$ 63.3
67.21
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


6 феврал€ 2006, 14:22

ќбъединение ”сть-ќрды с »ркутском: правовые аспекты

Ќедавно в столице Ѕур€тии прошел круглый стол по вопросам объединени€ »ркутской области и ”сть-ќрдынского Ѕур€тского автономного круга. Ќебольшое, но достаточно емкое и содержательное выступление ёри€ ‘едорова, кандидата юридических наук, декана юридического факультета Ѕ√”, запомнилось тогда многим.

¬ первую очередь, тем, что на стороне противников объединени€ выступил квалифицированный специалист в области юридической науки, человек, который разбираетс€ в сложных хитросплетени€х законов, и может достаточно авторитетно высказатьс€ по вопросу либо наличи€, либо отсутстви€ правовой базы дл€ проведени€ такого рода референдумов.  роме того, из его выступлени€ выходило, что помимо национально-этнического и экономико-социального вопроса в их р€д встает ещЄ целый р€д вопросов, то же определение статуса ликвидированного региона и так далее, на которые власти пока не дают ответа. ƒл€ того, чтобы разобратьс€ в детал€х, ёрий ‘едоров согласилс€ ответить на несколько вопросов, касающихс€, пожалуй, только одного, юридического аспекта проблемы объединени€.

ѕон€тно, что объединение ”сть-ќрды с »ркутском - это звено одной цепи, им€ которой - губернизаци€. ѕоэтому в беседе с ёрием Ќиколаевичем были затронуты и теоретические вопросы развити€ и трансформации российского федерализма.

- –асскажите о том, что вообще представл€ют из себ€ автономные округа в –оссии?

- ѕо автономи€м в –оссии складываетс€ своеобразна€ ситуаци€. ѕо  онституции у нас складываетс€ три уровн€ субъектов ‘едерации – национальные республики, территориальные образовани€ и автономные субъекты. Ќо никакой определенности в их статусе и полномочи€х не было.

¬первые этот вопрос был подн€т в 1996 году, когда в  онституционный суд впервые обратились представители “юменской области и ’анты-ћансийского округа, о том, как понимать положени€ 65 статьи  онституции, о том, что автономные округа вход€т в состав –‘, и части 4 статьи 66  онституции, в которой говоритс€ о том, что отношени€ автономных округов, вход€щих в состав кра€ или области, могут регулироватьс€ федеральным законом и договором между органами государственной власти автономного округа и, соответственно, органами государственной власти кра€ или области.

“о есть решить, куда все таки вход€т автономные округа - в область или непосредственно в –‘?  онституционный суд построил сложную модель, по которой автономи€ по вопросам собственного ведени€ входит в состав области, а по вопросам совместного ведени€ - в –оссию.

- ј как развивались отношени€ между област€ми и округами на практике?

–еальна€ практика выстраивани€ отношений между округами и област€ми пошла двум€ пут€ми - так „укотский јќ воспользовалс€ положени€ми части 4 статьи 66  онституции, и полностью вышел из состава ћагаданской области, непосредственно войд€ в состав –‘.

¬торой путь показали »ркутска€ область и ”сть-ќрдынский округ, заключившие с ‘едерацией трехсторонний договор о разграничении полномочий. «атем был заключен ещЄ р€д договоров, например, о выборах губернатора, в которых принимали участие жители округа. ”сть-ќрдынский округ получил места в «аконодательном собрании »ркутской области. “о есть по отдельным вопросам, урегулированных с помощью договоров, законы »ркутской области распростран€лись и на округ.

- —ейчас они также распростран€ютс€ на него?

- ƒа, и по содержанию этих договоров, а также по уставам области и округа, ”сть-ќрдынский округ входит в состав »ркутской области. ƒопустим, вопрос о лечении усть-ордынцев в иркутских больницах вполне может быть урегулирован подобным путем. » перспективы дл€ такого развити€ остаютс€ очень широкие, лишь бы была политическа€ вол€.

- ѕолучаетс€, что ”сть-ќрдынский округ уже обладает пресловутым «особым статусом» о котором так много говор€т сейчас?

- ƒействительно, это так. ”же по р€ду федеральных структур выстроена лини€ подчинени€. ѕо линии правоохранительных органов также установлена четко налаженна€ субординаци€. » это никого не смущало до последнего времени.

- »ркутские власти в качестве аргумента за объединение говор€т о том, что округ живет за чужой счет, что уровень жизни там намного ниже, чем в области.  аким образом сложилась така€ ситуаци€ в округе?

