$ 63.92
67.77
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


20 мая 2014, 17:11

Молодежь Бурятии: "Городская вертикаль"

Новая реформа МСУ не за горами?

До конца весенней сессии депутаты Госдумы планируют во втором чтении рассмотреть закон, кардинально меняющий систему местного самоуправления. Если он будет благополучно принят, то автоматически будут отменены выборы мэров в крупных городах и значительно расширены полномочия муниципальных депутатов.

Исключение без правил

Если учесть, что законопроект уже принят в первом чтении, то вероятность того, что для определенной категории муниципальных образований (а это крупные городв с делением на административные районы) уже с будущего года могут наступить соврешенно другие времена. Фактически вся нынешняя иерархия власти в них может кардинально измениться.

Авторы инициативы в пояснительной записке отмечают, что выполняют поставленную президентом РФ задачу и намерены так реформировать власть на местах, чтобы «любой гражданин мог дотянуться до неё рукой».

Хотя в нем напрямую не сказано об отмене выборности мэров, но фактически в крупных городах (кроме Москвы и Санкт-Петербурга), мэры не будут избираться прямым голосованием граждан города. Не будет прямого голосования и на выборах депутатов городских законодательных собраний. Вместо этого предлагается ввести многоступенчатую систему, при которой избиратели голосуют только за своих районных депутатов, которые входят в районный совет.

В свою очередь, городские заксобрания предлагается формировать из числа районных депутатов, которые сами будут решать, кто будет представлять их район на уровне города. Мэра города депутатам также предполагается выбрать из собственных рядов.

Непонятно, правда, для многих обозревателей, как все эти посылы сообразуются со словами Владимира Путина на ежегодной пресс-конференции, когда тот заявил, что «мэров нужно только выбирать». Возможно,

Глава государства тогда не имел ввиду мэров крупных городов, которые зачастую являются политическими соперниками губернаторов и глав регионов и в этом качестве вызывают лишнюю головную боль не только у самих «губеров», и Кремля.

Пока лишь известно, что скорее всего, в случае принятия закона он коснётся Омска, Новосибирска, Екатеринбурга и ещё 64 городов, которые делятся на районы. Авторы законопроекта не исключают при этом, что данную систему можно будет распространить и на 519 более мелких городов, не имеющих сегодня районного деления, если такое деление будет введено завтра.

На что обращают внимание эксперты?

Прежде всего, на то, что в случае принятия закона значительно урезаны будут полномочия мэров. По новому закону, управлять городским хозяйством и финансами будет не мэр, а назначаемый по контракту сити-менеджер. Такая система уже практиковалась в отдельных регионах, теперь её собираются сделать обязательной для всех крупных городов.

При этом предлагается, чтобы сити-менеджер ежегодно отчитывался перед думой. Если его отчет два раза подряд признают неудовлетворительным, он должен будет уйти в отставку автоматически.

Но станет ли власть ближе к народу, если полномочия районных депутатов расширить, а прямые выборы городских дум и мэров отменить?

– Районные депутаты в городах будут избираться напрямую. Это позволит решать жизненно важные для каждого человека вопросы на том уровне власти, который наиболее ему близок, - считает один из авторов законопроекта, член комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления

Вячеслав Тимченко. - Принцип избираемости сохраняется: в городскую думу мы делегируем избранных всенародно депутатов. Таким образом, решения, которые принимаются на уровне районных советов, будут учитываться при принятии решений на уровне города.

Районные депутаты сами решают, кто будет представлять их думу на более высоком уровне. Избранный с этой целью депутат впоследствии будет отчитываться на каждом заседании районного совета о своей работе в думе города, о том, какие инициативы ему удалось там продвинуть. Это обеспечивает более эффективное управление муниципальным хозяйством.

Если человек избирается в городскую думу напрямую, он не знает, какие решения принимает районный совет. А эти решения связаны с важными для жителей района вопросами. Велика вероятность того, что такой депутат будет опираться на собственную точку зрения, не учитывая реальных нужд района. Если же в городскую думу делегируется районный депутат, он продвигает там не только свою точку зрения, но и точку зрения 20 или 30 депутатов районной думы.

Кто вывезет мусор?


Но есть на этот счет и другие точки зрения.

Так, представители общественного фонда «Институт экономики города» уже заявили, что новая система может оказаться разрушительной для местного самоуправления. Они считают, что внутригородские районы в крупных городах сейчас выполняют функцию чисто административную, а после принятия закона могут превратиться в квазисамостоятельные муниципальные образования.

Действительно, сегодня в городах вся власть находится в руках городской администрации и городских заксобраний, а районные советы есть только в Москве и Санкт-Петербурге, но их функции ограничены покраской бордюров и организацией праздников. Теперь же по 5–6 таких «районных дум» и администраций появится в каждом крупном городе и полномочия их будут расширены. Это затруднит функционирование всей системы муниципального управления.

Будет много путаницы и нестыковок при выяснении, кто за что отвечает и как делить полномочия между этими уровнями. Если, допустим, не вывозят мусор или возникли проблемы с ЖКХ и детским садом, куда обращаться? К мэру или в свой район? Понятно, что это будет прописано, но всё равно «серые зоны» останутся. Соперничающие уровни власти будут стремиться спихнуть друг на друга те проблемы, которые они по каким-то причинам не готовы решать.

Возникает и другой вопрос – а станет ли власть эффективнее, если городским хозяйством будет управлять сити-менеджер, назначаемый, а не избираемый?

Двоевластие сити-менеджеров и избранных мэров практикуется в некоторых городах и сейчас. Но со вступлением в силу этого закона такая форма станет единственно возможной. Но двоевластие часто является контрпродуктивным. Оно ведёт к перетягиванию чиновниками одеяла на себя и непониманию того, кто за что реально отвечает. Чиновники высшего уровня уже говорили о том, что этот эксперимент себя не оправдал. Кампания по внедрению в городах системы двоевластия, когда глава города выбирается из числа депутатов, а сити-менеджер назначается, была свёрнута. Получается, что сейчас к этой системе снова возвращаются, да ещё и делают её обязательной.

Конечно, формально можно говорить о том, что это приближает власть к народу, но в действительности это может обернуться не столько приближением, сколько усложнением работы всей системы. На всех уровнях муниципального управления власть понесёт потери. Влиятельность общегородского мэра снижается, но и влиятельность районных советов в любом случае будет невелика.

А как в Улан-Удэ?

Если закон будет все-таки принят, то он, скорее всего, он будет иметь непосредственное отношение к столице Бурятии.

Люди постарше помнят, что еще не так давно система организации городской управленческой структуры включала в себя «районную составляющую» в виде Советов депутатов. Сегодня административное деление Улан-Удэ на три района подразумевает деятельность только структур исполнительной власти в виде районных администраций. Но все управляющие функции по сути замкнуты на мэрию и городской Совет, которые и определяют все решения на муниципальном уровне.

Можно сказать, что какую-то часть пути муниципалитет уже преодолел и кое-что из предлагаемого новым законом в столице республики используется. Например, выборы мэра из числа городских депутатов.

С другой стороны, у городских властей есть время, чтобы проанализировать предлагаемые изменения и сформулировать свою точку зрения на них.

В любом случае, сентябрьские выборы в горсовет пройдут по старым правилам.

Валерий Цыдыпов, «Молодежь Бурятии»


Комментарии (0)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^