$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


15 марта 2005, 19:09

«Экономический рост - во благо народа Республики Бурятия». Послание Леонида Потапова Народному Хуралу (часть 2)

В сфере транспорта имеется много нерешенных проблем, и они требуют согласованных действий республиканских и местных органов власти.

На авиационном транспорте эксплуатируется только 3 местных воздушных авиалинии, существует необходимость серьезной реконструкции Улан-Удэнского аэропорта и, в первую очередь, взлетно-посадочной полосы.

За годы реформ полностью утрачен водный транспорт, который был очень удобен для жителей прилегающих районов бассейна Селенги.

Неудовлетворительна транспортная доступность в большинстве сельских населенных пунктов. Особенно эта проблема актуальна для прибайкальских территорий, нагруженных туристическими потоками в летнее время.

Необходимо разработать программу развития транспорта на долгосрочную перспективу как необходимый элемент Схемы развития и размещения производительных сил республики.

Это позволит создать в республике условия для функционирования и развития местных и международных транспортных маршрутов, оптимизирует грузопотоки в межрайонных и межрегиональных связях, сформирует режим благоприятствования для эффективного развития добывающей и лесной отраслей северо-восточных территорий республики.

По уровню развития сети автомобильных дорог с твердым покрытием на 1000 кв.км. территории Республика Бурятия в Восточной Сибири занимает третье место после Хакасии и Красноярского края.

Только за последние три года на республиканскую программу дорожных работ направлено более 2 млрд.руб., что позволило обеспечить введение в эксплуатацию более 40 км дорог общего пользования и 15 мостов общей протяженностью более 400 метров.

Кроме того, выполнены работы по приведению в нормативное состояние сельских автомобильных дорог на сумму 100 млн. руб. и введено 62,9 км автодорог.
Долгое время в дорожной отрасли не решалась проблема разделения функции заказчика и подрядчика при выполнении дорожных работ. Создание конкурентной среды на рынке дорожного строительства позволило привлечь в эту сферу новые компании.

Нельзя не отметить работу дорожников, сумевших в очень короткие сроки ввести в эксплуатацию участки дорог на Кяхтинском и Баргузинском трактах.
Дорожная отрасль играет исключительную роль в жизни граждан республики. Сегодня бремя содержания дорог и нового строительства целиком ложится на бюджеты республики, а размер средств, выделяемых из федерального бюджета, недостаточен для повышения качества автодорог и обеспечения безопасности на дорогах.
Если рассчитывать только на помощь федерального центра, то еще десять лет придется ждать ввода моста через Селенгу в районе с. Тресково, имеющего стратегическое значение для развития левобережья Кабанского района с его уникальными рекреационными возможностями.

Органы власти уже сегодня должны приступить к работе над законами и проектами по развитию платных автодорог.

На всех этапах развития общества жилье было и остается одной из базовых его ценностей. Его уникальность состоит в том, что это наиболее дорогостоящий товар, который одновременно является товаром первой жизненной необходимости. Поэтому жилищная политика затрагивает не только интересы каждого гражданина, но и находится в тесной взаимосвязи с основными направлениями государственной стратегии и политики (социальной, бюджетной, финансовой, миграционной, демографической и т.д.).
Грамотное и взвешенное участие органов власти в этом вопросе позволит решить комплекс задач по улучшению жизненных условий граждан республики, социальному оздоровлению и стабилизации общества.

Жилищный фонд Республики Бурятия в настоящее время составляет более 17,0 млн.кв.м. К сожалению, большая его часть не соответствует современным представлениям о комфортности, а ветхий и аварийный фонд превышает 1,2 млн.кв.м., и объем его в последние годы постоянно возрастает. Общая потребность в жилье превышает 1,8 млн.кв.м., в очередях на улучшение жилищных условий стоят более 25,0 тыс. семей.

Решение этой проблемы - задача исключительно сложная. В сложившейся обстановке решение ее возможно за счет происходящих изменений в общей макроэкономической ситуации, вовлечении в эту сферу экономики средств населения республики и создания новых финансовых механизмов, включающих в себя ипотечное жилищное кредитование.

Активная работа по реализации программы ипотечного жилищного кредитования позволила выдать ипотечных займов населению на сумму 158,7 млн. рублей, привлечь в строительный комплекс средств населения в объеме 114,1 млн. рублей и ввести в эксплуатацию нового жилья - 11,5 тыс.кв.м.

