β
$ 57.57
68.56
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Эхо Москвы" "Русское радио"


18 января 2012, 09:18

ulan.mk.ru

Людмила Намсараева: Требование об отставке министра культуры Бурятии считаю обоснованным

Бывший директор Бурятского государственного академического театра оперы и балета Людмила Намсараева отдала этому учреждению культуры долгие годы, чтобы уйти со сцены непонятой, неуслышанной, а тем более обвиненной в финансовых нарушениях, якобы допущенных ею в период многолетней реставрации театра.

На одной из последних сессий Народного Хурала Бурятии, где по требованию коммунистов рассматривался вопрос об отставке министра культуры Тимура Цыбикова, его первый заместитель Сергей Добрынин умело перевел стрелки на экс-руководителя театра. В частности, чиновник намекнул депутатам о неких финансовых нарушениях, будто бы допущенных Людмилой Намсараевой и будто бы вызвавших профессиональный интерес со стороны правоохранительных органов.

Людмила Намсараева обратилась в «МК» с просьбой предоставить ей трибуну для ответного слова, что мы и сделали.

— Людмила Николаевна, что-то было?

— Ничего не было! Это безосновательные обвинения в мой адрес, и первой моей реакцией стало желание обратиться в суд. Это решение я пока обдумываю. Однако скажу, что свою принципиальную позицию по поводу той ситуации, которая складывается сегодня вокруг театра оперы и балета, я подробно изложила в письме руководителю «круглого стола» по проблемам профессионального искусства Бурятии.

— И все-таки, что не так с реконструкцией?

— Работы по реконструкции и реставрации оперного начинались задолго до первого стука молотка. С 1998 года правительство Бурятии, коллективы архитекторов, проектировщиков, строителей, реставраторов готовили к защите на федеральном уровне обоснования к единственной строчке в государственном бюджете Российской Федерации. Роль первого президента Бурятии Леонида Потапова в осуществлении реставрации двух крупных культурных объектов нашего города — Бурятского оперного и Русского драматического театров — неоспорима, очевидна и заслуженна. И когда нынешний состав управленцев культуры в угоду действующей власти стесняется в торжественных случаях назвать с благодарностью имена начинателей столь масштабных проектов, «толстокожесть» и «узколобость» буквально зашкаливает. Процесс реконструкции предполагал поэтапные циклы в диапазоне 5-6 лет. Такой срок был обоснован планированием работы исходя из финансовых возможностей, а не желанием затянуть стройку. Все этапы проходили в последовательном порядке. Роль дирекции театра, инженерной службы, специалистов по оборудованию и эксплуатации сцены была определена и регламентирована действующими правилами. Крайне удивило, что чиновник культуры в лице заместителя министра Сергея Добрынина не владеет вопросами функционала, распределения полномочий и ответственности в реконструируемом объекте. Руководство театром не распоряжается и не управляет как федеральными, так и республиканскими средствами, не совершает закупки оборудования и сделки. Театр также не может влиять на выделение финансовых средств даже на те цели, которые для театра крайне необходимы. Иначе как объяснить факт давления господина Цыбикова на руководителя театра о направлении из средств, предусмотренных на реконструкцию театра, более ста миллионов на строительство фонтана? Не имея ничего против фонтана, руководителю все же важнее закрыть самые необходимые позиции для дальнейшего жизнеобеспечения крупного театрального коллектива. В итоге такой переброски бюджетных средств с одного объекта на другой оказались не осуществлены до конца реконструкция балетного зала и хорового класса в мастерских театра по всем существующим техническим требованиям.

— Как изменилась стратегия развития театра с момента вашей отставки? Ведь если вспомнить, именно ваше несоответствие новой стратегии стало ее причиной?

— Политика нашего министерства культуры — это систематическая потребность и желание руководителя отрасли быть на подиуме, в центре скандалов и разборок, пустых интервью в СМИ. «Пена» вместо перспектив развития отрасли. Государственная концепция стратегического развития, неоднократно выносимая в министерство культуры, так и не рассмотрена и не принята. Причина в «отсутствии мозгов» в аппарате и грамотного анализа и оценки государственной политики развития профессионального искусства. Думаю, министр элементарно не знает, как и что делать. Не выстроена система оплаты труда в творческих коллективах в условиях театрального производства, занятости и норм творческого процесса. Заработная плата артиста в части стимулирующих оплат должна зависеть не только от качества исполнения, но и занятости. Когда же занятость за один месяц доведена от 5 до 10 спектаклей вместо 20-30, то о каких больших стимулах может идти речь? Если из более 30 названий спектаклей в прокате до «эпохи» Лубченко более половины ушли из обоймы репертуара, уступив место арендным мероприятиям, то о каком стратегическом развитии театрального искусства может идти речь? В искусстве, чтобы оно не развивалось, разрушать ничего не нужно. Оно развалится само, просто для этого нужно затормозить текущий прокат, не заниматься новыми постановками, не организовывать полноценные гастроли, свести на нет систематичность и планомерность расписания театра, в том числе репетиционного процесса, в котором был бы занят каждый артист труппы. И вдобавок впустить «молодого и креативного» художественного руководителя образца второй половины 2010-го и первой половины 2011-го годов и результаты не заставят себя долго ждать.

