$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


27 января 2005, 01:46

«С нашей стороны нужна гибкая муниципальная политика». Мэр Улан-Удэ подвел итоги года

— Добрый день, Геннадий Архипович! По традиции в начале нового года подводят итоги прошедшего. Главные итоги деятельности администрации Улан-Удэ на ваш взгляд?

— Все плановые показатели развития нашего города за прошедший год выполнены. Только жилья сдано 86733 квадратных метра против запланированных 66 тысяч. И самое отрадное, что раньше индивидуальное жилье составляло 70%, а теперь 39. В минувшем году сдано 22 многоквартирных дома. По сравнению с 2003 годом рост — 14 тысяч квадратных метров. Как минимум мы должны выйти в следующем году на 100 тысяч квадратных метров жилья, 70% из них — многоквартирное жилье. И это очень важно для всех нас. Будем строить жилье, люди не будут уезжать из нашего города. В прошлом году получили жилье 20 семей молодых специалистов — по схеме, когда по 30% они получают из городского и республиканского бюджетов и 40% оплачивают сами.

Второй важный для жителей города итог года — неплохая подготовка к зиме. Впервые в прошлом году получено на эти цели из федерального бюджета 77 млн. рублей. Остальные средства — городского бюджета и предприятий. Всего на подготовку к зиме потрачено почти 436 млн. рублей. Запаслись топливом.

В значительной мере решена проблема отопления такого сложного микрорайона, как поселок мясокомбината. Раньше он отапливался от котельной АО «Бурятмясопром», и температура в тех домах была обычно 14—16 градусов. Каждую зиму мы с содроганием ждали какого-нибудь ЧП в этом поселке, сейчас там подключены к ТЭЦ 16 домов и школа. Надеемся, что в скором времени охватим весь поселок и он будет отапливаться от ТЭЦ-2.

Введены новые объекты строительства. Гордость горожан — пешеходная зона на улице Ленина. Она стоила городскому бюджету 8 млн. рублей. Остальное — вклад спонсоров-предпринимателей города. Хочу еще раз поблагодарить их за подарок горожанам.

Введен в действие Одигитриевский собор, успели к приезду митрополита Кирилла. Во многом благодаря и администрации города: искали деньги, привлекали дополнительные средства. Хочется выразить огромную благодарность всем горожанам, кто помогал. Это, прежде всего, наши предприятия и фирмы. Было немного обидно, что, награждая строителей, митрополит Кирилл никак не отметил вклад города.

Отремонтировали памятник Ленину на площади Советов, который требовал срочного укрепления. Решили проблему обустройства зданий ОВД. Это паспортно-визовая служба Советского района — туда было вложено 2,2 млн. рублей. В этом же здании теперь размещаются участковые Советского района. Особо хотелось бы отметить ОВД поселка Заречный. Отремонтировали полностью, вложив 2 млн. рублей. Восстановили медвытрезвитель в Октябрьском районе, давно назрела такая необходимость. Перевели в новое здание ОВД в Загорске. В этом году планируем закончить ремонт Октябрьского ОВД на улице Мокрова.

Завершен головной участок теплотрассы в поселке мелькомбината, построили баню в поселке стеклозавода. Филиал поликлиники №6 переведен из старого аварийного здания в новое, отремонтированное. Вложено почти 10 млн. рублей, зато созданы отличные условия для медперсонала и пациентов.

Все видели, сколько открылось новых торговых центров и магазинов, кафе и ресторанов. Это «Абсолют», «База», «Эльдорадо», «Титан», «Максим и К» и другие.

— Как известно, XX сессия городского Совета депутатов прошла в два этапа. В первом чтении принят бюджет 2005 года. Ожидаемые доходы городской казны в 1 млрд. 406 млн. рублей ниже прошлогодних в 1,6 раза. Чем это можно объяснить?

— Главная причина сокращения доходов городского бюджета — изменения в налоговом и бюджетном законодательствах. Если в 2004 году бюджет Улан-Удэ обеспечивали четырнадцать видов налогов и сборов, то в 2005 году их осталось всего пять. По новому налоговому законодательству горожане «лишились» налога на прибыль, 20% от налога на доходы физических лиц, акцизов на алкогольную продукцию, налога на имущество организаций, единого налога при применении упрощенной системы налогообложения. И это только малая часть. Таким образом, из городского бюджета городу «выпало» более 500 млн. рублей налоговых доходов.
В минувшем году от всех налогов, собираемых на территории, республика оставляла городу 28%, в наступившем Улан-Удэ выделяется лишь 20%. Для сравнения: в 1998 году городскому бюджету оставлялось 54% налогов, собираемых на территории. Поэтому сейчас прогноз такой — в столице планируется собрать 4 млрд. налогов, из них 62% поступит в республиканский бюджет, это 2 млрд. 800 млн. рублей. При этом финансовая помощь городу запланирована в сумме 771 млн. рублей.
Сегодня не выполняется закон о местном самоуправлении, в котором сказано, что у городов, тем более столичных, должна быть обеспечена финансовая база. У нашего города сегодня ее практически нет! Наш бюджет закрыт только на 67%.

