$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


5 сентября 2013, 12:58

Новая Бурятия: "Подлежат ликвидации"

Четвертого октября 2013 года будет ровно год, как семейно-родовая эвенкийская община «Дылача» из Бурятии подверглась рейдерским атаке и захвату.

Это политическое и экономическое событие в жизни небольшой общины из Бурятии всколыхнуло все без исключения малочисленные народы России, и оно тесно переплетается с судьбой эвенкийского этноса, у которого многовековая история, полная страданий и гонений.

Относясь с пониманием к очень непростой сегодня политической ситуации в России, остановимся на нашей беде – рейдерском захвате успешного эвенкийского бизнеса, который окончательно ввергнул эвенков в медленное вымирание (состояние геноцида, запущенного в 17 столетии). Представим, В.В. Путин уйдет из реальной власти. Вместе с ним уйдут тысячи и тысячи чиновников всех эшелонов власти. Но они не просто «уйдут», они займутся бизнесом, заранее подготовленным под себя. Поэтому, начиная с 2011 года, они суетливо готовят почву для будущей деятельности. Жить-то надо дальше!

Вспомнить ВСЁ

У нас, в Бурятии, наиболее «лакомым» для них оказалась деятельность семейно-родовой эвенкийской общины «Дылача» по добыче нефрита. А «тунгусов легко запугать и разогнать». Но отобрать стремительным налётом – это еще полдела. Поэтому была разработана спецоперация с созданием поглощающего предприятия с сильной «крышей и огромными ресурсами, способными обеспечить блицкриг. Такими «родителями» стали «Ростехнология» и «Росцемент». Возникла фирма «Русская нефритовая компания» во главе с генералом ФСБ в отставке Халановым. Эта фирма в порядке «безвозмездной помощи» должна была руководить силовыми структурами при захвате эвенкийского предприятия. Никто этого не отрицает. Наоборот, афишируют своих покровителей, высокопоставленных чиновников (система запугивания – школа предтечи ФСБ). Афишируют, в том числе тесную и доверительную связь между генерал-лейтенантом Сугробовым, который отдал приказ столичным силовикам захватить «Дылачу», и руководителем фирмы «Русская нефритовая компания» Халановым. Он единственный, кто мог дать добро на очень дорогостоящую «безвозмездную помощь» МВД (ведомству Сугробова), что свидетельствует о каких-то договорных, взаимно обременяющих обязательствах. Также любопытно, что «безвозмездную помощь» силовикам вызвался оказать депутат Госдумы от «ЕР» господин Слипенчук. По крайней мере, вертолеты его фирмы использовались для десантирования ОМОНа 4 октября 2012 года. В захвате участвовали и менее значительные бизнесмены, о чём будет рассказано в журнальном варианте материала. Таким образом, рейдерский захват семейно-родовой эвенкийской общины, судя по затратам, обошелся во внушительный бюджет.

К 4 октября 2012 года подготовка к рейдерскому захвату закончилась и генерал-лейтенант Сугробов, опираясь на «безвозмездную помощь», сделал «отмашку». Прибывшие из Москвы силовики стремительно и одновременно захватили и заблокировали все офисы «Дылачи» и добывающий участок. Там вместе с силовиками был замечен главный инженер «Русской нефритовой компании».

На чем основывался захват? На обвинении в нарушении границ лицензионного участка (вышли якобы за границы отведенного участка и тем самым совершили кражу в особо крупном размере), хотя независимая экспертиза доказала, что община не выходила за границы отведенного участка. Вместе с обвинением была изъята вся продукция предприятия с нарушениями уголовно-процессуального законодательства.

...

Как всё начиналось

Семейно-родовая эвенкийская община «Дылача» создана фронтовиком Михаилом Андреевичем Туракиным. Начинание было продолжено его детьми – Андреем Михайловичем и Татьяной Михайловной. Своё дело (бизнес) они начали не просто с нуля, а с минуса. Не было средств на зарплату общинникам и наёмным специалистам. Более того, именно А.М. Туракин выстроил нефритовый рынок, который сейчас начинает рушиться. А тогда Андрей Михайлович умудрялся помогать эвенкам, попавшим в отчаянное положение. Например, помог эвенкам Дунаевым (Старый Уоян), погорельцам, построить усадьбу, принял участие в создании Эвенкийского центра в Нижнеангарске, помог молодым эвенкам приобрести охотничье оружие и так далее.

