$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


30 апреля 2009, 05:55

Послание президента Республики Бурятия Народному Хуралу Республики Бурятия на 2010 год

Уважаемые депутаты Народного Хурала! Сегодняшнее послание – это, по сути, старт процесса формирования проекта бюджета на 2010 год. В своем выступлении я подведу промежуточные итоги по выполнению предыдущего послания. И остановлюсь на возникших проблемах и задачах, которые предстоит выполнить в 2010 г.


Развитие экономики

Республика Бурятия в 2008 году и начале 2009 года, несмотря на кризис, выглядит как стабильный регион. Объем валового регионального продукта в 2008 году  увеличился на 3 процента.

Оборот организаций республики вырос на 26% и составил 160 млрд. руб. Инвестиции в основной капитал увеличились на 9,3 процента. Индекс промышленного производства составил 107,6 процента.

Прибыль прибыльных предприятий увеличилась в полтора раза. Во внешнеторговом балансе экспорт превысил импорт более чем в два раза. Рост производства в строительном комплексе составил 105,7 процента.

Доходы населения выросли на 23%, реальные доходы - на 13 процентов. Реальные располагаемые денежные доходы увеличились на 16,4 процента.

Доля населения, имеющего  доходы ниже прожиточного минимума, сократилась на 4 процента.

В течение всего прошлого года рождаемость превышала смертность. Естественный прирост населения увеличился на 40 процентов. В республике зафиксировано увеличение численности  населения на 877 человек.

О приоритетах программы социально-экономического развития.

Добыча природных ресурсов

В сферу природопользования в 2008 году было инвестировано свыше трех миллиардов рублей, в том числе миллиард 300 млн. в проведение геолого-разведочных работ.

Построена и в настоящее время проводится техническое испытание узлов и агрегатов угольной обогатительной фабрики на разрезе Тугнуйский. В Закаменске построена фабрика по переработке отходов  производства бывшего Джидинского комбината. На Озерном полиметаллическом месторождении произведены геологоразведочные работы  и открыт вахтовый поселок. На Хиагдинском урановом месторождении вложено 750 млн. руб. в строительство линий электропередач и автодороги, в настоящее время ведется строительство моста и первого пускового комплекса промышленного предприятия.

Остановлюсь на двух основных проблемах отрасли.

Первая - в отличие от других территорий Сибирского федерального округа в Бурятии объем добычи полезных ископаемых в течение 2008 г. снизился на 3,5%. Более половины предприятий в этой отрасли получили убытки. Среди убыточных, в основном, золотодобытчики.

Вторая проблема состоит в том, что слишком медленными темпами растут инвестиции в эту сферу. Реализация отдельных инвестиционных проектов в связи с кризисом «заморозилась».

Для преодоления кризисных явлений и решения проблем отрасли Правительству республики необходимо вместе с недропользователями четко определиться по планам освоения крупных республиканских месторождений и через соглашения закрепить эти планы.

Нужно активизировать решение вопросов развития инфраструктуры, открывающей доступ к новым месторождениям.

Необходимо навести порядок с золотодобычей, разработать программу развития добычи золота в республике, которая предусматривала бы последовательное увеличение добычи и прибыли предприятий.

Серьезной задачей для Правительства республики на 2010 год должно стать решение давно затянувшейся проблемы Джидинского вольфрамо-молибденового комбината. Вред, который он наносит окружающей среде, нам достался в наследство от советских времен, однако проблему нужно решать сегодня, в том числе с привлечением сил и средств федерального Правительства.

В 2010 году раз и навсегда надо разобраться с нефритом, поставить на профессиональную основу процесс добычи и его переработки на территории Бурятии. Правительству Республики Бурятия необходимо совместно с Федеральным агентством по недропользованию и добывающими компаниями привести лицензионные соглашения на добычу нефрита в соответствии с действующими нормативными актами и проектами освоения месторождений. Кроме того, включить в соглашения условия по способу разработки нефрита и его глубокой переработке.

В республике, богатой запасами минеральных вод, лечебных грязей, этот уникальный ресурс использован очень слабо. Хотя, добыча питьевой воды является перспективной и выгодной уже сегодня. Еще более выгодным является в Бурятии лечебный туризм. Необходимо в течение 2009-2010 годов провести ревизию всех действующих лицензий и проанализировать выполнение условий лицензионных соглашений, поставить на учет все источники и определить их потенциальные возможности, организовать эффективное использование предоставленного нам природой богатства.

Агропромышленный комплекс

В среднем за 2008 г. объем производства сельскохозяйственной продукции вырос на 3 процента.

Агропромышленный комплекс республики является одним из базовых и социально значимых секторов.

Надо честно признать, что в развитии АПК  мы пока продвинулись слабо. Сегодня у селян сформировано понимание того, что простой раздачи бюджетных средств уже не будет, есть понимание, как кардинально изменить ситуацию на селе с заработной платой, качеством и количеством продукции, но реальных дел пока мало.

Сегодня именно из-за уровня развития сельского хозяйства депрессивными являются большинство муниципальных образований республики. Правительство должно изыскать возможность увеличения финансовой поддержки АПК, но при этом кардинально изменить схему. Поддерживать надо только эффективно работающих и реализующих программы, а не планово-убыточные предприятия. Село должно подниматься силами молодых специалистов. Но большинство проучившихся, в том числе и за счет государственных средств, обратно в деревни не вернулись. Нехватка квалифицированных кадров – это, пожалуй, самая серьезная проблема на селе.

