$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


5 сентября 2012, 17:24

www.pfrf.ru

Молодежь Бурятии: "Пенсионные маневры"

На заслуженный отдых – в «богатые» края?

До 1 октября 2012 года Министерство труда и занятости населения РФ должно представить проект новой пенсионной реформы в правительство. Этим жестом  спустя десять лет после старта предыдущей версии пенсионной реформы власти практически расписались в ее провале. Но и предлагаемый вариант ( а проект этого документа уже обнародован) сегодня подвергается жесткой критике. Что же правительство готовится нам предложить на этот раз?

Весь пар ушел в гудок

А как все помпезно начиналось в 2002 году! Официозные СМИ тогда раструбили на всю страну - началась реализация крупномасштабной пенсионной реформы, которая станет составной частью структурных преобразований в экономике и социальной политике государства и позволит создать  многоуровневую пенсионную систему, которая обеспечит гражданам возможность получения достойной пенсии после окончания трудовой деятельности.

Но в итоге механизмы, которые были заложены в ее основание и которые должны были гарантировать воспроизводство и накопление пенсионных сбережений, не работают. Хотя совокупный объем пенсионных средств растет, размер средней пенсии в сравнении со средней зарплатой неуклонно падает. Государственный Пенсионный фонд сталкивается со значительным и все растущим дефицитом, а частные фонды и управляющие кампании, которые должны были привлечь к себе значительную долю пенсионных средств, дискредитированы в глазах потенциальных вкладчиков своей безответственностью и рискованными методами игры на рынке.

Что предлагает правительство?

До выработки консолидированных предложений по новой пенсионной реформе ведомства, принимавшие участие в этой работе, едва не разругались в пух и прах. Во всяком случае, и Минфин РФ, и Минсоцразвития, и Минтрудапериодически выступали с взаимоисключающими предложениями.

Так, новый сценарий пенсионной реформы, предложенный Минфином, обещал бюджету фантастический эффект: сэкономить в ближайшие восемь лет (до 2020 года включительно) почти 7,5 трлн рублей. При этом ведомство отказывалось от рискованных решений вроде повышения пенсионного возраста, но предлагало пойти по особому пути - люди будут выходить на пенсию рано, но получать от государства мало.

Минздравсоцразвития предлагает полностью перекроить принципы начисления пенсии, изменив пенсионную формулу, в которой главным компонентом станет стаж. С помощью стажа министерство собирается мотивировать людей выходить на пенсию позже. Для получения максимальной пенсии нужен будет стаж, выработать который к 55-60 годам человек не сможет при всем желании. То есть хочешь пенсию больше - работай дольше.

Тем, кто останется на работе, будет отказано в праве получать пенсию. А работодатели тех, кто имеет право на досрочную пенсию (из-за тяжелых условий труда, которые предполагают льготы), будут платить очень высокие социальные сборы. Сам пенсионный возраст министерство предлагает не трогать как минимум ближайшие 10 лет.

Минэкономразвития более консервативно: ведомство предлагает стимулировать личные накопления граждан, а базовые принципы начисления пенсии кардинально не менять. Зато министерство предлагает вернуться к ликвидированному ЕСН размером 28-30%, администрировать сборы которого должны налоговики.

Главная интрига документа — «страховой маневр». Ведомства предлагают в ближайшие два-три года направить часть накопительного тарифа в солидарную часть. Таким образом, они надеются заткнуть дыры в бюджете ПФР, сохранить обязательства государства перед нынешними пенсионерами и при этом избежать непопулярных решений вроде увеличения пенсионного возраста (этот вопрос в Стратегии даже не затрагивается).

В Минфине маневры коллег не одобряют и вместо этого предлагают индексировать пенсии не дважды в год (на уровень инфляции и на рост среднемесячной зарплаты), а лишь один — в расчете на среднеарифметическое между этими показателями, а также не выплачивать пенсию работающим пенсионерам. Минэкономразвития стратегию Минтруда также раскритиковало. Там решение проблемы видят в том, чтобы сохранить накопительную часть, но повысить эффективности ее инвестирования.


Выигравшие и проигравшие

По мнению независимых экспертов, выигравших от предлагаемой реформы в случае ее принятия не будет.

Ликвидация накопительной системы не добавит реальных денег в систему распределительную, поскольку эти средства пойдут на сокращение бюджетных трансфертов Пенсионному фонду – а именно это указывалось представителями Пенсионного фонда и Минтруда как основные цели реформы.

В наименьшей степени проиграют получатели доплат к пенсиям до регионального прожиточного минимума и те, кому в будущем будут в силу низких заработков назначены пенсии с такими доплатами. Для них единственным ориентиром в пенсионной системе является региональный прожиточный минимум и никаких изменений по сравнению с существующими пенсиями происходить не будет.

Но и они от реформы не выиграют, поскольку порядок расчета регионального прожиточного минимума предлагаемая реформа не меняет. Даже те, кто не проиграет материально, проиграет в силу нарастания непредсказуемости в системе и невозможности выработки личных стратегий жизни на пенсии.

Наиболее тяжелые финансовые лишения понесет средний класс: на нем предлагается сэкономить путем уменьшения дифференциации пенсий как в результате введения уравнительной формулы в распределительной системе, так и за счет фактического демонтажа обязательных и добровольных накопительных систем. Вместо пенсий, увязанных с заработками, им предлагалось бы пособие по бедности.

Также предлагаемая реформа наверняка может создать проблемы для досрочных пенсионеров – возникнет риск непризнания накопленных прав и прекращения формирования досрочных пенсий без проработки приемлемых компенсационных механизмов.

