$ 63.91
68.5
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


8 марта 2005, 18:45

Отчет о работе Счетной палаты Республики Бурятия за 2004 год

Основные итоги работы Счетной палаты в 2004 году

В отчетном году все результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, иные важнейшие вопросы рассматривались на заседаниях Коллегии Счетной палаты. Было проведено 28 заседаний Коллегии Счетной палаты (в 2003 году - 14), рассмотрено 117 вопросов (в 2003 году - 59).

Всего в 2004 году Счетной палатой проведено 29 контрольных мероприятия. Проверками было охвачено 59 объектов. В результате контрольных мероприятий выявлено использование средств с нарушением действующего законодательства в сумме 418243,3 тыс. руб., в том числе нецелевое использование средств - 37662,2 тыс. руб. Неэффективно израсходованными признаны средства в сумме 79591,4 тыс. руб. В адрес участников бюджетного процесса было направлено 54 представления, 34 из которых полностью реализованы в 2004 году. Финансовая оценка нарушений, содержащихся в реализованных представлениях, составила 135190,2 тыс. руб., возмещено в республиканский бюджет 89015,6 тыс. руб. Общая оценка предложений Счетной палаты, реализованных участниками бюджетного процесса по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, составила 324418,6 тыс. руб. Материалы по 10 проверкам были направлены в правоохранительные органы.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты принято 72 республиканских нормативных правовых акта, из 181 предложения, содержащегося в заключениях Счетной палаты по проектам республиканских законов, 127 были приняты органами государственной власти к исполнению.

2. Контроль за формированием и исполнением республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов

В 2004 году Счетной палатой обеспечен весь необходимый комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволивших осуществить предварительный контроль формирования республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2005 год, оперативный контроль исполнения республиканского и государственных внебюджетных фондов в 2004 году, последующий контроль исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2003 год. Только для непосредственной реализации этой задачи проведено 122 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия.

2.1. Предварительный контроль

Проведен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных в рамках предварительного контроля за формированием республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2004 год.

По их результатам подготовлено Заключение Счетной палаты на проект республиканского закона "О республиканском бюджете на 2005 год". Подготовлены также заключения Счетной палаты на проект государственных внебюджетных фондов на 2005 год.

Ряд принципиально важных предложений, сформулированных в указанных заключениях, был учтен в ходе рассмотрения данных законопроектов в Народном Хурале Республики Бурятия.

2.2. Оперативный контроль

Обеспечивался оперативный контроль исполнения республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2004 году. Оперативный контроль осуществлялся на основании анализа данных отчетности Правительства Республики Бурятия.

Результаты анализа отчетных данных своевременно представлялись Народному Хуралу Республики Бурятия.

2.3. Последующий контроль

В рамках последующего контроля осуществлен необходимый комплекс контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятий, позволивших подготовить заключение Счетной палаты по отчету Правительства Республики. Бурятия об исполнении республиканского бюджета за 2003 год. По результатам рассмотрения отчета за 2003 год были установлены недостоверные данные, в связи с чем было предложено внести изменения в отчет, представленный в Министерство финансов Российской Федерации, и в отчет Правительства Республики Бурятия, и только после этого Народный Хурал Республики Бурятия рассмотрел отчет об исполнении бюджета.
На основании комплексных проверок подготовлено заключение Счетной палаты на проект закона об исполнении фонда обязательного медицинского страхования.

2.4. Меры, принимаемые по результатам предварительного, оперативного и последующего контроля

Результаты комплекса контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, осуществленных Счетной палатой в 2004 году в рамках предварительного, оперативного и последующего контроля, своевременно доводились до Народного Хурала Республики Бурятия.

Заключения Счетной палаты на проекты республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на 2005 год, а также по отчетам Правительства Республики Бурятия об исполнении республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов за 2003 год, активно обсуждались в комитетах и комиссиях Народного Хурала Республики Бурятия. Своевременно информировался Президент Республики Бурятия.

3. Контрольно-ревизионная деятельность

3.1. Характеристика контрольных мероприятий

Контрольно-ревизионная деятельность Счетной палаты в 2004 году осуществлялась в соответствии с планом работы, утвержденным Коллегией Счетной палаты. Контрольные мероприятия проводились по направлениям, закрепленным за аудиторами постановлением Коллегии Счетной палаты.

В отчетном году проверками были охвачены органы государственной власти республики, органы местного самоуправления, учреждения и организации различных форм собственности, получающие и использующие средства республиканского бюджета или внебюджетных фондов, а также использующие республиканскую собственность. Проверки носили как тематический, так и комплексный характер.

При комплексных проверках осуществлялся контроль за целевым использованием всех средств республиканского бюджета, получаемых объектом проверки. К таким проверкам следует отнести проверку целевого использования средств республиканского бюджета Улан-Удэнским музыкальным колледжем им. П.И. Чайковского, проверку использования бюджетных средств Администрацией местного самоуправления Курумканского района, проверку использования средств, выделенных на содержание ГУЗ "Бурятская республиканская станция переливания крови Министерства здравоохранения Республики Бурятия", проверку целевого и эффективного расходования средств республиканского бюджета, выделенных МВД Республики Бурятия, проверку финансовой деятельности Аппарата Народного Хурала Республики Бурятия и ряд других.

Основное внимание при проведении контрольных мероприятий уделялось соблюдению законодательства при размещении государственного заказа (рассматривалось при проведении 8 проверок), законности и эффективности государственных инвестиций (рассматривалось при проведении 8 проверок), использованию республиканской собственности (рассматривалось при проведении 7 проверок).

При проведении крупных комплексных проверок практиковалось создание рабочих групп из представителей различных аудиторских направлений деятельности Счетной палаты (при проверках администраций Муйского и Курумканского районов, МВД Республики Бурятия, Аппарата Народного Хурала Республики Бурятия). В целях усиления контроля за использованием республиканской собственности в Счетной палате в 2004 году было создано специальное направление аудиторской деятельности, что обусловило рост числа проводимых Счетной палатой контрольных мероприятий по сравнению с прошлым годом на 26,1 процента и числа объектов, охваченных контрольными мероприятиями, с 36 до 59.

3.2. Основные оценки по результатам контроля

Результаты контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты за прошедший год свидетельствуют о наличии резервов совершенствования бюджетного процесса в республике.

В 2004 году в порядке совершенствования контрольно-ревизионной деятельности Счетной палаты особое внимание стало уделяться оценке эффективности использования средств республиканского бюджета. Следствием этого стал значительный (в 6,4 раза) рост суммы средств, оцененных в ходе контрольных мероприятий как неэффективно израсходованные. В условиях отсутствия утвержденной методики оценки эффективности использования бюджетных средств проверяющие оценку эффективности производили исходя из положений статьи 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

При проведении контрольных мероприятий были выявлены многочисленные нарушения действующего законодательства при размещении государственного заказа, что влечет за собой снижение эффективности расходования средств республиканского бюджета. К наиболее характерным нарушениям следует отнести размещение государственного заказа без проведения конкурса, либо нарушения процедуры проведения конкурса (отсутствие публикаций о проведении конкурса, допуск к конкурсу участников, не имеющих право на участие, и др.).