Перекос в годы перестройки в сторону личных подворий привел к тому, что в настоящее время  уровень занятости сельского населения трудоспособного возраста составляет только 61,9 процента. Заработная плата и производительность труда в сельском хозяйстве республики одна из самых низких в Сибирском Федеральном округе. Республика перестала сама себя обеспечивать основными продуктами питания. Селяне стали завозить продукты из города на село. Налогов, собираемых на селе, не хватает даже на то, чтобы содержать учреждения здравоохранения и образования. Среди основных задач, стоящих на 2010 год на селе – это завершение земельной реформы, создание долгосрочной программы поддержки и развития села и закрепление кадров на селе.

Сегодня оформлены в собственность всего 4% земельных паев. А это значит, что паевая земля исключена из оборота, люди не могут использовать ее в полную силу, земля не стала имуществом, под залог земли нельзя привлечь кредит или приобрести технику, ее нельзя продать или внести в уставной капитал акционерного общества.

Правительству необходимо определить перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, использование которых в других целях запретить. В течение 2010 г. провести инвентаризацию земель и, если человек не оформляет пай и не использует его для ведения сельского хозяйства, изымать его в установленном законом порядке, чтобы эти земли запустить в оборот.

Правительству совместно с депутатами предстоит разработать и принять долгосрочную программу развития АПК с выделением в ней краткосрочного и среднесрочного этапа. Не секрет, что нет ничего более худшего для крестьянина, чем непредсказуемость и часто меняющиеся «правила игры».

Должна быть разработана программа по закреплению кадров на селе. Выпускник школы, в котором заинтересовано сельхозпредприятие, должен получать на паритетных с предприятием началах от государства средства на обучение в вузе, после обучения - на жилье в своем селе, подъемные на обустройство и приобретение скотины, и если необходимо доплату к заработной плате. С каждым направляемым на учебу должен заключаться кредитный договор. Впоследствии этот кредит можно будет списать, если молодой специалист отработает 5 лет. В противном случае он обязан будет вернуть эти деньги своим кредиторам. Таких специалистов нам потребуется не более 150 человек. Не такие это большие расходы будут из бюджета, если учесть, что выделяться они будут на паритетных с предприятиями началах.

В сегодняшних кризисных условиях  - необходимо развивать собственную глубокую переработку сельскохозяйственной продукции. Но чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли и не создавать противоречий в цепочке «заготовитель – переработчик», нам необходимо это делать в составе холдингов, работающих по замкнутому циклу от земли до прилавка магазина. Сегодня принципиально важно закрепить нормативным актом принятое решение и прекратить все шарахания.  Только за счет роста энергонасышенности труда крестьянина будут расти его заработная плата, повышаться надои, привесы и при той же численности будут расти объемы и качество продукции.

Власть также должна всемерно поддерживать потребкооперацию и кредитные кооперативы. Именно через эти организации будет осуществляться поддержка личного хозяйства, предоставляя им микрокредиты, закупая и перерабатывая полученные молоко, мясо, овощи.

Нам  необходимо шире использовать практику передачи скота и птицы для выращивания в личные подворья, оказания помощи подворьям в заготовке кормов, оказания ветеринарных и транспортных услуг.

Есть еще одна серьезная проблема на селе. В республике почти 40% населения имеет личные подворья, есть семьи, которые с утра до вечера трудятся на своем участке, но они никак официально не оформлены, и, занимаясь сегодня нелегким трудом, завтра будут иметь только минимальную пенсию. Считаю, нужно дать возможность этим людям узаконить свой трудовой стаж. Необходима законодательная инициатива от Народного Хурала к российским законодателям о решении этой проблемы.

При развитии сельского хозяйства также необходимо ориентироваться на планы по развитию туризма. Ставку нужно делать на развитие гостевых домов, организацию рыбалки и охоты, конных туров, участие в традиционных занятиях селян, оказание услуг гидов-экскурсоводов на местных экологических маршрутах.

Еще одно перспективное направление связано с переработкой дикоросов, которыми Бурятия также богата. Однако ресурсный потенциал используется незначительно. Так, в республике в среднем заготавливается кедровых орехов 750 тонн в год или 4% от имеющихся ресурсов, брусники и смородины - 407 тонн (3%), клюквы и черники – 76,2 тонн (20%). По всей республике должны быть созданы заготовительные пункты, необходимо реализовать проекты по переработке дикоросов, в том числе методом шоковой заморозки. Ведь дикорастущие плоды из Бурятии – это 100% экспортно-ориентированный экологически чистый продукт, и цена здесь не играет большого значения.

Лесопромышленный комплекс

Почти на 15% выросла используемая лесосека. Два проекта в области лесопереработки вошли в список российских приоритетных. В течение 2008 года инвесторы финансировали создание инфраструктуры, в Еравнинском районе построен вахтовый поселок, перевалочная база, лесная дорога, новый цех открыт на Селенгинском ЦКК. Проведена комплексная модернизация лесоперерабатывающего предприятия в Закаменском районе. В 2009 году это предприятие будет выпускать готовые, сборные дома.

Реализованы лесовосстановительные мероприятия на площади 30,8 тыс. га. Это обеспечило базу лесовосстановления в Республике Бурятия на ближайшие 2-3 года. Принят Лесной план Республики Бурятия на период до 2018 года. Определены приоритетные виды использования лесов.

Проблемы отрасли:

1. Повышение таможенных пошлин на экспорт круглого леса не привело к значительным увеличениям объемов лесопереработки.

2. Доступная лесосека в значительной степени отработана. Для увеличения объемов добычи леса, необходимо строительство  новых лесовозных дорог.

3. Серьезной проблемой остаются лесные пожары.

