$ 63.3
67.21
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


7 августа 2009, 06:42

www.minkultrb.ru

Тимур Цыбиков: пан или пропал?

Прагматично-менеджерский подход министра культуры Бурятии приведен в действие. Но не выплеснет ли он с водой и ребенка?

Недавно господин Цыбиков подверг критике сущность федерального закона о местном самоуправлении, по которому культурная жизнь сельских поселений легла на местные бюджеты. По мнению министра, в итоге возникает ситуация, когда на местах в учреждениях культуры работают люди без специального образования. Молодежь, окончившая профильные заведения, в село ехать не желает. В итоге сельская культура – клубы, библиотеки, фольклорные коллективы - осталась беззащитной и без средств к существованию.

В то же время министр высказал пассаж, дескать, ставка клубного работника или библиотекаря с зарплатой 5 тыс. рублей на селе - привлекательная должность, и потому «слишком много там сватов, зятьев, невесток и так далее». Господин Цыбиков сам себе противоречит. Сначала он отмечает, что культура на селе бедна и несчастна, молодые специалисты не едут, всем заправляют непрофессионалы. Затем говорит, что должность с зарплатой 5 руб. на селе – привлекательна. Тогда почему же не едут «молспецы», даже уроженцы сельской местности, которым могут даже дом предоставить?

Почему на «привлекательную должность» идут те, кто мало что смыслит в культуре? Не знаю, кого слушал господин министр, но зарплата в 5 тысяч рублей даже на селе отнюдь не высока. А что касается «сватов, зятьев, невесток», во-первых, это не госслужба, закон не запрещает, во-вторых – если их выгнать, кто работать будет?

Кадровый голод и перестановки

Вообще, с момента, когда Тимур Цыбиков встал у руля минкульта РБ, прошло не сто дней, а гораздо больше. Почти пять месяцев он исполнял эти обязанности после того, как «ушли» предыдущего министра Юлию Ангаеву.

За это время, плюс искомые «сто дней», вполне можно было рассмотреть деятельность господина Цыбикова и его свершения.

Без сомнения, за это время в сфере культуры начали наблюдаться определенные изменения. Прежде всего, они связаны с самим подходом министерства к подведомственным учреждениям. Видно, что минкульт из некоего «полусонного царства», которым он был последние лет десять, превращается в авангардное подразделение. Различного рода идеи, замыслы рождаются в его стенах постоянно, кипит бурная деятельность. Сам министр тоже не сидит в кабинете, мелькая там и тут. Темп работы многократно усилен. Как заявил министр, для большей эффективности нужны новые кадры.

Недавно прозвучал сигнал: сменилось руководство Национальной и Объединенной детско-юношеской библиотек. И если во втором случае кадровая перестановка вызвала мало интереса, то в первом – с должности ушла «железная» Ирина Бальхаева, одна из признанных авторитетов в республиканской культуре. По сведениям источника, госпожа Бальхаева планирует работать с членом Совета Федерации РФ от Бурятии Виталием Малкиным. Чем был обусловлен такой переход, источник ответить затруднился, лишь подчеркнув, что это не было инициативой министра.

Стоит отметить, что Ирина Бальхаева в свое время рассматривалась как одна из потенциальных кандидатов на должность министра культуры РБ.

Но, несмотря на уверения, что «Цыбиков здесь ни при чем», в душе все равно остаются смутные сомнения. Уже сейчас расползаются слухи, кто следующий?

Кандидаты на выбывание

Основными кандидатами «на вылет» из известных персон называются фигуры директоров театров. Первым из них значится Петр Степанов, директор Русского драматического. Дескать, уж очень не нравится руководству минкульта нестабильность, сложившаяся в театре. С 2006 года в нем сменилось три главных режиссера, которые покидали «Русский драм» по причине не сложившихся отношений с директором. Один из них, Евгений Зайд, подверг критике руководство театра, заявив, что у Русского драматического «нет своего лица», и что ему надоело ставить «коммерческие спектакли», от которых устали сами артисты.

Тем более, сейчас театр получил новое помещение, с которым минкульт связывает большие надежды. Возможно, Степанову дадут освоить «новый дом» и предположительно в следующем году проводят в отставку.

