β
$ 57.65
69.07
јвторизаци€
¬ойти Ќапомнить пароль

Ћогин

ѕароль

"Ёхо ћосквы" "–усское радио"


29 августа, 23:43

Ќикита ѕ€тков

»ј »ркутск онлайн: јктер јндрей ћерзликин: ЂЅез Ѕайкала картины бы не былої

Ћадога вместо Ѕайкала†

¬иктор јлферов, режиссер фильма Ђќблепиховое летої: Ч ћы не шли по пути документальности, схожести, это совершенно авторска€ работа. ≈стественно, перед тем как сказать: Ђ амера, мотор!ї, показали сценарий ќльге ћихайловне, вдове јлександра ¬ампилова, и Ћене (дочь драматурга. Ч ѕрим. авт.). ” каждого из вас свой ¬ампилов. » так по всей стране.†

»де€ сн€ть фильм об јлександре ¬ампилове пришла четыре года назад. ћы еще писали сценарий, когда познакомились с јндреем, и € сразу пон€л, что он тот человек, тот творческий локомотив, который мне нужен.  огда сценарий был готов, сн€ли с ним одну сцену, направили за€вку на субсидию в ћинкульт и сразу выиграли. » тут юбилей ¬ампилова.  ак-то все совпало.†

ћы прилетели в »ркутск в день гибели ¬ампилова, потом был его день рождени€. ћы мечтали сн€ть финальную сцену, когда он плывет в лодке с √лебом (√леб ѕакулов Ч прозаик, поэт, близкий друг јлександра ¬ампилова. Ч ѕрим. авт.), именно на том месте, именно в тот день спуст€ столько лет. Ёто была мечта, и она осуществилась.†

†јндрей ћерзликин, исполнитель главной роли в фильме Ђќблепиховое летої: †

Ч ¬ картине по€вилс€ Ѕайкал. Ѕез Ѕайкала картины бы не было. ” нас не было средств, мы снимали в —анкт-ѕетербурге, и нам продюсеры говор€т: Ђ—цену гибели будем снимать на Ћадогеї. я говорю: Ђ√де? Ќа Ћадоге? ¬ы с ума сошли? ¬ы представл€ете, что будет на премьере. —тыдоба, скажут, дураки что ли, не знают, как Ѕайкал выгл€дит!ї “ем не менее, все случилось, у нас особое удовлетворение от съемок на Ѕайка†

ѕьесы знают, а ¬ампилова - нет†

¬иктор: ƒл€ мен€ ¬ампилов Ч это бесспорно художник. ¬ан √ог, ћоцарт, ¬ампилов, „ехов. я четыре года думал, имею ли € право братьс€ за такой серьезный материал.  ак мы знаем, ¬ампилов родилс€ и никогда не видел отца, ему было полгодика, когда его расстрел€ли. » дл€ мен€ важно не только творчество, но и его трагическа€ судьба человека, он говорил: Ђя комедии пишу, € же юмористї. —ценарий охватывает последние два года жизни ¬ампилова. — того момента, как он написал Ђ”тиную охотуї и едет в ћоскву пристраивать пьесу. » посто€нно мысл€ми или во снах он возвращаетс€ на родину, на Ѕайкал, ищет информацию об отце.

≈лена јлферова, режиссер фильма Ђќблепиховое летої:

†- ћы были на Ѕайкале, и € фотографировала местные виды, подошла к берегу, зашла одной ногой в воду, а ¬ит€ говорит: Ђќсторожно, не утониї, посме€лась помню: Ђ ак тут можно утонуть?ї, а он ответил: Ђ¬ампилов же утонулї.   сожалению, к стыду своему, €, окончив два высших заведени€, одно из которых ¬√» , не знала биографию ¬ампилова, хот€ пьесы его хорошо знала.†

ћы вернулись в ћоскву, стали спрашивать у друзей, знакомых о ¬ампилове.  то-то говорил, что вообще не знает такого драматурга, кто-то хорошо знаком с его пьесами, но ничего не знает о нем. ќказалось, что € не одинока. ƒл€ ¬ити это стало отправной точкой к тому, чтобы реализовать свой замысел.†

¬иктор:†

ƒл€ мен€ важен художник и его мама, папа, жена и дочка. ¬с€ семь€.  то из нас знает, как было? Ќикто не знает. Ѕыл только √леб и ¬ампилов в лодке, а что там было, мы можем только предполагать. » никто не знает, как он жил в ћоскве, потому что там тоже никого не было Ч ни жены, ни дочери. ќтец присутствует, и дл€ мен€ это очень важно было.†

