$ 63.3
67.21
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ѕаргузин ‘ћ"
"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


25 ма€ 2005, 14:21

Ђ”силение роли политических партий - последовательный курс  ремл€ї. »нтервью Ђ÷ентральной газетыї с политтехнологом ¬иктором Ќеславским

ќ новой инициативе ѕрезидента –‘ ¬ладимира ѕутина журналист «÷ентральной газеты» јнтон –езников беседует с политтехнологом ¬иктором Ќеславским.

- —ейчас активно обсуждаетс€ высказанна€ президентом ¬.¬. ѕутиным в его ѕослании ‘едеральному —обранию иде€ об изменении пор€дка наделени€ полномочи€ми глав регионов. –ечь идет о том, чтобы кандидатуру на этот пост вносила парти€, победивша€ на выборах в региональный парламент. ¬ политобзорах российских —ћ» инициативу ѕрезидента называют не иначе как сенсационной. ѕо мнению р€да экспертов, в  ремле осознали, что перегнули палку с укреплением вертикали власти. ј что вы думаете об этом?

- ”силение роли политических партий - последовательный курс  ремл€. ѕоэтому в обсуждаемом предложении ѕрезидента € не вижу ничего сенсационного.
ƒругое дело, все привыкли к тому, что  ремль на прот€жении, шести лет только концентрирует в своих руках полномочи€, а в данном случае, напротив, складываетс€ впечатление, будто одну из важных и, кстати, совсем недавно обретенных прерогатив собираютс€ отдать политическим парти€м.

Ќо это обманчивое впечатление. ƒавайте дословно вспомним то, что сказал ѕрезидент. ÷итирую: «¬ качестве кандидата на этот пост ѕрезидентом страны мог бы предлагатьс€ представитель победившей на региональных выборах партии». ѕодразумеваетс€, что парти€ не будет напр€мую вносить на рассмотрение парламента кандидатуру из своих р€дов, а будет предлагать ее ѕрезиденту. ѕрезидент может эту кандидатуру внести или не внести. Ёто уже будет зависеть от конкретной редакции поправки, когда такова€ по€витс€. «ћожет» или «об€зан» - принципиально разные вещи.  роме того, у ѕрезидента, по действующему закону, есть право вносить две кандидатуры.

- Ќо даже возможность предлагать ѕрезиденту своих кандидатов на должности глав регионов - уже огромна€ ставка дл€ партий...

- Ѕезусловно. » цель - победа на выборах - становитс€ еще более привлекательной, и сам статус представительных органов госвласти в регионах, будь то областна€ ƒума, ’урал,  урултай или «аконодательное собрание, объективно возрастает.

¬опрос, правда, в том, какую партию считать победившей на выборах. » это очень серьезный вопрос.

- ќчевидно ту партию, котора€ наберет больше всего голосов...

- ƒавайте разберемс€. —ейчас в регионах парламентские выборы проход€т по смешанной системе: 50 процентов депутатских мандатов распредел€етс€ по партийным спискам пропорционально количеству голосов, отданных за ту или иную партию, еще 50 процентов составл€ют депутаты, избранные по одномандатным округам. “еперь представим, что нека€ парти€ набрала на выборах 30 процентов голосов - больше, чем все остальные (при участии в выборах 7-8 партий так и случаетс€). Ќо сама по себе эта парти€ не получит большинства мест в парламенте без депутатов-одномандатников или союза с другими преодолевшими установленный барьер парти€ми, близкими по духу. “ем более, в одиночку она не вправе претендовать на то, что представл€ет большинство населени€ региона. ¬едь 30 процентов - это не 50 процентов плюс 1 голос (таков был «ѕроходной балл» дл€ глав регионов в период их выборности)! ѕредставим теперь, что парти€, признанна€ победившей по критери€м формальной демократии, предлагает ѕрезиденту свою кандидатуру, а ѕрезидент вносит ее на рассмотрение регионального парламента. ¬о-первых, не факт, что парламентское большинство, если оно окажетс€ организованным и идейно сплоченным, эту кандидатуру поддержит. ¬о-вторых, даже если кандидат от такой партии все-таки будет наделен полномочи€ми главы региона, еще не значит, что он будет восприн€т, а проводима€ им политика поддержана населением.

- Ќо как тогда вообще можно определить, кто победил на выборах?

- Ќа мой взгл€д, нужно говорить не о формальном «победителе», а о партии или парти€х, сформировавших парламентское большинство. ¬ том числе с участием депутатов по одномандатным округам. “ак, кстати, было и с «≈диной –оссией», котора€ получила конституционное большинство в √осдуме –‘, благодар€ вхождению в ее фракцию депутатов, избранных по округам.