Правительству республики необходимо разработать программу развития лесопромышленного комплекса до 2017 г. Она должна быть основана на Лесном плане и четко определять точки роста в ЛПК республики. Включение инвестиционного проекта в список приоритетных позволяет снизить арендную плату за пользование участками и получить федеральное софинансирование на строительство инфраструктуры. В 2010 году в Бурятии должны быть определены не менее трех таких крупных проектов: в Баргузинском районе, на севере республики и на юге.

Нужно провести инвентаризацию и оценку эффективности лесопользования на арендованных участках. Выявить свободные и неиспользуемые участки, которые должны быть перераспределены в пользу более эффективных лесозаготовителей.

В программу должны войти мероприятия, способствующие организации массового производства малоэтажных деревянных домов. Закон о выделении 300 кубометров леса для строительства жилья призван активизировать индивидуальное жилищное строительство. Лесопереработчики должны быть готовы к спросу на их услуги.

Развитие туризма

Для организации цивилизованного туризма в 2008 году принят порядок выделения земельных участков, их обустройство и правила эксплуатации мест массового отдыха.  Работа в этом направлении позволит уже в этом году улучшить санитарную обстановку, решить проблему с уборкой мусора в зонах отдыха, а также создать условия для организации отдыха туристов эконом-класса. Завершается разработка схем территориального планирования Прибайкальского, Баргузинского, Северобайкальского и Тункинского районов, представляющих наибольший интерес, как туристско-рекреационных зон опережающего развития.

Благодаря проделанной в прошлом году работе Республика Бурятия, несмотря на кризис, практически в полном объеме сохранила финансирование особой экономической зоны из  федерального бюджета на 2009 год. Подготовлены проекты 2-х из 5 участков зоны. Были проведены проектно-изыскательные работы по 23 объектам инфраструктуры.

В то же время темпы увеличения туристского потока нельзя назвать удовлетворительными. Так как агентство недостаточно занимается развитием туристской инфраструктуры. Нет достаточного количества качественных средств размещения туристов, не хватает транспорта, хороших гостиничных мест. Большое количество заброшенных туристических баз на территории республики остаются невостребованными. Республика поставила перед собой задачу - достичь туристического потока к 2017 году в 2 млн. человек. А в реальности мало что делается для ее достижения. Поэтому люди и не верят в выполнимость этой задачи. Сегодня республика не готова к увеличению турпотока даже в два раза. Так как реально не хватает предложений со стороны туристических фирм.

Основная задача в сфере туризма – грамотное распределение турпотоков. Необходимо развивать разные виды туризма. Особая экономическая зона, в основном,  рассчитана на элитный туризм. Но таких богатых отдыхающих будет не так много. Сегодня в структуре турпотока преобладает внутренний туризм. В будущем более половины потока будет приходиться на туристов близлежащих территорий и Бурятии. Значит нужно развивать экотуризм, рассчитанный на тех, кто пойдет пешком, верхом на лошадях, на машинах, создавать автостоянки, биваки. В 2010 году должны заработать не менее 30 новых мест массового отдыха.

Необходимо развивать туры выходного дня, сочетать отдых на Байкале с посещением других интересных исторических, памятных мест и достопримечательностей.

Нужно провести ревизию имеющихся памятников, достопримечательностей, туристических баз, мест размещения туристов, провести комплекс мер по их обустройству. Первыми пилотными территориями комплексного развития туризма должны стать «Этнокольцо Бурятии», «Тункинская долина», «Южный Байкал» и «Энхалук». В 2010 году необходимо подать заявку в федеральный инвестиционный фонд по созданию в Тункинской долине инфраструктуры санаторно-курортной местности «Нилова Пустынь» и «Жемчуг».

Нужно перераспределить сезонные турпотоки, увеличить количество туристов в зимнее время. В первую очередь за счет внутреннего туризма, проведения зимних форумов  и мероприятий, в том числе спортивных.

Пока мало известна республика, как здравница. Сочетание тибетской медицины, Байкала и уникальных грязевых и водных источников должно привлечь большее количество желающих пройти профилактическое лечение или поправить здоровье. Однако для этого необходимо обустройство источников, обновление баз, с учетом круглогодичной работы.

От слов к делу необходимо переходить в плане разработки трансграничных и межрегиональных маршрутов, таких как Чайный путь, Восточное кольцо, Байкал – Хубсугул.

К постепенному увеличению туристического потока должны быть готовы аэропорт, железнодорожный вокзал и автовокзал.

Нужно ежегодно готовить не менее тысячи человек разных специальностей для обслуживания туристов.

К 2010 г. в республике уже должно быть создано около 13 тыс. мест размещения туристов, количество туристских прибытий должно увеличиться до 450 тысяч человек.

Малый бизнес

В 2008 г. в сфере малого предпринимательства произошел значительный рост показателей развития. Количество малых предприятий увеличилось на 18 процентов. В республике работает около 28 тысяч индивидуальных предпринимателей. Темп роста оборота малых предприятий составил 147,5 процента. Постоянная занятость на малых предприятиях увеличилась на 44,7 процента. На 19,9% произошел рост инвестиций в основной капитал малых предприятий.

В республике существует порядка 17 различных форм господдержки малого бизнеса. В республике сформирован гарантийный фонд по кредитам субъектов малого предпринимательства на сумму около 365 млн. рублей. Благодаря  поддержке, выделяемой из республиканского бюджета в 2008 г., было реализовано 22 инвестиционных проекта. Буквально на днях будут подводиться итоги конкурса «Бизнес-старт», на который было подано 360 заявок от начинающих предпринимателей.

Но все-таки по количеству предприятий, структуре бизнеса Бурятия уступает многим регионам России. Для устойчивого существования экономики нужен средний класс, без развитого малого бизнеса его появление невозможно.

