$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


18 декабря 2013, 14:22

Молодежь Бурятии: "Вдруг откуда ни возьмись"

Продолжается общественное обсуждение проекта Концепции инвестстратегии Бурятии.

Привлечение инвестиций – один из наиболее важных инструментов решения проблем социально-экономического развития любого региона. Бурятия в этом смысле не исключение. В последнее время уже приняты или «на подходе» многие программные документы. Но насколько они соответствуют быстро изменяющейся экономической конъюнктуре?

Повторение пройденного

О своих методах и подходах для привлечения внешних инвестиций в развитие региональной экономики Минэкономики РБ заявило при разработке республиканской целевой программы по созданию благоприятных условий для бизнеса «Бурятия — территория инвестиций». Этот документ предложил достаточно подробный, а самое главное, понятный алгоритм сотрудничества на условиях государственно-частного партнерства на ближайшее десятилетие. Новая программа в качестве приоритетов инвестполитики объявивла разработку минерально-сырьевых ресурсов республики, планомерную модернизацию действующих крупных предприятий и реализацию социальных, инфраструктурных проектов на территории всей республики.

Еще одним концептуальным документом призвана стать Инвестиционная стратегия Республики Бурятия на период до 2020 года, с которой можно ознакомиться на сайте республиканского ведомства и принять участие в ее обсуждении. К слову, особой активности комментаторы не проявили, за несколько месяцев разместив лишь энное количество отзывов.

Целью создания этого документа, как поясняют разработчики, является «создание благоприятного инвестиционного климата в регионе и увеличение притока внешних инвестиций для обеспечения экономического роста, повышения уровня жизни населения Республики Бурятия».

Среди основных задач проекта Стратегии называются формирование «точек роста» экономики республики с использованием кластерных подходов; повышение доступности энергетической, транспортной, коммуникационной и социальной инфраструктуры; развитие условий ведения инвестиционной и предпринимательской деятельности, сокращение административных барьеров, повышение информационной открытости органов власти и др.

Реализация инвестиционной стратегии поможет создать благоприятный инвестиционный климат, что позволит, по расчетам разработчиков, обеспечить к 2020 году рост инвестиций в основной капитал в реальном выражении в 1,35 раза к уровню 2012 года (до 89,5 млрд. руб.). А также даст увеличение объема инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека до 69,2 тыс. рублей.

 Индикаторы развития инвестиционной деятельности в Республики Бурятия до 2020 года

Наименование показателя

Прогнозный период

2013*

2014

2015

2016

2017

2018

2019

2020

1

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал, в % к предыдущему году в сопоставимых ценах

101,0

102,0

103,0

103

105,0

105,2

105,4

106

2

Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека, тыс. руб.

32,6

35,1

38,7

42,8

44,6

50,8

59,3

69,2

3

Норма инвестирования, %

24,9

23,9

25,0

25,5

26,1

27,0

27,5

27,87


Конечно, семилетний период, отведенный на достижение предлагаемых индикаторов развития – это достаточно много. Но обращает на себя внимание, что увеличение темпов роста индикаторов в первые годы прогнозируется на минимальном уровне и достигает более или менее приемлемых показателей ближе к расчетному периоду.

Не совсем понятно, насколько в этих расчетах учтены и инфляционнные последствия, которые очень часто существенно корректируют любые заявленные темпы роста чего бы то ни было.

Под копирку?

Инвестиционную стратегию можно представить как генеральное направление, программу или план инвестиционной деятельности, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести к достижению инвестиционных целей и получению ожидаемого инвестиционного эффекта. Но только в том случае, если она (инвестстратегия) в полной мере вписывается в существующую систему экономических координат региона в частности и государства в целом.

Практически все российские регионы сегодня имеют программы социально-экономического развития, инвестиционные программы и еще множество документов, определяющих завтрашний и послезавтрашний день субъекта РФ. Как правило, они разрабатываются либо самостоятельно, так и при поддержке внешних консультантов, в основном, российских институтов.