Второй – Людмила Намсараева, директор Бурятского театра оперы и балета. И здесь тоже подогревает слухи наличие «внутренней оппозиции». Восемь лет назад в театре произошел настоящий бунт, когда признанные мэтры, народные артисты СССР - Дугаржап Дашиев, Ким Базарсадаев, Галина Шойдагбаева - выступили против методов руководства госпожи Намсараевой. Театральная общественность тогда была на стороне солистов, а директор отнекивалась пассажами вроде «Мы не можем держать народных артистов СССР на бюджете театра, когда они не выходят в спектаклях». Однако Намсараева уцелела. Но один за другим умирают Базарсадаев и Дашиев, уходит из театра Шойдагбаева…

Затем театр сотрясает конфликт с балериной Татьяной Тангановой, недавно раскритиковала руководство молодая солистка Ольга Жигмитова. В целом, оппозиция из Оперного никуда не делась и притихла постольку-поскольку.

Предполагаемое время отставки Намсараевой – 2012 год, после празднования юбилея вхождения Бурятии в состав России и окончания ремонта театра.

Более-менее спокойно себя могут чувствовать Доржо Сультимов, директор Бурятского театра драмы и Надежда Шагдырова, директор театра кукол «Yльгэр». Однако первого могут проводить на пенсию.

Спасение утопающих – дело рук…

Впрочем, распространение слухов – дело неблагородное. Если бы не одно «но». В то же время из кругов, приближенных к вышеназванным мэтрам, озвучиваются недоуменные вопросы по поводу некоторых инициатив министра.

Самое большое неудовольствие вызывают инициативы о переходе театров в режим автономных учреждений. «Первая ласточка» уже вылетела, в лице Республиканской филармонии. Хотя до этого на «автономку» было переведено и собственное подразделение министерства – Республиканский информационный центр. Опять же, возникает вопрос: кто следующий?

Филармония уже наметила пути к самообеспечению, но в других театрах пока наблюдается тихое смятение. Дело в том, что театры, по сути, всегда были и остаются так называемыми «планово-убыточными» учреждениями.

У театров возникают резонные вопросы: как быть с коммунальными платежами, зарплатами, ремонтами? Вряд ли в Улан-Удэ удастся окупить их репертуарными постановками, гастролями самих театров и заезжих «звезд».

К слову о репертуарах: там тоже есть много подводных камней. Так, скажем, после перевода на «автономку» государство будет субсидировать конкретную постановку театра. Но кто будет решать, какую именно?

Опять возникает простор для разного рода коррупционных схем. Вспоминаются различные истории про «госприемку» и «худсоветы» советских времен, от которых «вешались» все – от Михалкова до Тарковского. Однако сторонники «автономки» видят в этих опасениях лишь нежелание работать в новых условиях. «У вас сохраняется государственное финансирование в объеме не меньшем, чем было, говорят они. Бремя же содержания имущества остается за учредителем — региональным правительством или мэрией. Зато теперь вы можете все заработанные деньги, скажем, за сдачу в аренду площадей или концерты «звезд», оставлять себе».

Однако, опять же, смутные сомнения…

Впрочем, ясно, что господин Цыбиков плывет в русле политики президента Бурятии, заявлявшем о прагматичном подходе к культуре. Одна из инициатив господина Наговицына – о создании объединенной дирекции театров - повергает местных культуртрегеров в состояние «шока и трепета».

Равно как и предложение сдавать театральные площади в аренду. Уже ряд помещений в филармонии оккупировала всем известная партия. Глядишь, различные «непрофильные» организации появятся и в театрах, нанося урон престижу республиканской культуры.


Отношение министра к бурятскому кинематографу прокомментировал «Вечерке» Александр Соколов, директор киностудии «Урга»:

- Я внимательно прочел интервью Тимура Цыбикова, данное после его «стодневки». Очень жаль, что министр не понимает перспектив, которые есть у бурятского кино. Могу согласиться только с одним пунктом – что местный телеэфир очень ограничен и по времени, и по содержанию. Остальные же просто не могу понять. Особенно, что касается того, что кино, дескать, не имеет национальности. А что делать с федеральным законом о государственной поддержке кинематографии, в котором закреплено понятие «национальный фильм», на который, кстати, и направлен этот закон. Почему-то на уровне Федерации государство поддерживает кинематографию на условиях софинансирования, а мы, дескать, не можем.

