$ 63.39
68.25
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


25 декабря 2009, 06:22

kungur-adm.ru

Эрляньское соглашение: россиянин-китаец-монгол – снова братья навек?

Великий Чайный путь…  В  1666 году - дата основания Верхнеудинска - из Москвы в Пекин, после долгих лет изысканий нового маршрута в Китай, был направлен  первый торговый караван. Несмотря на столь дальний путь, немалые опасности и связанные со всем этим серьезные издержки, экспедиция оказалась для России чрезвычайно выгодной. Пожалуй, с тех пор и на много лет вперед именно к этому торговому маршруту в Китай - через Сибирь и монгольские степи - оказалось приковано внимание российского правительства и торгового люда. К опыту давнего прошлого вернулись участники Эрляньского экономического форума, прошедшего на прошлой неделе в Эрляне (Китай).

Еще в мае 2009 года состоялось совещание по вопросам сотрудничества регионов-соседей - Китая, России и Монголии. Народное правительство Автономного Района Внутренняя Монголия Китая, совместно с Торгово-промышленными палатами Монголии, Бурятии и Иркутской области, а также мэрией города Кяхта выступили с совместной инициативой об укреплении торгово-экономического сотрудничества соседних стран через создание континентального транспортного коридора. По сути, участники совещания обратились к давнему, многократно апробированному еще в 17 веке и проверенному опыту торгового маршрута из России в Китай – Великого чайного пути. Именно его, практически детально, повторяет магистраль, взглянуть на которую по-новому решили представители разных государств.

Речь, в первую очередь, идет о транспортной артерии, связывающей города Иркутск - Улан-Удэ - Кяхта - Улан-Батор - Эрлянь - Пекин - Тяньцзинь. Следствием майского совещания и стал Эрляньский экономический форум по развитию континентального транспортного коридора, прошедший на минувшей неделе в городе Эрлянь (Китай). На представительном мероприятии – а на форуме собралось более 200 человек – Бурятию представляла делегация в составе 26 человек, среди которых: председатель ТПП Бурятии Виктор Кукшинов, мэр Кяхты Евгений Степанов, ряд бурятских предпринимателей и, как представитель властных структур, глава Комитета Хурала по экономической политике Вячеслав Ирильдеев.

Как рассказал депутат, этот форум, по большому счету, – дальнейшее развитие идеи монголов по свободной торговой зоне «Алтанбулаг», но в качестве более комплексной системы. При этом инициатива регионов-соседей подкрепляется мощнейшим интересом и поддержкой китайских властных органов. Чем же столь интересен этот транспортный коридор для всех сторон и, в первую очередь, для Бурятии, а, стало быть, и России?

Великий Чайный путь: реалии 21 века

Но сначала о самом «коридоре». Выбор именно этих точек маршрута – от Иркутска до Тяньцзиня – совершенно очевиден: это самый короткий путь из центра России в центр Китая, и наоборот, из центральных провинций Китая в сердце России. Верхнеудинск и Кяхта, особенно после подписания Кяхтинского соглашения 1727 года, долгое время играли серьезную роль в торговой жизни России, а Иркутск являлся крупнейшим торгово-распределительным центром Сибири. Что касается Тяньцзиня, то порт, а также железнодорожная и автомобильная магистрали бондовой зоны (беспошлинной зоны свободной торговли) Дунцзян становятся по-настоящему привлекательным пунктом – широкими воротами на Восток.

Значительная привлекательность этого транспортного коридора протяженностью около 2800 км для всех стран-участниц Эрляньского форума обусловлена, по словам Вячеслава Ирильдеева, возможностью быстрого реагирования на поставку товара:

- Почти 90% всего грузового потока из Азии в Европу проходит морским путем через Суэцкий канал. Это очень долгий и неудобный путь, имеющий множество недостатков: начиная с пиратов и заканчивая сроком «путешествия» товара – до полутора месяцев. Тогда как при использовании обозначенного нами транспортного коридора время реагирования укладывается максимум в полторы недели. Понятно, что это интересно всем сторонам, и выгодно России в целом, - отметил депутат. - Конечно, существуют и другие, уже действующие транспортные схемы, например, через Приморье, или Казахстан, где «курсируют» и газ, и нефть, и солидные пассажиро- и грузопотоки, но предлагаемый транспортный коридор имеет свои серьезные конкурентные преимущества.

В то же время, по мнению Вячеслава Ирильдеева, Россия не использует в полной мере возможности своей транспортной артерии на Восток – железной дороги, которая просто-напросто в настоящее время недостаточно загружена. Как отметил депутат, «в такой ситуации это дорога в никуда. Необходимо комплексное решение проблемы, но понятно, что при этом мы должны преследовать свои интересы». Этим и руководствуются представители Бурятии при обсуждении столь «корыстного» вопроса.

Прагматичный взгляд: зачем нам это надо

Основную задачу развития «Чайного пути по-новому» Вячеслав Ирильдеев обозначил просто: прежде всего - улучшить жизнь жителей регионов-соседей как минимум вдоль всей этой трассы. И, как следствие, в целом ускорить и оптимизировать процесс развития экономики наших стран. Системной проблемой для субъектов Сибири и Дальнего Востока, по мнению депутата, в первую очередь, является их значительная удаленность от западной части России. Эти регионы фактически изолированы или, как минимум, удалены от российского рынка, но при этом у них отсутствует возможность свободно, а главное, эффективно работать с огромным китайским рынком. А развитие транспортного коридора, как отметил Вячеслав Ирильдеев, позволит улучшить экономику региона. Особые надежды депутат возлагает на комплексный логистический центр в Улан-Удэ, в котором весьма заинтересованы все стороны, а Китай готов выступить инвестором в его создании.

