Директор Государственного цирка Республики Бурятии Наталья Борисова
в программе «Большой повод» на радиостанции «Эхо Москвы» в Улан-Удэ комментирует мастер-классы по цирковому искусству, которые цирк организует для школьников Улан-Удэ, предстоящую премьеру программы «Девять ветвей», гастрольные планы, подписание договора о сотрудничестве с Росгосцирком, отсутствие у цирка собственного помещения, и другие темы.
Отвечая на вопрос о цирковых мастер-классах для школьников, Наталья Борисова сказала:
«Этот проект у нас существует давно, и мы его стараемся его проводить, когда бываем в Улан-Удэ. Ни для кого не секрет, что наша гастрольная деятельность стала более длительной, поэтому нам редко удаётся бывать дома, но в эти моменты мы стараемся работать со школьниками по цирковым мастер-классам. Я считаю, что акробатика должна присутствовать в жизни каждого ребёнка – это развивает мозжечок, координацию движений, учит правильно падать, а кроме того, это ещё и профессиональное ориентирование – нам тоже надо откуда-то черпать кадры. Всё проходит в игровой форме – можно кувыркаться, почувствовать себя воздушным акробатом, заняться клоунадой, хула-хупом, жонглированием – детям всё это безумно нравится. Кроме того, с министерством культуры мы готовим мастер-классы для журналистов, и проведём их в ФСК четвёртого апреля».
По мнению Натальи Борисовой, к апрельской премьере цирк шёл давно:
«А началось всё с того, что мы выступали в цирке на Вернадского 1 ноября 2016 года в рамках празднования 350-летия города Улан-Удэ. Тогда мы познакомились с Эдгардом Запашным и его командой, поговорили о их возможном участии в нашем проекте, и получили положительный ответ. Я разговаривала с заслуженной артисткой России Ириной Петриковой - она очень давно работает в цирке на Вернадского, и является династийной цирковой артисткой. Её профиль - воздушная акробатика, корд-де-парель (туго натянутый вертикальный канат, на котором артист исполняет трюки – ред.), корд-де-волан (толстый канат, подвешиваемый горизонтально за оба конца так, что образуется провис, в середине которого артист выполняет упражнения как на месте, так и в раскачке – ред.), она занимается дрессурой, а сейчас является помощницей Эдгарда Запашного. Мы с радостью и нетерпением ждём этой работы – на днях уже приезжает хореограф Наталья Новичкова, старший преподаватель Института народного танца России. У неё своё хореографическое направление, свой коллектив, она работает со многими театрами, постоянно выезжает на всевозможные фестивали и премьеры. С Запашными она работает, только когда они ставят программу в Лужниках».
По словам директора цирка,
«новая программа будет называться «Девять ветвей», она создана по мифам и легендам, но больше по эпосу «Гэсэр». Это будет девять картин, девять разных историй, которые будет сплетаться в одно художественное полотно. Для нас это взгляд с Запада на Восток, взгляд москвичей на бурятскую национальную культуру. Им это очень интересно, они были впечатлены работами бурятских художников, особенно понравился Зорикто Доржиев. Петрикова прочитала эпос «Гэсэр», и говорит: - Наташа, там мозги в трубочку сворачиваются, это такой объём информации! Они полностью погрузились и в творчество Рериха, который приезжал на наши земли - всем этим впечатлились, и мы начали сотрудничать. Музыку для «Девяти ветвей» пишет композитор Машков, он, кстати, родом из Улан-Удэ. Я всё думала - какая будет музыка, что они могут написать, в каком национальном стиле - надо же понимать пентатонику и национальные инструменты. Но, потом мы узнали, что он родом из Бурятии – значит, человек погружён в наши реалии».
Ориентация бурятского цирка на национальную самобытность, по словам Натальи Борисовой, неожиданно нашла поддержку в Росгосцирке:
«Недавно мы съездили в цирк Чинизелли (Большой Санкт-Петербургский государственный цирк – ред.) - это исторический манеж российского цирка, которому исполнилось 140 лет. Для артиста цирка – это, наверное, как Большой театр или Маринка, или Ла Скала для артистов оперы и балета. И туда специально посмотреть нашу программу приехали специалисты из Росгосцирка - они были поражены тем, что мы работаем в национальном стиле. Они сказали, что в Росгосцирке на сегодняшний момент остались только перья и стразы, национального ничего нет. Сейчас в национальном стиле работаем, судя по всему, только мы и ещё, наверное, Бриллиантовый цирк Саха Якутии. В Росгосцирке нам сказали, что это интересно, и нужно развивать и углублять именно свою национальную составляющую».