В 2004 году внимание Счетной палаты к инвестициям, осуществляемым при прямом участии Республики Бурятия, было обусловлено наличием большой суммы просроченных займов юридическими лицами и фактами наступления гарантийного случая по предоставленным гарантиям Республики Бурятия. К характерным нарушениям при осуществлении инвестиционной деятельности можно отнести:

Предоставление бюджетного займа юридическим лицам без наличия ликвидного залога, предоставление бюджетного кредита или государственной гарантии юридическому лицу, имеющему неудовлетворительное финансовое положение, финансирование недостаточно проработанных инвестиционных проектов, многократная пролонгация сроков возврата займа, слабый контроль со стороны органов государственной власти за ходом реализации инвестиционных проектов, недостатки в претензионной работе с должниками. Наибольшая сумма просроченной задолженности имеется по юридическим лицам, финансирование которых осуществлялось через Фонд реализации Федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия (далее -Фонд), причем по инвестиционным проектам, не переданным официально от Фонда Правительству Республики Бурятия, работа по возврату в бюджет задолженности в 2004 году не проводилась.

Многочисленные нарушения в прошедшем году были выявлены также при проверке использования государственной собственности. Наиболее часто встречающиеся нарушения: распоряжение закрепленной республиканской собственностью или передача в субаренду арендуемого имущества третьим лицам без согласования с Государственным комитетом имущественных отношений Республики Бурятия, недоперечисление в бюджет суммы взимаемой арендной платы.

3.3. Нецелевое использование бюджетных средств

Сумма нецелевого расходования средств республиканского бюджета, выявленная в ходе контрольных мероприятий в 2004 году, составила 37662,2 тыс. руб., рост к предыдущему году в 13 раз. Такой прирост обусловлен фактами выявления нецелевого расходования средств бюджетного кредита в сумме 28369,4 тыс. руб., выделенного золотодобывающим предприятиям республики в декабре 2003 года, и использования Администрацией Президента и Правительства Республики Бурятия средств, полученных от реализации здания по адресу г. Улан-Удэ, ул. Ленина, 44, на цели, не предусмотренные законом о республиканском бюджете.

3.4. Меры, принятые по результатам контроля

В отчетном периоде Счетной палатой было проведено 29 контрольных мероприятий, проверками было охвачено 59 объектов, что значительно больше, чем в предыдущем году. По итогам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в адрес органов государственной власти Республики Бурятия, главных распорядителей бюджетных средств и других участников бюджетного процесса было направлено 118 информационных материалов и 54 представления, из которых было реализовано в 2004 году полностью 34, или 63 процента, по остальным представлениям выполнение частичное либо срок их реализации не наступил. Из 179 предложений, содержащихся в представлениях, в 2004 году исполнено 133, или 74,3 процента. Количество исполненных предложений, поданных по итогам контрольных мероприятий, к уровню прошлого года возросло на 10,8 процента. По итогам 10 проверок материалы направлены в правоохранительные органы.

Финансовая оценка предложений, содержащихся в реализованных представлениях, составила 135190,2 тыс. руб., возмещено в бюджет по представлениям Счетной палаты 89015,6 тыс. руб.

На улучшение результативности работы Счетной палаты в 2004 году сказалось укрепление конструктивного взаимодействия с Правительством Республики Бурятия. Так, первый заместитель Председателя Правительства Республики Бурятия Гейдебрехт В.О. держал под личным контролем исполнение представлений Счетной палаты, направленных в адрес Правительства Республики Бурятия или органов государственной исполнительной власти республики.

О содержании принятых Коллегией Счетной палаты решений по результатам контрольно-ревизионных мероприятий регулярно информируется Народный Хурал и Президент Республики Бурятия.

4. Экспертно-аналитическая деятельность

Экспертно-аналитическая деятельность в 2004 году осуществлялась по всем направлениям деятельности Счетной палаты. Всего за год проведено 93 экспертно-аналитических мероприятия, что в два раза больше, чем в 2003 году.

Экспертно-аналитическими мероприятиями было охвачено 27461771,0 тыс. руб., что выше уровня 2003 года в 2,6 раза.

Экспертные заключения Счетной палаты подготавливаются по проектам республиканских законодательных актов и проектам иных республиканских нормативных правовых актов, касающихся вопросов расходования средств республиканского бюджета, средств республиканских внебюджетных фондов, а также использования республиканской собственности.

В 2004 году Счетной палатой подготовлено 76 заключений по проектам республиканских законодательных актов и 16 заключений по иным нормативным правовым актам. Обязательной экспертизе Счетной палаты подлежат проекты республиканских законов о республиканском бюджете на очередной год и о внесении изменений в закон о республиканском бюджете.

Из 181 предложения, содержащегося в экспертных заключениях, принято для исполнения органами государственной власти республики 127 , что составляет 70,2 процента. Общее исполнение предложений, содержащихся в представлениях и экспертных заключениях Счетной палаты, составило 72,2 процента, а финансовая оценка исполненных предложений - 324418,6 тыс. руб.

В отчетном году в адрес органов государственной власти было направлено 4 аналитические записки по вопросам, касающимся организации оплаты труда руководителей органов государственной власти, управления государственной собственностью и повышения эффективности ее использования.

По результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий Счетной палаты было принято 72 республиканских нормативных правовых акта.

5. Важнейшие итоги контрольно-ревизионной и экспертной деятельности по направлениям деятельности Счетной палаты, возглавляемым аудиторами Счетной палаты

5.1. Контроль расходов республиканского бюджета на государственное управление, правоохранительную деятельность, судебную власть, расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, промышленность, строительство, транспорт, связь, мобилизационную подготовку, дорожные работы, предоставление и возврат инвестиций по данному направлению, контроль за образованием и использованием средств Фонда реализации Федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия в 2004 году осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты Морозова В.М.

5.1.1. Контрольно-ревизионная деятельность

За 2004 год данным направлением в составе аудитора Морозова В.М. и старшего инспектора Доржиевой Т.Б. было проведено 7 контрольных мероприятий, в том числе 2 совместно с другими республиканскими контролирующими органами и 2 с привлечением сотрудников других аудиторских направлений деятельности Счетной палаты. Кроме того, принято участие в одной совместной проверке в составе рабочей группы. Практически все проверки были включены в план работы данного направления по поручению депутатов Народного Хурала Республики Бурятия либо запросам Президента Республики Бурятия.

В ходе проведения контрольных мероприятий проверками было охвачено 210216,6 тыс. руб. средств республиканского бюджета и средств республиканских внебюджетных фондов. В результате проверок выявлено использование средств с нарушением действующего законодательства на сумму 35770,2 тыс. руб., нецелевое расходование средств на сумму 37,2 тыс. руб., неэффективное использование средств на сумму 61227,0 тыс. руб.

По результатам контрольных мероприятий составлено 8 актов, ответственным лицам направлено 9 представлений, в которых содержалось 26 предложений по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок. Из 21 предложения, срок исполнения которых наступил в 2004 году, исполнено 17, финансовая оценка реализованных предложений составляет 25000,0 тыс. руб.

