$ 63.87
68.69
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


18 января 2012, 09:18

ulan.mk.ru

Людмила Намсараева: Требование об отставке министра культуры Бурятии считаю обоснованным

Бывший директор Бурятского государственного академического театра оперы и балета Людмила Намсараева отдала этому учреждению культуры долгие годы, чтобы уйти со сцены непонятой, неуслышанной, а тем более обвиненной в финансовых нарушениях, якобы допущенных ею в период многолетней реставрации театра.

На одной из последних сессий Народного Хурала Бурятии, где по требованию коммунистов рассматривался вопрос об отставке министра культуры Тимура Цыбикова, его первый заместитель Сергей Добрынин умело перевел стрелки на экс-руководителя театра. В частности, чиновник намекнул депутатам о неких финансовых нарушениях, будто бы допущенных Людмилой Намсараевой и будто бы вызвавших профессиональный интерес со стороны правоохранительных органов.

Людмила Намсараева обратилась в «МК» с просьбой предоставить ей трибуну для ответного слова, что мы и сделали.

— Людмила Николаевна, что-то было?

— Ничего не было! Это безосновательные обвинения в мой адрес, и первой моей реакцией стало желание обратиться в суд. Это решение я пока обдумываю. Однако скажу, что свою принципиальную позицию по поводу той ситуации, которая складывается сегодня вокруг театра оперы и балета, я подробно изложила в письме руководителю «круглого стола» по проблемам профессионального искусства Бурятии.

— И все-таки, что не так с реконструкцией?

— Работы по реконструкции и реставрации оперного начинались задолго до первого стука молотка. С 1998 года правительство Бурятии, коллективы архитекторов, проектировщиков, строителей, реставраторов готовили к защите на федеральном уровне обоснования к единственной строчке в государственном бюджете Российской Федерации. Роль первого президента Бурятии Леонида Потапова в осуществлении реставрации двух крупных культурных объектов нашего города — Бурятского оперного и Русского драматического театров — неоспорима, очевидна и заслуженна. И когда нынешний состав управленцев культуры в угоду действующей власти стесняется в торжественных случаях назвать с благодарностью имена начинателей столь масштабных проектов, «толстокожесть» и «узколобость» буквально зашкаливает. Процесс реконструкции предполагал поэтапные циклы в диапазоне 5-6 лет. Такой срок был обоснован планированием работы исходя из финансовых возможностей, а не желанием затянуть стройку. Все этапы проходили в последовательном порядке. Роль дирекции театра, инженерной службы, специалистов по оборудованию и эксплуатации сцены была определена и регламентирована действующими правилами. Крайне удивило, что чиновник культуры в лице заместителя министра Сергея Добрынина не владеет вопросами функционала, распределения полномочий и ответственности в реконструируемом объекте. Руководство театром не распоряжается и не управляет как федеральными, так и республиканскими средствами, не совершает закупки оборудования и сделки. Театр также не может влиять на выделение финансовых средств даже на те цели, которые для театра крайне необходимы. Иначе как объяснить факт давления господина Цыбикова на руководителя театра о направлении из средств, предусмотренных на реконструкцию театра, более ста миллионов на строительство фонтана? Не имея ничего против фонтана, руководителю все же важнее закрыть самые необходимые позиции для дальнейшего жизнеобеспечения крупного театрального коллектива. В итоге такой переброски бюджетных средств с одного объекта на другой оказались не осуществлены до конца реконструкция балетного зала и хорового класса в мастерских театра по всем существующим техническим требованиям.

— Как изменилась стратегия развития театра с момента вашей отставки? Ведь если вспомнить, именно ваше несоответствие новой стратегии стало ее причиной?