Директор цирка Бурятии рассказала о кадровых проблемах и трудностях с помещением:
«У нас очень скромное штатное расписание, в которые мы никак уже не укладываемся, и, наверное, в этом году будем ставить перед правительством вопрос о том, чтобы нам его увеличили. На сегодняшний день у нас нет даже экономиста и юриста, и это очень сложно, когда мы выходим уже на международный уровень. Артистов тоже не хватает - в нормальном цирке только 90 цирковых, 20 балетных плюс оркестр, униформисты, инспекторы манежа, и так далее. А у нас артистических 18 ставок, и нет никаких униформистов, никаких инспекторов манежа, а это техника безопасности! Ни для кого уже не секрет, что в Улан-Удэ мы вмещается только в здание ФСК, потому что только оно имеет высоту хотя бы 15 метров, а мы в больших цирках работаем на высоте 27 метров!».
Наталья Борисова рассказала о подписании соглашения с Росгосцирком, но,
«в первую очередь, мы представляем свою республику. Бурятский цирк - самый выездной республиканский коллектив, из 146 мероприятий в рамках государственного задания, за которые мы получаем субсидию, 80 процентов мы показываем на гастролях. Надо понимать, что мы представляем бренд Республики Бурятия, через наше творчество люди знакомятся с нашим искусством, нашими традициями, нашим бытом, и это вызывает большой интерес. Генеральный директор Росгосцирка Дмитрий Евгеньевич Иванов спросил у меня – Наташа, скажи, пожалуйста, вы выступали в Чинизелли, объясни феномен происходящего? А получилось так, что у нас был аншлаг при 1800 посадочных мест, причём выходцев из Бурятии, на которых мы рассчитывали, было процентов 15. Остальные зрители – петербуржцы, китайцы, американцы, французы, бельгийцы, итальянцы, скандинавы. И директора Росгосцирка поразило то, что на Бурятский цирк, который никто не знает, пришло столько зрителей. Я объяснила это названием программы – «Легенды Байкала», экзотикой и национальным колоритом. На рекламу мы потратили 150 тысяч рублей - это просто нисколько по объёмам Санкт-Петербурга, где самая минимальная реклама обходится в 2,5 миллиона».
По словам героини программы «Большой повод»,
«Росгосцирк хочет попробовать поставить нас в свой цирковой конвейер, имея по России 31 стационарный цирк, 10 из которых находятся на реконструкции, но, я думаю, это будет в 2019 году, потому что в 2018 году мы с 15-го сентября уже стоим в Караганде - едем на девять месяцев по семи крупным городам Средней Азии. Одна из причин наших длительных гастролей – отсутствие в Улан-Удэ собственного здания цирка. Мы были недавно на гастролях в Иркутске – там мы имеем возможность тренироваться в манеже, возможность творчески расти и приглашать специалистов. Сейчас мы подписали договор с Андреем Ковгаром – одним из лучших тренеров по подкидным доскам, но условий работать с ним здесь нет – мы уже не вмещаемся ни в КСК, ни в ФСК. А в Средней Азии у нас будет возможность спокойно девять месяцев готовить с Ковгаром этот номер - мы хотим, чтобы он вошёл в Книгу рекордов Гиннеса, и Ковгар хочет, чтобы впервые это сделали мы».
Наталья Борисова считает, что
«города, в которых есть цирк, живут счастливые дети. Стационарные цирки есть даже в городах России с населением в 270 тысяч человек, там проходит девять программ за год, и люди ходят! И главе Росгосцирка Дмитрию Иванову логистически мы тоже очень интересны, потому что у него крайняя точка - это Иркутск, а дальше только Владивосток. Причём, у Росгосцирка хорошие программы – это не те шапито, которые нас непонятно чем пичкают. Я хочу, чтобы в Улан-Удэ был не в чистом виде цирк, а универсальная арена с трансформациями, потому что больше сорока представлений в год нашему цирку в столице делать не надо. Пусть ещё зайдёт Росгосцирк со своей программой на полтора месяца, а в остальное время это могут быть выступления ансамбля «Байкал», РЦНТ, других артистов. Например, зал будет в виде подковы, а на гидравлике можно будет поднять хоть манеж, хоть сцену – это всё технологии сейчас позволяют. Можно это сделать в виде национальной юрты, чтобы это работало на туристов. Ну, а пока ждём всех на нашей премьере «Девять ветвей» с 20 по 23 апреля в ФСК – это будет что-то захватывающее!».
↓