Принятый в последнее время пакет федеральных законов, направленных на развитие рынка доступного жилья и создание приемлемых финансово-экономических механизмов, требует от республиканских и муниципальных исполнительных органов власти большой работы по созданию новой и внесению изменений в действующую законодательную базу Республики Бурятия. С учетом принятых изменений федерального законодательства предстоит выполнить корректировку республиканской целевой программы "Жилище" Республики Бурятия на 2003-2010 годы. При этом необходимо уточнить приоритеты, определить направления и выработать механизм реализации программы. В том числе, и по строительству социального жилья.

В итоге этих преобразований годовой объем вводимого в 2007 году жилья должен составить не менее 240 тыс. кв.м. и последующий рост его объемов - до 380 тыс.кв.м. к 2010 году.

Главными целями реформы жилищно-коммунального хозяйства представляются создание комфортных и безопасных условий проживания населения, бесперебойное функционирование систем жизнеобеспечения и снижение стоимости жилищно-коммунальных услуг при росте их качества.

Изношенность и архаичность оборудования в жилищно-коммунальном комплексе требует дополнительных финансовых затрат, оказывает отрицательное влияние на тарифы, рентабельность и ведет в конечном итоге к банкротству предприятий ЖКХ, резко снижает качество предоставляемых услуг.

В рамках принятой в 2003 году программы "Реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия на 2003-2010 годы" Правительством Республики Бурятия проводится работа по модернизации объектов жилищно-коммунального хозяйства. Переложено 48 тыс. км. ветхих сетей, проведена реконструкция 15 котельных общей мощностью 77,7 гкалчас, осуществлено строительство новых 5 котельных суммарной мощностью 31,8 гкал час.

Модернизация ряда объектов инженерной инфраструктуры подтвердила короткие сроки окупаемости проведенных работ. Работа по обновлению инженерной инфраструктуры в жилищно-коммунальном хозяйстве и впредь будет продолжена путем осуществления эффективных инвестиционных проектов.

Внедряется в практику использование солнечной энергии, больше внимания стало уделяться внедрению приборного учета вырабатываемых и потребляемых энергоресурсов на объектах ЖКХ и бюджетной сферы.

Необходимо совершенствовать методы управления жилищно-коммунальным комплексом. Приоритетными направлениями дальнейших экономических преобразований в жилищно-коммунальном комплексе должны стать поиск и привлечение эффективного собственника, повышение инвестиционной привлекательности.
Выстраивание взаимоотношений в этой сфере должно осуществляться на основе договоров, причем договорная работа должна проходить через развитие конкурентных отношений, путем проведения торгов.
Основным направлением работы в ближайшие годы должно стать привлечение частного бизнеса к управлению и инвестированию жилищно-коммунального комплекса для развития частной инициативы и конкуренции в сфере управления жильем и коммунальной инфраструктурой.

В управлении жилищным фондом власть должна постепенно уйти от прямого управления жилищным сектором, оставив за собой контроль за соблюдением технических регламентов эксплуатационными организациями и собственниками.

Причем вся работа по дальнейшему продвижению курса реформ в ЖКХ Республики Бурятия должна осуществляться с учетом принимаемых Государственной Думой Российской Федерации законов в области жилищной политики, основополагающим из которых является Жилищный кодекс.

Неотъемлемой частью проведения жилищно-коммунальной реформы является социальная защита малоимущих граждан, предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. С 2005 года внедрено предоставление гражданам субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов. По состоянию, на 1 января 2005 года 101732 семьям предоставляются субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг, что составляет 33% от числа проживающих в республике. Механизм предоставления субсидий на персонифицированные социальные счета граждан в уполномоченных банках отработан, но прошу Правительство республики не допустить ошибок в оперативной работе по данному вопросу.

Одной из важнейших составных частей экономики республики является сфера торговли и общественного питания.

На протяжении 2002-2004 гг. доля отрасли в валовом региональном продукте республики составляла 10-11%. В сфере торговли и общественного питания зарегистрировано более 10,0 тысяч индивидуальных предпринимателей.

Значительное влияние на развитие потребительского рынка оказало укрупнение предприятий розничной торговли - объединение ряда продовольственных и непродовольственных магазинов в сети с созданием собственного оптового звена (распределительного центра) и собственной службы доставки товаров. Развитие сетей переводит торговлю на более высокий, качественно новый уровень, обеспечивает более высокий стандарт обслуживания. В этих магазинах компьютеризирован учет поступления и движения товаров, введено штриховое кодирование товаров, торговля по образцам, каталогам, т.е, они приближены к требованиям европейских стандартов по технологии обслуживания, насыщению товарами, эстетическому и техническому состоянию. Это сеть магазинов «Гевс», "Абсолют", "СТАМ", "Титан", "МВ-маркет", "Славия-Тех" и др.