- “ут есть два аспекта проблемы. ¬о-первых, это технократический и несколько лукавый подход иркут€н, говор€щих о том, что уровень потреблени€ в ”сть-ќрде намного ниже, чем в »ркутске. «десь надо понимать, что ”сть-ќрда - аграрный регион. ј такой регион всегда – поставщик, и при этом потребл€ет он мало, в силу «вилки» цен между промышленными и сельхозтоварами. —ельчане вообще покупают продуктов меньше, чем горожане, это очевидно. ¬о-вторых, это, безусловно, низка€ эффективность в организации работы усть-ордынских властей. » поэтому  ремль не желает содержать подобный аппарат окружной власти.

- Ќе проще было ввести на территории округа внешнее управление, либо сменить руководство, назначить нового губернатора?

-  онечно, проще. ѕричем такой вариант с внешним управлением полностью предусмотрен законодательством. ¬ 2003 году в «акон об общих принципах организации высших органов власти субъектов –‘ была введена возможность финансового вторжени€ ‘едерации в дела субъекта, в случае если его руководство оказалось неспособным изменить ситуацию. » € думал тогда, что в отношении ”сть-ќрды будет применен именно этот вариант, что будет введено пр€мое федеральное управление. —ейчас же можно поступить ещЄ проще, поскольку губернаторы теперь назначаютс€, а не избираютс€.

-  акие решени€ дл€ преодолени€ усть-ордынской проблемы могут существовать на ¬аш взгл€д?

- —ейчас власти делают все, чтобы объединить область и округ. ћен€ют федеральное законодательство, причем самое негативное в том, что правила мен€ютс€ по ходу игры.

—ложно что-то предугадать, но можно увидеть два решени€. ѕервый, самый идеальный вариант - отт€нуть разными способами как можно дальше срок референдума с перспективой как-то заглушить этот процесс, сн€ть его с повестки дн€. ¬торой - не самый приемлемый, это достижение компромисса путем максимальных уступок как со стороны ‘едерации, так и субъектов, с надеждой на то, что в будущем решение об объединении будет пересмотрено.

- ј реален ли проект объединени€ ”сть-ќрды и јги с Ѕур€тией?

— точки зрени€ действующего законодательства, это трудноосуществимо, поскольку по закону объедин€ющиес€ субъекты ‘едерации должны иметь общую границу. ’от€, если смотреть оп€ть же на мировую практику, территориально – эксклавные образовани€ существуют, и в этом нет ничего сложного. ƒа и в самой –оссии существует  алининградска€ область, не имеюща€ общей границы с ‘едерацией. ƒл€ этого оп€ть же, нужна политическа€ вол€, чтобы изменить закон.

- ћожет ли национально-культурна€ автономи€ заменить собой существующие национально-территориальные автономии?

- „тобы пон€ть это, достаточно посмотреть закон о национально-культурных автономи€х. Ёто общественное объединение, и оно не св€зано с территорией. “о есть ни о каком государственном финансировании, ни о представительстве в законодательных органах речи нет.

- ≈сли взгл€нуть на ”сть-ќрдынский округ в общем контексте проблем российского федерализма, можно ли утверждать, что автономные образовани€ нежизнеспособны, что они не нужны?

- ќкруг округу рознь. ≈сли взгл€нуть, например, на ’анты-ћансийский округ, то это вполне самодостаточна€ единица. ”сть-ќрду конечно, с ним сравнить трудно.

¬ообще с начала 90-х годов мен€ стало настораживать то, что стало по€вл€тьс€ много научных трудов, в которых авторы пытались настаивать на изменении национально-территориального устройства –‘ на только территориальное. ј в конце 90-х в теории российского федерализма это направление прин€ло глобальный характер. —ейчас же это пытаютс€ насаждать на практике. Ќо мировой опыт показывает разные примеры государственно-территориального строительства. ’от€ национальные федерации и считаютс€ менее жизнеспособными, чем территориальные, следует учитывать, что даже в унитарных государствах идет постепенное возвращение к автономизации.

ѕрактика показывает, что государства, пытающиес€ решить национально-территориальные проблемы путем силового воздействи€, в конечном счете, обрекают себ€ на большие проблемы. ѕример тому - »рак с его курдским вопросом. «десь нет простых решений. —кажем, в Ѕельгии существуют четыре уровн€ пересекающихс€ автономий. Ёто очень сложное устройство, но оно дает свои плоды.

-  аким же путем должна двигатьс€ –осси€, чтобы сохранить права национальных меньшинств?

- ƒумаю что если –осси€ принципиально отойдет от национально–территориального устройства, она должна двигатьс€ по европейскому пути, максимально расшир€€ права национальных меньшинств, в том числе как раз путем различных автономий.

ƒемократи€ – это власть большинства, но развита€ демократи€ – это голос большинства, учитывающий мнение меньшинства.

≈вгений ’амаганов, —пециально дл€ »ј «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^