$ 63.91
68.5
Авторизация
Войти Напомнить пароль

Логин

Пароль

"Баргузин ФМ"
"Эхо Москвы" "Русское радио"


2 февраля, 17:31

фото: Сергей Примаков

Павел Руднев в Улан-Удэ: «Весь мировой театр пришел к той ситуации, когда он сам по себе закон»

31 января в Русском драматическом театре, в рамках стартовавшего проекта «Театральный лекторий», состоялась лекция московского театрального критика Павла Руднева «Как меняется современный театр».

Павел Руднев известен в театральном мире – председатель экспертного совета «Ново-Сибирского транзита», театральный критик, театральный менеджер, кандидат искусствоведения, помощник художественного руководителя МХТ имени Чехова и ректора школы-студии МХАТ по спецпроектам, переводчик пьес, член жюри драматургических премий. Для руководителей театров, режиссеров, актеров, студентов ВСГИК мероприятие стало возможностью познакомиться с тенденциями театрального искусства, обогатить и структурировать собственные знания.

Лекция Павла Руднева была посвящена тому, как меняется современный театр, по каким критериям происходят эти изменения, как трансформируется инструментарий художника и каким образом воплощается художественная идея.

Так, по мнению критика, сегодня в театральном искусстве происходит переосмысление театральных терминов, их переформатирование или попытка сформулировать по-другому.

Искусство – это игра, а не математическая формула. В искусстве все пребывает в плавном потоке, и то, что нам казалось незыблемым, в другие времена может предстать иным, – говорит Павел Руднев.

А это порождает деканонизацию, разрушение классического представления о театре.

Сегодня люди приходят в театр и не видят то, что хотят увидеть, к чему привыкли. Зритель оказывается в определенной растерянности.

Предумышленного представления о театре уже не существует. Весь мировой театр пришел к той ситуации, когда он сам по себе закон. Каждый режиссер сам себе придумывает правила игры. Случилось раскрепощение театрального кодекса.

Говоря о современном театре, нельзя не сказать о молодом поколении – людях, которым предстоит делать театр будущего.

У них отсутствует институт кумиров. Есть желание делать свой театр, который не будет ориентироваться на какие-то идеалы, есть желание смотреть во все глаза. Культура всеприятия.

лек1.jpg

Деканонизация характерна не только для театра, но и в целом для мировой культуры. По словам Павла Руднева, сегодня культурологи, социологи искусства говорят о конце эпохи постмодернизма и о конце стиля, о потере конкретного стиля в нашей культуре.

Сегодня характерна культура «Театр+…». Театр чувствует свою закрытость и герметичность и пытается из нее выйти. Это и театр плюс галерейная культура, когда театр пытается заимствовать технологии, применяемые в инсталляциях. Театр плюс наука, театр плюс новые философские концепции и тренды, лингвистика, социология, арттерапия и т.д. Происходит попытка сделать театр синтетическим. Через какое-то время будет бессмысленно делить театр на жанры: драматический, постдраматический. Эти вещи сливаются воедино, в некий общий жанр. Рождается некое синтетическое единство всех театральных жанров и формируется новая театральная культура.

Но в то же время театр захватывает и тенденция, связанная с театральной аскезой. Примером такого искусства Павел Руднев назвал опыт Сергея Женовача, режиссера и художественного руководителя «Студии театрального искусства».

Первые спектакли поражали, в них Женовач как будто тотально отказывался от искусства интерпретации, режиссерский рисунок полностью отсутствовал. Текст оказывался той хрупкой субстанцией, которую нужно донести до артиста. Возникала культура потрясающего аскетизма, скупого, «сурового» театра.

Также лектор рассказал о влиянии на современный театр школы Петра Фоменко, российского режиссёра театра и кино, педагога, художественного руководителя Московского театра «Мастерская Петра Фоменко».

Фоменко преобразовал нашу театральную систему и в 90-е годы совершил революцию. Он опрокинул классическое представление о перевоплощении, разрушил веру в полное перевоплощение. Предложил новые способы театрализации прозы. Использовал театральность как способ справиться с тяготами бытия.

Не остались и без внимания дилеммы, которые сегодня стоят перед театром. Одна из них заключается в том, что режиссер должен отказаться от манипулирования зрительским сознанием, предлагая систему образов, которую нельзя определенно трактовать.

Режиссер не хочет быть диктатором смыслов. Вместо дидактического театра возникает коммуникативный.

Другая дилемма, по мнению Павла Андреевича, связана с отношением к литературе.

За 20 век театр пытался найти способ перестать быть «служанкой» литературы. С момента появления режиссерского языка возникает попытка сделать театр автономным, независящим от литературы.

Павел Руднев успел познакомить присутствующих и с опытом современной сценографии, и с пониманием героя, которого таковым делает «система», и который вынужден стать героем по велению интриги, и с примерами вторичного использования феноменов массовой культуры, и с другими особенностями существования театра сегодня. Для многих лекция стала возможностью хоть на время побывать в центре передовой театральной мысли.

Источник: пресс-служба Государственного русского драматического театра им. Н.А.Бестужева, автор Юлия Федосова


© 2004-2015 информационное агентство «Байкал Медиа Консалтинг»

Эл № ФС 77-22419 от 28.11.2005 г.
выдана Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия

 Наверх 

Перепечатка материалов возможна при указании активной ссылки на данный сайт.

В случае использования  материала в печатном издании, необходимо указывать адрес сайта: www.baikal-media.ru

Редакция оставляет за собой право полностью или частично удалять комментарии пользователей.

^