С 2002 года, после серьёзных, непростых решений, когда Туракины «висели на волоске», отбиваясь от властей и криминала, дело стало выправляться. Восемь лет ушло на очень непростое становление. А тут и началось! Сотни проверок, инспекций, нападений вооруженных бандитов, «наезды» рэкетиров на руководство «Дылачи». За 2011 год было столько проверок контролирующими органами, что, при раскладе получилось по 3 проверки в день. Готовился рейдерский захват…

Эвенки и «Дылача»

Стратегия развития «Дылачи», а вместе с ней всего эвенкийского народа, заключалась в следующем: ни в коем случае не зациклеваться только на горнорудной промышленности, а необходимо развивать все возможные экономические направления: оленеводство, охотпромысел, животноводство, туризм и так далее. Всё это интенсивно развивалось и воплощалось в жизнь. Была начата разработка общей Программы, которая в целом завершена. Теперь все под угрозой уничтожения.

В эти годы огромное значение в культурном и духовном развитии сыграла активная работа фонда развития народов Севера Бурятии «Татьяна» (создан в 2002 году). Сначала он был задуман в помощь студентам-эвенкам. Но стремительно изменил свои цели и задачи, заметьте, стихийно. И эта стихия – сами эвенки со всех краев Сибири. Скоро к нам примкнули эвенки из Китая и Монголии. И началось активное культурное взаимодействие этноса. Таким образом, кроме оказания материальной помощи эвенкам и другим национальностям, Фонд «Татьяна» превратился в духовный центр эвенкийского народа России.

Все это рухнуло в одночасье. Уже почти год Фонд «Татьяна» не работает, но люди все равно приходят сюда, чтобы попросить помощь.

Название: геноцид

Недавно Президент Путин В.В. далеко не случайно определил: «Наша многонациональная нация». Коломбуристая, но точная и четкая идеологическая задача государственной власти, начатая в 17 веке в Сибири, свести национальности в одну породу. Это и есть фашизм, ползучий и скрытый. А на фоне множественного давления, особенно на таежные народы, прежде всего эвенков (вырубка лесов, уничтожение золотодобытчиками речек, БАМ, гибель языка, исчезновение оленеводства и так далее) фашистская селекция по созданию единой нации предстает особенно зловеще. И это печально прослеживается на судьбе тех же эвенков. Понятно, что сие происходит в рамках объективных мировых процессов, болезненных, но естественных. Но, когда тот или иной народ, уничтожается физически или ставится в такие хитроумные условия самоуничтожения, то название этому одно – геноцид.

Процесс уничтожения (ликвидации) эвенков начался в 17 веке с енисейских эвенков. В первый период - убийства мужчин-воинов, пытавшихся противостоять нашествию захватчиков. Позже вообще стали стрелять «в лук», то есть человека с луком. А эвенки никогда с ним не расставались. Тогда на месте стойбищ возникали бунирук (кладбища). Эвенки покинули породные берега Енисея, возвращаясь только на промысел. Далее вольное и невольное уничтожение народа продолжалось наиболее активно, так как погибали от мала до велика: огромное число эвенков умерло от оспы и эпидемических заболеваний, против которых у таежников не было иммунитета. К 18 веку вымерли целые инородческие роды. Притоки Енисея, их берега, Нижней и Подкаменной Тунгусок обезлюдили. Погибли самые многочисленные тунгусские рода: Первый Летний, Чапогирский, Панкагирский. Они почти совершенно исчезли. Официально из этих родов заболело 965 человек, 545 умерли сразу, 420 вроде оправились, но потом начали умирать от осложнений. От более десяти крупных родов остались только названия. Наконец, из-за убийства кормильцев мужчин-охотников, наступил страшный голод. Например, Н.В.Латкин в книге «Енисейская губерния» (стр.438-439) говорит о значительном племени Турыж: «Турыжский род тунгусов вымер с голоду, без остатка». Серьёзной причиной голода явилось и то, что колонизаторы отстреливали домашних оленей, тем самым лишая эвенков транспорта, возможности охотиться, обрекая их на мучительную смерть.

