$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


1 марта 2005, 17:57

Заключение Счетной палаты РБ на проект закона «О программе социально-экономического развития РБ на 2005-2007 годы»

По результатам рассмотрения Счетной палатой Республики Бурятия проекта Закона Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы», считаем необходимым заявить о следующих замечаниях и предложениях:

1. По тексту проекта закона

Предлагаем статью 2 из текста закона исключить, так как данная норма уже прописана в пункте 17 статьи 9 Закона РБ «О Президенте Республики Бурятия», а порядок отчетности об исполнении Программы должен быть определен в Разделе 4 Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы» (далее Программа).

2. По тексту Программы:

2.1. Паспорт

Согласно пункту «г» статьи 22 Закона РБ «О Правительстве Республики Бурятия» разработчиком программ социально-экономического развития Республики Бурятия является Правительство Республики Бурятия. Предлагаем соответствующую запись сделать и в Программе.

2.2. По Разделу 3 «Система программных мероприятий»

В части развития агропромышленного комплекса Программа недостаточно проработана. Разработчики не смогли четко определить цели и основные задачи агропромышленного комплекса республики на среднюю перспективу в условиях современной социально-экономической ситуации.

Так, согласно Приложению №1 к Программе целью развития АПК республики является удовлетворение населения продуктами питания и организаций пищевой промышленности - сырьем. Так как главной целью Программы является повышение благосостояния населения республики, то и в сельском хозяйстве республики главной целью должно быть повышение благосостояния сельского населения, которое может быть достигнуто главным образом за счет создания эффективного сельскохозяйственного производства. В этой связи, задачи развития АПК республики, записанные в Приложение №1, определены верно, так как акцент в них, как и в большинстве программ СЭР субъектов Российской Федерации, сделан на повышение эффективности сельскохозяйственного производства. К сожалению, самой Программой меры по повышению эффективности сельскохозяйственного производства не предусматриваются. Так, в Паспорте Программы, втором и третьем разделах Программы, задачи повышения эффективности работы АПК республики вообще не ставятся.

В Разделе 3 Программы разработчики предлагают решать задачу повышения уровня доходов сельского населения путем государственного регулирования оплаты труда сельскохозяйственных работников. В связи с тем, что в сельском хозяйстве республики в частной собственности находится 82% сельхозугодий, 92% поголовья КРС, 85% свиней, 90% овец и коз, а в этой сфере государственное регулирование оплаты труда сведено к минимуму, решить вопрос повышения оплаты труда директивным путем невозможно. Повысить благосостояние сельского населения в рыночных условиях можно только путем повышения эффективности сельскохозяйственного производства.
Достижение поставленной Программой цели - обеспечение нормального уровня и качества жизни, сокращение бедности населения республики - во многом зависит от состояния сельскохозяйственного производства, развития агропромышленного комплекса в целом.

Основные задачи АПК, определенные в разделах 2 и 3 Программы, такие как наращивание производственно-ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, техническое перевооружение пищевой и перерабатывающей промышленности, в условиях рыночной экономики сами по себе ничего не дают. В условиях рынка производство сельскохозяйственной продукции должно быть рентабельным, эффективным, а произведенная продукция - конкурентоспособной. В этой связи при оказании государственной поддержки АПК из республиканского бюджета должна учитываться степень эффективности всех без исключения предусмотренных расходов.
К сожалению, проектом закона Республики Бурятия «О государственной поддержке сельскохозяйственного производства в Республике Бурятия» не ставится цель повышения эффективности сельскохозяйственного производства в республике. Указанным проектом закона предусматривается компенсация абсолютно всех видов расходов сельхозтоваропроизводителей, независимо от эффективности выплат. Помощь в таком виде будет только способствовать продолжению экономического кризиса в сельскохозяйственном производстве и замедлит адаптацию села к рыночным условиям.

Все мероприятия Программы в части АПК носят чисто технический характер и не затрагивают самую главную на сегодня - экономическую составляющую сельскохозяйственного производства. Необходим поиск путей вывода сельскохозяйственного производства республики из глубокого кризиса, простое дотирование из республиканского бюджета проблему решить не может.