Необходимо искать новые рыночные ниши для реализации бизнес-проектов. В настоящее время большинство малых предприятий занимаются торговлей. Зато новых частных медицинских компаний, частных детских садиков, машинстроительных и инновационных предприятий практически не появляется. Крайне мало в республике хороших пошивочных ателье, швейных цехов, которые могли бы выпускать качественную одежду с национальными элементами. В районах республики скопилось огромное количество необработанных шкур КРС и сотни тонн овечьей шкуры, почему бы не наладить их переработку. Я уже не говорю о наукоемком бизнесе. Именно такой бизнес должен в первую очередь развиваться в бизнес-инкубаторах и технопарках, в том числе в технопарках, которые должны быть созданы при каждом нашем вузе и научном учреждении. К развитию инновационного бизнеса нужно активнее привлекать студентов, аспирантов и профессоров наших вузов.

В ближайший год Правительству республики необходимо определиться с приоритетами развития малого бизнеса.

Мы не сможем добиться серьезного успеха в развитии малого бизнеса без снижения административных барьеров. Сегодня отдельные представители контролирующих структур принимают решения не по законам, а на основании хороших отношений, родственных связей. От такого кумовства страдает вся экономика республики. Нужно провести обследование предприятий малого бизнеса, чтобы определить структуры, чересчур «рьяно» выполняющие свои функции, в отношении узкого круга бизнесменов. Выявить и ликвидировать фирмы-присоски, образовавшиеся вокруг контролирующих или разрешающих структур.

В 2010 г. Республика должна создать систему многофункциональных центров, работающих по принципу одного окна на территории всей республики, а не только города Улан-Удэ.

Надо отметить, что по-прежнему большую долю в общем количестве предприятий занимают те, в состав учредителей которых входят органы местного самоуправления. Так, за 2008 год вновь было создано еще 24 новых муниципальных предприятия. По данным статистики органы местного самоуправления выступают учредителями организаций, занимающихся даже торговлей, что противоречит нашим рыночным подходам.

Транспортно-логистический комплекс

Мы определили транспортно-логистический комплекс, как один из приоритетов развития. Надо отметить, что необходимую инфраструктурную подготовку к созданию такого комплекса мы начали. В частности, решен вопрос о финансировании работ по расширению международного автомобильного пункта пропуска в Кяхте и реконструкции пунктов пропуска Монды и Желтура. Предусмотрено продолжение реконструкции федеральной автомобильной дороги «Улан-Удэ – Кяхта» и начало капитального ремонта автодороги Култук - Монды. Официальное разрешение на работу получил международный пункт пропуска в аэропорту «Байкал».

Однако в связи с мировым кризисом резко поменялась таможенная и международная политика. Страны мира закрыли свои границы, традиционные рынки сбыта и товарные потоки поменялись и значительно сократились. Обострение международных отношений некоторых стран привели к необходимости изменения маршрутов транспортных коридоров. Поэтому, исходя из новой картины мира, нам необходима новая, осмысленная стратегия развития транспортно-логистического комплекса. Не воздушные замки и прожекты, а реально существующая картина с учетом объективно сложившихся факторов, таких как вступление в силу заградительных экспортных пошлин на круглый лес, заградительных импортных пошлин  на автомобили, ужесточение квот на мясо, птицу и яйцо, строительство дороги тысячелетия в Монголии и китайский проект «второго шелкового пути», который проходит через Казахстан, а не Россию.

Поэтому сегодня нужно ответить на вопросы: Что даст создание грузового хаба в аэропорту, каким должен быть грузооборот для его эффективной работы и будет ли столько грузов в Бурятии? Насколько выгодным будет строительство логистических центров в Кяхте и Наушках, каков потенциальный грузооборот, количество требуемых средств и возможные доходы? Это позволит нам еще на старте избежать неэффективных вложений средств инвесторов и сэкономит время чиновников.

Необходимо также согласование планов Республики Бурятия по созданию транспортно-логистического комплекса  с международными и российскими планами по развитию транспортных коридоров, включение республиканского центра в стратегические российские документы. Только при решении выше обозначенных вопросов можно будет и дальше строить наши планы развития с опорой на транспортно-логистический комплекс.

Развитие инфраструктуры

На развитие дорожной  и транспортной инфраструктуры привлечено более полутора млрд. руб. из федерального бюджета. Введено 2 моста протяженностью 250 м., построено более 40 км. дорог. Впервые на ремонт дорог в г. Улан-Удэ было выделено более 300 млн. руб.

Тем не менее, до кардинального решения дорожных проблем нам еще очень далеко.

Для более эффективного вложения бюджетных средств необходимо использовать новые технологии при ремонте и строительстве дорог.

Применять комплексный подход в обустройстве дорог, как в муниципальных образованиях, так и вне населенных пунктов. Если в городе реконструируется дорога, то одновременно должна идти укладка бордюров, тротуарной плитки, благоустройство газонов, покраска и подсветка фасадов, ремонт освещения. Размазывание средств так, как это происходит сейчас, не дает никакого эффекта.

Во всех муниципальных образованиях республики должны быть разработаны свои программы развития транспортной инфраструктуры.

Нам необходимо в 2009 г. ввести 74 км автомобильных дорог, мост через р. Селенга, мост через р. Джида, продолжить реконструкцию дороги Улан-Удэ – Курумкан с началом строительство моста через р. Баргузин, в 2010 г. начать реконструкцию дороги Северобайкальск – Даван, дороги Турунтаево – Шергино - Тресково. Сохранить в полном объеме выделение средств на содержание и ремонт республиканских дорог и дорог в г. Улан-Удэ.