Ѕайкал встретил штормом†

јндрей: ћне запомнилс€ Ѕайкал. Ѕайкал, который встретил нас штормом

¬иктор: “ри часа мы не могли подойти к берегу. —отрудники ћ„— нам сказали отмен€ть съемки, потому что невозможно спустить лодку, это было смертельно опасно.†

јндрей: —только проделать пути и не сн€ть в этот день. » капитан корабл€ Ђ‘артовыйї сказал: Ђ¬ы что?ї. » когда продюсер прин€л решение разворачиватьс€ и ехать обратно, капитан вз€л все в свои руки и хрупкого питерского продюсера остановил. †

¬иктор: Ћодка сто€ла на берегу, чтобы ее спустить. ќн воткнулс€ в берег, в камни и перекрыл волну от Ѕайкала, ћ„— спустило лодку, тем самым перекрыв волны. » там уже, когда дальше вошли, волна стала меньше, и мы три часа ходили по Ѕайкалу.†

јндрей: я как мальчишка накаталс€ вдоволь и не на каком-то туристическом теплоходе, а на лодке образца 1960 года абсолютно аутентичной, из кедра, с двигателем, по которому видно, что он помнит ¬ампилова. » мы туда-сюда бороздили. —отрудники ћ„— за нас переживали, но все, кроме шторма, нам благоволило.†

ѕро документальность и авторский взгл€д†

јндрей: ѕришла пора ∆«Ћ не только в литературе, но и в кино. ѕотому что с тем же јлександром ¬ампиловым тема гаснет, пропадает. ¬ы здесь о нем знаете, а там (в ћоскве. Ч ѕрим. авт.) нет, в библиотеках, магазинах, в домах книги ¬ампилова ты не найдешь. ¬озможно, фильмом мы привлечем внимание зрителей, будем посто€нно говорить, что он не издаетс€, и рано или поздно услышит тот, кто должен.†

¬иктор: ¬ фильме что есть документального, что есть точно вампиловского, так это его тексты. “ак или иначе кажда€ сцена, диалоги сотканы из фрагментов переписки ¬ампилова с ≈леной Ћеонидовной якушиной (заведующа€ литературной частью ћосковского театра имени ≈рмоловой. Ч ѕрим. авт.) и с женой, есть репетици€ Ђ—таршего сынаї, как в иркутском театре. ѕисали когда сценарий, вс€ эта истори€ московска€: снег, сырость, нет солнца. » потом он приезжает на родину и говорит: Ђѕриезжайте к нам на Ѕайкалї Ч и дальше пишет в письме: Ђ“акое облепиховое лето.  расота!ї Ёто одно из его последних писем. » мы назвали фильм Ђќблепиховое летої, потому что он все врем€ хотел делитьс€ этим, этой красотой, всех звал в гости, на Ѕайкал. » в этом документальность тоже соблюдена.†

Ћюбой из вас пошел бы в первую очередь к вдове, сел и начал бы с ней придумывать, или к другу ¬ампилова. ћы этого не сделали сознательно. я бы точно сошел с ума, если бы приехал в  утулик и всех послушал и потом попыталс€ это все соединить, все пожелани€. я бы на второй неделе, наверное, взорвалс€. я никого не слушал. ” мен€ было точное понимание, что в этом месте будет финал, что здесь они катаютс€ на лодке, он идет по берегу и р€дом облепиха, здесь отец, он должен быть в фильме, но ¬ампилов его никогда не видел, соответственно, это сон. ћы написали сценарий какой хотели.†

ѕро совесть и умение перенимать чужой опыт

†јндрей: ƒл€ ¬√» овцев јлександр ¬ампилов Ч икона драматургии. ћы ставили дипломный спектакль по пьесе Ђ”тина€ охотаї. –оль «илова исполн€л ваш земл€к ¬олод€  апустин, —аша Ѕухаров играл ƒулова, по-моему. —пектакль шел у нас год и был успешным. Ћюбима€ мо€ цитата из ¬ампилова, конечно, про москвичей: Ђ¬ ћоскве задумчивых нет, их дав€т машинамиї.†

Ћюбовь к ¬ампилову была, безусловно, мы его разобрали по косточкам, изучили все, что только можно было. ќбсуждали, спорили и варились в этом. » когда от ¬иктора € услышал про ¬ампилова, дл€ мен€ это был ма€чок. — одной стороны, совесть мне говорила: јндрей, нехорошо, куда ты собралс€ после милицейских и бандитских ролей, а с другой стороны, очень хотелось попробовать, така€ роль Ч подарок дл€ актера.