— Несмотря на такую «ужатую» доходную часть, вы предложили депутатам горсовета в первом чтении принять бездефицитный бюджет. Какие предполагаются источники пополнения?

— Да, я предложил принять бездефицитный бюджет в первом чтении прежде всего потому, что нет источников финансирования дефицита. В прошлом году таким источником являлись поступления от продажи муниципального имущества. Теперь начиная с этого года законодательно закреплен пункт, по которому имущество, находящееся в муниципальной собственности, не может служить источником пополнения дефицита. Вы знаете, что депутаты Народного Хурала уже приняли закон «О республиканском бюджете на 2005 год», который утвердил дотации местным бюджетам на поддержку мер по сбалансированности местных бюджетов в размере 200 млн. рублей. А порядок и условия распределения данной дотации будут утверждены отдельным республиканским законом. Мы предполагаем пополнить доходную часть бюджета Улан-Удэ за счет продажи муниципального имущества на сумму 42 млн. рублей, в том числе земельных участков— на 7 млн.

Ситуация меняется каждый день, и на второе чтение бюджета-2005 администрация вынуждена будет предложить утверждение бюджета города с дефицитом. Дефицит возник из-за несвоевременного утверждения тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения, вследствие чего предприятия, оказывающие их, несут с начала 2005 года убытки. А их необходимо возместить. Дефицит будет принят в пределах установленного Бюджетным кодексом РФ размера, покрыть его предполагается за счет привлечения кредитов.

— На повышение заработной платы работникам бюджетной сферы города финансистами заложено 65 млн. рублей. Но в бюджете не уточнены источники финансирования. Можете ли вы их назвать?

— В первом чтении бюджет принимается по основным параметрам. Это то, что мы перечислили выше, прежде всего, доходы и расходы бюджета в целом. Заработная плата работников бюджетной сферы обсуждается постатейно во втором чтении. Если говорить конкретно о работниках бюджетной сферы муниципальных учреждений, то все расчеты были сделаны в прошлом году и направлены в вышестоящие отраслевые ведомства.

Чтобы повысить зарплату с 1 января городским бюджетникам в 1,2 раза, потребуется 65 млн. рублей. Это в том случае, если они получают зарплату по единой тарифной сетке.

Решением сессии Улан-Удэнского горсовета от 17 января 2005 года тарифные ставки работников муниципальных организаций бюджетной сферы города повышены в 1,2 раза, минимальный размер оплаты вырос с 600 до 720 рублей, на те же самые 20%. Соответственно, оклад работника первого, самого низкого, разряда по тарифной сетке также стал равен 720 рублям, и параллельно все остальные разряды также пересчитаны с коэффициентом 1,2.

Но надо учитывать и такой нюанс. Республиканский бюджет взял на себя финансирование повышения зарплаты учителям на 20% с 1 января. А в расчетах и ресурсах, направляемых городу, эти средства не предусмотрены. Отсюда парадокс — учитель будет получать повышенную зарплату, а воспитатели детсада — нет. Так же как и врачи, работники учреждений культуры. Я обращался с этим вопросом к президенту республики. Правительство пообещало, что из 200 млн. рублей, запланированных на оказание финансовой помощи городу, выделят необходимую сумму. Насколько этому обещанию можно верить? Этот вопрос будет рассматриваться на очередной сессии Народного Хурала в феврале. А как выплачивать надбавку остальным бюджетникам? Невольно напрашивается ассоциация с нынешними «транспортными войнами». Сейчас пенсионеры протестуют против монетизации льгот, а «крайними» оказались мы.

Я считаю, что бюджетников разделили на «черных» и «белых». Разделили искусственно. Для чего? Если бы нам оставили в полном объеме налоги, которые собирают в городе, то никакая финансовая помощь нам бы не потребовалась. У нас было предложение о пересмотре финансовой помощи. Какая же это финансовая помощь, если, забирая у нас 2 млрд. 800 млн., возвращают 771 млн.?! Это же по сути дела грабеж!