В 2010 нужно наконец-то приступить к реконструкции аэропортового комплекса г. Улан-Удэ, завершить проектно-изыскательские работы и разработку проектно-сметной документации по портовым объектам (морским и воздушным)  в зоне оз. Байкал и возобновить работу морского порта Турка. Приступить к строительству железнодорожного вокзала на ст. Заудинский,  автовокзала в г. Улан – Удэ и линии электропередач ЛЭП 220 КВт Татаурово – Усть-Баргузин.

Строительство

Ввод жилых домов за 2008 год вырос на 15,3 процента. Капитально отремонтировано более 100 домов в четырех муниципальных образованиях – Улан-Удэ, Кяхте, Закаменском районе и Северобайкальске. 250 молодых семей получили новое жилье. Расселено 432 человека из ветхого и  аварийного жилья. Все районы защитили схему выделения земельных участков под жилищное строительство из расчета доведения обеспеченности жильем жителей своих городов и районов до 29 кв.м. на одного человека. Республика защитилась и получила из федерального бюджета 375 млн. руб. под обеспечение инфраструктурой площадок под жилищное строительство.

Серьезной проблемой, которая может помешать исполнению планов жилищного строительства в 2010 году, является отсутствие у районов республики схем территориального планирования и генеральных планов развития.

Основной проблемой для города Улан-Удэ будет выделение земельных участков в границах городской черты. Еще одной проблемой может стать низкая покупательная способность граждан на рынке жилья.

Отсюда и вытекают стоящие перед Правительством задачи.

Первое: Необходимо до 1 января 2010 г. завершить разработку схем территориального планирования районов и Республики Бурятия.

Второе: Разработать генеральные планы застройки тех поселений и городов, где в 2010 г. планируется вести жилищное строительство.

Третье: Нужно отработать и принять механизм поддержания потребительского спроса на жилье в Бурятии.

Четвертое: Используя механизм выделения бесплатной земли и леса, необходимо развернуть широкомасштабное индивидуальное строительство.

Пятое: Продолжить строительство жилья для военнослужащих, а также по ремонту и сносу аварийного и ветхого жилья в рамках ФЦП «Жилище».

И наконец: Необходимо активизировать работу по реализации республиканской целевой программы «Строительство жилья социального назначения и переселения из ветхого и аварийного жилищного фонда».

Жилищно-коммунальный комплекс

В 2008 году стартовала республиканская целевая программа «Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2019 года». В рамках программы проведено комплексное обследование всей коммунальной инфраструктуры республики. Для каждого района разработана оптимальная схема модернизации и бизнес-проект с расчетом экономической эффективности. Механизм модернизации запущен.

Проблемой в проведении комплексной модернизации является крайняя слабость управляющих частных компаний, которым муниципальные образования передали на обслуживание свою инфраструктуру.

Второй проблемой является затянувшийся процесс разграничения имущества между муниципалитетами и поселениями и последующего оформления права собственности на это имущество.

Реализация условий Федерального закона №131 практически развалила единую схему управления ЖКХ на мелкие «удельные княжества», работающие крайне неэффективно и с высокими тарифами. Задача Правительства в 2010 г. преодолеть совместно с муниципальными образованиями эти проблемы. Для чего необходимо завершить оформление в собственность всего имущества жилищно-коммунального хозяйства.

Нужно объединить на условиях арендных договоров или передачи полномочий от поселений районам систему ЖКХ всего района.

На условиях, определенных в РЦП «Модернизация коммунальной инфраструктуры Республики Бурятия на 2008-2010 годы и на период до 2019 года», предстоит привлечь инвесторов к реализации окупаемых инвестпроектов.

Реализация поставленных задач позволит переломить негативную ситуацию в ЖКХ и начать восстановление его надежности.

Социальная защита

В 2008 г. почти 5 млрд. руб. было выделено на социальную защиту. 369 ветеранов Великой Отечественной войны получили «Жигули» и 234 ветерана – денежную компенсацию. Таким образом, была полностью решена проблема с реализацией  льгот по автотранспорту.

Проведен капитальный ремонт Улан-Удэнского дома-интерната для престарелых и инвалидов, поликлиники Республиканского клинического госпиталя. В течение года было обеспечено жильем 84 ребенка – сироты, усыновлено 111 детей-сирот. В республике созданы 308 приемных семей и 173 семейные воспитательные группы. Начат постепенный переход на адресную выплату пособий.

В связи с кризисом все социальные проблемы будут обостряться, в том числе проблемы защиты детей и социального сиротства.

Еще одна проблема связана с возникающими барьерами на пути интеграции инвалидов в социальную и экономическую жизнь республики.

Требуется решение следующих задач:

Необходимо обеспечить баланс между эффективным расходованием бюджетных средств, необходимым количеством современных учреждений и широким спектром оказываемых ими комплексных услуг с учетом потребностей населения. Также, исходя именно из приоритетов повышения качества, ассортимента услуг, их полной  доступности для населения вне зависимости от категорий, необходимо продолжить работу по переводу государственных учреждений социальной защиты в  автономные некоммерческие организации.

Нужно продолжить работу по переводу детских домов в реабилитационные центры по работе с семьями, находящимися в «группе риска». К 2010 г. должны работать 10 таких центров. Людей, работавших в детских домах воспитателями, нужно переобучить для работы с семьей, по ее реабилитации и возврату к нормальному существованию.

Необходимо заниматься созданием безбарьерной среды. К 2010 г. на наиболее востребованных инвалидами городских маршрутах должно быть хотя бы по одному специализированному автобусу, который ходил бы по определенному графику. Продолжить работу по обустройству социальных учреждений пандусами. Предусмотреть для передвижения инвалидов  специальные дорожки.