Основное внимание в ходе осуществляемых контрольных мероприятий обращалось на целевое расходование средств, соблюдение действующих нормативных правовых актов при использовании средств, эффективность использования средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов.

Следствием повышенного внимания в ходе контрольных мероприятий к оценке эффективности использования бюджетных средств стал значительный (в 9 раз к уровню 2003 года) рост выявленной суммы неэффективно израсходованных средств.

Причинами неэффективного использования бюджетных средств, как правило, являются нарушения положений действующих нормативных правовых актов либо несовершенство самих актов, а также упущения в работе распорядителей бюджетных средств.

Так, по причине несовершенства республиканской нормативной базы в 2003 - 2004 годах на счетах ОАО "Ипотечная корпорация Республики Бурятия" в коммерческих банках длительное время находились значительные суммы неиспользованных бюджетных средств, предназначенные для предоставления субсидий участникам программы ипотечного жилищного кредитования, в то же время Правительство Республики Бурятия несло расходы по обслуживанию займов, полученных в коммерческих банках.

Также по причине отсутствия необходимых республиканских нормативных правовых актов в течение 2003 - 2004 годов в республике не финансировался и не осуществлялся в полной мере комплекс специальных защитных мер по контролю за качеством алкогольной продукции. В результате из суммы средств, собранных на специальном счете для оплаты защитных мероприятий, 5,1 млн. руб. было уплачено в виде налога на доход, образовавшийся на специальном счете по причине отсутствия фактических расходов на защитные мероприятия.

В результате недоработок республиканской нормативной правовой базы, регулирующей вопросы реализации Программы стабилизации экономики и социально-экономического развития г. Гусиноозерска в условиях реструктуризации угольной отрасли, и халатности сотрудников Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия в 2002 году без каких-либо утвержденных мероприятий и письменных обязательств со стороны получателей юридическим лицам, не являющимся ГУП или МУП, были переданы на бесплатной безвозвратной основе бюджетные средства в сумме 3,75 млн. руб. Вследствие такого способа финансирования предусмотренные Программой результаты достигнуты не были.

При осуществлении государственных закупок для республиканских нужд наиболее частыми нарушениями являются нарушения при проведении конкурсов на размещение государственного заказа (либо размещение заказа без конкурса) и оплата работ без должного оформления их приемки. Так, Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия в 2002 году без оформления актов приемки работ и оформления передачи авторского права на разработки были оплачены ООО ТК "Кримсон" работы по договору №12-001-02-91-009-О/У от 16 июля 2002 года в сумме 30000,0 тыс. руб. При этом в годовом отчете Министерства экономического развития и внешних связей Республики Бурятия оплата в сумме 25000,0 тыс. руб. была отражена как оплата за выполненные работы. По представлению Счетной палаты в отчетности дебиторская задолженность, возникшая в силу оплаты непринятых работ, была полностью восстановлена.

Наиболее характерными нарушениями при осуществлении государственной поддержки инвестиционной деятельности в форме прямого участия Республики Бурятия в инвестиционной деятельности являются:

предоставление займа в условиях отсутствия у заемщика ликвидного залога;
принятие к финансированию недостаточно проработанных проектов (бизнес-планов);
отсутствие со стороны органов государственной власти должного оперативного контроля за реализацией инвестиционных проектов, осуществляемого при государственной поддержке.

Так, проверка эффективности инвестиций, осуществляемых за счет собственных средств Фондом реализации Федеральной программы социально-экономического развития Республики Бурятия, созданным за счет средств федерального и республиканского бюджетов, показала, что по вышеназванным причинам по 13 из 18 профинансированных на возвратной основе инвестиционных проектов имелась просроченная задолженность в сумме 8,8 млн. руб., а вложения в уставные капиталы других организаций в сумме 9,0 млн. руб. за период с 1999 по 2003 год дали доход фонду в сумме всего 140,3 тыс. руб.

5.1.2. Экспертно-аналитическая деятельность

За 2004 год было подготовлено 16 экспертных заключений, в том числе 13 - по проектам республиканских законов. Экспертное заключение по проекту закона "О внесении изменений в Закон Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2004 год" проводилось с привлечением инспекторов других направлений. Экспертизой было охвачено 5195826,2 тыс. руб. средств республиканского бюджета. По результатам экспертиз выдано 31 предложение. В 2004 году было рассмотрено органами государственной власти 22 предложения, учтено при принятии нормативных правовых актов - 22, в том числе при принятии республиканских законов - 19. Финансовая оценка предложений, реализованных по результатам экспертных мероприятий, составила 373 551,2 тыс. руб.

Кроме того, направление принимало участие в подготовке заключений по проектам законов о внесении изменений в республиканский бюджет на 2004 год и проекту закона Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2005 год".

5.1.3. Общие результаты контрольных и экспертных мероприятий

За год направлением проведено 7 контрольных мероприятий, в том числе 2 совместных, принято участие в одном мероприятии, проверками охвачено 9 объектов, по результатам проверок направлено 9 представлений. Проведено 16 экспертиз нормативных правовых актов, в том числе 13 проектов республиканских законов. Контрольными и экспертными мероприятиями охвачено 5406042,8 тыс. руб. средств республиканского бюджета и средств внебюджетных фондов. Органам государственной власти и другим участникам бюджетного процесса направлено 57 предложений по устранению нарушений, из 43 предложений, срок реализации которых наступил, исполнено 39. Финансовая оценка исполненных предложений составила 26975,2 тыс. руб.

5.2. Контроль расходов республиканского бюджета на социальную сферу (образование, культура и искусство, средства массовой информации, здравоохранение, физическая культура, молодежная политика, социальная политика), предоставление и возврат инвестиций по закрепленному направлению деятельности, за формированием и использованием средств территориального фонда обязательного медицинского страхования возглавляет аудитор Бугдашкина Л.А.

5.2.1. Контрольно-ревизионная деятельность

В отчетном году направлением в составе аудитора Бугдашкиной Л.А., главного инспектора Букреевой Г.С. проведено 5 контрольных мероприятий на 20 объектах, в том числе в 4 совместных проверках с другими аудиторскими направлениями деятельности Счетной палаты, из них в двух органах местного самоуправления (Курумканский, Муйский). В ходе проведения контрольных мероприятий проверено использование 703140 тыс. руб., выявлено расходование 51057,4 тыс. руб. бюджетных средств с нарушением действующего законодательства, в том числе не по целевому назначению использовано 1144,6 тыс. руб., неэффективное использование - 2842,2 тыс. руб. По результатам контрольных мероприятий составлено 17 актов. Результаты всех проверок рассмотрены Коллегией Счетной палаты, направлено в организации, учреждения, органы исполнительной власти Республики Бурятия, органы местного самоуправления 57 предложений по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок. На 1 января 2005 года реализовано 39 предложений, возмещено в республиканский бюджет 628,3 тыс. руб.

Наибольшее внимание при проведении контрольных мероприятий уделялось целевому расходованию средств республиканского бюджета, использованию республиканской собственности в проверяемых учреждениях, соблюдению законодательства при закупках товаров и услуг для бюджетных организаций, организации бухгалтерского учета, учету средств от предпринимательской деятельности.