Таким образом, для принятия в качестве закона Программы социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы, в части развития агропромышленного комплекса, требуется глубокая проработка вопроса в связи с целесообразностью радикального пересмотра самой идеологии развития отрасли, приведения ее в соответствие с жесткими требованиями рыночных, капиталистических условий. Современное сельскохозяйственное производство, особенно в части, финансируемой за счет бюджетных средств, должно обеспечивать адекватную отдачу, быть рентабельной, конкурентоспособной, стабильной, эффективно функционирующей отраслью экономики.

Предлагаем доработать раздел развития агропромышленного комплекса с учетом требований современной рыночной экономики.

2.З. По Разделу 4 «Механизм реализации, управления и контроля за выполнением Программы»

Все основные показатели Программы определены как в целом на весь период реализации Программы, так и по каждому году. В четвертом разделе Программы определено, что средства республиканского бюджета, направляемые на финансирование мероприятий программы, подлежат ежегодному уточнению при принятии законов о республиканском бюджете. Содержание и объем финансирования мероприятий уточняется на основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности. Исходя из вышеизложенного, следует, что депутаты Народного Хурала Республики Бурятия должны знать результаты реализации Программы за каждый год ее действия.

Программа принимается республиканским законом. Согласно пункту 1 статьи 26 в функции Народного Хурала Республики Бурятия входит контроль за исполнением республиканских законов, пункт 2 указанной статьи предусматривает такую форму контроля как «заслушивание отчетов».

В соответствии с пунктом «д» статьи 22 Закона РБ «О Правительстве Республики Бурятия» Правительство Республики Бурятия обеспечивает исполнение программ социально-экономического развития Республики Бурятия и готовит отчеты об их выполнении для представления Президенту Республики Бурятия и в Народный Хурал Республики Бурятия.

В целях создания условий для исполнения Народным Хуралом Республики Бурятия контрольных функций и принятия обоснованных решений при определении финансирования Программы СЭР РБ на очередной год, Раздел 4 Программы «Механизм реализации, управления и контроля за выполнением Программы» предлагаем дополнить абзацем следующего содержания:

«Правительство Республики Бурятия ежегодно подготавливает и направляет Президенту Республики Бурятия и в Народный Хурал Республики Бурятия отчет о выполнении Программы. По результатам выполнения Программы за период 2005-2007 годы Президент Республики Бурятия направляет отчет об исполнении Программы в Народный Хурал Республики Бурятия.».

2.4.По Разделу 5 «Ресурсное обеспечение Программы»

Предполагаемое в проекте закона РБ «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005-2007 годы» финансирование мероприятий по Программе в отдельных отраслях экономики, с применением в качестве мер государственной поддержки предоставление гарантий Республики Бурятия, не соответствует положениям вступившего в силу Закона РБ «О республиканском бюджете на 2005 год».

Так, согласно представленному проекту Закона, в 2005 году в рамках реализации Программы на финансирование программных мероприятий планируется выделение из бюджета Республики Бурятия 754,4 млн. руб. и привлечение финансовых средств других инвесторов под гарантии Республики Бурятия в объеме 331,8 млн. руб. Так предполагается предоставить гарантии Республики Бурятия: на сумму 36,1 млн. руб. - на реализацию программы «Строительство электросетей по побережью озера Байкал» (строительство подстанции 2x2,5 МВа -110/10 КВт, реконструкция распределительных сетей 10 кв.) (ОАО «Бурятэнерго»), на сумму 15,0 млн. руб. - на реализацию программы «Строительство горно-обогатительного комбината кварцитов» (ООО «Чулбонский ГОК»), на сумму 9,0 млн. руб. - на реализацию программы «Внедрение новых технологий производства мебели» (ЗАО «Спецмебель»), на сумму 5,0 млн. руб. - на реализацию программы «Глубокая переработка древесины» (ООО «Дал»).

На сумму 26,7 млн. руб. предполагается предоставить гарантий Республики Бурятия на реализацию мероприятий в агропромышленном комплексе, в том числе; на сумму 3,0 млн. руб. - на реализацию программы «Организация единого интегрированного комплекса по переработке сельскохозяйственной продукции и развитию подсобного хозяйства», на сумму 2,5 млн. руб.- на реализацию программы «Организация сельскохозяйственного производства в агрофирме «Байкал-Агро», на сумму 5,0 млн. руб. - на реализацию программы «Строительство цеха по переработке зерна для обеспечения сырьем ОАО «Улан-Удэнекая макаронная фабрика» (ООО «Даф»), на сумму 9,5 млн. руб. - на реализацию программы «Строительство цеха по переработке сахарной свеклы и производству сахара» (ЗАО «АМТА»), на сумму 6,7 млн. руб. - на реализацию программы «Приобретение оборудования для переработки кедровых орехов» (ООО «БайкалЛЕСО»).

