$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


1 марта 2005, 17:56

Заключение Комитета НХ РБ по экономической политике на проект закона «О программе социально-экономического развития РБ на 2005-2007 годы»

Комитет, рассмотрев проект закона Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы» (далее - Программа), отмечает следующее:

1. Все основные показатели Программы определены как в целом на весь период реализации Программы, так и по каждому году. В четвертом разделе Программы определено, что средства республиканского бюджета, направляемые на финансирование мероприятий Программы, подлежат ежегодному уточнению при принятии закона о республиканском бюджете. Содержание и объем финансирования мероприятий уточняются на основе мониторинга выполнения программных мероприятий и оценки их эффективности. Исходя из вышеизложенного следует, что депутаты Народного Хурала Республики Бурятия должны знать результаты реализации Программы за каждый год её действия.

Программа принимается республиканским законом. Согласно пункту 1 статьи 26 Закона Республики Бурятия «О Народном Хурале Республики Бурятия» в функции Народного Хурала Республики Бурятия входит контроль за исполнением республиканских законов, пункт 2 указанной статьи предусматривает такую форму контроля как «заслушивание отчетов».

В соответствии с пунктом «д» статьи 22 Закона Республики Бурятия «О Правительстве Республики Бурятия» Правительство Республики Бурятия обеспечивает исполнение программ социально-экономического развития Республики Бурятия и готовит отчеты об их выполнении для представления Президенту Республики Бурятия и в Народный Хурал Республики Бурятия.

Комитет предлагает для реализации контрольных функций Народным Хуралом Республики Бурятия статью 2 законопроекта изложить в следующей редакции:
«Президент Республики Бурятия по результатам выполнения Программы за период 2005 - 2007 годы представляет отчет об исполнении Программы в Народный Хурал Республики Бурятия. Правительство Республики Бурятия ежегодно подготавливает и представляет Президенту Республики Бурятия и в Народный Хурал Республики Бурятия отчет о выполнении Программы.».

2. Законом Республики Бурятия была принята Программа социально-экономического развития на 2002 - 2004 годы. В результате реализации Программы достигнуто превышение пороговых значений индикаторов по темпам роста валового регионального продукта, промышленного производства за 2002 - 2003 годы, инвестиций в основной капитал, розничного товарооборота, внешнеторгового оборота, денежных доходов населения, ввода жилья.

Следует отметить, что Правительство Республики Бурятия принимает недостаточные меры по достижению некоторых целей и задач Программы, а именно осуществлению прогрессивных структурных сдвигов и модернизации экономики республики на основе кластерного подхода, а также не выполняются некоторые макроэкономические индикаторы Программы социально-экономического развития, утвержденные Законом Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2002 -2004 годы»: за 2004 год показатель численности постоянного населения выполнен на 95,2 процента, продукции промышленности - 96,8 процента, сельского хозяйства - 80,6 процента, среднегодовой численности занятых в экономике - 95,5 процента, прибыли балансовой - 26,1 процента.

К нерешенным проблемам относятся:

ухудшение демографической ситуации. По состоянию на 1 января 2004 года численность населения республики составила 974,3 тыс. человек, сократившись в сравнении с 2001 годом на 18,1 тыс. человек, в том числе за счет естественной убыли - на 5,6 тыс. человек, миграционного оттока - 12,5 тыс. человек. Коэффициент естественного прироста населения имел отрицательное значение (1,9 в 2003 году);

сохранение высокого уровня безработицы - 15 процентов от экономически активного населения;

высокий уровень бедности населения. По оценке в 2004 году за чертой бедности находится 39 процентов населения республики, при среднем российском значении данного показателя на уровне в 20 процентов;

низкий уровень показателей репродуктивного здоровья и здоровья новорожденных. Средняя величина показателя младенческой смертности (14,5 на 1000 родившихся живыми) в республике превышает как уровень Сибирского федерального округа (13,9 на 1000 родившихся живыми), так и средне российское значение (12,4 на 1000 родившихся живыми);

недостаточная обеспеченность медицинскими кадрами в сельских районах республики;

низкий уровень обеспеченности местами детей в дошкольных учреждениях. Обеспеченность дошкольными образовательными учреждениями составила 51,8 мест на 100 детей дошкольного возраста. При этом обеспеченность местами сохраняется на уровне 77 - 80 процентов от значения среднероссийского показателя;

слабая материально-техническая база учреждений образования и культуры.