Проверка в Улан-Удэнском музыкальном колледже показала, что в республике продолжает иметь место бесконтрольное использование государственного имущества, когда помещения сдаются в аренду без ведома Государственного комитета имущественных отношений Республики Бурятия, без расчета арендной платы, что приводит к снижению неналоговых доходов республиканского бюджета. Необходимо отметить, что аналогичные нарушения постановления Правительства Республики Бурятия от 15 июля 2002 года №187 "О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия" были выявлены при проверках других учреждений в прошлые годы, по результатам которых в Государственный комитет имущественных отношений Республики Бурятия направлялись рекомендации по установлению контроля за использованием объектов недвижимости, находящихся в ведении государственных учреждений, организаций. Более того, Государственный комитет имущественных отношений Республики Бурятия, проверив в 2003 году музыкальный колледж, в акте проверки указал не всех арендаторов.
Также выявлены нарушения Положения о продаже отдельных видов имущества (активов) государственных предприятий, организаций и учреждений в Республике Бурятия. Так, МВД Республики Бурятия и Республиканская станция переливания крови высвобождающийся автотранспорт реализовали без проведения конкурса.
В нарушение Бюджетного кодекса Российской Федерации часть арендной платы, доходов, полученных от оказания платных услуг, не сдаются на лицевой счет в казначействе, что не позволяет учесть в полном объеме доходы бюджета.

При проверках органов местного самоуправления основными вопросами стали межбюджетные отношения: использование республиканских средств, выделенных в виде дотаций, субвенций, субсидий районным бюджетам. Проверено состояние муниципального долга, соблюдение законодательства при предоставлении бюджетных кредитов, исполнение республиканских целевых программ, использование средств Федерального и регионального фондов государственной поддержки завоза продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, возмещение убытков предприятий жилищно-коммунального хозяйства и другие вопросы.

В Курумканском районе при управлении муниципальным долгом нарушается ст. 107 Бюджетного кодекса Российской Федерации, объем муниципального долга превышает собственные доходы. Районный Совет установил верхний предел муниципального долга, в 2,8 раза превышающий прогнозируемые собственные доходы. Проверка кредитных договоров свидетельствует о том, что в нарушение ст.76 Бюджетного кодекса Российской Федерации в обеспечение исполнения обязательств принято имущество заемщиков без проведение оценки и с низкой степенью ликвидности. Аналогичное нарушение выявлено и при проверке использования средств "северного завоза" в Муйском районе.

Проведенные проверки показали, что, в нарушение Положения о проведении тендера (конкурсного отбора) предприятий, организаций и учреждений, осуществляющих централизованные поставки продукции в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности (далее - Положение), за счет средств регионального фонда, конкурсы проводятся формально, требования Положения не соблюдаются, конкурсы проводятся без опубликования в средствах массовой информации. Имеет место несвоевременный возврат кредита в региональный фонд. Проверка в Курумканском районе показала несбалансированность между возложенными на район финансовыми обязательствами и реальными потребностями в них. Выделенная субсидия из Федерального фонда на завоз нефтепродуктов в несколько раз превышала годовую потребность. Поставщикам нефтепродуктов выдан беспроцентный товарный кредит, при этом еще оплачено за хранение нефтепродуктов 2842,2 тыс. руб.
В Курумканском районе выявлены многочисленные нарушения бухгалтерского учета в Управлении труда и социального развития, имеются нарушения при использовании средств, выделенных на реализацию республиканских целевых программ. Выявлены серьезные нарушения и при реконструкции культурно-спортивного комплекса. Правительством Республики Бурятия в нарушение Закона Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2003 год" принято распоряжение о выделении средств на строительство моста. Материалы проверки переданы в правоохранительные органы.

По распоряжению Президента Республики Бурятия проведена проверка целевого и эффективного расходования средств республиканского бюджета Республики Бурятия. Проверка показала, что МВД Республики Бурятия в нарушение статей 233 и 234 Бюджетного Кодекса Российской Федерации произвело передвижки по аппарату министерства в размере 48,4 процента от объема бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетной росписью. Министерством финансов Республики Бурятия не приняты меры по пресечению нарушений. В ходе проверки выявлены нарушения федеральных Законов "О бухгалтерском учете", "О бюджетной классификации в Российской Федерации". Закупки для государственных нужд проведены с нарушением статей 71 и 72 Бюджетного Кодекса Российской Федерации, Закона Республики Бурятия "О закупках товаров, выполнении работ и оказании услуг для государственных нужд Республики Бурятия".

5.2.2. Экспертно-аналитическая деятельность

В соответствии с Законом Республики Бурятия "О Счетной палате Республики Бурятия" осуществлялась экспертиза проектов законов, затрагивающих вопросы республиканского бюджета, с проведением анализа на предмет соответствия законопроектов бюджетному законодательству и другим нормативно-правовым актам.
За 2004 год направлением подготовлено 18 заключений по проектам законов, при принятии 12 законов учтены предложения Счетной палаты.

Особенностью при подготовке заключений в отчетном году явилось принятие федеральных законов, вносящих значительные изменения в действующее законодательство. Именно с позиций вступления в силу с 1 января 2005 года измененных федеральных законов, корректировки принципов финансового обеспечения полномочий субъектов Российской Федерации и органов местных самоуправлений, внесения изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации были подготовлены предложения при принятии Закона Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2005 год" и ряда других законодательных актов. Необходимо отметить, что большая часть изменений коснулась социальной сферы.

5.3. Контроль за расходами республиканского бюджета в ЖКХ, сельском хозяйстве и охране окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологии, предоставление и возврат инвестиций по закрепленным направлениям деятельности в 2004 году осуществлялся под руководством аудитора Счетной палаты Гармаева О.Ж.

5.3.1. Контрольно-ревизионная деятельность

За отчетный период данным аудиторским направлением деятельности Счетной палаты проведено 22 контрольно-ревизионных и экспертно-аналитических мероприятия. По утвержденному плану работы Счетной палаты, скорректированному в течение года в связи с поручениями Народного Хурала Республики Бурятия, проведено 5 проверок, а также принималось участие в комплексной проверке МВД Республики Бурятия, проведенной Счетной палатой по распоряжению Президента Республики Бурятия.

При проведении контрольно-ревизионных мероприятий охвачен объем средств республиканского бюджета в размере 147282,0 тыс. руб. При этом выявлено использование средств с нарушением действующего законодательства на сумму 35493,0 тыс. руб. Не по целевому назначению использовано 1026,0 тыс. руб. Неэффективное расходование бюджетных средств установлено в размере 15312,0 тыс. руб. В двух случаях допущено перефинансирование на общую сумму 449,4 тыс. руб.
Подготовлено 17 экспертных заключений, в том числе по проектам законов - 13. В них содержится 24 предложения, направленные органам государственной власти, из которых 14 принято для использования.

По результатам проведенных проверок в органы исполнительной и представительной власти направлено 12 представлений Счетной палаты. В них содержалось 22 предложения только органам исполнительной власти, из которых 12 реализовано.