Отмечаются положительные изменения в общественном питании. В системе общественного питания приоритетное развитие получила общедоступная сеть - около 60% процентов от общего количества предприятий, в которых основная доля (свыше 54%) - это закусочные, 30,0% - кафе и бары. В соответствии с утвержденным Планом мероприятий, в увязке с развитием туризма, реализуются меры по формированию инфраструктуры объектов дорожного сервиса.

Однако, в большей мере, перечисленные изменения характерны для города. В районах республики инфраструктура потребительского рынка продолжает оставаться не развитой, качество обслуживания населения невысокого уровня.

Сложившееся размещение объектов потребительского рынка и общественного питания в республике не полностью отвечает потребностям населения. Органы муниципальных образований республики не реализуют свои функции по сохранению профиля социально-значимых объектов, недостаточно развивается сеть магазинов социально гарантированного уровня торгового обслуживания.

Одной из серьезных проблем, требующих решения в перспективе, является формирование социально-ориентированной системы торгового обслуживания, обеспечивающей ценовую и территориальную доступность товаров и услуг для всех социальных групп населения. Новое строительство, реконструкция и модернизация объектов должны осуществляться в соответствии с градостроительными схемами и планировками, с использованием научно-технических достижений в организации торговли и общественного питания.

В отсутствие Генерального плана города возникает необходимость разработки и официального утверждения Генеральной схемы размещения крупных торговых объектов городского значения, взаимодействия архитектуры города и отраслевого республиканского органа при разработке проектной документации на строительство и реконструкцию крупных торговых объектов, что в корне изменит сложившиеся подходы к развитию инфраструктуры отрасли торговли.

Более 56,0% своих доходов население республики тратит на покупку продуктов питания, одежды, других товаров народного потребления. Вместе с тем, спрос регионального рынка лишь на 30% обеспечен республиканскими товаропроизводителями, в основном, по мясу и мясопродуктам, молоку и молокопродуктам, крупе, муке, кондитерским изделиям, макаронным изделиям, мебели и строительным материалам. На 70,0% спрос обеспечивается за счет ввоза потребительских товаров из других регионов.

До настоящего времени нет четкого взаимодействия между производителями и потребителями продукции. Сформировавшиеся каналы товародвижения не обеспечивают в должной мере взаимодействие между производителями и потребителями, спросом и предложением. Система товародвижения должна быть ориентирована на развитие конкурентного оптового рынка, снижение издержек обращения, стабилизацию цен на потребительском рынке.

Реализация мер по решению обозначенных проблем позволит обеспечить население республики качественными продовольственными и промышленными товарами, обеспечить ценовую и территориальную доступность услуг торговли и общественного питания.

Дальнейшее развитие системы товародвижения должно основываться на:

- создании оптово-распределительных центров в районах республики;
- создании торгово-производственных комплексов;
- создании торговых комплексов типа "Кэш энд Кэрри" для обслуживания организаций розничной торговли и общественного питания
-использовании системы организованных закупок для обеспечения республиканского и муниципального заказа.

Все это позволит расширить ассортимент реализуемых товаров в районах республики, сократить издержки и стабилизировать цены.

Приоритетной задачей мы считаем всемерную поддержку малого и среднего бизнеса, создание среднего класса в обществе.

Малый сектор экономики Бурятии уже сегодня выполняет свою социально-экономическую функцию. На его счету 16 процентов налоговых доходов в бюджеты всех уровней, а главное - в малом предпринимательстве работает почти 24 процента от занятых в экономике республики.

Именно здесь могут решаться ключевые проблемы экономики: насыщение рынка продовольственными и промышленными товарами, развитие свободной конкуренции в сфере производства товаров и услуг, в торговле и на транспорте. Сегодня в республике есть отрасли, например, бытовое обслуживание, которые почти полностью находятся в секторе малого предпринимательства.

Действительно, в последние годы малое предпринимательство в Республике Бурятия развивалось достаточно динамично. В соответствии с рейтингом, проводимым Минэкономразвития и торговли РФ по доле занятых на малых предприятиях, Республика Бурятия заняла 68 место (в 2002 г. - 81), опередив 13 регионов РФ.
В 2004 году основными направлениями в сфере поддержки малого предпринимательства были:

- снижение необоснованных издержек при получении разрешительных документов на ведение бизнеса и проведении контроля;
- компенсация процентной ставки при получении кредитов на развитие бизнеса;
- информационное, образовательное, консультативное, правовое обеспечение предпринимательства;
- создание Центра правовой защиты предпринимателей.