На Тунгусках (Катангах) – основном ареале жительства народа – положение было еще хуже – людей вообще не осталось. Впрочем, за людей нас никогда и не считали! И, похоже, что и сейчас? А колонизация, возвращаясь в 17 век, обрела смертоносный тотальный характер. В то время Ангара, сливаясь с Окой, образовывала Верхнюю Катангу – приток Енисея. По ней колонизаторы устремились в этническую Бурятию. Также колонизаторы набегали и с верховьев Лены.

Уничтожающая колонизация

Однажды в моей детстве мать моего дяди, Варвара Николаевна Танкеульева, запретила нам играть, чтобы не злить Духов людей, убитых Петькой Бекетом в этот день. Дескать, он «набежал» на Катангу и захватил девушек-эвенкиек на потребу. А утром мертвыми сбросил в Оку. И тогда в войне убили всех эвенков и бурят. Легенда, оказалось, имеет реальную основу. В 1635 году Сибирский приказ сообщал в центр: «…Петр Бекетов с служилыми людьми ходил в Брацкую (Бурятскую) землю вверх Лены реки на усть Ону реку к брацким и к тунгусским людям для государства ясаку, которые преж того государству ясаку не плачивали, и те де брацкие и тунгусские люди государю учинились непослушны и хотели их, служилых людей, побить, и они де, Петр с товарищи, от тех брацких людей сидели в осаде 3 дни и божие милостию и государевым счастием он, Петр с служилыми людьми тех брацких людей побили и убили на розных боех и на приступах 90 человек…»

Таких «геройских» донесений в сборниках документов по истории Сибири полно. Я еще застал стариков-эвенков на Тунгире и Олекме, которые хранили в памяти действия мерзавца Хабарова, в честь которого названы город Хабаровск и железнодорожная станция. В 1649 году пашенный крестьянин, устюжанин, Ярофей Хабаров-Святитский (ему было 46 лет) возглавил большую военно-промышленную экспедицию и, как сообщают исторические документы, совершил опустошительный набег на Амур, по пути уничтожая всё туземное мужское население. В 1651 году он снова напал на Амурские народы, грабил и побивал « в пень» инородцев, брал и сжигал дагурские городки. Шайка казаков Хабарова, как писал С.В.Бахрушев, до того была жестокой и бандитской, что заставило правительство вмешаться в дело, а Хабарова отозвать. Но на его место пришли другие, еще более жестокие, такие как Похабов в Бурятии, Никифор Черниговский и сотни других…

...

«Нет народов отсталых…»

После Революции 1917 года новый удар: трагедия начала принимать извращенные формы, несмотря на призывы серьёзных ученых «вернуться к Уставу М.М. Сперанского и оставить эвенков в покое». Но прежде, таежники, в первые годы советской власти испытывали большие трудности из-за недостатка товаров первой необходимости: муки, соли, оружия и боеприпасов. «Экономическое положение, - писал С.И. Семириконов, один из первых председателей туземного Совета в Баунте, - год от года ухудшается, что отражается на количестве населения. Вымирают семьями и родами… Причиной является плохие условия жизни: недоедание, отвратительные жилищные условия, плохая одежда. С начала войны уменьшилось количество торгующих и ввоз в кочевья тунгусов припасов. Все это привело к тому, что тунгусы должны поедать собственных оленей. Много оленей погибло от болезней. От всех этих причин хозяйство и общее благосостояние тунгусов пришли в упадок». Такие послания шли со всех концов Сибири. Появилась губительная для народа концепция, меняющая царскую: «… нет народов отсталых, а есть народы, задержанные в своём развитии из-за неблагоприятной социально-политической обстановки классового общества». В результате в решениях 12 съезда РКП(б) появилась установка, что необходима «действительная и длительная помощь извне», поскольку народы Севера сами «не в состоянии подняться на высшую ступень развития».

Кстати, до сих пор многие заблуждаются, приписывая нам уровень сознания и культуры первобытного человека. При этом даже не подозревают, что именно эвенкийский народ выдвинул десятки деятелей культуры и науки, как Галималла Гантимуров (Ганя Муров), Валентин Григорьевич Распутин, Альберт Семенович Гурулев, Анатолий Константинович Горбунов, Алитет Николаевич Немтушкин, Василий Егорович Доколев, Владимир Дмитриевич Лоргоктоев, Галина Ивановна Варламова (Кэптукэ), Николай Романович Калитин, Дмитрий Несторович Апросимов, Анна Н. Мыреева, Семен Надеин, Варвара Данилова, Василий Иванович Балябин, Николай Дмитриевич Кузаков, Сергей Гурьевич Комарицын, эвенкийских корней Виктор Петрович Астафьев, Александр Вампилов, Ким Николаевич Балков и многие другие.