Материалы проверки в соответствии с решением коллегии Счетной палаты также направлялись в органы государственной власти республики в виде информации (21 случай).

Финансовая оценка предложений, реализованных органами исполнительной власти по результатам проведенных данным аудиторским направлением проверок, составляет 41044,5 тыс. руб.

Материалы одного контрольного мероприятия - проверки целевого использования финансовых средств, выделенных в 2003 и 2004 годах потребительскому обществу "Производственно-торговый центр Буркоопсоюза" на закупку товаров первой необходимости и сельхозпродукции, переданы в республиканскую прокуратуру.

5.3.2. Контрольно-ревизионные мероприятия

В 2004 году контрольно-ревизионные мероприятия проводились в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия (дважды), Комитете поземельным ресурсам и землеустройству по Республике Бурятия, Управлении ветеринарии Республики Бурятия, потребительском обществе "Производственно-торговый центр Буркоопсоюза".

Наиболее существенные выводы и предложения содержатся в материалах проверки целевого использования бюджетных средств, выделенных на проведение кадастровых и землеустроительных работ в 2002 и 2003 годах. В условиях направления за два года на эти цели 35493,0 тыс. руб. было рекомендовано в соответствии с п.2 ст.10 Федерального Закона "О государственном земельном кадастре" финансирование расходов из республиканского бюджета осуществлять только в части сбора, обработки и хранения дополнительных сведений государственного земельного кадастра, не установленных Российской Федерацией. В результате принятия данного предложения в республиканском бюджете на 2005 год финансирование землеустроительных и кадастровых работ ограничивается на 7300,0 тыс. руб. в виде субсидий из фонда муниципального развития и закона Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2005 год", подписанного Президентом Республики Бурятия 29 декабря 2004 года).

Вместе с тем не выполнена рекомендация Счетной палаты о перезаключении Соглашения об участии Республики Бурятия в реализации федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002 - 2007 годы)", предусматривающей участие средств федерального бюджета в реализации одноименной республиканской программы, как это практикуется в целом ряде субъектов Российской Федерации; не приняты мерь по нормативному или законодательному регулированию стоимости межевания в сторону ее уменьшения, упрощению процедуры оформления земельных участков в собственность граждан и юридических лиц; не определена мера ответственности Министерства финансов Республики Бурятия за выделение средств республиканского бюджета в размере 835,5 тыс. руб., использованных Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству по Республики Бурятия не по целевому назначению.

Это свидетельствует о неполном соблюдении Правительством Республики Бурятия требований Закона Республики Бурятия "О Счетной палате Республики Бурятия" в части, касающейся исполнения представления Счетной палаты.

Нецелевое использование государственных средств допущено также при выделении из республиканского бюджета 190,5 тыс. руб. на компенсацию части платы за пользование кредитами Сбербанка потребительскому обществу "Производственно-торговый центр Буркоопсоюза". По представлению Счетной палаты выплата последнему указанных компенсаций от 19 октября 2004 года была прекращена, и экономия республиканского бюджета в результате устранения выявленного нарушения составила 103,9 тыс. руб.

Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия ведется работа по восстановлению средств республиканского бюджета. В частности, от 16 декабря 2004 года направлено исковое заявление в Арбитражный суд Республики Бурятия.

Вместе с тем из-за отсутствия установленного факта приобретения "Производственно-торговым центром Буркоопсоюза" товаров первой необходимости и сельхозпродукции на общую сумму 6300,5 тыс. руб. материалы проверки решением Коллегии Счетной палаты от 18 октября 2004 года № 27 были переданы в Прокуратуру Республики Бурятия. Позднее создана специальная правительственная комиссия, в состав которой вошел представитель Счетной палаты.

По результатам проверки целевого расходования средств, выделенных в 2004 году на содержание государственной ветеринарной службы, выявлено неэффективное использование бюджетных средств в размере 15312,0 тыс. руб. (из-за не проведенной своевременно оптимизации численности работников в первом полугодии из республиканского бюджета содержалось 495 человек). В этой связи постановлением Правительства Республики Бурятия от 15 июля 2004 года №152 уволен с занимаемой должности Главный государственный ветеринарный инспектор Республики Бурятия Смолин В.В.

Проверкой целевого расходования средств республиканского бюджета, выделенных на реализацию программы развития рыбного хозяйства на 2002 и 2003 годы, выявлено перефинансирование научно-исследовательских работ и работ по реконструкции и техническому перевооружению СПК рыболовецкая артель "Кабанский рыбозавод" на общую сумму 210,0 тыс. руб.

В соответствии с рекомендацией Счетной палаты в 2004 году научно-исследовательская работа "Рыбохозяйственный мониторинг основных озерных систем" профинансирована в размере только 100,0 тыс. руб., а финансирование Кабанского рыбозавода не производилось вообще. Таким образом, восстановлены средства бюджета, использованные за предыдущий период на эти цели сверх предусмотренного программой.

Проверка полноты выделения субсидий на компенсацию части стоимости комбикормов и дополнительных дотаций на реализацию мяса свинины ЗАО «Свинокомплекс «Николаевский» показала, что данное закрытое акционерное общество в 2003 году недополучило финансирования в размере 101,4 тыс. руб. В 2004 году при недофинансировании в части выделения дополнительной дотации на животноводческую продукцию на сумму 253,9 тыс. руб. по компенсации части стоимости комбикормов, наоборот, был перефинансирован на 239,4 тыс. руб.

Во исполнение представления Счетной палаты Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия до конца 2004 года отрегулировано выделение бюджетных средств ЗАО «Свинокомплекс «Николаевский», в пределах бюджетных назначений. Министром сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия за допущенные нарушения в финансировании ЗАО "Свинокомплекс Николаевский" объявлено замечание первому заместителю министра Кострикову М.А. и главному бухгалтеру Боковой Е.М.

Из 17 экспертных заключений, подготовленных данным аудиторским направлением за отчетный период, 13 - на законопроекты, в том числе 7 из них на проекты закона о республиканском бюджете. 17 заключений решением коллегии Счетной палаты направлены в Народный Хурал Республики Бурятия и по ним приняты соответствующие решения.

5.4. Согласно постановлению Коллегии Счетной палаты Республики Бурятия от 9 января 2004 года № 5 направление деятельности Счетной палаты под руководством аудитора Поломошнова В.И. осуществляет контрольно-ревизионную и экспертно-аналитическую деятельность по вопросам, касающимся формирования и исполнения налоговых доходов бюджета, налогового законодательства и налоговой политики; формирования и исполнения неналоговых доходов, за исключением доходов по коду201000; безвозмездных перечислений; обслуживания государственного долга; финансовой помощи бюджетам других уровней на выравнивание бюджетной обеспеченности; источников финансирования дефицита республиканского бюджета; внутреннего и внешнего долга; государственных гарантий; прочих расходов, в части Министерства финансов Республики Бурятия; государственных учреждений, подведомственных Министерству финансов Республики Бурятия.

