На Батарейке по инициативе Забайкальского казачьего войска поставлен гранитный крест.
Улан-Удэ был основан в середине 17 века как казачье зимовье Удинское на слиянии рек Селенги и Уды. Место, выбранное для основания города, считалось у бурятов священным. Верхнеудинск (такое имя получил впоследствии город) очень скоро стал важным торговым центром, благодаря расположению на караванном пути из Москвы в Китай, так называемом «Чайном пути».
В 1899 году стратегической значение Верхнеудинска возросло после прокладки через город путей Транссибирской магистрали (Транссиба). Транссиб коренным образом изменил жизнь города, позволив Верхнеудинску в несколько раз ускорить темпы своего развития. В 1934 году город был переименован в Улан-Удэ. Сегодня Улан-Удэ – один из важнейших промышленных мегаполисов Сибири, гордость российского авиастроения. На местном авиационном заводе собирают вертолеты Ми и знаменитые истребители Су.
Одним из самых важных объектов показа на обзорных экскурсиях является Место основания города Улан-Удэ. Находится оно на скалистом правом берегу реки Уды у основания проспекта Победы. Именно здесь в 1666 году был основано Удинское зимовье, вокруг которого и вырос город Верхнеудинск. Об этих событиях свидетельствует мемориальный камень и два православных креста.
Удинский (Верхнеудинский) острог основан отрядом служилых людей под командой пятидесятника Гаврилы Ловцова. «Выбор на устье Уды выпал не случайно. Здесь издревле действовала удобная переправа через полноводную Селенгу, притягивавшая к себе много местного населения. Через этих людей русские казаки намеревались получать информацию о жизни бурятских и эвенкийских племен, природных богатствах в их ближних и дальних кочевьях.
Впервые о селенгинской переправе сказал еще в 1647 г., то есть за 19 лет до построения Удинского зимовья, казацкий десятник Костька Москвитин, совершавший по заданию атамана Василия Колесникова долгий и трудный путь от берегов Северного Байкала до ставки монгольского хана в поисках залежей «серебряной руды». «А Уда река велика и глубока, – писал он, – можно по ней ходить всякими судами, а пошла она в Селенгу реку и через Селенгу перевоз, и перевозе людей много, а люди все мунгальские». Восхитила Москвитина и сама река Селенга близ Удинского устья, о которой он далее говорит: «И Селенга река велика с берегу на другой через реку голосу человеческого не слышит, а большими стругами опроч малых легких стругов ходить по ней нельзя, потому что быстра и мелка, а пришла в островах ти россыпех, и люди по ней кочуют мунгальские».
Удинское зимовье было в известной степени дополнением Селенгинска. Они были даже административно объединены. Удинский острог, конечно, был укреплен, но защищали его лучше всего не башни и стены, а само его положение. «Тот Удинской острог стоит в большой крепости, меж Селенгою и Удою реками, в боровом лесном месте, и степи де подле Селенги реки к Удинскому острогу подошли узкие, и пашенные крестьяне поселены и ясашные иноземцы живут от Удинского острога в ближних местах, и ныне и впредь от приходу воинских людей служилым людям и пашенным крестьянам и ясачным иноземцам жить около того Удинского острогу и деревнями строиться будет бесстрашно».
С юга он был прикрыт Селенгинском и сравнительно редко подвергался опасности. Служилых здесь было всего 20 чел., которые присылались на годовую службу из Селенгинска. Только в 1690-х гг. гарнизон был сделан постоянным и увеличен. Удинский острог был основан как ясачное зимовье. Но значение этого пункта определялось не количеством собиравшейся здесь пушнины, а исключительно его положением на главном пути в Даурию.
Открытие дороги в Нерчинск по долине р. Уды сразу сделало Удинское зимовье местом разветвления двух путей – на Нерчинск (и далее на Амур и в Китай) и на Селенгинск (и далее в Монголию) и послужило причиной его преобразования в острог в 1689 г. Известный путешественник Избрандт Эберхард Идес, посол Петра I в Китай, проезжавший здесь в начале весны 1693 г. и хорошо оценивший положение Верхнеудинска, указывает, что «оной город почитаетца ключ Даурския провинции, и Мунгалы летом часто поубегают по лугам того места около и отгоняют лошадей, и увозят таможных обывателей». Здесь было не только разветвление на два пути, но и перевалка грузов с воды на сушу. Грузы, предназначенные для Нерчинска, здесь выгружались (Уда была несудоходна) и до р. Ингоды везлись на подводах.Развитие связей с Китаем и Монголией, особенно после заключения Нерчинского договора, и приток в Забайкалье людей способствовали росту Удинского острога. Это был небольшой, но растущий пункт.
В 1675 г. Удинское зимовье было настолько ничтожно, что русский посол Николай Гаврилович Спафарий едва его заметил: «А река Уда течет из хребта, по ней казаки промышляют соболем, и ныне на усть реки Уды есть зимовье казачье», а к 1700 г. острог имел население более 300 душ мужского пола. Известно описание острога: «С левой стороны Селенги реки с востока идет река Уда, над ней Удинский город в близости от Удинского устья. У города часовня. Посад под горой. На посаде дворов жилетцких людей и казачьих изб со сто. В городе строены четыре башни четвероугольные, пятая на углу осьмиугольная. В городе изба караульная, погреб зелейный, над ним сарай».
↓