...

«Эвенк будет сопротивляться до конца»

Не избежали эвенки и «раскулачивания». Мой дед, Владимир Гурьевич Комарицын, сначала был раскулачен, позже арестован как «враг народа», в 1942 году погиб под Ленинградом. Большинство способных организаторов и работников советских органов были уничтожены в тридцатые годы. У меня есть около двадцати свидетельств очевидцев. Вот важное свидетельство, характеризующее менталитет эвенков, который нынешние «захватчики» не учитывают, Павлины Сидоровой, в те предвоенные и военные годы капитан милиции северного района Забайкалья: «Когда в нашем районе планировалась секретная операция по аресту руководящих работников Витимо-Олекминского национального округа, нас инструктировал начальник из Читы. Он особо предупредил, что «эвенк будет сопротивляться до конца, пока не испустит дух от бессилия или не убежит, чтобы вернуться и убить вас. Лучше уж ему предпринять «попытку к бегству», а вам принять меры. А то чего мучить? Да и за двести верст пути всё может произойти!» Насколько я знаю, ни одного арестованного эвенка так и не довезли до Могочи, вернее, до разъезда Раздольный, где был лагерь заключенных».

Только из двух северных территорий, Тунгиро-Олекминской и Северобайкальской, в августе 1941 года защищать Родину ушло 420 мужчин. И всю войну призывали достигших призывного возраста. Мало кто из них вернулся, погибнув в боях.

От коллективизации до социализма

После войны продолжилась политика «втаскивания» эвенков в социализм. Но как-то еще держалось чудесным образом национальное бытие на уровне семьи. Однако в 1959 году, в Иркутске, было начато молодёжное движение, которое породило в стране геологический бум. Сотни тысяч молодых, крепких мужчин отправились покорять природу – отыскивать её богатства. В этот период национальные браки практически прекратились. Девушки-эвенкийки, за редким исключением, бросались к пришельцам-покорителям. Началась эпоха самоубийств на почве полной бессмысленности жизни, брошенных матерей-одиночек и бобылей-мужчин. Следующим ударом, в 60-е годы, началась полная коллективизация, стремительное слияние (отъём) ороченских оленей, считавшихся как бы колхозными, в объединенные стада, стараясь назначать оленеводов-пастухов, особенно, бригадиров из чужаков. Уже в этом таилась глубочайшая трагедия геноцида народа, по словам ученого-охотоведа, долгое время прожившего среди эвенков, Смышляева М.И.: «Такой народ сгубили! А теперь бросили остатки погибать, мотивируя естественными процессами…»

В семидесятые годы стали упразднять колхозы и создавать совхозы, что сопровождалось укрупнением оленьих стад и высвобождением ороченских семей от оленеводства. Эвенки были лишены последней милостыни: кочевать с оленями. Самоубийства, убийства, гибель, такие болезни, как туберкулез, сифилис и другие стали обыкновением. Среди народов у эвенков самая высокая смертность и низкая рождаемость. Орочены-оленеводы и так угнетенные политикой иждивенчества, о которой говорилось выше, попали в смертельно опасную среду – оседлость жизни, что вызвало непреходящую депрессию. Некоторые просто коллективно уходили из жизни, о чем с горечью говорил на Совещании писателей Севера в Малеевке (1978 г.) Юрий Сергеевич Рытхэу. Всё это искусно скрывалось или подавалось в удобном для властей ракурсе. Если раньше списывали жизни на ликвидацию при «попытке к бегству», то теперь на отравление алкоголем, а чаще всего на несчастные случаи. К примеру, Сергей Васильев из Тунгиро-Олекминского района Забайкалья якобы купался и утонул. При этом снял с себя одежду, аккуратно сложил на берегу, оделся в национальный костюм и «ушёл» в Реку в том месте, где покончил с жизнью его дед. Или начальники говорили, что застрелившаяся Валентина Кояконова чистила ружье и случайно выстрелила себе в сердце, оставив отчаянную записку, залитую кровью. Совсем недавно ее внучка Анисимова повесилась в районном центре (шесть лет была без работы). Сергей Габышев, мечтавший развести оленей, так и не добившись воплощения своей мечты, застрелился 19 лет от роду. Я до сих пор не могу спокойно вспоминать Михаила Семеновича Габышева, крепкого хозяина, умницу, радостно принявшего перестройку, радиста, кинооператора, снимавшего жизнь своего народа на кинопленку, мечтавшего создать чисто эвенкийское поселение в верховьях Олекмы, на месте бывшей фактории. Люди ему поверили, поддержали его, но он ничего не смог добиться. Ему было стыдно, о чем он и написал предсмертную записку, спрятал ее в носок, так она дошла до нас, и повесился. Спустя некоторое время отравилась его жена какой-то бытовой химией, страшно мучилась и на шестой день умерла. И Евгения, и Михаил Семёнович были замечательными людьми. Эвенки и русские, приезжая из тайги по делам в райцентр, шли к ним переночевать и их всегда встречали радушно. За этот период, с 1975 по 1995, мы насчитали с краеведами около двух сотен погибших эвенков по северу региона.