5.4.1. Контрольно-ревизионная деятельность

За отчетный период непосредственно бюджетным направлением, согласно утвержденному плану работы Счетной палаты на 2004 год, было проведено 6 контрольных мероприятий. Также специалисты бюджетного направления принимали участие в 4 общих контрольных мероприятиях Счетной палаты (Курумканский район, Муйский район, Народный Хурал Республики Бурятия и МВД Республики Бурятия).

Проверка эффективного использования бюджетных средств, выделенных на содержание государственного учреждения "Агентство по государственным закупкам Республики Бурятия" в 2003 году, была проведена с использованием аудита эффективности.

Проверками было охвачено 12 субъектов. По материалам проведенных проверок подготовлено 12 актов.

В ходе проведения указанных выше контрольных мероприятий по проверке соблюдения бюджетного законодательства, правомерности и обоснованности расходования средств республиканского бюджета было охвачено 1381591,0 тыс. руб.

В результате проведенных бюджетным направлением контрольно-ревизионных мероприятий были установлены факты использования средств республиканского бюджета с нарушением действующего законодательства в размере 285422,1 тыс. руб., нецелевое использование бюджетных средств составило 29635,7 тыс. руб.
При проверке целевого использования бюджетного кредита, выданного золотодобывающим предприятиям (ОАО "Прииск Ципиканский", ЗАО "Артель старателей "Рассвет", ЗАО "Артель старателей "Восход", ЗАО "Багдаринская горно-геологическая компания"), выявлено не только нецелевое расходование в размере 28369,4 тыс. руб., но и нарушение сроков возврата кредита и процентов за пользование кредитом. По окончании проверки золотодобывающими предприятиями погашена задолженность по бюджетному кредиту в полном объеме (79431,0 тыс. руб.), оплачены проценты за пользование кредитом и пени за несвоевременный возврат кредита (2719,5 тыс. руб.). Общая сумма поступлений в республиканский бюджет составила 82150,5 тыс. руб., в том числе восстановлена сумма нецелевого расходования бюджетных средств в размере 28369,4 тыс. руб.

Нецелевое использование бюджетных средств в сумме 1266,3 тыс. руб. допущено ОАО "Иволкон" при использовании бюджетного кредита, выданного за счет средств республиканского бюджета, в размере 3,0 млн. руб. В обеспечение возврата бюджетного кредита получателем передан в качестве залога имущественный комплекс ОАО "Иволкон" без согласия акционеров данного общества, не осуществлено страхование имущества. В отношении должника ОАО "Иволкон" введено конкурсное производство сроком на 12 месяцев. Определением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 апреля 2004 года Министерством экономического развития и внешних связей Республики Бурятия включено в реестр требований кредиторов ОАО "Иволкон" в размере 3296,8 тыс. руб. (сумма основного долга и проценты за пользование кредитом) в 3-ю очередь.

При проверке обоснованности выдачи Министерством финансов Республики Бурятия бюджетного кредита золотодобывающим предприятиям в 2003 году, приобретения в республиканскую собственность акций ОАО АК "БайкалБанк" и использования "Золотого кредита" выявлены нарушения действующего законодательства и искажения отчетности по исполнению республиканского бюджета за 2003 год. Министерством финансов Республики Бурятия внесены изменения в приложение 19 "Исполнение республиканского бюджета за 2003 год по кредиту, предоставленному с целью привлечения валютных кредитов и иностранных инвестиций в Республику Бурятия". В нарушение действующего законодательства Министерством финансов Республики Бурятия взыскание задолженности по бюджетному кредиту произведено путем принятия заложенного имущества (акции ОАО АК "БайкалБанк") по Мировому соглашению и определению Арбитражного суда Республики Бурятия в натуре. В 2004 году по данному пакету акций принят Закон Республики Бурятия, акции приобретены в собственность Республики Бурятия.

В результате контрольных мероприятий, проведенных с использованием аудита эффективности (Агентство по государственным закупкам Республики Бурятия (далее - Агентство), выявлены факты неэффективного использования бюджетных средств на сумму 210,2 тыс. руб. Агентство в 2003 году осуществило подготовку только 15 процентов конкурсов от общего числа конкурсных процедур, профинансированных за счет средств республиканского бюджета. Кроме того, было установлено, что Агентство, полностью финансируемое из республиканского бюджета, осуществляло организацию и проведение конкурсов для федеральных и муниципальных учреждений также на безвозмездной основе.

В результате проведения проверки обоснованности расходов на услуги адвокатов по защите интересов казны Министерства финансов Республики Бурятия выявлены факты завышения расходов бюджетной системы Республики Бурятия на сумму 164781,0 тыс. руб. и занижения доходной базы республиканского бюджета на 274998,2 тыс. руб. Министерством финансов Республики Бурятия внесены изменения в проект Закона Республики Бурятия "Об исполнении республиканского бюджета за 2003 год", доходная и расходная части республиканского бюджета снижены на 164 781,0 тыс. руб.

5.4.2. Экспертно-аналитическая деятельность

Задачей Счетной палаты является финансовая экспертиза проектов республиканских законов, а также нормативных правовых актов республиканских органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств республиканского бюджета, или влияющих на формирование и исполнение республиканского бюджета и бюджетов республиканских внебюджетных фондов.

В рамках указанных полномочий за отчетный период бюджетным направлением проведено 30 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 29 финансовых экспертиз представленных в Счетную палату законопроектов. Объем средств республиканского бюджета, охваченный при проведении контрольных мероприятий, составил 22265945,2 тыс. руб.

Основная доля средств бюджета была проверена при финансовой экспертизе законопроектов о республиканском бюджете на 2005 год, о республиканском бюджете на 2004 год, о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2004 год, об исполнении закона о республиканском бюджете на 2003 год.

Большой рост объема экспертно-аналитической работы, проводимой в рамках предварительного, текущего и последующего финансового контроля за формированием и исполнением доходных и расходных статей республиканского бюджета, был обусловлен целым рядом как объективных, так и субъективных факторов.

В первую очередь на рост объема работ в указанном направлении повлияло изменение в федеральном законодательстве, касающееся межбюджетных отношений, изменений в Бюджетном кодексе и бюджетной классификации Российской Федерации.

Не последнюю роль в постоянно существовавшей необходимости осуществления текущего контроля за исполнением республиканского бюджета сыграли неоднократные изменения показателей доходной части и, как следствие, изменение расходных статей бюджета.

Так, в 2004 году бюджетным направлением было подготовлено шесть заключений только по законопроектам о внесении изменений и дополнений в Закон Республики Бурятия о республиканском бюджете на 2004 год, три заключения по проекту закона о республиканском бюджете на 2005 год, два экспертных заключения по проекту закона об исполнении республиканского бюджета за 2003 год и одно экспертное заключение на проект закона Республики Бурятия о внесении изменений в закон о республиканском бюджете на 2003 год.

Всего по результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий подготовлено 29 экспертных заключений по проектам республиканских законов.
Кроме того, бюджетным направлением в 2004 году была проведена проверка правильности начисления заработной платы лицам, замещающим государственные должности Республики Бурятия.

