$ 64.15
68.47
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


1 июн€ 2005, 15:07

Ђ“ака€ бюджетна€ сфера нам не нужнаї. »нтервью јлександра Ќалетова еженедельнику Ђћ  в Ѕур€тииї

ћинистр финансов јлександр Ќалетов не обнадежил. «2006 год дл€ республики тоже будет сложным», - за€вил он корреспонденту «ћ », отвеча€ на вопрос о перспективах Ѕур€тии в ближайшем будущем.  азалось бы - куда еще сложнее?  ак и обычно, свинью подложили российские законодатели.

- ¬ступает в силу федеральный закон є31, согласно которому на местах по€витс€ еще один уровень бюджета - четвертый. ¬ поселках и селах района будут избраны сельские советы и главы местных администраций. ¬ыборы местных советов, которые по всей –оссии должны состо€тьс€ осенью 2005 года, - это только верхушка айсберга. —егодн€ мы ставим вопрос: кака€ зарплата будет у главы сельского поселкового совета, а кака€ - у освобожденных сельских депутатов?  акими должны быть аппараты управлени€ и структурные подразделени€ на местах? » прочее и прочее. Ќачнетс€ дележка средств и земель, оформление за€вок, распределение полномочий. ѕроцесс запущен, а правила не прописаны. ј если нет правил игры, начинаетс€ паника, многократно усиливающа€ отрицательный эффект. Ќа мой взгл€д, этот закон еще более не продуманный, чем ‘«-122 о «монетизации льгот».

- јлександр ёрьевич, есть мнение, что проблемы республиканского бюджета непосредственно св€заны с федеральным законом є122.

- “ак называемый закон о «монетизации льгот» коренным образом вмешалс€ в наш бюджет. –осси€ наделила субъекты большими и очень затратными полномочи€ми. ѕо логике, должна была оказать и соответствующую помощь. Ќо наши надежды не оправдались: ћосква не помогла, а денежные льготы люд€м вынь да положь. ¬от и получилось, что закон о «монетизации» обошелс€ бюджету Ѕур€тии в 3 миллиарда рублей. “огда как финансова€ помощь дл€ республики на 2005 год оказалась обычной - в пределах предыдущих лет. Ёто немногим более 5 миллиардов рублей.

-  акими соображени€ми руководствуетс€ федеральный центр при определении размера финансовой помощи?

- –асчет суммы финансовой помощи производитс€ на основании сложившейс€ в регионах налогооблагаемой базы. ќна всегда примерно одинакова€.

- ѕолучаетс€, что методика эта одна на всех, и она не учитывает, скажем, высокие энергетические тарифы, пресловутый байкальский фактор...

- ”читывает, но опосредованно. ≈сли говорить простыми пон€ти€ми, то из-за байкальского фактора прибыль наших предпри€тий маленька€, потенциал маленький. —оответствующие и налоги. ћетодика как раз и учитывает размер налогов.

- Ќо ведь не хватает же!

- ѕочему же не хватает? ’ватает. ћы выполн€ем все наши социальные об€зательства. ¬ыплачиваем и зарплату, и льготы в том объеме, который принимает правительство –оссии.  атаклизмов нет. ƒругое дело, что мы, в отличие от р€да регионов, звезд с неба не хватаем - не доплачиваем из своих средств к пенси€м, пособи€м, зарплатам, льготам. Ќо это уже другой вопрос.

- “о есть Ѕур€ти€ выполн€ет свои об€зательства, но по минимуму.

- ƒа, по минимуму.

- »звестен объем трансферта на будущий год?

- ƒостоверно - нет. —ейчас идет работа над формированием бюджета-200б. —рок подачи за€вок в правительство –оссии - июль-август. Ќо могу с определенной долей уверенности сказать, что объем трансферта дл€ республики будет примерно такой же, может быть, чуть больше - до 6 миллиардов рублей. Ёто сумма, в пределах которой мы и будем «плавать» еще ближайшие 3-4 года, если, конечно, не произойдет экстраординарных событий, например, наводнений.

- –еально сколько нужно Ѕур€тии, чтобы выполн€ть свои об€зательства не по «минимуму», а по максимуму?

- ≈сли по «максимуму», то чем больше, тем лучше. ¬о вс€ком случае, ежегодно наши основные кредитополучатели - министерства, ведомства - формируют за€вки на общую сумму более 20 миллиардов рублей.

- » все-таки федеральный центр не слышит голоса регионов...

- Ёто уже политика, и вы вт€гиваете мен€ в полемику. ¬идите ли, по уровню бюджетной обеспеченности на душу населени€ Ѕур€ти€ занимает 31-е место среди российских регионов. я предвосхищаю ваш вопрос, дескать, така€ высока€ обеспеченность, а така€ жизнь... «десь друга€ беда: структура расходов бюджета. »з 11 миллиардов бюджетных средств 6 идет на заработную плату, примерно 2,5 - на ∆ ’, а все остальное - на все остальное: и на культуру, и на образование, и на здравоохранение, и на спорт, на прочие социальные цели. ѕро развитие вообще молчу. ѕолучаетс€, что у нас очень затратный жилищно-коммунальный комплекс в —ибирском федеральном округе. ќ том, что с ним делать - вопрос не дл€ финансиста.

- Ќо вы хот€ бы можете объ€снить - почему?