— Политика нашего министерства культуры — это систематическая потребность и желание руководителя отрасли быть на подиуме, в центре скандалов и разборок, пустых интервью в СМИ. «Пена» вместо перспектив развития отрасли. Государственная концепция стратегического развития, неоднократно выносимая в министерство культуры, так и не рассмотрена и не принята. Причина в «отсутствии мозгов» в аппарате и грамотного анализа и оценки государственной политики развития профессионального искусства. Думаю, министр элементарно не знает, как и что делать. Не выстроена система оплаты труда в творческих коллективах в условиях театрального производства, занятости и норм творческого процесса. Заработная плата артиста в части стимулирующих оплат должна зависеть не только от качества исполнения, но и занятости. Когда же занятость за один месяц доведена от 5 до 10 спектаклей вместо 20-30, то о каких больших стимулах может идти речь? Если из более 30 названий спектаклей в прокате до «эпохи» Лубченко более половины ушли из обоймы репертуара, уступив место арендным мероприятиям, то о каком стратегическом развитии театрального искусства может идти речь? В искусстве, чтобы оно не развивалось, разрушать ничего не нужно. Оно развалится само, просто для этого нужно затормозить текущий прокат, не заниматься новыми постановками, не организовывать полноценные гастроли, свести на нет систематичность и планомерность расписания театра, в том числе репетиционного процесса, в котором был бы занят каждый артист труппы. И вдобавок впустить «молодого и креативного» художественного руководителя образца второй половины 2010-го и первой половины 2011-го годов и результаты не заставят себя долго ждать.

— Вы имеете в виду Лубченко?


— Да! И через некоторое время можно смело констатировать, что из театра оперы и балета с мировым и отечественным репертуаром получится прекрасная прокатная площадка концертно-музыкального центра с отдельными спектаклями, музыкальными программами, приезжими гастролерами. В период реконструкции потенциал труппы нами сохранялся ради одного — ее деятельности с полной отдачей и полной занятостью. Поэтому ни на минуту не затихала гастрольная деятельность, мы цеплялись за каждую свободную сценическую площадку. Вне родной сцены создавались спектакли «Кармен», «Чио-Чио-Сан», «Алеко», «Служанка госпожа», «Алиса в стране чудес», «Макбет», «Юки», «Вечер балета» и другие. Я считаю, что господин министр нарушил указ президента РФ об общих принципах служебного поведения государственных служащих, где четко сказано: «Не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным и социальным группам и организациям, быть независимым от влияния со стороны граждан, профессиональных или социальных групп и организаций». Иначе чем объяснить, что государственное финансирование потрачено на одну и ту же постановочную группу в два театра под юбилейные мероприятия, и оба эти проекта прокатились с шумными разборками в СМИ? Тем более что формирование постановочных составов не входит в круг прямых должностных обязанностей министра. Когда миллионные убытки международного фестиваля под руководством Лубченко погашает республиканский бюджет по решению одного человека, то говорить об ответственности не приходится.

— Ваше отношение о переводе театров на «автономное учреждение».

— Перевод государственных театров на автономию я воспринимаю как компромисс между коммерциализацией и систематической борьбой за уставную деятельность. Если театр превращается в машину по эксплуатации здания в ущерб прокату, в ущерб театральным проектам, репетиционному процессу — это ставит под сомнение саму роль и значимость театра как социального института. В отличие от театров крупных мегаполисов и столичных центров культуры, где цена билетов на собственные постановки может составлять от 2 до 5 и более тысяч рублей, периферийным театрам поднять цены на билеты до этого же уровня сложно — по причине относительно низкого уровня жизни населения. Поэтому размер доходной части бюджетов театров таких регионов, как наш, несоизмерим с театрами западных регионов России. При переводе коллектива в систему автономного функционирования государство не будет нести субсидиарную ответственность за дальнейшее существование театра, в том числе в таких его расходных обязательствах, как стимулирующие выплаты. В случае дефицита республиканского бюджета можно только уповать на личность руководителя республики. Если во главе региона будет стоять гуманист и личность, проявляющая государственный интерес к духовному здоровью нации, то частичная поддержка театрам будет обеспечена. Если это хозяйственник и экономист, то театр будет развиваться исключительно по пути коммерциализации. Мы видим, что министр Тимур Цыбиков с гордостью говорит о высоких заработках в театре, росте его бюджета до десятков миллионов. Но за счет чего? За счет наличия прекрасно оснащенного здания и сдачи помещений в аренду! А вот обеспечить высокие доходы за счет творческой деятельности коллектива, полноценного и систематического проката, осуществление ярких и событийных спектаклей не на четыре-пять премьер, а на долгую сценическую жизнь и перспективу — вот это задача куда более сложная и ответственная. Рапорты по поводу арендных вливаний в бюджет театра ценой сокращения норм труда, творческого процесса и текущего репертуара (а иначе как объяснить выбрасывание из репертуарной обоймы балетов «Жизель», «Кармина Бурана», «Король вальса», «Арлекинада», «Ромео и Джульетта», опер «Трубадур», «Чио-Чио-Сан», «Дон Паскуале», «Пиковая дама» и многих других) создают лишь впечатление о процветании, и оправдывают нерадивое и безграмотное управление театром. Эти «производственные условия» лишают возможности коллектива зарабатывать деньги своим ремеслом и искусством, и обрекают на путь невольного «иждивенчества».