В ходе проведенного аналитического мероприятия Счетной палатой были выявлены отдельные нарушения порядка замещения государственных должностей Республики Бурятия, порядка и условий выплаты денежного содержания лицам, замещающим государственные должности Республики Бурятия.

Все выявленные нарушения и меры по их устранению были изложены в аналитической записке, направленной в Народный Хурал Республики Бурятия, Правительство Республики Бурятия, проверенные министерства и ведомства.

5.4.3. Реализация результатов контрольных и экспертных мероприятий

По результатам проведенных контрольных мероприятий должностным лицам субъектов проверки и органам государственной власти Республики Бурятия было направлено 10 представлений, из которых 7 реализовано.

Из 50 предложений, содержащихся в представлениях, 43 было реализовано. Финансовая оценка нарушений, содержащихся в реализованных представлениях, составила 82175,8тыс. руб.

По представлению Счетной палаты Республики Бурятия, вынесенному по результатам проверки обоснованности выдачи Министерством финансов Республики Бурятия бюджетного кредита золотодобывающим предприятиям в 2003 году и приобретения в республиканскую собственность акций ОАО АКБ "Байкал-Банк", возмещено в республиканский бюджет 82150,5 тыс. руб.

По результатам проведения экспертиз республиканских законопроектов в органы государственной власти направлено 96 предложений, из которых 67 было учтено при формировании окончательных вариантов законопроектов.

Всего по материалам проведенных в 2004 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий в органы государственной власти Республики Бурятия направлено 45 информационных материалов, по ним органами законодательной и исполнительной власти Республики Бурятия принято 26 нормативно-правовых актов.

Финансовая оценка реализованных органами исполнительной власти предложений бюджетного направления деятельности Счетной палаты по результатам контрольных и экспертно-аналитических мероприятий составила 248632,0 тыс. руб.

За отчетный период бюджетным направлением Счетной палаты, по результатам контрольных мероприятий были направлены материалы в правоохранительные органы по трем проверкам.

Так, в Прокуратуру Республики Бурятия были переданы материалы, подготовленные в результате проведенных проверок целевого использования бюджетного кредита ОАО "Иволкон", обоснованности выдачи бюджетных кредитов золотодобывающим предприятиям, и приобретения в республиканскую собственность акций ОАО АКБ "Байкал-Банк", целевого использования бюджетных кредитов, выданных золотодобывающим предприятиям.

5.5. Направление деятельности Счетной палаты республики Бурятия, возглавляемое аудитором Батуевым Б-Ш.Ч., охватывает блок государственной собственности Республики Бурятия и расходование республиканских бюджетных средств на капитальные вложения по лимитам Правительства Республики Бурятия.

5.5.1. Контрольно-ревизионная деятельность

За 2004 год было проведено 6 контрольных мероприятий. В том числе одна совместная проверка. Проверки были включены в план работы направления по поручениям комитетов и отдельных депутатов Народного Хурала Республики Бурятия либо запросам Прокуратуры Республики Бурятия и Президента Республики Бурятия.
В результате проверок выявлено использование средств республиканского бюджета с нарушением действующего законодательства на сумму 10468,5 тыс. руб., в том числе нецелевое расходование средств республиканского бюджета в сумме 5818,8 тыс.руб.

По результатам контрольных мероприятий составлено 11 актов, ответственным лицам направлено 6 представлений по устранению нарушений, выявленных в ходе проверок. Из представлений, срок исполнения которых наступил в 2004 году, исполнено 4, финансовая оценка реализованных представлений составляет 5821,5 тыс. руб.
Основное внимание в ходе осуществляемых контрольных мероприятий обращалось на целевое расходование средств, соблюдение действующего законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия при использовании средств республиканского бюджета и эффективность использования государственной собственности Республики Бурятия.

Причинами неэффективного использования бюджетных средств, как правило, являются нарушения требований действующего законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации и Республики Бурятия, положений действующих нормативных правовых актов получателями и распорядителями бюджетных средств, а также исполнение подчиненными административно-распорядительных актов исполнительной власти ненормативного характера, принятых с нарушениями действующего законодательства.

Так, например, Правительством Республики Бурятия в нарушение требований статьи 43 Бюджетного кодекса Российской Федерации и статьи 33 Федерального закона от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" выпущены распоряжения от 11 ноября 2003 года № 966-р и № 967-р, от 6 января 2004 года № 10-р. Исполнение данных распоряжений специализированным государственным учреждением "Фонд имущества Республики Бурятия" стало причиной нецелевого использования им денежных средств, полученных от продажи государственного имущества, на сумму 5818,8 тыс. руб.

Итоги контроля за учетом, приватизацией и управлением государственной собственностью Республики Бурятия показывают, что республиканская собственность используется недостаточно эффективно; нет единой системы управления государственным имуществом Республики Бурятия, не определен единый балансодержатель активов казны Республики Бурятия, не определена целевая принадлежность объектов республиканской собственности, нет базы данных о текущем состоянии и эффективности использования республиканского имущества, имеет место использование республиканской собственности балансодержателем в целях получения прибыли, нет четкой политики Республики Бурятия по формированию, управлению и использованию пакетов акций (долей), являющихся собственностью Республики Бурятия.

Например, проверка показала, что общественная организация "Союз театральных деятелей Республики Бурятия" (далее - СТД) неэффективно и с нарушением целевого назначения использует государственную собственность. СТД нарушает требования пунктов 2.3.5 и 2.3.11 договора безвозмездного пользования государственным недвижимым имуществом от 12 февраля 2003 года № 296/3, пункта 1.4 Положения "О порядке передачи в аренду и безвозмездное пользование объектов государственной собственности Республики Бурятия", так как не может содержать переданное имущество в образцовом состоянии, самостоятельно нести бремя расходов по содержанию имущества и передает часть имущества в аренду третьим лицам без письменного разрешения Государственного комитета имущественных отношений Республики Бурятия. Нет экономической целесообразности держать государственную собственность Республики Бурятия в безвозмездном пользовании у общественной организации "Союз театральных деятелей Республики Бурятия".

Экспертиза проекта Закона Республики Бурятия "О республиканском бюджете на 2005 год" показала, что по коду 2010120 "дивиденды по акциям, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации" планируемая на 2005 год сумма 500,0 тыс. руб. находится на уровне 2004 года и определена на дивиденды по привилегированным акциям акционерных обществ. К имеющимся в республиканской собственности акциям ОАО АКБ "БайкалБанк" (обыкновенные акции - 76240 штук со стоимостью 50 руб. за одну штуку, привилегированные акции - 7956 штук со стоимостью 10 руб. за одну штуку) дополнительно в 2004 году получено в республиканскую собственность 1599583 обыкновенные акции ОАО АКБ ''БайкалБанк" на сумму 79979,2 тыс. руб. Доля акций АКБ "БайкалБанк", находящихся в собственности Республики Бурятия, составляет 52,1 процента от общего количества акций ОАО АКБ "БайкалБанк". В 2005 году на акции ОАО АКБ "БайкалБанк", находящиеся в республиканской собственности, запланировано дивидендов на сумму 50,9 тыс. руб., так как доля привилегированных акций ОАО АКБ "БайкалБанк", находящихся в республиканской собственности, составляет 0,046 процента от общего количества акций ОАО АКБ "БайкалБанк". С позиции эффективности использования бюджетных средств не было экономической целесообразности приобретать в республиканской собственности обыкновенные акции ОАО АКБ "БайкалБанк" на общую сумму 83791,2 тыс. руб. с тем, чтобы получать ежегодно дивиденды в размере 50,0 тыс. руб. Счетной палатой было рекомендовано выставить данный пакет акций на продажу.