В невыносимых условиях

Французская исследователь Лаврени, живущая среди эвенков, подчеркивает, что столь частые самоубийства молодых таежников ужасают, и с чисто европейской наивностью полагает, что это связано как-то с психическими отклонениями, то есть внутренними первоначальными психическими причинами. Но мы-то с вами прекрасно понимаем, что созданные обстоятельства национальной политики и есть нечто иное как доведение до самоубийства. И причины отвратительного положения социальные и, боюсь, политические, потому что эвенков целенаправленно всегда ставили и ставят в невыносимые условия. В моем родном селе, начиная с 1995 года по нынешнее лето, явление гибели эвенков обрело неизбежность. Пришел парень Ичидонов из армии, помаялся, не зная, куда себя девать, повесился. Некоторое время спустя повесился еще один парень из этого рода, также отслуживший в армии. Иван Танкеульев, талантливый и умный парень, отчаявшийся найти работу, страдавший, что приходится жить на пенсию матери, повесился. Нынче из жизни ушел его брат Анатолий. Безработный Женя Козулин повесился. Люба Агдыреева повесилась. Сергей Агдыреев в двадцать лет повесился. Кузнецов Андрей повесился. Погибли трое братьев Воул, Саша Танкеульев, Саша Чечель, Дима Реент… Продолжать этот список нет сил. И все молодые, один только Ичидонов Николай покончил счеты с жизнью, пережив рубеж в 35 лет…

***

Вернемся к угрозе уничтожения нашей современной опоры, в экономическом, политическом, культурном смысле, – эвенкийской семейно-родовой общины «Дылача». Недавно я понял, что власти не мытьем так катанием все равно нас могут раздавить, поэтому более оставаться в стороне не могу. Прежде всего, я написал письмо (см. интернет) Генеральному прокурору Ю.Я.Чайке. Сейчас жду от него ответа. А потом пойду дальше. И чувствую, что уничтожение общины становится все более реальной. Со дня опубликования Открытого письма на «Дылачу» обрушилась лавина проверок. За июль-август общину проверяли Ростехнадзор, Росприроднадзор, Рыбнадзор, Пожнадзор, Бурприроднадзор, Соцстрах, МЧС, Налоговая инспекция и т. д. Готовится новая атака «захватчиков», но теперь уже со всех сторон, тотально, с титанической работой умов специалистов. Однако доживать безропотно и покорно «историческую трагедию эвенкийского народа» никто не собирается…

Александр Латкин, село Уоян, Бурятия
Полный текст: "Новая Бурятия"

Источник:

Новая Бурятия

Комментарии (2)

  • 9 сентября 2013, 17:39

    Латкину   Ответить

     

    веришь-нет? Всем ... Реально. Это капитализм. Умри ты сегодня, а я завтра.

    Хочешь изменить это? Тогда надо менять систему. Надо уничтожить капитализм.

    А пока что ВСЕМ ...

  • 10 сентября 2013, 16:25

    геолог   Ответить

     

    Похабов,Хабаров, Черниговский и сотни других... грабили и побивали " в пень" инородцев. Кто там за становление памятника "доблестным покорителям" Сибири.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^