- Ёто отдельна€ тема дл€ разговора. я условно делю –оссию на три зоны. ѕерва€ зона имеет сбалансированную экономику. Ќапример, »ркутска€ область. “ам есть все - и легка€, и т€жела€, и пищева€ промышленности, и соответствующа€ численность экономически активного населени€. ќбласть в меру вывозит и в меру завозит. “реть€ зона, где, условно говор€, нет ничего. —кажем, јгинский округ, где тоже все сбалансированно: нет производства, но нет и избыточного населени€. Ѕур€ти€ отнесена ко второй зоне. ” нас т€жела€ промышленность, оборонка. » практически нет легкой и пищевой промышленности, хот€ людей в свое врем€ завезли, чтобы все это создать. Ќо не создали. ј то, что было - не выдержало конкуренции. ’арактерный пример. «акончилс€ Ѕјћ, а люди остались, людей никто никуда не позвал. »х надо кормить и одевать, предоставл€ть работу. –аботы нет, бюджет берет на себ€ об€зательства им помогать. Ѕур€ти€ - ввоз€ща€ республика, все, что мы здесь потребл€ем, поступает к нам из других регионов –оссии.

- “о есть наши деньги не задерживаютс€ в Ѕур€тии?

- ‘онд заработной платы в республике (в бюджетной и во внебюджетной сферах) ориентировочно составл€ет около - 11-12 миллиардов рублей. ѕочти все деньги утекают в другие субъекты, где производитс€ покупаемый нами в магазинах товар, и здесь не закрепл€ютс€. ” нас нет таких финансовых рычагов, чтобы их прив€зать к экономике Ѕур€тии, заставить работать на развитие нашего региона. ≈сли хот€ бы оставалось 2 миллиарда в год, мы бы имели потр€сающий мультипликативный эффект. ј если бы половина?

- ќчевидно, нам нужно развивать свой потребительский рынок.

- ќб этом и речь... ¬ Ѕур€тии около 300 тыс€ч экономически активных граждан. ѕочти одна треть из них - бюджетники, которые не производ€т материальных ценностей, представл€€ собой гигантскую нагрузку на бюджет. ѕри этом далеко не все из оставшихс€ 200 тыс€ч работают, о чем € говорил выше. Ѕезработные получают пособи€, что тоже ложитс€ бременем на казну. »ными словами, реальный продукт (добавленную стоимость, определ€ющий фактор развити€ экономики) производить некому. ’от€ бы все 200 тыс€ч были зан€ты...

- –еспубликанский бюджет считаетс€ социально ориентированным. ѕо всем социально важным направлени€м прин€ты и действуют программы. Ќасколько эффективно их исполнение?

- “ака€ бюджетна€ сфера, как у нас, очень обременительна дл€ республиканской казны. ≈е нужно реформировать, реструктуризировать, сокращать. ¬есь мир к этому идет, а мир не обманывает. ƒействительно, целевые программы мы принимаем по всем видам де€тельности. ѕрограмм много, а денег мало, соответствующее и финансирование. я считаю, дл€ нас жизненно важно наконец определитьс€, кому именно давать и что именно развивать. ¬ том числе исходить из принципа размещени€ производительных сил, перспектив развити€ той или иной территории. ¬едь у нас масса депрессивных сел и поселков, где живут люди, где осталась социальна€ сфера, но нет производства, а, значит, нет перспектив развити€. ¬кладывать в такую бюджетную сферу невыгодно, затратно и, наконец, губительно. “ака€ бюджетна€ сфера нам не нужна.

- Ѕюджет Ѕур€тии прин€т с дефицитом в 880 миллионов рублей. ƒефицит консолидированного бюджета - вдвое больше. ≈сть ли планы снизить бюджетный дефицит? » вообще, зачем нужно было принимать такой бюджет, если известно, что денег на все не хватит?

- “рудно сказать. ќсенью прошлого года мы разработали бездефицитный проект бюджета. Ќе знаю, на что рассчитывали. ¬озможно, правительство и депутаты наде€лись, что ћосква поможет, а также на дополнительные доходы. ‘едеральный центр надежд не оправдал, а собственные доходы Ѕур€тии по итогам первого квартала действительно выросли. Ќо, конечно же, не на столько. Ќе на 880 миллионов. ќшибка будет исправлена. ћинфин Ѕур€тии планирует сделать это на июньской сессии Ќародного ’урала. ¬есь дефицит ликвидировать не удастс€, останетс€ примерно 230 миллионов. Ќо это тоже результат. —нижение произойдет за счет продажи госсобственности, в частности, акций «Ѕайкалбанка» и «–усьбанка». ћы планируем дать органам местного самоуправлени€ 179 миллионов на зарплату и 60 миллионов - на коммуналку. ƒеньги будут: по нашей за€вке ћосква должна выделить на социальные цели ориентировочно 330 миллионов рублей. “очна€ сумма станет известна после заседани€ правительства –оссии.

- ѕроблем с выплатой зарплаты в бюджетной сфере не будет?

- Ќет. Ѕыла временна€ задержка, св€занна€ с переводом исполнени€ бюджета на федеральное казначейство. —ейчас ситуаци€ приходит в норму. —вои отпускные учител€ получат воврем€ и в полном объеме.

—танислав Ѕелобородов, «ћ  в Ѕур€тии»

© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^