$ 64.15
68.47
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


23 августа 2010, 11:30

«Голос кочевников»-2010: «пиршество для ушей»

Закончившийся в минувшую среду фестиваль этнической музыки «Голос кочевников. Байкал. Бурятия-2010» на протяжении всех трёх дней собирал полный зал Русского драмтеатра. А послушать и посмотреть действительно было что. Первые два дня фестиваля организаторы «отдали» гостям из Норвегии, США, Монголии и Внутренней Монголии (Китай), а также исполнителям из Бурятии.

Практически сразу же фестивалю была задана высокая планка -- великолепным голосом певицы из Бурятии Дашимы Соктоевой. Манера исполнения старинных бурятских протяжных песен Алдаром Дашиевым, без преувеличения, не оставила в зале равнодушных. Спокойное, улыбчивое лицо певца, казалось, выражало всю суть песен, исполняемых им, и создавалось впечатление, что ни малейших усилий эти волшебные звуки Алдару не стоят. Порой казалось, что он даже не дышал. В этом году бурятский исполнитель просто покорил своим талантом слушателей норвежского фестиваля «Ридду-Ридду».

Без преувеличения можно сказать, что следующий участник, фолк-рок-группа «Номадик» из Внутренней Монголии (Китай), почти в буквальном смысле «взорвали» зал – своей мощной энергетикой, бешеными ритмами ударных и зычными звуками национальных инструментов. Статные молодые люди в чёрных кожаных одеяниях, безупречно владеющие своим мастерством, с лёгкостью вызвали зал на контакт: не зная слов и наверняка впервые слыша эти песни, зрители с азартом «подпевали» музыкантам. Особую остроту выступлению «Номадик» придавала экспрессия исполнения вокальных партий харизматичным солистом группы Хух Манда. Кстати, группа, названная «Кочующие», существует всего 3 года, но уже имеет многочисленных поклонников как у себя на родине, так и в самой Монголии. И даже немного странно осознавать, что идейным лидером и создателем большей части композиций группы, является милая хрупкая девушка - Нар-Оюу Наранбаатар.

Совсем другого рода музыку преподнесла слушателям норвежская группа «Аджагас». Музыкальные критики определяют её стилистику как экспериментальный инди-фолк. Уже само название – саамское понятие, характеризующее состояние между сном и пробуждением – казалось бы, определяет спокойное звучание песен. Однако йойки – традиционная музыкальная форма песнопения народа саами, выражающейся посредством звуков, а не слов - как выяснилось, бывают разные. По крайней мере, по силе воздействия на зал музыка в исполнении вокалистов группы Лоры Сомби и Сары Мариэль, пожалуй, особо не отличалась от «Номадик». Некоторые звуки, издаваемые голосовыми связками исполнителей, казались даже где-то и нереальными, однако точно отражали смысл того, что хотели передать авторы йойков слушателям. Своеобразные песни обходятся почти без слов, зато интонационно вполне чётко передают как события и картины жизни, так и описывают конкретных людей и даже животных. В звуках йойков совершенно отчётливо «видны» не самый мягкий климат Норвегии, скалистые фьорды и вольные ветры скандинавской страны.

Гости второго дня фестиваля - этноджаз-группа «Буртэ», названная так в честь первой жены Чингисхана -- поразили слушателей своим практически симфоническим звучанием. Участница ансамбля, по праву названная в Монголии «Ятагын хатан» - «Царица ятага», продемонстрировала несколько различных, уникальных способов игры на своём инструменте: руками, смычком и даже на двух сразу. Эти звуки в ряде композиций стоили, пожалуй, целого оркестра. Вообще, как оказалось, слияние этно и джаза оказалось вполне гармоничным, и синкопированные фольклорные мелодии с обилием перкуссии не казались чем-то перегруженным, фальшивым или пресыщенным. Совершенно отдельное шоу, которым наслаждались присутствующие в зале, – это реакция, которую выдавали сами исполнители. Казалось, они полностью погружены в создаваемую ими музыку, и, наслаждаясь, плывут по течению уникальных звуков.

Джулиан Китасти, бандурист из США, «показал» несколько другую музыку. Очень хорошо говорящий по-русски музыкант продемонстрировал зрителям свои инструменты – репродукцию старинной бандуры и более современный вариант. Протяжные печальные песни, немедленно вызвавшие в памяти образ старого лирника, исполненные на украинском языке, чистый лиричный звук инструментов, погрузили слушателя в состояние созерцательной задумчивости.

Украинские музыканты из квартета «ДахаБраха» - три знойные девушки в белом и высоких папахах плюс «гарный хлопец» - своими гуцульскими напевами, чёткими ритмами и сильными страстными голосами вызвали овации зрителей. С появлением артистов на сцене в воздухе буквально «запахло» «Вечерами на хуторе близ Диканьки». Действительно, в молодых красивых девушках словно проявилось что-то мистическое, ведьмацкое, когда мощные голоса начали выводить гармонически сложнейшие рулады. Надо сказать, что и «ДахаБраха» без выхода «на бис» не остались.

Последние участники фестиваля, группа «Браззавиль» (США--Испания), к моему лично сожалению, особого «этно» не продемонстрировали, но публика была весьма довольна разнообразными лирическими мелодиями плюс исполнением на английском песен «Звезда по имени Солнце» и «Зеленоглазое такси». Прочие участники фестиваля, уже переодевшиеся в «гражданские» одеяния, наблюдали за исполнителями из США из зала.

Закончился фестиваль выходом на сцену всех участников, и каждый коллектив имел возможность сказать несколько тёплых слов в адрес организаторов и зрителей «Голоса кочевников». И большую жирную точку поставили великолепные девушки из «ДахаБраха», исполнившие благопожелание на украинском языке. Уютную, можно сказать, домашнюю атмосферу фестиваля поддерживали ведущие Виктор Жалсанов и Даша Баскакова. Пожалуй, более удачного выбора, чем морин-хурист из Москвы, подобрать было трудно: манера ведения, непритязательные, но вместе с тем вполне тонкие шутки вкупе с личной харизмой Виктора Жалсанова вызвали не один шквал аплодисментов.

Хочется выразить огромную благодарность организаторам фестиваля и особенно его идейным вдохновителям. Огромное количество очень качественной музыки, самое настоящее «пиршество для слуха», думаю, ещё раз дали понять всем нам, что как бы далеко мы ни жили друг от друга, корни у нас у всех одни – все мы кочевники по жизни, и музыка народа – самая искренняя и живая.

Источник:

«Вечерний Улан-Удэ - Неделя»

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^