$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


12 мая 2005, 12:29

Татьяна Думнова: Наша идеология – последовательная и реализуемая программа развития республики

В новейшей истории России, как, впрочем, и в старой, нередко случалось, что те или иные слова, служившие символами эпохи, затем становились либо жупелами, либо просто надоедали. «Революция», «коммунист», «перестройка», «ускорение». Сегодня, похоже, настала очередь слова «реформа». У большинства наших граждан оно вызывает уже в буквальном смысле «шок и трепет». Возможно, именно поэтому вице-премьер Правительства России Александр ЖУКОВ, идеолог и практик рыночных реформ (и кстати, сын известного в свое время писателя и члена неофициальной «Русской партии»), то ли в шутку, то ли всерьез предложил заменить слово «реформа» эвфемизмом, а точнее калькой из французского: «постепенное изменение к лучшему».

Приживется ли это в нашем лексиконе, сказать трудно, уж слишком длинно, хотя и неплохо. Наш корреспондент Владимир Соколов обсуждал идеологию реформ с министром экономического развития Бурятии Татьяной Думновой.

КОРР.: Татьяна Гавриловна, насколько четко идеология реформ сформулирована в верхних эшелонах власти?

Т.Д.: Идеология реформ обнародована президентом РБ в его послании Народному Хуралу РБ.

Если вкратце, то президент поставил задачу перед всеми ветвями власти - сократить отставание республики от среднероссийских показателей по уровню социально-экономического развития. Это означает, в первую очередь, снижение уровня бедности и безработицы, экономический рост с темпами выше среднероссийских показателей. Показательно само название послания – «Экономический рост во благо народа Республики Бурятия».

Для правительства это означает, что оценка его деятельности будет осуществляться, в первую очередь, на основе сравнения макроэкономических показателей республики со среднероссийскими показателями и по степени достижения среднероссийского уровня благосостояния.

Что касается понимания идеологии реформ... Если под верхним эшелоном власти мы понимаем президента, Народный Хурал и Правительство республики, я считаю, что понимание это есть. Подтверждением тому очень жаркие дискуссии при принятии Закона РБ «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы».

В законе определены приоритеты социально-экономического развития Республики Бурятия, то есть идеология реформ на среднесрочную и долгосрочную перспективу.
Деятельность органов власти будет направлена, в первую очередь, на поддержку социально уязвимых слоев населения и обеспечение доступности для всех граждан республики независимо от места их проживания государственных услуг, прежде всего, в области образования и здравоохранения.

КОРР.: Правительство республики разрабатывает как среднесрочные программы, так и долгосрочные. А вообще насколько «устремлен» в будущее стратегический план развития республики?

Т.Д.: Регионы должны иметь документ на 10-15-летнюю перспективу, но, к сожалению, на уровне Российской Федерации имеется стратегия развития страны только до 2010 года.

В 2002 году Правительство республики утвердило стратегию перехода Республики Бурятия к устойчивому развитию до 2010 года.

Шестилетний горизонт, который остается до 2010 года, является, увы, недостаточным для стратегического видения.

Поэтому Правительство Бурятии работает над тем, чтобы «просматривалась» перспектива развития как минимум на 10 лет.

В 2003 году Правительство республики совместно с Советом по размещению производительных сил (СОПС) при Минэкономики РФ (А.Г. Гранберг} и Дальневосточным научным центром (П.А. Минакир) провело очень солидную по составу участников межрегиональную конференцию по проблемам развития и размещения производительных сил. Схемы развития и размещения производительных сил разрабатываются, как правило, на срок не менее 15 лет.

В 2004 году мы продолжили сотрудничество с научными учреждениями и по заказу Правительства РБ ими выполнена научно-исследовательская работа «Основные направления экономического роста с позиций энергоэффективности на период до 2012 года». И теперь мы имеем научно обоснованную базу для разработки документа стратегического характера.

Чтобы постоянно «держать руку на пульсе», Правительство республики вступило в Клуб городов и регионов-стратегов при Леонтьевском центре (г. Санкт-Петербург).
В этом центре идет постоянный процесс обсуждения методологии, проблем и перспектив стратегического планирования как на уровне городов, так и на уровне регионов.
На совещании в Сибирском федеральном округе принято решение о доработке Стратегии развития Сибири в 2005 году. После того, как она будет утверждена Правительством России, нам необходимо подумать о разработке Стратегии развития РБ на период до 2015 года.

КОРР.: В чем же заключаются основные сложности стратегического планирования?

Т.Д.: Вообще-то разработать стратегический план несложно, потому что любой план, как правило, предполагает повышение уровня жизни и развития экономики и социальной сферы по оптимистическому сценарию. Проблема заключается в его реализации и, в первую очередь, финансовом, ресурсном и кадровом обеспечении.
Стратегическое планирование в конечном итоге упрется в вопрос - какую долю национального дохода государство или регион готово вкладывать в будущее развитие? Готовы ли сегодня пенсионеры и малообеспеченные граждане отвлечь хотя бы незначительные средства для решения перспективных задач? Ответ будет - нет.
Можно жить в долг, но велика ли доля граждан в республике, готовых взять долгосрочный кредит? Лишь очень незначительная часть граждан из числа высокооплачиваемых работников и при наличии достаточной материальной базы.

Сегодня инструменты стратегического планирования сосредоточены на уровне федерального центра - это финансовые ресурсы стабилизационного фонда, это транспорт, энергетика, дороги, инновационный сектор. Роль регионов в стратегическом планировании сводится, в первую очередь, в предвидении федеральных интересов и привлечении как можно большего объема ресурсов в республику.