†—овесть дл€ мен€ Ч это критерий оценки своей личной жизни, жизни как обычного человека, который развиваетс€, и, раз брем€ у мен€ такое выпало работать именно в этой профессии, € должен отдавать себе отчет чем и зачем занимаюсь, следить за качеством и вектором своих ролей, понимать, какое эхо они имеют у зрител€. “ем более, если задуматьс€, зрител€ми скоро станут и мои дети. —овесть это тот самый колокольчик, который дал нам √осподь, дл€ того чтобы мы понимали, туда ли мы идем. ћожно совесть заглушить и спокойно существовать дальше, она очень быстро засыпает, или, наоборот, заставл€ть ее быть живой, больно, тревожно, но держать эту кнопку в состо€нии пронзительной чистоты. » конечно, дл€ того чтобы эта кнопка была чиста, нужно т€нутьс€ и смотреть, кто из людей этой кнопкой также дорожит.  ак правило, когда мы говорим о таких фигурах, как ¬ампилов, ѕушкин, ƒостоевский, –убцов, ≈сенин, Ч все эти люди самые высокие вопросы перед собой ставили. ќни могли быть хулиганами, но когда оставались один на один, вопросы, которые они себе задавали, были самого высокого пор€дка. Ѕолее того, художник не может не задаватьс€ вопросами нравственности и совестливости.†

—ейчас по большому счету можно делать все, и люди абсолютно расслабленно могут существовать, не просто вывернул пальто наизнанку, потому что € так вижу, уже дошло до развращающих непон€тного рода действий, которые мы должны вместе с вами разрешить в силу каких-то современных тенденций. ≈сли бы мне не было за это стыдно, € бы тогда не говорил про совестливость. –еб€та, нам нужно снимать фильмы про людей, которые говорили о совести, о трудолюбии.

Ћюди, которые люб€т страну, потому что это их мала€ родина, она св€зана с переживани€ми детства, отрочества, с родител€ми. ¬от мы говорим о ¬ампилове. –одители сформировали человека. » нужно об этом поговорить. Ёто самое интересное, почему один смог подн€тьс€ на эту вершину. ѕолучаетс€, что художник, поэт Ч это человек, который за нас делает некую работу, жертвует своей жизнью, не реализует себ€ в капиталах, семье, дет€х. ќн за нас делает эту работу и говорит, что пережил, так же как св€тоотеческое предание. Ћюди, которых мы называем св€тыми, это же обыкновенные люди, но они посв€тили жизнь аскетизму, чтобы проверить, так это или нет, чтобы мы не проходили этот путь.†

¬ каждом поколении есть человек, который за нас сделает эту работу на века. » то, что они оставл€ют, этим нужно пользоватьс€. Ќужно читать книги, потому что это не только эрудици€, это спасение теб€, твоих детей, твоей страны. Ѕольша€ ошибка была в советское врем€, когда говорили, что чужим опытом сыт не будешь. Ѕудешь. » опыт литературных героев Ч твой опыт. ќпыт твоих родителей важен в первую очередь. ћама, как было? ѕапа, как было? » в результате человек вырастает образованным, готовым к взрослой серьезной жизни, если он умеет пользоватьс€ опытом других людей.

јвтор:†јлина ¬овчек, »ј Ђ»ркутск онлайнї

ѕолна€ верси€ по†ссылке

»сточник:

baikal-media.ru

© 2004-2017 информационное агентство ЂЅайкал ћедиа  онсалтингї

Ёл є ‘— 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана ‘едеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследи€

 Ќаверх 

ѕри перепечатке текстов либо ином использовании текстовых материалов с насто€щего сайта на иных ресурсах в сети »нтернет гиперссылка на источник об€зательна. ѕерепечатка либо иное использование текстовых материалов с насто€щего сайта в печатных —ћ» возможно только с письменного согласи€ автора, правообладател€. ‘отографии, видеоматериалы, иные иллюстрации могут быть использованы только с письменного согласи€ автора (правообладател€) и с об€зательным указанием имени автора и источника заимствовани€

¬ случае использовани€ †материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

–едакци€ оставл€ет за собой право полностью или частично удал€ть комментарии пользователей.

^