаю. Чо бум делать? Well)) Другое дело, когда урны нет...

  • 18 декабря 2008, 12:50

     

    У нас в городе не то что урн - контейнеров нет или не хватает во дворах, мусора горы - как раз кормить бездомных собак и грызунов.

  • 19 декабря 2008, 05:46

    дор   Ответить

     

    Да нет, репертуарный театр имеет право на существование. Чего велосипед изобретать, существуют успешные театральные проекты в регионах. Весь вопрос в--первых маркетинге, ты сумей его продать, спектакль.Во-вторых, в освоении бюджета, придумай как эффективно, раз министр.

  • 24 декабря 2008, 08:06

    Чингиз Цыбиков   Ответить

     

    to 123


     

    123 кто вы чтобы меня оскорблять? Бумажки я бросаю только в урны ). И с каких пор вы со мной фамильярничаете? Культурный вы наш.

  • 25 декабря 2008, 18:30

     

    министром культуры будет, скорее всего, первый зам главы Окинского района Балданов Б.Д, журналист или филолог по образованию.

  • 8 января 2009, 09:52

    Хельга   Ответить

     

    паркнь он интересный, только молодой. Опыта такого мастабного управления нету.

    Тем, кто говорит, что минкультуры не нужно, видать нравится та вакханалия, что творится на наших телеканалах и в шоу-бизнесе. От корней нас и так отрывают не слабо, давайте еще и сами в этом посодействуем, будем по-английски Диму Билана слушать или на амерские кинобаевики с поп-корном ходить.

    А вот Добрынин сколько уже ходит в зам. министра, чего его-то не поставят министром? Из-за нац-ти что ли? В Бурятии небурят не может быть главой минкультуры?

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^