— Поддерживаете ли вы инициативу некоторых депутатов Народного Хурала об отставке министра культуры?

— Почему нельзя просто уйти от конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации и авторитету государственного органа вместо того, чтобы затем «ангажировать» прикормленных «театроведов», которые уже давно «не в теме» и в отрыве от действительности. Ведь государственное должностное лицо должно задавать тон делового поведения. Поэтому требование депутата Государственной Думы, первого секретаря республиканского комитета КПРФ Вячеслава Мархаева об отставке министра культуры Бурятии, прозвучавшее на сессии Народного Хурала, считаю обоснованным и своевременным, о чем я постаралась аргументированно изложить в письме участникам «круглого стола» по проблемам профессионального искусства.

Источник:

Станислав Белобородов, «МК в Бурятии»

Комментарии (8)

  • 18 января 2012, 16:31

     

    это бизнес, ничего личного. Какая может быть культура при капитализме? Только потребительская. О развитии не может быть и речи. При Советской власти у нас в Бурятии появились свои театры, коммунисты открыли институт культуры, который обеспечивал кадрами всю Восточную Сибирь, наши артисты достигли мирового уровня, гремели по всей стране и за границей, а что теперь? Чего достигли за эти 20 лет капитализма? Всё продали и просрали.

    Театры отремонтировали, а по пути напилили откатов, Медведев приказал отгрохать фонтан, наши дураки рады стараться, больше ста миллионов(это с откатами или без?) на фонтанчик - порадовали айфончика. А культура у нас влачит жалкое существование, без господдержки культура при капитализме загнется, потому что у бизнеса одна цель - прибыль.

    А на развитие культуры бизнесу насрать, потому что культурные люди не "хавают" попсовый ширпотреб, им подавай классиков. А некультурных головаров можно кормить голливудскими блокбастерами и приезжими гастролерами.

    Бизнес, ничего личного. Хана не только бурятской культуре, но и любой другой, все сожрет массовая стандартизированная американская потреблядская культура. Чтобы это изменить, надо менять систему. Менять капитализм на социализм. Иначе никак.

  • 18 января 2012, 22:07

    37год   Ответить

     

    Королевский балет в Англии,Гранд Опера во Франции, Австрийская Опера, наши; Мариинка и Большой, всё это Национальное Достояние той или иной страны. А наш Театр Оперы и Балета, это тоже своего рода Национальное Достояние Республики Бурятия, только в другом масштабе,но по сути одно.

    Как можно скрипку поставить на одну линейку с балалайкой, а тем более с двуручной пилой, скажите на милость господа руководители от Мин культуры? Это надо быть либо дилетантом или не компетентным ,а может вообще не сведущим в искусстве.... А за навет обязательно должно последовать наказание,не важно, "плох" человек или "хорош",ко двору он или не ко двору,бизнесмен или бомж, перед Богом мы все едины. А почему должно страдать наша культура от креативной наминклатуры задумайтесь господа и оставьте свои личные амбиции подумайте о любителях и ценителях тонкого искусства коем является наш Оперный...

  • 20 января 2012, 17:14

    ВЕРА   Ответить

     

    вся беда в том,что сегодня у руководства стоят "молодые и креативные",желторотики. им бы набираться опыта,знаний и мудрости рядом со старшими,да и поработать где-нибудь на селе. сколько времени уже потеряно, сколько уже наделано бед .и за это никто не должен нести ответственность? молодец намсараева. честно,открыто высказала свое мнение. все правильно. аппарат культуры без мозгов. это еще ласково сказано.