Что касается того, что телеканалы не покупают местную продукцию. Могу привести пример: в Киргизии, где я родился и жил много лет, всего один большой кинотеатр, местные телеканалы тоже не покупают фильмы. Однако киностудия существует и успешно развивается при государственной поддержке. И это притом, что всем известно, в каком состоянии там находится экономика. Мы ведь живем не в ограниченном пространстве Бурятии, мы можем производить продукцию на всю Россию. Допустим, фильм того же Баира Дышенова сейчас хотят купить Первый канал и «Культура».

Ещё один пример: «Первого нукера Чингисхана» мы показывали всего в одном кинотеатре – «Сагаан морин», который не отличается вместимостью, и за неделю выручили 300 тысяч рублей. Если бы показывали его во всех кинотеатрах города, могли бы вполне окупить фильм, который обошелся в миллион рублей. Для сравнения: театральная постановка обходится в такую же сумму, но она вряд ли окупится. Да и гастроли - дело недешевое, придется вывозить целую труппу, платить им деньги, оплачивать бензин для автобуса. А чтобы прокатить фильм по Бурятии, достаточно двух человек и легкового автомобиля.

Есть конкретное предложение – перевести «Буряткино» в режим автономного учреждения, купить нормальную аппаратуру. Ведь можно снимать не только большое кино, но и короткометражки, музыкальные клипы, да хоть свадьбы и юбилеи. Камеры можно сдавать в аренду.

Уже через год вложения окупятся и начнут приносить прибыль.

Источник:

Константин Воронов, «Вечерний Улан-Удэ – Неделя»

Комментарии (7)

  • 8 августа 2009, 11:01

    Надья   Ответить

     

    Дурно пахнет от этой статейки.

  • 9 августа 2009, 23:14

    Обоснуем?

  • 10 августа 2009, 10:20

     

    все старые болячки на него...заказчик так себе


  • 11 августа 2009, 22:59

    Evgen   Ответить

     

    А вот здесь я Надей согласен. Такое ощущение, что статью заказали эти самые кандидаты на вылет. Из тех театров, что я первыми посетил, переехва в Улан-Удэ, были как раз оперный и русский драмтеатр. Из оперного я ушел, не выдержав ужасающего оркестра, который губит неплохие голоса. А в русском драмтеатре с самого начала поразила  даже не убогость, а неухоженность. То ли отстутствие вкуса у директора, то ли что. Бывают же провинциальные театры, от которых за километр веет  высоким. И при всей их опрятной бедности, они дают ощущение праздника. В этом же театре спектакли были тоже малопривлекательны. И еще - почему в русский драмтеатр так мало ходит зрителей? Меня это тоже неприятно удивило. Для интереса пошел в бурдрам, там зал был наполнен гораздо больше. Загадка!

  • 19 августа 2009, 09:19

     

    ну, теперь в новое здание русского драмтеатра побольше будут ходить.



    Давным-давно планировалось построить этот театр на Элеваторе, на месте нынешнего Сагаан Морина, но тогда чиновники вкупе с бизнесменами провернули удачное (для них) дельце, и тихо замяли.


    А вот кинотеатр "Дружба" - был самый лучший и самый большой в городе, широкоформатный экран на всю стену, огромный зал уж не помню на сколько человек. Жаль, что его сначала превратили в грязный пивбар с игровыми автоматами, а потом и вовсе развалили и быстренько снесли.


  • 16 февраля 2010, 08:37

    vesta   Ответить

     

    фу ну и статья! как стал РАБОТАТЬ человек - сразу надо унизить, поставить наравне с собой, чтоб не высовывался. тьфу... кг/ам

  • 9 августа 2010, 16:09

    Света Балерина   Ответить

     

    Сдавать в аренду помещения театров-это бред! Наш академический театр оперы и балета единственный на территории восточной Сибири и дальнего востока!Это национальное достояние! На этой территории больше нигде нет професионального балета и оперы.Давайте сейчас все посдадим в аренду партиям которые нефига для культуры не делают!Самоокупаемость нереальна!Я уже не говорю о театрах!Сельские ДК как себя окупать будут?Культура должна поддерживаться государством!Давайте сейчас все переведем на самоокупаемость, через пол года закроются ДК в селах, еще через 2 мес ДК в городе и через еще пол года развалятся театры!Артисты уедут, помещения сдадут в аренды.И будут у нас в республики люди только жрать, срать, и считать деньги!!!!!!!

Имя

Комментарий

CAPTCHA
Введите слово на картинке*

© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^