Для Монголии, а особенно Китая этот проект привлекателен тем, что при серьезном развитии внутренней экономики необходимы дополнительные каналы доступа к другим рынкам: как России, так и Европы, и во многом решение этого вопроса зарубежные партнеры связывают именно с маршрутом Иркутск-Тяньцзинь.
Вопрос о более плотном сотрудничестве регионов особенно актуален в настоящее время, считает  Вячеслав Ирильдеев:

- На современном этапе, когда мировые хозяйственные процессы характеризуются нестабильностью, каждому региону нужно придерживаться стратегии быть интересным, готовым к сотрудничеству. Сейчас кооперация регионов просто необходима, поэтому и на совещании, и на форуме рассматривалось несколько вариантов проекта сотрудничества России, Монголии и Китая.

Китай-Монголия-Россия: будем дружить домами?

Как рассказал Вячеслав Ирильдеев, проект континентального транспортного коридора обладает наибольшим количеством конкурентных преимуществ, поэтому выбор участников форума пал на него. Как отметили представители всех регионов, для его успешной реализации жизненно необходим повышенный уровень кооперации. Ведь при решении комплексных задач может возникнуть немало вопросов: например, с визами или другие, связанные с пересечением государственных границ.

- Все звенья цепочки связаны друг с другом, и если появляется одно слабое звено, то оно тормозит пропускную способность всего маршрута, - отметил Вячеслав Ирильдеев.

По итогам обсуждений представителями всех трех стран было подписано так называемое Эрляньское соглашение, основная мысль которого - укрепление сотрудничества между правительствами регионов, а также торговыми обществами и предприятиями. В соглашении затронуты и более узкие вопросы, в частности, о сотрудничестве по инвестициям в области освоения и использования природных ресурсов. Сотрудничество в сфере международной торговли, логистики и туризма, в соответствии с соглашением, подразумевает создание пограничной свободной торговой зоны и международной туристической линии вдоль всей магистрали, а также создание полноценного «воздушного коридора» и инфраструктуры пограничных переходов. Большое внимание уделено и укреплению гуманитарного и экономического сотрудничества – как в сфере образовании и здравоохранения, так и в области защиты окружающей среды.

Этот документ, как считает Вячеслав Ирильдеев, несет пока скорее организационную нагрузку, но должен положить начало серьезным экономическим изменениям в регионах. В рамках прошедшего форума уже подписан ряд контрактов между предпринимателями трех стран, в том числе и с россиянами, на общую сумму около 2 млрд. юаней. В итоге принято решение о ежегодном проведении экономического форума в Эрляне по различным, наиболее актуальным на тот или иной момент направлениям, причем все расходы по его организации будет нести китайская сторона. Оговорен и порядок работы созданного рабочего комитета, члены которого будут постоянно находиться в контакте и ежегодно встречаться по проблемным вопросам реализации проекта транспортного коридора.

Глобализация или китаизация?

По словам Вячеслава Ирильдеева, поскольку инициатива исходила все же, в первую очередь, от стран-соседей, то принято решение, что рабочий комитет будет делать паузу для решения каких-либо вопросов с российской стороны с вышестоящими органами власти. Как рассказал депутат, в ближайшее время для дальнейшего согласования действий с Эрляньским соглашением будет ознакомлен президент Бурятии.

Вячеслав Ирильдеев не опасается того, что китайская сторона, согласно формулировке одного из пунктов подписанного документа, будет рассматривать Бурятию как сырьевой придаток:

- Мы располагаем большим количеством природных ресурсов, и все зависит от нашей стратегии - как мы выстроим наши отношения. Будем ли мы перерабатывать или какой-то другой вариант -  в дальнейшем все будет определено. Уже сейчас это во многом определяется на федеральном уровне, - заявил депутат.

- Фактически это параллельная инициатива на региональном уровне, и мы должны уделить этому проекту достойное внимание. Мы должны правильно вписаться и в стратегию экономического развития Дальнего Востока и Прибайкалья, где узловыми моментами определены Иркутск, Хабаровск и Приморье, и в проект континентального транспортного коридора. Этот проект четко выявляет конкурентные преимущества Улан-Удэ и Бурятии, - отметил Вячеслав Ирильдеев.

По мнению депутата, самая главная проблема в реализации проекта –  проблема в головах руководителей, которые принимают решение:

- Если мы правильно мыслим и правильно потом действуем, то Бурятия может занять выгоднейшее положение. Для решения проблем Бурятии и Иркутской области мы можем использовать инерцию огромной махины - экономики Китая, готового финансировать многие проекты на вполне приемлемых условиях. Сейчас КНР перераспределяет свои финансовые ресурсы из американских фондов в другие проекты: страна хочет обезопасить свое будущее. Ну, так пусть вкладывают и на нашей территории, - заявил Вячеслав Ирильдеев. - Это не процесс китаизации. Просто Китай - наш сосед, и это глобализация. А мы должны научиться сотрудничать, четко соблюдая свои  интересы. Тогда проект будет успешен.

Источник:

Александра Андреева, «Вечерний Улан-Удэ – Неделя»

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^