- ј если одномандатные округа будут упразднены, и региональные парламенты станут формироватьс€ только по партийным спискам, как будуща€ √осдума –‘?

- ƒумаю, на региональном уровне одномандатные округа пока сохран€тс€. ¬едь здесь депутатска€ де€тельность подразумевает не только политическую составл€ющую, но и активное участие в решении вопросов местного значени€, выполнение наказов избирателей. Ёто возможно только в округах.

ѕолагаю, что сначала пропорциональную систему «обкатают» на выборах √осдумы –‘ в 2007 году, а уж потом могут распространить и на регионы. Ќо, повторюсь, сформировать парламентское большинство силами одной партии тогда будет еще сложнее, чем по принципу 50 на 50. –азве что останетс€ только 2-3 партии...

- ј вам не кажетс€, что все это делаетс€ ради одной-единственной партии - «≈диной –оссии»?

- «≈дина€ –осси€» четко позиционирует себ€ как «парти€ поддержки ѕрезидента». ¬ этом заключаетс€ весь ее политический капитал. Ќо когда речь идет о серьезных инициативах, системных изменени€х, думаетс€, «≈дина€ –осси€» - это средство, а не цель. “ем более, что на региональных выборах «парти€ власти» выступает, как правило, слабее, чем на общефедеральных. Ёто св€зано с бюрократизацией ее отделений во многих регионах и непопул€рными законодательными решени€ми в √осдуме –‘.

- ¬озвраща€сь к началу нашей беседы, скажите, на ваш взгл€д, выказанна€ ѕрезидентом иде€ - это попытка добавить демократической «пудры» на проводимую реформу госвласти или все-таки шаг по пути отказа от излишней централизации полномочий?

- Ќи то, ни другое. ѕросто практическое применение нового пор€дка наделени€ полномочи€ми глав регионов вы€вило р€д проблем, которые необходимо решить. ѕрезидент высказал идею и, думаю, сейчас проводитс€ анализ того, как она восприн€та, как обсуждаетс€ обществом.

- ј какие проблемы вы имеете в виду?

- ѕосмотрите, кто уже прошел через процедуру назначени€. —плошь действующие главы регионов, ни одного «новенького». ћинтимер Ўаймиев, јман “улеев, —ергей —об€нин, јлександр ‘илипенко, ёрий Ќеелов... Ёто насто€щие т€желовесы. “емпы развити€ их регионов, рост уровн€ жизни людей, наконец, степень довери€ населени€ к этим руководител€м можно назвать образцово-показательными. “ут все очевидно.

Ќо есть «сложные случаи», и их - большинство. —оздав и законодательно закрепив механизм наделени€ полномочи€ми глав регионов,  ремль не предусмотрел четкой, пон€тной, открытой процедуры выдвижени€ и объективной оценки кандидатур. — момента внесени€ кандидатуры на утверждение регионального парламента все €сно, а до этого момента – ничего. Ќо кандидаты в главы регионов (особенно когда речь пойдет о смене руководителей) не могут по€вл€тьс€, как черти из табакерки.  ак определить уровень совместимости будущего губернатора или президента с региональной политической элитой, особенно если она неоднородна? Ќасколько этот кандидат попул€рен, и авторитетен среди населени€? √отовы ли к конструктивному взаимодействию с ним представители деловых кругов региона?

«¬брошенна€» ѕрезидентом иде€ предполагает солидарную ответственность главы государства и общества за кадровые решени€ в регионах: «¬ы голосуете за партию, значит, довер€ете ей выдвинуть кандидатуру на пост руководител€ республики, области или кра€. я уважаю ваше мнение и вношу эту кандидатуру на утверждение регионального парламента».

—о своей стороны, партии, участву€ в выборах, получат возможность (скорее это будет даже необходимость, требование хорошего тона в политике) публично за€вл€ть о том, кого они предложат на пост главы региона, если сумеют сформировать парламентское большинство. “о есть потенциальные кандидаты, хоть и опосредовано, будут проходить через горнило выборов вместе с парти€ми. Ёто придаст избирательным кампани€м больше остроты, создаст интригу.

¬еро€тно, при реализации идеи ѕрезидента глав субъектов ‘едерации со временем будут назначать сразу после выборов в региональные парламенты. »наче говор€, регионы по принципам формировани€ органов госвласти постепенно уподоб€тс€ «парламентским республикам».

- —пасибо за беседу.

«÷ентральна€ газета», 25.05.2005

© 2004-2015 информационное агентство «Ѕайкал ћедиа  онсалтинг»

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕерепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^