Следующая сложность заключается в выборе приоритетов развития. Ранее это были отраслевые приоритеты, сегодня это виды деятельности. Каждое отраслевое министерство считает, что именно его подведомственная отрасль является приоритетной и требует наибольшее внимания в настоящем и обеспечит отдачу в будущем, и они по-своему правы. Если вспомнить недавнее прошлое, то до 1998 года, то есть до дефолта, наибольшие убытки складывались в золотодобыче и угольной отрасли. Сегодня эти отрасли наиболее рентабельные в республике.

Сегодня в целом все сырьевые отрасли рентабельны и инвестиционно привлекательны, обеспечивают более высокий уровень зарплаты, но насколько это отвечает интересам республики в долгосрочной перспективе, в условиях вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО)?

Если даже Минэкономики окажется дальновидным, нам еще надо доказать и убедить другие ведомства в правильности нашего выбора.

Кроме того, чем дольше период планирования, тем больше возможность недоучета рисков. В первую очередь - это риски, связанные с принятием на федеральном уровне определенных политических решений, которые могут значительно ухудшить инвестиционный климат.

Второе - это отсутствие на федеральном уровне территориальной экономической политики, что обуславливает усиление конкуренции между регионами за привлечение финансовых ресурсов извне, в том числе из федерального бюджета. Скажем прямо: федеральный центр, декларируя сокращение межрегиональных различий на деле, не смог ее реализовать. В итоге можно констатировать, что разрыв в уровне развития некоторых регионов увеличивается.

В то же время были резко ограничены возможности регионов по проведению собственной экономической политики. Это и перераспределение налоговых платежей не в пользу субъектов РФ, перекладывание дополнительных социальных обязательств, отказ от различного рода преференций, налоговых льгот и т.д.

И наконец, многое зависит от консолидации власти и бизнеса. Бизнес должен поверить власти и строить долгосрочные планы своего развития.

КОРР.: Самый хороший план теряет ценность, если нет средств для его осуществления. Аналитики с тревогой отмечают, что сохранение темпов развития российской экономики уже сейчас под вопросом. В Бурятии эти темпы должны быть еще выше, чем в среднем по России, но вот с выполнением этих напряженных обязательств дело обстоит не так, как хотелось бы. В чем причины отставания и есть ли возможность их устранить?

Т.Д.: Действительно, президент России В. Путин поставил нелегкую задачу - удвоить валовой внутренний продукт страны к 2010 году.

В нашей республике в среднесрочной перспективе приоритетами социально-экономической политики определены снижение уровня бедности до 26-22 процентов и безработицы - до 8 процентов.

Именно решение данных проблем позволит добиться ускорения в социально-экономическом развитии республики.

В соответствии с Законом РБ «О программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы» ежегодные темпы прироста ВРП составляют 6-8 процентов и рассчитаны из необходимости удвоения к 2010 году валового регионального продукта.

За последние три года темпы роста валового регионального продукта республики составили 123%.

В программе поставлены конкретные стратегические задачи:

Первая задача связана с повышением уровня и качества жизни населения через создание рынка доступного жилья, обеспечение равной доступности государственных услуг для всех граждан республики и перестройку системы социальной защиты населения в соответствии с разграничением полномочий между органами власти.
Экономический рост последних шести лет был восстановительный и обеспечивался за счет топливной промышленности, цветной металлургии, узкой группой предприятий машиностроения.

Отсюда вторая задача - повышение диверсификации экономики и конкурентоспособности предприятий республики, повышение их финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности.

Под диверсификацией экономики понимается рост количества предприятий в обрабатывающем секторе, способных обеспечить конкурентоспособность на внутреннем и внешнем рынке и повышение доли продукции малых предприятий, наиболее восприимчивых к инновациям.

Третья задача связана с мерами по улучшению инвестиционного климата в республике, привлечением крупных инвестиций в минерально-сырьевой комплекс, более динамичным развитием международного и межрегионального сотрудничества, обеспечивающих продвижение продукции местных производителей на новые рынки.
Решаться все эти задачи будут через приоритет государственной поддержки развития инженерной и социальной инфраструктуры, развитие партнерских отношений с бизнесом и невмешательство органов власти в их хозяйственную деятельность.

КОРР.: Достаточно ли эффективными «рычагами» располагает Правительство РБ, чтобы уверенно прогнозировать и направлять протекающие в экономике процессы?

Т.Д.: Действительно, для эффективного регулирования социально-экономическими процессами определяющая роль принадлежит мерам или «рычагам» воздействия.
Рычаги, которыми обладает на сегодняшний день правительство для управления социально-экономическим развитием республики, можно разделить на две группы:
Первая - реализация экономических мер воздействия, которое предполагает построение модели динамично развивающейся экономики, природного, научного потенциала и конкурентных преимуществ республики, обеспечение социальных стандартов и финансовой стабильности.

Вторая - осуществление административных мер по созданию благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата в республике, сокращению административных барьеров для развития бизнеса, формированию соответствующей инфраструктуры и совершенствованию нормативной правовой базы.
Главным разделом среднесрочной программы является система программных мероприятий, которые сгруппированы в соответствии с целями программы и должны обеспечить их выполнение.

Реализуются мероприятия через их финансовое наполнение, которое ежегодно утверждается Законом Республики Бурятия «О республиканском бюджете».
Использование всех этих мер в комплексной взаимоувязке позволит нам в конечном итоге своевременно принимать управленческие решения и эффективно воздействовать на экономические процессы.

«Молодежь Бурятии»

Комментарии (0)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^