В большинстве случаев обычно это декларативные документы, содержащие некоторый анализ бюджета и ресурсов региона, возможные перспективы развития и перечень инвестиционных проектов. Как правило, такие программы создаются для того, чтобы обосновать возможность получения средств на так называемые федеральные программы, финансирование которых осуществляется из федерального бюджета. Очень часто такие региональные программы  так и остаются на бумаге. Проблема не только в качестве разработанных документов, а в том, что их авторы подходят к формированию таких документов достаточно формально.

На сайте минэкономики РБ нет информации о том, что к работе над той же Инвестиционной стратегией были  привлечены сторонние организации. Однако многие регионы все-таки не ограничиваются собственными ресурсами и применяют аутсорсинг. И это дает свои плоды. Основная масса нетиповых (и удачных) стратегий появилась именно в результате такой организации работы.

При этом аутсорсинг может быть организован как по договорённости с научной организацией, так и на конкурсной основе. Например, при разработке стратегии развития Камчатской области был привлечён Дальневосточный научно-исследовательский институт рынка, и до сих пор институт участвует в стратегических разработках области. А Администрация Томской области в свое время провела тендер на разработку долгосрочной стратегии развития среди консалтинговых компаний.

Хуже, если в работе над проектом Стратегии был использован так называемый Типовой макет. Это такая своего рода «заготовка», которую федералы предлагают регионам для облегчения работы. Надо ли говорить, что цели и задачи в таком типовом макете в целом определяются положениями федеральных программ. Более того, в макете указаны мероприятия, способствующие достижению целей, а типовые задачи перечислены.

Это, по мнению независимых экспертов, не совсем правильно, поскольку стратегия – документ индивидуальный. Типовые, похожие, задачи и мероприятия там могут присутствовать, однако они явно не должны доминировать. Пока же например, Типовой макет программы развития региона представляет собой не пособие по разработке конкурентной стратегии, которая позволила бы региону достичь высоких социальных и экономических показателей, а шпаргалку, воспользовавшись которой, можно выполнить формальные требования для получения регионом дотаций из федерального бюджета. Такой подход к выработке стратегии вряд ли можно назвать эффективным, а полученный таким образом документ ведёт, скорее, не к развитию, а к стагнации.

 О гибкости, или Очень приятная новость

Считается, что стратегические цели инвестиционной деятельности следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в инвестиционной среде. Разработчики такого рода документов должны помнить об этом и быть готовыми внести модификации в установленные цели с учетом новых требований, выдвигаемых со стороны внешней инвестиционной среды, общего экономического климата или параметров внутреннего инвестиционного потенциала.

Одним из таких сигналов к пересмотру некоторых региональных программ, скорее всего, станут обещания, прозвучавшие в послании Президента РФ Федеральному собранию.

Там есть несколько вещей, которые вносят серьезные коррективы в экономическую систему координат. И особенно для регионов Сибири и Дальнего Востока. Речь прежде всего идет о распространении льготной ставки налога на прибыль и ряду других налогов для новых инвестпроектов не тольько на Дальнем Востоке, но и на всю Восточную Сибирь, включая Красноярский край и Республику Хакасия.

Кроме того, на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири предлагается создать сеть специальных территорий опережающего экономического развития с особыми условиями для организации несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт. Для новых предприятий, размещённых в таких зонах и в таких территориях, должны быть предусмотрены пятилетние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ,налогу на землю, имущество, а также, льготная ставка страховых взносов. И что также важно, здесь будут созданы условия ведения бизнеса, конкурентные с ключевыми деловыми центрами АТР

Прозвучала из уст главы государства и еще одна вещь, которая, видимо, будет приятна властям Бурятии и в частности министру экономики Татьяне Думновой:

-  Сейчас скажу очень приятную новость для руководителей регионов Российской Федерации, - заявил В.Путин. - Считаю, что если регион вкладывает свои средства в создание индустриальных и технопарков, бизнес-инкубаторов, то дополнительные федеральные налоги, которые в течение трёх лет поступят от размещённых там предприятий, должны возвращаться в субъект Федерации в форме межбюджетных трансфертов.

 Валерий Цыдыпов, "Молодежь Бурятии"



© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^