Еще одна задача – достойно подготовиться и встретить 65-летие Победы в Великой Отечественной войне. Все участники и инвалиды войны, стоявшие в очереди на улучшение жилищных условий, должны получить жилье. Необходимо отремонтировать квартиры ветеранов, отреставрировать памятники, привести в порядок памятные места и скверы.

Здравоохранение

Прошедший год для здравоохранения республики был крайне плодотворным. Республика вошла в эксперимент по модернизации существующей системы здравоохранения. В течение года здравоохранение было переведено на одноканальное финансирование и частичное фондодержание на уровне первичного звена. Здравоохранение Республики переведено на новую систему оплаты труда. Была разработана и началась реализация программы модернизации, в рамках которой было построено 7 общих врачебных практик в районах республики, обучено 23 врача общей практики, оснащены по табелю оснащения оборудованием все районные и поселковые медицинские учреждения. Велось строительство Детской республиканской клинической больницы, лечебного корпуса Центра Восточной медицины. В этом году будет запущен хирургический корпус больницы им. Семашко. Уменьшились младенческая и материнская смертности. Заболеваемость по туберкулезу снизилась на 4,9 процента.

В то же время в республике сохраняется высокая детская и материнская смертность, смертность от онкозаболеваний и дорожно-транспортных происшествий.  По продолжительности жизни Бурятия уступает среднероссийскому показателю.

Изменить ситуацию необходимо за счет повышения эффективности системы здравоохранения и формирования  здорового образа жизни у жителей республики.

В здравоохранении в ближайшие годы нужно развивать сеть первичной медико-санитарной помощи, постепенно доводя количество прикрепленного взрослого населения до полутора тысяч  человек на одного врача общей практики и 875 детей на одного педиатра. В 2009 - 2010 г. будет реконструировано еще 11 амбулаторий. Более эффективной работе медучреждений должно способствовать развитие стационаров «на дому».

Проблемы, которые испытывает здравоохранение республики, связаны с отсутствием единых медико-клинических стандартов в стране, отсутствием системы контроля качества и правильного диагностирования и лечения больных, недостаток врачей общих врачебных практик и самих общих врачебных практик.

В 2010 г. Правительству предстоит завершить пилотный проект, отработав и увязав механизмы функционирования здравоохранения и страховых компаний, осуществляющих ведение дела и контроль качества предоставляемых услуг. Окончательно разграничить полномочия между специализированными учреждениями и муниципальными. Перейти на федеральные медико-клинические стандарты оказания услуг. Правительству необходимо добиться включения в федеральные программы строительства хирургического корпуса с каньоном для республиканского онкологического диспансера. Также необходимо добиться строительства родильного отделения при перинатальном центре.

Должна быть разработана республиканская программа формирования здорового образа жизни. При ее разработке необходимо привлечь широкий круг экспертов. Принять ее должны не только Правительство, но и образование, культура, средства массовой информации. В ней необходимо предусмотреть и пропаганду, и мотивацию к ведению здорового образа жизни. Например, в стимулирующих надбавках предусматривать дополнительные очки для тех учителей и директоров школ, ученики которых активно занимаются спортом, ведут здоровый образ жизни. Необходимо заинтересовать работодателей участвовать в охране здоровья граждан.

Физкультура и спорт

Удельный вес занимающихся спортом в 2008 году вырос до 13,5 процентов. Расходы республиканского бюджета на физкультуру и спорт выросли в полтора раза и составили более миллиарда 300 млн. руб. В районах республики и в г. Улан-Удэ  заработали 62 спортивных инструктора, было построено 20 спортивных площадок, началось строительство физкультурно-спортивного комплекса, стадиона на 12 тыс. мест, спорткомплексов в Тункинском и Баргузинском районах. Введен в эксплуатацию спорткомплекс в Кяхтинском районе.

Основная проблема Республики в том, что в словосочетании физкультура и спорт, по-прежнему, основной упор делается на второе слово – спорт и не просто спорт, а на спорт высоких достижений. Несомненно, великие спортсмены всегда будут примером для школьников, мотивом для спортзанятий. Но все-таки без широко развитого массового спорта трудно улучшить здоровье жителей Бурятии. Без массового спорта невозможно вырастить здоровое поколение. Поэтому основная задача - это развитие массового спорта. Надо постепенно вводить моду на спорт, особенно среди молодежи и подростков, сделать занятия физической культурой и спортом любимым способом проведения досуга людей, делом семейным. При этом приоритет отдавать тем видам, которые не требуют специальной спортивной подготовки и серьезных материальных вложений: футболу, волейболу, баскетболу. Необходимо учредить летний чемпионат по дворовому футболу и республиканский турнир по волейболу среди любительских команд, проводить массовые легкоатлетические забеги, вернуть турнир «Золотая шайба», словом, все, что вовлекает большое число участников.

Нужно продумать места для пеших прогулок, занятий бегом и велоспортом. В Германии, в Гамбурге утро начинается с того, что тысячи горожан выходят на беговые дорожки вдоль берегов реки Эльбы. Нам нужно также подойти к обустройству беговых и лыжных трасс в самых живописных местах.

По республиканской программе развития спорта в 2010 г. в республике должны уже функционировать 40 дворовых спортивных площадок, введен в эксплуатацию Физкультурно-спортивный комплекс и плоскостной стадион.  Построены спортивные комплексы в Аршане и Максимихе, бассейны в Гусиноозерске, 18 квартале Улан-Удэ и п. Саган-Нур Мухоршибирского района, завершен капитальный ремонт бассейна в Кабанском районе.

