$ 63.91
68.5
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


1 июн€ 2005, 15:09

»нтервью политтехнолога —ерге€ Ѕерезина Ђ÷ентральной газетеї

Ќа исходе минувшей недели информационные агентства распространили сообщени€ о том, что ќперативный штаб при полпреде ѕрезидента –‘ в —ибирском федеральном округе возьмет под контроль реализацию в регионах ‘едерального закона є 131 «ќб общих принципах организации местного самоуправлени€».  ак за€вил помощник полпреда јлександр —уриков, «это - одна из очередных задач». ‘едералы намерены контролировать, как осуществл€етс€ передача властных полномочий органам местного самоуправлени€, их финансовое обеспечение, а также формирование бюджетов муниципальных образований. ќ каких полномочи€х идет речь? „его ждать от начавшейс€ реформы местного самоуправлени€ (ћ—”)?

— этими вопросами журналист «÷ентральной газеты» јнтон –езников обратилс€ к руководителю группы консалтинга компании «Ѕоргес» политтехнологу —ергею Ѕерезину.

- — 1 €нвар€ 2006 года вступит в силу обновленный ‘едеральный закон «ќб общих принципах организации местного самоуправлени€». ¬ св€зи с этим до 1 но€бр€ 2005 года во всех регионах –оссии, в том числе и в Ѕур€тии, должны быть сформированы органы местного самоуправлени€ - представительные и исполнительные.
Ќо ведь главы районов Ѕур€тии, депутаты районных советов уже избраны, и их полномочи€ на сегодн€шний день не истекли...


- –ечь идет не о них, а о вновь созданных муниципальных образовани€х. ƒо сих пор часть малых городов Ѕур€тии управл€етс€ напр€мую районными администраци€ми, а в сельских поселени€х работают главы местных администраций, которые назначаютс€ главами районов. ƒо 1 но€бр€ ситуаци€ должна изменитьс€.  аждое поселение изберет свою сельскую думу или совет, главу муниципального образовани€, а главное - получит собственность и бюджет.

- “о есть, речь идет о «низовом» звене местного самоуправлени€...

- ‘ормально его можно назвать «низовым», поскольку ‘едеральный закон є131 предполагает двухуровневую систему организации местного самоуправлени€. ѕервый уровень - сельские поселени€, второй - районы. Ќо при этом именно на первый уровень, то есть, сельским поселени€м, закон передает все основные властные полномочи€. ¬ частности, это касаетс€ организации де€тельности ∆ ’, строительства и содержани€ дорог местного значени€, энергообеспечени€, транспортного и культурного обслуживани€ населени€, архитектурного планировани€ и землеустройства, включа€ отвод земель, и многих других полномочий.

√лавам районов остаютс€ преимущественно представительские функции и решение некоторых вопросов межпоселенческого характера.

-  ак € понимаю, именно передачу властных полномочий на уровень сельских поселений и будет контролировать оперативный штаб при полпреде ѕрезидента в —иб‘ќ?

- ƒа, ведь одна из важнейших функций полпредов - контроль за соблюдением федерального законодательства. » если у отдельных органов региональной власти либо глав районов возникнет соблазн «попридержать» полномочи€, оставить все, как есть, можно ожидать де€тельного вмешательства федеральных структур. Ќе стоит питать иллюзии, что ‘едеральный закон є131 кого-то обойдет стороной.

- ј что имеетс€ в виду под «финансовым обеспечением полномочий»?

- ” кого полномочи€ – у того должны быть и деньги на их осуществление. ј значит, органы ћ—” сельских поселений станут с 1 €нвар€ 2006 года полноправными получател€ми и распор€дител€ми бюджетных средств, которые будут выдел€тьс€ на финансирование отраслей, наход€щихс€ в их ведении. ‘актически произойдет смена районной системы управлени€ на поселенческую, и это, конечно, отразитс€ на бюджетном процессе.

- Ќо смогут ли органы местного самоуправлени€ на практике эффективно выполн€ть все полномочи€, которыми наделил их ‘едеральный закон є131?