На сумму 166,0 млн. руб. предполагается предоставить гарантии Республики Бурятия на реализацию мероприятий по разделу «Строительство и жилищно-коммунальное хозяйство». Кластер «Жилье», в том числе: на сумму 65,0 млн. руб. - на развитие ипотечного жилищного кредитования, на сумму 25,0 млн. руб. - на организацию каркасного домостроения «ОАО «Новая Бряньсельмаш», на сумму 26,0 млн. рублей - на реализацию инвестиционного проекта «Дом под ключ» (ООО «ВСГ Авис»), на сумму 50,0 млн. руб. - на строительство микрорайона «Экогород».

В 2005 году предполагается предоставить гарантии Республики Бурятия в размере 2,0 млн. рублей на финансирование мероприятий по разделу «Транспорт и дорожное хозяйство», на приобретение автотранспорта для ООО «Селенгинское АТП».

Вместе с тем, согласно приложению № 14 к Закону РБ «О республиканском бюджете на 2005 год» № 71 от 31.12.2004г., на 2005 год предполагается выдать государственные гарантии Республики Бурятия на сумму всего 195,0 млн. рублей, в том числе 187,20 млн. руб. - на реструктуризацию долга Администрации г. Улан-Удэ, и 8,0 млн. руб. - на реализацию мероприятий по поддержанию действующего производства в учреждении ОВ-94/4, то есть на цели, не предусмотренные Программой.
Из вышеизложенного следует, что с учетом реализации мероприятий Программы в бюджете республики на 2005 год государственные гарантии должны быть предусмотрены в сумме не 195,0 млн. руб., а 526,8 тыс. руб.

По финансированию мероприятий Программы из средств республиканского бюджета данные в Программе по 2005 году также превышают сумму финансирования, предусмотренную республиканским бюджетом. Так по ряду объектов, включенных в программные мероприятия, в бюджете на 2005 год финансирование вообще не предусмотрено (строительство 4-х малых ГЭС - 1,6 млн. руб., внедрение экологобезопасной технологии лесозаготовок в Прибайкальском районе - 2,2 млн. руб., создание газогенераторных установок на древесных отходах - 0,5 млн. руб., перевод проводного радиовещания на эфирное - 9,5 млн. руб.), а по некоторым объектам Программой предусмотрено завышенное, по сравнению с установленным законом о бюджете, финансирование (создание мукомольно-макаронного производственного комплекса - заложено в бюджете 6,2 млн. руб., в Программе - 7,6 млн. руб., организация производства светопрозрачных ограждающих конструкций - заложено в бюджете - 1,25 млн. руб., в Программе - 2,9 млн. руб., по разделу «Транспорт и дорожное хозяйство» (строительство и реконструкция автодорог и мостов) - заложено в бюджете - 565,6 млн. руб., в Программе - 609,5 млн. руб., меры по страхованию урожая сельскохозяйственных культур - заложено в бюджете -7,5 млн. руб., в Программе - 7,8 млн. руб., социальное развитие селе - заложено в бюджете - 9,5 млн. руб., в Программе - 13,5 млн. руб. и т.д.).

Предлагаем в рассматриваемом законопроекте ресурсное обеспечение Программы в 2005 году привести в соответствие с Законом РБ «О республиканском бюджете на 2005 год».

2.5.Раздел 6 «Оценка эффективности реализации Программы»

Программой предусмотрены конкретные мероприятия и суммы финансирования, в то же время ожидаемые результаты в производственных отраслях определены весьма приближенно (прирост промышленного производства на 6,5-22,8% - ожидаемые результаты отличаются в 3,5 раза, прирост сельскохозяйственного производства на 6-12% - ожидаемые результаты отличаются в 2 раза). Таких отклонений в ожидаемых результатах реализации программ СЭР нет ни в одном регионе. Данный факт ставит под сомнение реальность расчетов других показателей реализации Программы.

Предлагаем, учитывая наличие в программе конкретных мероприятий (проектов) и сумм финансирования, более точно определить результаты реализации Программы.

Председатель Счетной палаты Республики Бурятия С.В. Иванов

Комментарии (0)

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^