— Вы имеете в виду Лубченко?


— Да! И через некоторое время можно смело констатировать, что из театра оперы и балета с мировым и отечественным репертуаром получится прекрасная прокатная площадка концертно-музыкального центра с отдельными спектаклями, музыкальными программами, приезжими гастролерами. В период реконструкции потенциал труппы нами сохранялся ради одного — ее деятельности с полной отдачей и полной занятостью. Поэтому ни на минуту не затихала гастрольная деятельность, мы цеплялись за каждую свободную сценическую площадку. Вне родной сцены создавались спектакли «Кармен», «Чио-Чио-Сан», «Алеко», «Служанка госпожа», «Алиса в стране чудес», «Макбет», «Юки», «Вечер балета» и другие. Я считаю, что господин министр нарушил указ президента РФ об общих принципах служебного поведения государственных служащих, где четко сказано: «Не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным и социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций». Иначе чем объяснить, что государственное финансирование потрачено на одну и ту же постановочную группу в два театра под юбилейные мероприятия, и оба эти проекта прокатились с шумными разборками в СМИ? Тем более что формирование постановочных составов не входит в круг прямых должностных обязанностей министра. Когда миллионные убытки международного фестиваля под руководством Лубченко погашает республиканский бюджет по решению одного человека, то говорить об ответственности не приходится.

— Ваше отношение о переводе театров на «автономное учреждение».

— Перевод государственных театров на автономию я воспринимаю как компромисс между коммерциализацией и систематической борьбой за уставную деятельность. Если театр превращается в машину по эксплуатации здания в ущерб прокату, в ущерб театральным проектам, репетиционному процессу — это ставит под сомнение саму роль и значимость театра как социального института. В отличие от театров крупных мегаполисов и столичных центров культуры, где цена билетов на собственные постановки может составлять от 2 до 5 и более тысяч рублей, периферийным театрам поднять цены на билеты до этого же уровня сложно — по причине относительно низкого уровня жизни населения. Поэтому размер доходной части бюджетов театров таких регионов, как наш, несоизмерим с театрами западных регионов России. При переводе коллектива в систему автономного функционирования государство не будет нести субсидиарную ответственность за дальнейшее существование театра, в том числе в таких его расходных обязательствах, как стимулирующие выплаты. В случае дефицита республиканского бюджета можно только уповать на личность руководителя республики. Если во главе региона будет стоять гуманист и личность, проявляющая государственный интерес к духовному здоровью нации, то частичная поддержка театрам будет обеспечена. Если это хозяйственник и экономист, то театр будет развиваться исключительно по пути коммерциализации. Мы видим, что министр Тимур Цыбиков с гордостью говорит о высоких заработках в театре, росте его бюджета до десятков миллионов. Но за счет чего? За счет наличия прекрасно оснащенного здания и сдачи помещений в аренду! А вот обеспечить высокие доходы за счет творческой деятельности коллектива, полноценного и систематического проката, осуществление ярких и событийных спектаклей не на четыре-пять премьер, а на долгую сценическую жизнь и перспективу — вот это задача куда более сложная и ответственная. Рапорты по поводу арендных вливаний в бюджет театра ценой сокращения норм труда, творческого процесса и текущего репертуара (а иначе как объяснить выбрасывание из репертуарной обоймы балетов «Жизель», «Кармина Бурана», «Король вальса», «Арлекинада», «Ромео и Джульетта», опер «Трубадур», «Чио-Чио-Сан», «Дон Паскуале», «Пиковая дама» и многих других) создают лишь впечатление о процветании, и оправдывают нерадивое и безграмотное управление театром. Эти «производственные условия» лишают возможности коллектива зарабатывать деньги своим ремеслом и искусством, и обрекают на путь невольного «иждивенчества».

— Поддерживаете ли вы инициативу некоторых депутатов Народного Хурала об отставке министра культуры?

— Почему нельзя просто уйти от конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации и авторитету государственного органа вместо того, чтобы затем «ангажировать» прикормленных «театроведов», которые уже давно «не в теме» и в отрыве от действительности. Ведь государственное должностное лицо должно задавать тон делового поведения. Поэтому требование депутата Государственной Думы, первого секретаря республиканского комитета КПРФ Вячеслава Мархаева об отставке министра культуры Бурятии, прозвучавшее на сессии Народного Хурала, считаю обоснованным и своевременным, о чем я постаралась аргументированно изложить в письме участникам «круглого стола» по проблемам профессионального искусства.

Источник:

Станислав Белобородов, «МК в Бурятии»

© 2004-2017 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

При перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с настоящего сайта на иных ресурсах в сети Интернет гиперссылка на источник обязательна. Перепечатка либо иное использование текстовых материалов с настоящего сайта в печатных СМИ возможно только с письменного согласия автора, правообладателя. Фотографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласия автора (правообладателя) и с обязательным указанием имени автора и источника заимствования

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^