- ћое мнение - не смогут. ƒело в том, что поселенческа€ система в 90-е годы уже существовала в некоторых регионах –оссийской ‘едерации. » там во всей «красе» про€вились ее проблемные стороны.

¬о-первых, усложнилс€ бюджетный процесс, в котором вместо дес€тков районов стали участвовать сотни сельских поселений.

¬о-вторых, стало невозможно концентрировать финансовые и другие ресурсы дл€ реализации районных и региональных программ. ¬от простой пример - строительство и обслуживание дороги местного значени€, ведущей из пункта ј через пункт Ѕ в пункт ¬. —редства выдел€ютс€ каждому их трех сельских поселений.  аждое строит и обслуживает свой участок трассы. Ќо денег мало, и в течение нескольких лет не удаетс€ эти участки соединить. ¬ итоге дорога остаетс€ незавершенной, экономический эффект нулевой, хот€ деньги потрачены. Ѕыло бы лучше объединить финансирование и построить сначала полноценную дорогу хот€ бы из пункта ј в Ѕ. Ќо с этим никогда не согласитс€ поселение пункта ¬. » все трое, на законных основани€х, ежегодно требуют свою долю, дроб€ имеющиес€ ресурсы.

¬ третьих, кадровый «голод». √лава сельского поселени€ должен обладать достаточной квалификацией, чтобы самосто€тельно разрабатывать проект бюджета, представл€ть его депутатам сельской думы, а затем правильно и точно исполн€ть. Ќу и, конечно, эффективно решать другие управленческие вопросы. “аких кадров на селе очень мало.

¬ четвертых, чтобы осуществл€ть, к примеру, полномочи€ по архитектурному планированию или организации землепользовани€, необходимо иметь в штате сельских администраций специалистов. ј их еще надо найти, «заманить» в село, платить им зарплату и обеспечить жильем. ѕри том, что нагрузка на этих специалистов будет далеко не полной. ћестным бюджетам така€ роскошь не по силам.

¬ четвертых, диспропорци€ в развитии социальной инфраструктуры и уровне жизни населени€. ќдно дело - райцентр, где населени€ больше, лучше развито предпринимательство, работают хоть какие-то предпри€ти€. »ли сельские поселени€, на территории которых ведетс€ разработка полезных ископаемых. —овсем другое дело - глубинка, где люди живут натуральным хоз€йством. —ельские поселени€ будут иметь совершенно разную налогооблагаемую базу, а значит и разные возможности в решении социальных проблем.

¬ п€тых, клановость и кумовство. »збираетс€ сельский глава и назначает на должности в местной администрации членов семьи, близких ему людей, тех, кто поддерживал его на выборах. ¬едь на селе работа в муниципальных органах - часто единственна€ возможность получать хоть какие-то деньги. ѕон€тно, что профессионализм назначенцев в подобной ситуации в расчет не беретс€.

¬се это - далеко не полный перечень проблем, св€занных с поселенческой системой. » в регионах, где она существовала, от нее постепенно отказались.

- «ачем же нужен был этот закон, который отбрасывает нас назад, грозит обернутьс€ хаосом и ростом социальной напр€женности?

- –осси€ подписала международные документы, необходимые дл€ вхождени€ в —овет ≈вропы, в том числе и по местному самоуправлению. ¬ европейских странах поселенческа€ система вполне эффективна. “ам развит малый бизнес, который питает налогами местные бюджеты, там друга€ политическа€ культура, наконец, другие рассто€ни€ между поселени€ми.

- ј мы оп€ть слепо скопировали западно-европейскую модель...

- Ќе совсем так. ‘«-131 - рамочный закон. ќн допускает существование различных вариантов структуры органов ћ—”, позвол€ет адаптировать некоторые нормы к местным услови€м, чтобы обеспечить эффективное управление. Ёто касаетс€ и распределени€ полномочий между сельским поселением и районом. ¬ наиболее «продвинутых» регионах заблаговременно позаботились о том, чтобы решить эту острую проблему.