— Программа социально-экономического развития города на 2005—2007 годы рассматривалась депутатами горсовета не так подробно, как бюджетные документы. Параметры программы заданы российской: увеличение ВВП в 2 раза, сокращение бедности. Насколько это реально в столице Бурятии?

— Я думаю, что вполне реально. У нас в городе растет зарплата, она в полтора раза выше, чем по республике. Чтобы увеличить ВВП в 2 раза к 2010 году, надо обеспечить ежегодный прирост в 12—13 % в среднем по всем отраслям городского хозяйства. Для решения поставленной президентом России задачи требуется, прежде всего, проведение четко обоснованной региональной политики, направленной на создание условий для подъема экономики в республике. Ведь наш город — ее столица. С нашей стороны нужна гибкая муниципальная политика по мобилизации имеющихся потенциала и ресурсов. Посмотрим, что мы имеем на сегодня.

За последние пять лет социально-экономическое развитие Улан-Удэ можно охарактеризовать как преодоление экономического кризиса и переход к динамичному развитию большинства отраслей городского хозяйства. О том, что улучшились основные показатели социально-экономического развития, свидетельствуют цифры: реальная заработная плата выросла на 82,1%, индекс физического объема промышленного производства— на 97,7%. На 120% выросли объемы инвестиций в основной капитал. Доходная часть городского бюджета увеличилась в пять раз, объем розничного товарооборота — на 48,7%.

Что касается потенциала, то считаю: будущее города за малым и средним бизнесом. Во всем мире именно он является гарантией устойчивости социально-экономического развития и помогает решать такую сложную проблему, как высокий уровень бедности населения.

— Геннадий Архипович, конечно, в одной беседе невозможно охватить все городские проблемы. О них наш разговор впереди. А сегодня в завершение хотелось бы услышать ваши пожелания улан-удэнцам накануне наступающего года синей деревянной Курицы.

— В наших планах в наступающем году — строительство жилья. Уже прошлогодними показателями мы несколько приостановили рост цен на недвижимость. Надеемся, что они даже станут ниже и мы сможем реально помогать молодым специалистам приобретать жилье. Сейчас становятся все популярнее ипотечные кредиты. Но уж слишком высоки проценты в нашей республиканской ипотечной корпорации. Поэтому мы будем создавать городскую ипотечную компанию с не столь кабальными процентами. Возьмемся за наши дороги, которые требуют немалых финансовых вложений. Планируется израсходовать на это 60 млн. рублей.

Прошедший год мы провели под знаком Года здоровья, а наступивший определили как Год пожилого человека, отдавая дань уважения, в первую очередь, всем, кто выстоял и победил в Великой Отечественной войне. Сконцентрируем свои силы, средства и внимание на помощи ветеранам.

Вместе с депутатами горсовета решено обустроить наши жилые микрорайоны спортивными площадками. У нас 22 избирательных округа и на каждом планируется построить спортивную площадку.

Большие планы на благоустройство бульвара на улице Сенчихина, где в свое время был заложен памятник казненным революционерам.

Пора обновить трамвайный парк. Сейчас на подходе два новых трамвая. Всего их планируется приобрести десять, хотя один трамвай стоит почти 6,5 млн. рублей. Зато для горожан это самый дешевый вид транспорта. В прошлом году, город приобрел и 30 автобусов, которые немного сняли остроту проблемы. Самое главное сейчас — обеспечить водой поселки Вагжанова и Зеленый. Доработать до конца проект путевых развязок с 20а квартала до 40-го. Открыть хотя бы временный мост через Степную протоку для пропуска большегрузных машин. Это обойдется городскому бюджету в 330 млн. рублей.

Хотим подготовиться к тому, чтобы в 2006 году начать строительство водовода в поселках Исток, Заречный и Поселье. Но главная задача этого года — чтобы ЖКХ перестало быть гирей на ногах города. Некоторые журналисты подумали, что я шучу, но я уверен, что предприятия ЖКХ могут работать без убытков. Это и «Теплогенерация», и «Тепловые сети», и «Жилищная компания»... Сейчас многие ЖЭУ готовы акционироваться и взять на себя обслуживание жилья. В будущем году они смогут уже зарабатывать деньги за счет дополнительных услуг и качества обслуживания, и тогда мы сможем направлять бюджетные деньги на благоустройство. Пора заканчивать строительство школы в поселке Орешкова.

Пусть у горожан будет больше сил и желания вместе с нами решать проблемы нашего родного города.

Олег Михайлов, «Информ полис»

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^