Тем не менее, мы вынуждены констатировать, что вся ранее сложившаяся система государственной поддержки малого предпринимательства в республике требует дальнейшего развития.

Государственная поддержка должна оказываться только тем предпринимателям, которые ведут прозрачный бизнес, выплачивают полновесную заработную плату, честно платят налоги.

Основными задачами в области государственной поддержки малого предпринимательства на предстоящий период станут:

- обеспечение предоставления субъектам малого бизнеса комплекса услуг по всем аспектам ведения предпринимательской деятельности на основе дальнейшего развития инфраструктуры поддержки малого бизнеса в районах республики.
- заключение Соглашений с коммерческими банками о кредитовании малого бизнеса.
- совершенствование имущественной поддержки субъектов малого предпринимательства посредством развития лизинговых услуг и обеспечения доступа субъектов малого предпринимательства к производственным площадям и земельным участкам для организации (развития) бизнеса.
- создание условий для более активного развития малого предпринимательства в системе жилищно-коммунального хозяйства, оказания бытовых услуг населению, ремесленничества, туризма, в производственной и инновационной сферах.
- создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства в производственной и инновационной сфере путем развития бизнес-инкубаторов.
- создание условий для участия малого бизнеса в выполнении заказов на поставку товаров (услуг) для государственных (муниципальных) нужд.

Реализация поставленных задач будет способствовать увеличению в 2005 году доли работающих на малых предприятиях к общей численности занятых в экономике республики до 6,3 - 6,5 %, увеличению доли налоговых поступлений в консолидированный бюджет от субъектов малого предпринимательства до 16,5 %, приросту на 40-50 % выпуска продукции, товаров и услуг субъектами малого бизнеса.

Сложившаяся в 2004 году неблагоприятная ценовая ситуация, высокий уровень инфляции, превысивший общероссийский показатель на 3 процентных пункта, оказали негативное влияние на социально-экономическое положение в республике, качество уровня жизни населения.

Поэтому Правительство Республики Бурятия поставило перед собой на 2005 год первоочередную задачу, направленную на снижение инфляции на потребительском рынке до 109 процентов.

Для выполнения поставленной задачи выработан комплекс прямых и косвенных мер, которые должны удержать инфляционные ожидания в заданных рамках.
В первую очередь, это - недопущение роста регулируемых цен и тарифов на всех уровнях власти республики выше целевых параметров изменения цен и тарифов, установленных Тарифным планом на 2005 год.

Практика применения Тарифного плана в 2003 году показала его эффективность - показатели плана были использованы как при разработке прогноза социально-экономического развития республики, так и при формировании республиканского бюджета, что позволило повысить достоверность основных документов республики.
Во-вторых, для оперативного реагирования на развитие ценовой ситуации и принятия конкретных мер Указом Президента Республики Бурятия от 6 декабря 2004 года № 503 создана Комиссия при Президенте Республики Бурятия по сдерживанию инфляции на потребительском рынке Республики Бурятия.

Правительство республики считает также необходимым продолжить работу по сдерживанию роста цен на продукцию естественных и локальных монополий, который в соответствии с Прогнозом России не должен превышать уровень целевой инфляции.

Мерой организационного характера, принятой Правительством республики, является недопущение пересмотра тарифов чаще одного раза в год и только при наличии у субъектов регулирования программ по снижению издержек и рациональному использованию топливно-энергетических ресурсов.

В условиях монетизации льгот актуальность вопросов ценовой и тарифной политики значительно возрастает, и население республики в этих условиях не должно пострадать от необоснованного роста цен и тарифов.

Для решения этой задачи неслучайно Правительством республики принято решение о создании Республиканской тарифной службы, которая и будет заниматься реализацией единой политики цен и тарифов на территории всей республики.

Это позволит осуществлять вертикальное планирование тарифного обеспечения, применять единую методологическую базу регулирования государством элементов рыночной экономики.