-  аким образом?

- Ќапример, в “юменской области, губернатор которой —ергей —об€нин входит в состав рабочей группы √оссовета по реформе местного самоуправлени€, весной этого года был проведен референдум. Ќа всенародное обсуждение были вынесены вопросы о структуре органов ћ—” и о передаче части полномочий от сельских поселений на уровень районов. Ѕыла предложена така€ структура: всеобщим голосованием избираетс€ сельска€ дума. ƒума избирает председател€, который становитс€ главой муниципального образовани€. ƒепутаты сельской думы и председатель работают на неосвобожденной основе. √лава администрации назначаетс€ на конкурсной основе с учетом мнени€ главы района, который на 50 процентов формирует конкурсную комиссию.

Ќа все вопросы референдума свыше 94 процентов его участников ответили «да». ѕрин€в предложенную структуру, дальновидные тюменцы поставили надежный заслон необоснованному раздуванию штатов в органах ћ—”, создали услови€ дл€ конструктивного взаимодействи€ между главами районов и главами сельских поселений. ј передав часть полномочий районам, сохранили преимущества сложившейс€ системы управлени€. ѕрин€тое на референдуме решение об€зательно к исполнению, что исключает любые последующие про€влени€ местечковых амбиций.

» все это строго в рамках ‘«-131 и  онституции –‘.

- ј может быть, стоило вообще инициировать референдум об отказе от создани€ органов местного самоуправлени€ в каждом поселении?

- Ёто было бы незаконно и неправильно. ¬едь местное самоуправление - как раз та власть, до которой каждый может, как говоритс€, дойти пешком. ¬ласть, котора€ ближе всего к люд€м. » это один из важнейших институтов демократического общества.

-  ак вы прокомментируете решение внеочередной сессии Ќародного ’урала –Ѕ, котора€ отклонила представленный ѕрезидентом Ѕур€тии законопроект «ќ внесении изменений в законы «ќ выборах главы муниципального образовани€» и «ќб общих принципах организации местного самоуправлени€ в –Ѕ»?

- ƒумаю, с одной стороны - это результат того, что в республике до сих пор отсутствует €сна€ и пон€тна€ концепци€ организации местного самоуправлени€. »дет простое переписывание ‘едерального «акона без каких-либо попыток его осмыслить, «приземлить» на нашу почву.

— другой стороны, тема выборов в органы ћ—” политизируетс€. ¬ологодский губернато𠬈чеслав ѕозгалев как-то сказал, что на выборах местные органы власти значат больше, чем средства массовой информации. »менно потому, что они ближе всего к люд€м.

ѕримерно через год начнетс€ подготовка к выборам в √осдуму –‘ и в Ќародный ’урал –Ѕ, которые состо€тс€ в 2007 году. —ейчас, на «экваторе» парламентских сроков, выборы в органы ћ—” - прекрасна€ возможность дл€ политических партий проверить свою боеспособность, провести корректировку имиджа, а на будущее - постаратьс€ создать дл€ себ€ благопри€тные услови€ на местном уровне.

¬еро€тно, про€в€т интерес к местным выборам и депутаты Ќародного ’урала, которые рассчитывают вновь избиратьс€ по одномандатным округам. Ќо округа (если они к тому времени сохран€тс€) будут укрупнены, поэтому важно заранее позаботитьс€ о стартовых позици€х на пока еще соседней территории, где в 2007 году, возможно, придетс€ вести предвыборную борьбу.

 роме того, в Ѕур€тии есть поселени€, на территории которых ведетс€ разработка полезных ископаемых или готовитс€ реализаци€ стратегических проектов. “ам интерес к местным выборам может возникнуть у крупных компаний, либо, напротив, представителей «зеленой» общественности.

¬о всех случа€х заинтересованным лицам и политическим силам предпочтительнее провести своих людей в главы органов ћ—” через пр€мые выборы, нежели формировать большинство в сельских думах.

- —пасибо за беседу.

«÷ентральна€ газета»

© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^