Необходимо отметить, что индекс потребительских цен и тарифов на товары и платные услуги населению Республики Бурятия в январе - июне 2004 года составил 111,3 процента, что выше других субъектов Российской Федерации, кроме Чукотского автономного округа (116 процентов).

Анализ социально-экономического положения Республики Бурятия показывает, что на проектируемый период нерешенными остается ряд проблем социально-экономического развития республики, при этом приводятся факторы, влияние которых обусловило существование данных проблем, но не указываются конкретные пути их преодоления.

3. Система программных мероприятий и механизм реализации, управления и контроля за выполнением Программы, изложенные в законопроекте, носят общий характер, без указания конкретных мер по достижению основной цели и главной задачи Программы. Так, например, основные задачи агропромышленного комплекса, определенные в разделах 2 и 3 Программы, такие как наращивание производственно-ресурсного потенциала в сельском хозяйстве, техническое перевооружение пищевой и перерабатывающей промышленности в условиях рыночной экономики сами по себе ничего не дают. В условиях рынка производство сельскохозяйственной продукции должно быть рентабельным, эффективным, а произведенная продукция -конкурентоспособной. В этой связи при оказании государственной поддержки агропромышленного комплекса из республиканского бюджета должна учитываться степень эффективности всех без исключения предусмотренных расходов.

Все мероприятия Программы в части агропромышленного комплекса носят чисто технический характер и затрагивают самую главную на сегодня - экономическую составляющую сельскохозяйственного производства. Необходим поиск путей вывода сельскохозяйственного производства республики из глубокого кризиса, простое дотирование из республиканского бюджета проблему решить не может.

4. Ресурсное обеспечение Программы 2005 года не соответствует Закону Республики Бурятия «О республиканском Бюджете на 2005 год».

Предполагаемое в проекте закона Республики Бурятия «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2005 - 2007 годы» финансирование мероприятий по Программе в отдельных отраслях экономики с применением в качестве мер государственной поддержки предоставления гарантий Республики Бурятия не соответствует положениям вступившего в силу Закона Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2005 год».

Так, согласно представленному проекту закона в 2005 году в рамках реализации Программы на финансирование программных мероприятий планируется выделение из бюджета Республики Бурятия 754,4 млн. рублей и привлечение финансовых средств других инвесторов под гарантии Республики Бурятия в объеме 331,8 млн. рублей.

Вместе с тем, согласно приложению 14 к Закону Республики Бурятия «О республиканском бюджете на 2005 год» на 2005 год предполагается выдать государственные гарантии Республики Бурятия на сумму всего 195,0 млн. рублей, в том числе 187,2 млн. рублей - на реструктуризацию долга Администрации г. Улан-Удэ, и 8,0 млн. рублей на реализацию мероприятий по поддержанию действующего производства в учреждении ОВ-94/4, то есть на цели, не предусмотренные Программой.

Из вышеизложенного следует, что с учетом реализации мероприятий Программы в бюджете республики на 2005 год государственные гарантии должны быть предусмотрены в сумме не 195,0 млн. рублей, а 526,8 млн. рублей.

5. Основные показатели социально-экономического развития Республики Бурятия приведены со значительной дифференциацией ожидаемых результатов.
Программой предусмотрены конкретные мероприятия из суммы финансирования, в то же время ожидаемые результаты в производственных отраслях определены приближенно (прирост промышленного производства на 6,5 - 22,8 процентов, ожидаемые результаты отличаются в 3,5 раза, прирост сельскохозяйственного производства 6-12 процентов - ожидаемые результаты отличаются в 2 раза). Таких отклонений в ожидаемых результатах реализации программ социально-экономического развития нет ни в одном регионе. Данный факт ставит под сомнение реальность расчетов других показателей реализации Программы.

Предлагаем, учитывая наличие в Программе конкретных мероприятий из сумм финансирования, более точно определить результаты реализации программы.

6. В Программе наряду с приложением 6 «Перечень программных мероприятий, финансируемых из федерального бюджета» должны быть представлены «Перечень программных мероприятий, финансируемых из республиканского бюджета» и «Перечень республиканских целевых программ, планируемых к финансированию из республиканского бюджета в 2005 - 2007 годах».

На основании вышеизложенного Комитет рекомендует перенести рассмотрение данного законопроекта на следующую сессию Народного Хурала Республики Бурятия.

Председатель Комитета В.Г. Ирильдеев

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^