Между тем, альтернатива есть.

Конкретные предложения, например,  подготовлены Экспертным советом при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений в рамках гражданской инициативы при участии социальных партнеров, основных участников пенсионного рынка, пенсионных экспертов. Что немаловажно, эти предложения были приняты на основе консенсуса.

Существенное увеличение размера пенсий к 2010 г. было достигнуто за счет привлечения внешних источников финансирования. Демографические и социально-экономические тенденции делают невозможным поддержание современного уровня пенсий без увеличения бюджетного трансферта или повышения тарифа страховых взносов. В то же время, несмотря на высокую долю расходов на пенсии (в % от ВВП), обеспечивается весьма низкий коэффициент замещения по сравнению с развитыми странами.
Основная цель предлагаемых мер – максимально настроить пенсионную систему на потребности отдельных групп пенсионеров. Чтобы понять, чего ждут от системы граждане, базой для разработки стали результаты социологических опросов.

Экспертный совет предлагает комплекс взаимоувязанных мер, включающих модернизацию страховой части системы с учетом потребностей разных возрастных групп и стимулированием добровольного более позднего выхода на пенсию и увязку развития пенсионной системы и медико-социальной помощи старшим пенсионерам (вне рамок пенсионной системы), а также реформу досрочного пенсионного обеспечения и меры по повышению эффективности и уровня гарантий накопительной составляющей. Если власти прислушаются к мнению общественных организаций, то ключевыми результатами предлагаемой реформы станут отказ от повышения нормативного пенсионного возраста в ближайшей перспективе, стабилизация бюджетного трансферта на финансирование пенсионной системы (в размере 2,5 % к ВВП), снижение нагрузки на ФОТ (до 22 %),перевод досрочных пенсий на накопительные принципы без увеличения совокупной страховой нагрузки, возможность наследования пенсионных накоплений на этапе выплат, надежность и гарантии сохранности в накопительной части, индивидуальный коэффициент замещения на уровне  40-60 % и многие другие вещи, о которых с принятием правительственного варианта реформы останется только мечтать.

Каждый регион в принципе должен пытаться защитить интересы своих пенсионеров. Но даже намека на общественную дискуссию по теме очередной пенсионной реформы в Бурятии нет. Хотя, несмотря, на ограниченные возможности в этой сфере, республиканские власти могли бы хотя бы попытаться самортизировать негативные последствия шараханий в этом вопросе федералов.

Каким образом?

Существует несколько путей участия регионов в проведении пенсионной реформы. Оставим в стороне право законодательной инициативы субъектов, поскольку Москва к голосу провинции в таких вопросах обычно не прислушивается.

Один из них , например, это создание и развитие региональных накопительных пенсионных систем.По мнению независимых экспертов, это перспективный способ улучшить качество жизни пенсионеров за достаточно короткое время. Особенно это касается наименее обеспеченных категорий пенсионеров.

Региональное дополнительное пенсионное обеспечение по сравнению с федеральным носит более гибкий характер, что позволяет учитывать интересы различных социальных групп, а регионам получать дополнительные инвестиционные ресурсы. При этом немаловажно, что  пенсии граждан формируются из разных источников – личных сбережений, корпоративных финансов частных предприятий, бюджетных средств.

Как известно, без существенного увеличения пенсий невозможно полноценно проводить реформирование ЖКХ и реформу медицинского страхования. В региональных негосударственных пенсионных фондах могут аккумулироваться не только средства дополнительного пенсионного обеспечения, но и средства обязательного пенсионного страхования. Организационно и финансово региональные негосударственные пенсионные фонды должны быть подконтрольны руководству субъекта Российской Федерации, которое должно  иметь право контролировать, определять приоритеты при инвестировании средств в экономику региона, информировать общественность о ходе формирования региональной пенсионной системы как элемента федеральной пенсионной системы.

Сегодня обсуждается целесообразность  проведения сразу  в нескольких регионах пилотного проекта по созданию региональных пенсионных систем. Почему бы Бурятии не попробовать принять участие в таком конкурсе?

Валерий Цыдыпов
Полный текст в еженедельнике «Молодёжь Бурятии» №36»

Источник:

«Молодежь Бурятии»

Комментарии (2)

  • 5 сентября 2012, 20:00

    Black Hole   Ответить

     

    Будем жить как в Китае, никакой государственной пенсии, что заработал на то и живи. Как и предполагалось для России, естественно пенсию получат чиновники, военные и другие субъекты, которые НИКАКОГО вклада в ВВП не вносят, за то госслужащие. 10 лет назад они прекрасно знали на что шли, советская пенсионная система которая сейчас действует в априори, не рассчитана на "дикую рыночную экономику". Хотя единичные пептидные некоммерческие пенсионные фонды приносят своим участникам стабильный доход, т.к. они сами выстроили свою "систему" внутри государственной и там реально "деньги приносят деньги". Возможно, что поколение граждан России рожденных после 1975 года с таким институтом ка "пенсия" вообще не столкнется, разве что в воспоминаниях. Кроме этого, идет утечка капиталов в зарубежные страховые, пенсионные фонды, но пока этот фактор еще не приобрел массового характера. Ну вообщем, как всегда, история повторяется.

  • 5 сентября 2012, 20:02

    Black Hole   Ответить

     

    "Почему бы Бурятии не попробовать принять участие в таком конкурсе?" )))

    Надеюсь это риторический вопрос.

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^