Образование

В 2009 г. стартовала межмуниципальная программа «Развитие системы  дошкольного образования в Республике Бурятия на 2009-2012 годы». Она включает строительство новых садов, реконструкцию и создание групп на базе школ. За год было создано 485 дополнительных мест дошкольного образования. В течение 2008 года было введено 6 школ. В 2009 г. будет введено в эксплуатацию 3 школы, появится 1365 новых мест в детских садах. Второй год республика участвует в реализации проекта модернизации образования.

Хочу остановиться на существующих проблемах. По-прежнему в системе образования существует серьезный разрыв между школьной подготовкой и вузовскими требованиями при поступлении. Чтобы ученик мог поступить в вуз, ему необходимо нанимать репетитора. Подавляющему большинству школьников школьной подготовки просто не достаточно. Другая проблема – несоответствие спроса на специалистов со стороны экономики и предложения со стороны средних специальных и высших заведений. Третья проблема в том, что большинство выпускников – медалистов уезжают учиться в вузы других регионов и, как правило, за редким исключением не возвращаются в Бурятию.

Министерством образования России Бурятия определена координатором по разработке Федерального государственного стандарта общего образования. Совместно с органами власти Красноярского края, Чувашии, Самарской области, педагогическим сообществом Правительству республики в 2010 году предстоит провести работу по определению требований к результатам образования.

В общем образовании необходимо внедрять новые управленческие механизмы. Создание общественных попечительских советов сделает систему образования более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Если сложатся новые взаимоотношения с родителями, появится больше заинтересованности в достижениях учеников. Необходимо формирование нового типа руководителя – менеджер образования.

Кроме того, необходимо выстроить систему профориентации, основанную на государственном заказе по подготовке нужных республике специалистов. Профориентировать необходимо со школьной скамьи и учеников, и родителей. Сегодня большинство родителей, которые, как правило, оказывают влияние на предпочтения детей, ориентируются на стереотипы об успешности определенных профессий. Заказ на подготовку необходимо формировать на несколько лет вперед. И готовить специалистов по сквозной системе обучения: школа – техникум - вуз с гарантированным трудоустройством.

Очень важное направление – вузы республики. Необходимо укрепить научные школы вузов, поддерживать возвращение в Бурятию молодых ученых. Вузам нужно объединить усилия по привлечению выпускников. Первым шагом может стать создание консорциума вузов, учредителями которого станут все университеты. В его функциях будет маркетинг наших вузов в других территориях, развитие дистанционного образования, а также коммерциализация научных разработок. Необходимо также повышать престиж обучения в наших вузах.

Республике необходимо иметь, как минимум, одно высшее учебное заведение в статусе межрегионального федерального университета, аналогичное Красноярскому университету.

Культура

Расходы республиканского бюджета на культуру в 2008г. составили 1 млрд. 800 млн. руб. Объем доходов от платных услуг в 2008 г. составил 115 млн. руб. и вырос на 36% по сравнению с 2007 г. В 2008 продолжилась реконструкция театра оперы и балета, русского драматического театра, репетиционной базы театра «Байкал», оснащен креслами зал театра кукол, закуплены музыкальные инструменты и цирк «Шапито», выделен земельный участок под размещение цирка. Многие художественные и театральные коллективы получили заслуженные награды. Театр кукол - российскую премию «Золотая маска», Бурятский театр драмы - премии «Сибирского транзита» и выдвигался на премию «Золотая маска» в пяти номинациях, театр оперы и балета - диплом Всероссийского балетного конкурса.

Основная проблема в сфере культуры в том, что она существует отдельно от большинства жителей республики. Население республики гордится культурой, но в театры не ходит, музеи не посещает, в библиотеках книги не берет.

Чтобы изменить ситуацию, музеи должны начать модернизацию существующих залов и экспозиций, в том числе с использованием современных технологий и материалов. Нужно продумывать новые формы работы с посетителями. Например, на западе популярным стало проводить, так называемую «ночь в музее». Это особенно интересно для молодежи. По статистике посещение музея во время проведения мероприятия увеличивается в десятки раз.

Посещение музеев и театров необходимо включать в турпоездки, организуемые нашими турфирмами. Театральный сезон должен быть круглогодичным или необходимо установить скользящий график показа спектаклей в летнее время. В настоящее время летом, когда в республике больше всего туристов, театры не работают. Необходимо организовывать гастрольные туры по республике и стране, чтобы и в сельских районах и в России люди могли видеть наши лучшие спектакли. Приглашать лучшие мировые коллективы на гастроли в Бурятию.

Важно приобщать школьников к культуре через участие в экскурсиях, посещение театров. Правительству необходимо кардинально поменять систему финансирования учреждений культуры от примитивного содержания перейти на систему через государственный заказ.

Перспективным направлением является использование современных технических средств: выпуск СД-дисков со спектаклями, проведение электронных трансляций, подготовка учебных курсов и фильмов о культуре Бурятии для школ, электронных библиотек. Читатель с любого компьютера должен иметь возможность заказать и получить нужную литературу.

Межнациональные отношения

Укрепление межнационального согласия и воспитание толерантности в межнациональных отношениях, сохранение прочного гражданского мира и согласия между всеми народами является одной из приоритетных задач государственной политики Республики Бурятия. В республике принята Концепция государственной национальной политики на 2008-2010 годы и реализуется план мероприятий.

Проведенные осенью 2008 года социологические исследования показали, что стабильность межнациональных отношений отметили больше половины опрошенных.

