$ 63.39
68.25
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


4 июня 2008, 04:19

Наука и бизнес пока не поняли друг друга

С 27 по 30 мая в Улан-Удэ прошла выставка инновационных технологий «Наука. Инновации. Бизнес», на которой был представлен весь цвет научных разработок Бурятии. Как оказалось, большинство из них так и не нашло широкого применения на практике. «Мы делаем науку для науки», — пошутил один из участников выставки. Участники и эксперты называют разные причины сложившегося положения.


— Инвесторам нужны быстрые деньги, — считает Нарима Дамдинова, доцент кафедры производства строительных материалов ВСГТУ. — У нас есть разработки, есть патенты. Но кто вложит деньги, если срок окупаемости по нашему проекту не менее трех лет?

Уже несколько лет ученый занимается исследованиями нового строительного материала — пеностекла. По физико-механическим свойствам пеностекло превосходит известные теплоизоляционные материалы, такие как легкие бетоны, газо- и пенобетон. Кроме того, оно обладает долговечностью, огнебиостойкостью и экологичностью, позволит повысить сейсмическую безопасность строений. Исследования ученых направлены на создание технологии пеностекла по сокращенной схеме, без предварительного энергоемкого стекловарения. Кроме того, в его производстве используется местное сырье.

— Мы апробировали нашу работу в разных областях России, получены положительные результаты. Но если говорить о производстве, то все упирается в деньги. Мы посчитали: чтобы выпускать 10 тысяч кубометров пеностекла в год, необходимо 12 миллионов рублей, плюс 30 миллионов — на оборудование.

Нарима Ракшаевна видит выход в комплексном подходе. Она убеждена, что надо объединить усилия авторов и инвесторов, тех, кто согласен ждать и понимает, что он работает на будущее.

Ее коллега, ученый Батоболот Жалсараев, сотрудник Геологического института СО РАН, считает, что причина в недостатке информации у инвесторов.

— Ученых нужно поддерживать информационно, — говорит он, — писать об их исследованиях.

Патент на изобретенный им рентгеновский спектрометр ЭДПРС-2 Батоболот Жалсараевич получил еще в 1999 году. Прибор способен без больших затрат определить состав геологических, экологических и других проб.

— Это относительно дешевый способ по сравнению с химическим анализом.

Он может применяться в геологических организациях, где ведется добыча, для определения состава руд. Прибор был бы полезен и в Бурятии, и в России в целом. Спектрометр способен определять более половины элементов таблицы Менделеева одновременно, — рассказывает кандидат технических наук.

Столь необходимый черной и цветной металлургии, геологии прибор существует пока только в двух экземплярах. На его комплектацию, доработку технической документации и обязательную сертификацию еще четыре года назад требовалось порядка миллиона рублей в год. 


Те из ученых, кто на основе своих разработок все же открыл свое дело, убеждены: чтобы претворять научные идеи в жизнь, необходимо принимать новые законы. Константин Марактаев, известный в Бурятии ученый-предприниматель, организовал небольшое производство строительных материалов на основе своих исследований. Из-за отсутствия крупных инвесторов приходится пока работать только с частными лицами, которые строят дома только для себя. Хотя изобретенный им карбонатный цемент мог бы найти широкое применение и в более масштабном строительстве.

— Надо, чтобы наше законодательство шло вслед за научными разработками. У нас законодательство пока запрещающее. Если в Америке сначала изобретение, опыты, производство, серийное производство и только после — сертификация и освидетельствование, то в России все наоборот. Сначала документы, а уж потом — производство. Ты не можешь родиться, пока у тебя нет паспорта, — поясняет Марактаев.

Чтобы научные проекты и разработки могли быть реализованными, наука должна «коммерциализироваться», считают эксперты. Речь не идет о фундаментальной науке, а только о тех исследованиях, которые находятся на рубеже науки и практики. А таковых в республике немало. В каталоге инновационных разработок и проектов республики на 2008 год, выпущенных специально к выставке, представлено более 80-ти наименований. Одна идея интереснее другой. От малозатратных, стоимость которых исчисляется от нескольких сотен тысяч рублей до миллионных вложений. Проблема в том, что ученые пока не умеют заинтересовывать бизнес рыночными перспективами своих разработок. Они не ориентируются в маркетинге, зачастую ошибочно полагая, что их продукт уже изначально конкурентоспособен и у него есть свой покупатель.

— Речь идет о коммерциализации: то есть о кратком и сдержанном презентационном изложении той информации, которую ученые выносят на рассмотрение инвесторам, — рассказывает Виктор Лаподуш, начальник отдела инновационных технологий республиканского комитета по развитию промышленности, предпринимательства и инновационных технологий. — К нашему сожалению, они не могут этого сделать, не могут изложить суть проблемы так, чтобы четко указать: да, эта разработка наша, она имеет такой-то рынок и конкурентоспособна. Излагают свои проекты как доклад о научном исследовании, часто говоря о сложностях, которые испытывают.

Выяснилась на выставке и парадоксальная вещь: порой ученые сами не заинтересованы в коммерциализации своих идей.

— Некоторым ученым поступают предложения даже со стороны иностранных компаний и иностранных научных заведений о продолжении работ. Но наши ученые их «отталкивают». Говорят: это мое, я никому не дам, — говорит Виктор Андреевич.

Во-первых, ученым должны помогать маркетологи. Во-вторых, нужны институты финансирования.

— Я бы назвал их венчурными фондами финансирования, — поясняет Лаподуш. — По тем нормативно-правовым документам, которые рождаются сегодня в анналах Минэкономики России, это вопрос для региона стоимостью 100 миллионов рублей.

Нужно развивать инфраструктуру продвижения научных проектов: создавать фонды поддержки малым формам предпринимательства, венчурные институты и др. В каждом вузе и научном центре могут быть центры коммерциализации. У нас подобный есть только в БГСХА.

— Этого в республике пока нет, но должно быть создано, — подчеркивает Лаподуш.

Светлана Попова, «Информ полис»

Комментарии (1)

  • 4 июня 2008, 11:55

    Связной   Ответить

     

    Ну да рискованно инвестировать капитал в совершенно новый материал.

    пока потребители поймут, что к чему пройдет как минимум 5-10 лет.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^