  • 21 января 2012, 11:17

    Нина   Ответить

     

    за базар в адрес экс директора оперного нужно подавать в суд.

  • 28 января 2012, 19:52

    Елена   Ответить

     

    Рак и Щука - замминистра и министр культуры. Один пересидел, другой переусердствовал. А где же Лебедя найти для равновесия?.. Есть ли грамотные претенденты на эти посты в республике?.. Пока картина выглядит уныло - "на безрыбье и рак -рыба"((

  • 29 января 2012, 21:56

    37год   Ответить

     

    Да, за честь и достоинство, по честному! А иначе не видать нам истинного и неповторимого)))))) А на сегодня ничего нового: Летучая мышь -пародия на оперетту. Слов нет, какие ляпсусы в декорациях, как на сцене так и в костюмах- беднота ,тошнота да и только!!! А Актёры, мнгт, которые не умеют двигаться по сцене с неимоверно большими животами, без шеи и на кривых ногах, абсолютно не умеющие носить костюмы и более того с безобразной дикцией... Господа, это же Классика, а не колхозный клуб!!! Ну займитесь сценической культурой!Постыдитесь! А формы молодой певицы Коробенковой желают оставлять лучшего(фитнесом надо заниматься ей)при не плохом голосе, Приглашённая из Красноярска - серая мышка, такие у нас могли бы найтись из хора. Мы, простые зрители шли в театр и предвкушали)))) ну вот!)))ну Сейчас! уУвидим)))Услышим Летучую в новом театре с новыми режиссёрским подходом, да по новому!!!!)))))))Пришли, увидели, послушали,отравились!.!.! бацццц!!!////А,после чего, думаем, а что с нами произошло??? За что мы, не малую денежку для нашего культ похода заплатили ,чтоб посмотреть новую оперетту со старыми заплатами? вопрос недоумения не оставлял нас всю дорогу после просмотра и ещё три дня. А-а-а-а ,где премьера- та-а-а,почему такой наглый обман народа жаждущего чего-то обещянного, пышной рекламой, чего-то нового??? А? Действительно,где? ответьте Госпожа дирекция/////и вообще Мин культ куда смотрит?!

  • 18 февраля 2012, 09:32

    Лубченко   Ответить

     

    Что-то Людмила Николаевна вдруг разумничалась. Видимо, отдых и покой позитивно действуют. А то ещё сравнительно недавно было забавно слушать её размышления вроде того: "Зачем так много скрипок в оркестре, если они играют одну и ту же партию (я узнавала!)" и другой перл, в ответ на то, что сломались смычки у скрипачей- "Ну пока денег нет, возьмите какие-нибудь палочки".

    Спектакли были сняты по причине того, что они никуда не годились в художественном смысле. Их нельзя было вывозить не то что в Москву - моей гражданской совести не хватило бы такие спектакли возить даже по районам Бурятии. Почему в Тунке люди должны смотреть такую вопиющую безвкусицу?

    Я как раз всегда был против арендной политики. Мы строили и создавали новый репертуар. Просто за год его не выстроить. Когда я увидел "Юки" - я сразу сказал, что национальный балет нужно делать совершенно с другим подходом. И, в итоге, то, что мы сделали и отвезли в Большой театр - москвичей вполне устроило.

    Не сдавать сцену в аренду совсем - театр не может, потому как весь прошлый сезон Русский драммтеатр и филармония нас,горемычных, выручали своей площадкой. Почему мы должны быть неблагодарными?

    А теперь вот решили вернуться к старой политике - вот и получайте теперь ту безвкусную "Летучую мышь" на которую Вы сходили. Уверен, Людмиле Николаевне она бы понравилась. Дёшево и как бы весело.

    А Тимура критиковать легко конечно. Любой руководитель ошибки делает. Молодой тем более. А вы себя пробовали спросить, что Вы то, конкретно, для государства сделали? Возьмите какую-нибудь отрасль в регионе - и порулите. А мы со стороны посмотрим, чего вы там нарулите и куда приплывёте.

  • 28 февраля 2012, 21:26

    С.Эрдынеев   Ответить

     

    К развалу театра Намсараева приложила свою руку.

    В ходе ремонта театра у нее появилась недвижимость в Москве и в Улан-Удэ.

    Странные совпадения.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^