Особое значение в условиях надвигающегося экономического кризиса имеет работа религиозных объединений и национально-культурных центров с молодежью. В этой связи необходимо выстраивание системы работы с подрастающим поколением, обеспечение взаимодействия органов власти, общественных и религиозных институтов в сфере духовно-нравственного развития, сохранения физического здоровья, профилактики асоциальных проявлений в молодежной среде.

Безопасность

За последний год уровень преступности в республике снизился. Особенно радует снижение количества уличных преступлений и преступлений, совершенных несовершеннолетними. В городе Улан-Удэ были установлены 44 камеры слежения, что позволило по горячим следам расследовать почти 5 тысяч преступлений и снизить уровень уличной преступности. Принята программа «Профилактика преступлений и иных правонарушений в Республике Бурятия на 2009 – 2012 гг.», которая признана лучшей в Российской Федерации.

С целью эффективного использования средств программы необходимо провести серьезный анализ существующей ситуации с преступлениями, выяснить, какие места являются наиболее криминогенными, каковы характеристики лиц, чаще других совершающих преступления. И уже основываясь на так называемом криминалистическом прогнозе преступлений, необходимо  более четко определить, где открыть дворовую площадку с инструктором, где ввести должность школьного инспектора и т.д.

Межбюджетные отношения

В 2008 г. межбюджетные отношения в республике претерпели значительные изменения. Была внедрена новая схема выравнивания, получившая название «гонка за лидером». Она оказалась более прозрачной, простой и справедливой. Практически сразу с ее внедрением прекратились все разногласия с районами. Используя этот результат с 1 января 2009, аналогичная методика была рекомендована районам для выстраивания межбюджетных отношений между районным бюджетом и бюджетами поселений.

Настало время для третьего этапа. Правительству республики необходимо с 1 января 2010 г. внедрить новую методику распределения инвестиционных средств. Эта методика должна учитывать уровень депрессивности того или иного района, инвестиционные средства должны идти исключительно на капремонт, реконструкцию, модернизацию и капитальное строительство, но при этом они должны быть обезличены и идти на достижение целей, установленных программой социально-экономического развития Республики Бурятия.

При этом районы могут различным способом достигать этих целей, в том числе использовать их и для решения других своих инвестиционных планов. Эта методика должна также стимулировать поселения на слияние и сокращение управленческих расходов. Методика представляет собой прозрачный механизм распределения средств, в том числе на длительный период до 2017 года, что позволит району выстроить разумную инвестиционную политику. Районы получат равный, справедливый доступ к инвестиционным средствам в республике, в результате, прекратится лоббизм и субъективное распределение, а значит и зависимость развития районов от лоббистских возможностей отдельных руководителей.

О кризисе

С одной стороны по экономическим показателям в 2009 г. в республике сохранились положительные тенденции, в том числе по темпам роста промышленного производства.

С другой стороны значительно выросла безработица.

На сегодняшний день в целом ситуация в республике остается управляемой. Создана и работает антикризисная комиссия, разработана и реализуется антикризисная программа. Однако ситуация с каждым месяцем меняется в худшую сторону, и если кризис затянется и дальше, мы ощутим его в полную силу.

Основная наша задача на сегодня - сохранить достигнутый уровень развития экономики и социальной стабильности.

Лозунг «Сильному – работу, слабому – заботу» сегодня актуален, как никогда. Должны быть достигнуты результаты по стабилизации рынка труда. На реализацию мероприятий  по снижению напряженности на рынке труда в 2009 году будет выделено финансирование в объеме 500 млн. руб.  Правительству республики необходимо в срочном порядке сформировать госзаказ на  переобучение, чтобы занять имеющиеся в настоящее время вакансии. Повсеместным явлением должны стать общественные работы. За счет этого механизма можно дать людям работу и решить многие проблемы республики. В частности, благоустройства, ремонта домов, школ, дорог и многое другое.

Для защиты малоимущего населения необходимо открыть в республике 27 социальных магазинов, подобных уже открытым в Улан-Удэ и Заиграевской районе.

В области бюджетной политики нужно сохранять сбалансированными доходы и расходы республиканского и местных бюджетов. При этом заработная плата бюджетников, социальные выплаты должны остаться приоритетными направлениями.

 Основная доля государственных закупок на 2009-2010 годы должна осуществляться у местных товаропроизводителей. В год это составляет до 5 млрд. руб.

Чтобы выйти из кризисной ситуации, нужны и нестандартные решения. Например, принять решения, которые на время кризиса способствовали бы резкому повышению спроса на потребительском рынке.

Уважаемые, депутаты! В заключение хочу сказать, что только вместе, объединив усилия всех уровней власти, бизнеса и общества, каждого жителя республики, мы выполним непростые задачи этого года и создадим базу для 2010 года. Мы должны принимать оперативные, а где-то и нестандартные меры, эффективно реагировать на тот вызов, который бросила нам история.

На долю республики, как и страны в целом выпадали и более тяжелые испытания, но из них мы всегда выходили окрепшими. У Бурятии есть все, чтобы достойно справится с влиянием кризиса. Я уверен, что у нас все получится! Спасибо.

Комментарии (1)

  • 5 мая 2009, 12:44

    никлаМ   Ответить

     

    Прочитав послание я понял:

    1."...Правительства республики на 2010 год должно...",

    2. "Мы должны...",

    3. "музеи должны...",

    4. "В программу должны...",

    5. " Правительство должно...",

    6. " Власть также должна...",

    7. "Должна быть...",

    8.  "Село должно...",

    И вдруг вспомнил, что в одном из интервью  в 2007 году Вячеслав Владимирович говорил, что "Путин мне должен..." ...)))

    А вообще-то послание весьма сильное, но к ,сожалению, депутаты не поняли, "что они тоже должны"...(((

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^