При осуществлении государственных закупок для республиканских нужд наиболее частыми нарушениями являются: осуществление закупа без проведения конкурса, отсутствие реестра закупок, изменение цены на весь объем закупок, отсутствие у членов конкурсной комиссии сертификатов на профессиональную переподготовку, нарушение членами конкурсных комиссий условий конкурса.

Все виды данных нарушений зафиксированы в актах при проверке МВД Республики Бурятия, когда оно осуществляло закуп спецпродукций в 2003 году и в течение 5 месяцев 2004 года.

Управление капитального строительства Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Бурятия осуществило государственные закупки по реконструкции школы в с. Элысун Курумканского района Республики Бурятия на сумму 215,0 тыс. руб. без проведения конкурса.

При проведении конкурса по выбору генерального подрядчика по объекту "Комплексная реконструкция и реставрация бурятского академического театра оперы и балета" со сметной стоимостью строительства в размере 594,74 млн. руб. конкурсная комиссия определила победителя конкурса ООО "Арман-М" с нарушениями условий конкурса.

5.5.2. Экспертно-аналитическая деятельность

За 2004 год было проведено 15 экспертно-аналитических мероприятий, в том числе 12 экспертных и 3 аналитических. По проектам постановлений Народного Хурала Республики Бурятия подготовлено 9 заключений. По проектам законов Республики Бурятия - 3 заключения. Одна аналитическая справка составлена по исполнению федеральной целевой программы "Электронная Россия". Две аналитические справки составлены по результатам проверки строительства двух средних школ в с. Багдарин Баунтовского района Республики Бурятия и в с. Улюнхан Курумканского района Республики Бурятия.

По результатам экспертиз направлено органам государственной власти республики 15 предложений. Реализовано при принятии нормативных правовых актов 15 предложений, в том числе при принятии республиканских законов - 15.

5.5.3. Общие результаты контрольных и экспертно-аналитических мероприятий

За год направлением проведено 6 контрольных мероприятий, в том числе - 2 в составе рабочей группы, составленной из сотрудников других аудиторских направлений, принято участие в одном совместном мероприятии. Проверками было охвачено 13 объектов, по результатам проверок органам государственной власти и другим участникам бюджетного процесса направлено 6 представлений по устранению нарушений, из них выполнено 4, по двум срок исполнения еще не наступил. Финансовая оценка исполнения представлений составила 5821,5 тыс. руб.

Выявлено использование средств с нарушением действующего законодательства в сумме 10468,5 тыс. руб., в том числе нецелевое расходование средств - 5818,8 тыс. руб.

7. Выводы и предложения

7.1. В отчетном году Счетной палатой, несмотря на неполную укомплектованность штата, обеспечена реализация целей и задач, возложенных на нее Конституцией Республики Бурятия и Законом Республики Бурятия "О Счетной палате Республики Бурятия".

В целом, все показатели работы Счетной палаты за 2004 год лучше прошлогодних. Так, увеличилось число проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, охват проверками объектов и денежных средств. Возрос процент реализации предложений, содержащихся в представлениях и экспертных заключениях Счетной палаты. При общем числе предложений, направленных за год участникам бюджетного процесса, в количестве 360, исполнено 260, или 72,2 процента (за 2003 год доля реализованных предложений составляла 58,3 процента).

К положительным результатам работы Счетной палаты следует отнести усиление контроля за управлением государственной собственностью и эффективностью ее использования. Для этого в 2004 году образовано отдельное направление № 9 в деятельности Счетной палаты.

Изменение социально-экономических условий в стране, совершенствование законодательства, регулирующего деятельность в бюджетной и финансовой сферах, требуют дальнейшего совершенствования форм и методов работы контрольных органов. В отчетном году Счетной палатой в ходе проведения контрольных мероприятий применялась оценка экономической эффективности расходования бюджетных средств. Неэффективными были признаны расходы в сумме 79591,4 тыс. руб., в то время как в 2003 году таких расходов было выявлено на сумму 12520,0 тыс. руб. В данных условиях особое внимание следует уделять предварительному контролю, то есть оценке ожидаемого эффекта еще до совершения операций с бюджетными средствами. Немаловажным является контроль за соблюдением законодательства при размещении государственного заказа. В этой связи необходимо дальнейшее совершенствование республиканского закона о государственных закупках.

Работу по оценке эффективности и целесообразности сдерживает отсутствие соответствующих методических указаний.

7.2. Результаты контрольной и экспертно-аналитической деятельности Счетной палаты в 2004 году позволяют сделать следующие выводы об основных проблемах бюджетного процесса в Республике Бурятия:

7.2.1. В республике допускаются факты нецелевого использования средств республиканского бюджета: их количество невелико, но суммы значительны.

7.2.2. Совершенствование контрольной деятельности Счетной палаты позволило выявить значительные суммы неэффективно используемых средств республиканского бюджета, что указывает на необходимость Правительству Республики Бурятия усилить работу по повышению результативности бюджетных расходов, а контрольным органам - уделить больше внимания предварительному контролю и аналитической деятельности.

7.2.3. Большой объем бюджетных средств находится у юридических лиц в качестве бюджетных займов, при этом эффективность от этих инвестиций не велика, имеются значительные суммы просроченных задолженностей, взыскание сумм задолженностей затруднено по причине низкой ликвидности предоставленных залоговых обязательств. В этой связи необходимо усилить контроль за законностью и целесообразностью предоставления займов юридическим лицам, за целевым расходованием средств займов, своевременным принятием мер по их возврату в бюджет.

7.2.4. Благодаря усилению работы Счетной палаты по контролю за использованием государственной собственности были выявлены многочисленные недоработки исполнительных органов государственной власти республики по организации управления государственной собственностью Республики Бурятия и обеспечению ее эффективного использования. В этой связи в дальнейшем особое внимание необходимо уделять контролю за учетом государственной собственности, законностью распоряжения ею, эффективностью использования, полнотой перечисления доходов, целесообразностью участия в хозяйствующих организациях и др.

7.2.5. При подготовке заключений по проектам республиканских законов о республиканском бюджете Счетной палатой нередко пресекаются попытки разработчиков включить положения, противоречащие бюджетному законодательству. При исполнении республиканского бюджета наиболее частым нарушением является недофинансирование одних статей бюджета и перефинансирование других, необоснованный перенос главными распорядителями (распорядителями) расходов с одной статьи на другую.

В связи с принятием новой бюджетной классификации и вступлением в силу новой редакции Закона Российской Федерации ''Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" требуется развитие законодательной базы республики в области бюджетных отношений.

Председатель Счетной палаты Республики Бурятия С.В. Иванов, «Бурятия»

Комментарии (0)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^