В 2004 году Правительством РБ решался вопрос о прямой покупке более дешевой электрической энергии из соседней Иркутской области. В результате работы Правительства РБ и РЭК РБ по включению в сводный баланс электрической энергии и мощности на 2005 год максимально возможных поставок электроэнергии и мощности от ЗАО "МАРЭМ+" в объеме 2808 млн. кВтч дало экономический эффект в 109,7 млн.руб. Таким образом, рост среднего тарифа на электрическую энергию в 2005 году составил 10%, вместо возможных 15,4%; по населению - 8%, вместо 18,5%

При принятии тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005 год Правительство руководствовалось предельным уровнем роста, установленным Федеральной службой по тарифам. Установленные тарифы на электрическую энергию дифференцированы по уровням напряжения, что дает предприятиям возможность выбрать более выгодный тарифный план.

На 2006 год планируется увеличение среднеотпускного тарифа на электрическую энергию по Республике Бурятия до 6-6,5%, то есть в пределах инфляционных ожиданий.
В 2004 году в Республике Бурятия все источники тепловой энергии прошли техническое обследование и аудит. Правительству РБ известно реальное техническое состояние объектов теплоснабжения, что позволило заложить в тариф необходимые затраты на ремонтные работы, на реализацию программ развития производства.

Удалось полностью решить вопрос с прекращением перекрестного субсидирования на тепловую энергию, тем самым, дана возможность для развития промышленности.
Законодательной и исполнительной властью приложено немало усилий по поиску эффективных форм и механизмов управления республиканской собственностью в условиях рыночных методов хозяйствования.

На первоначальном этапе реформ особое внимание уделялось приватизации государственной и муниципальной собственности и другим способам ее разгосударствления.

В конце девяностых годов произошла переориентация политики в области управления собственностью. На смену целям и задачам массовой приватизации пришел курс на совершенствование управления собственностью с целью повышения отдачи имущественного комплекса, увеличения доходов республиканского бюджета за счет большего вовлечения публичной собственности в хозяйственный оборот.

В рамках административной реформы функции управления государственным имуществом передаются в экономический блок Правительства Республики Бурятия. Это позволит, на наш взгляд, ускорить осуществление институциональных реформ и повысить эффективность инвестиционной политики.

Особого внимания заслуживают экологические аспекты экономического роста.

Добиться комфортных условий жизни для народа невозможно без создания благоприятной экологической обстановки.

Мероприятия по природопользованию и охране окружающей среды, предусмотренные республиканским бюджетом в 2004 г., выполнены на сумму 64,4 млн. руб.
За счет водоохранных и водохозяйственных мероприятий снижена напряженность в обеспечении качественной питьевой водой в г. Кяхта и в 3 населенных пунктах, продолжалось строительство берегозащитных сооружений, проводилась инвентаризация и обследование гидротехнических сооружений.

Подготовлен задел проектно-сметной документации на строительство 16 объектов, составлены бюджетные заявки на 2005г. на финансирование за счет средств федерального бюджета 5 объектов на сумму 58,65 млн. руб.

Геологическое изучение недр позволило выявить перспективные месторождения и подать заявку на 2005 г. на финансирование из средств федерального бюджета работ на сумму 182 млн. руб.

За счет средств республиканского бюджета завершено строительство очистных сооружений п. Онохой, прекращен сброс загрязненных сточных вод в реку Уда, начато обустройство полигона твердых бытовых отходов в г. Северобайкальске и реконструкция полигона в п. Нижнеангарске.

За счет средств муниципального и федерального бюджетов будет продолжено строительство мусороперерабатывающего завода в г. Улан-Удэ.

Если думать о здоровье народа, будущего поколения, о конкурентоспособности нашей экономики, инновациях, то нужно в корне менять нынешнюю ситуацию в области эколого-экономических отношений.

Издержки на экологию в нашей республике велики и, скорее всего, будут увеличиваться в перспективе. Доля прямых убытков в валовом региональном продукте, обусловленных "байкальским фактором", составляла в последние годы 14-17%.

Республика Бурятия несет основную ношу затрат по поддержанию экологических функций региона озера Байкал, имеющих мировое значение.

Наша задача - сделать так, чтобы эти издержки приняли форму инвестиций, чтобы ужесточение экологических требований было синхронизировано с основными инвестиционными этапами технической модернизации экономики.

По инициативе Правительства Республики Бурятия в органах исполнительной власти Российской Федерации рассматриваются предложения по механизмам инвестиционной поддержки производств экологически чистой продукции, реконструкции и модернизации действующих производств и развитию экологически безопасных производств.

В 2005 г. будут разработаны и утверждены республиканские законы, направленные на охрану окружающей среды, на право пользования месторождениями общераспространенных полезных ископаемых, на развитие системы государственных природных заказников и памятников природы регионального значения.

Комментарии (0)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^